Опытно экспериментальная работа по развитию связной речи детей дошкольного возраста через театрализованную игру

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2015 в 14:13, курсовая работа

Описание работы

Цель — изучение возможностей театрализованной игры как средства развития связной речи дошкольников.
Предмет исследования: речевая деятельность дошкольников.
Объект исследования: дошкольники.
Задачи исследования:
1) теоретический обзор проблемы театрализованной игры в психолого-педагогической литературе;
2) изучение особенностей связной речи детей дошкольного возраста

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития связной речи дошкольников
1.1. Особенности связной речи детей дошкольного возраста
1.2. Театрализованная игра как средство формирования связной речи
1.3. Значение театрализованной игры
1.4. Возможности театрализованной игры для развития связной речи
1.5. Особенности использования театрализованных игр для развития связной речи детей дошкольного возраста
Глава 2. Опытно экспериментальная работа по развитию связной речи детей дошкольного возраста через театрализованную игру
2.1. Организация исследования
2.2. Оценка эффективности работы по развитию связной речи средствами театрализованной игры
2.3. Рекомендации педагогам и родителям
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 32.00 Кб (Скачать файл)

У детей второй группы (11 человек) нарушения в построении отдельных сообщений были выражены в меньшей степени по сравнению с первой группой.

Они, как правило, справлялись с заданием на построение фраз по наглядной опоре; при этом отмечались недостатки главным образом в грамматико-синтаксическом оформлении фразы-высказывания..

При составлении рассказов наблюдались отдельные специфические нарушения (в логико-смысловом построении сообщения, на уровне программирования и контроля за реализацией высказывания). Были выявены недостатки в языковом оформлении сообщении нерезко выраженные нарушения связности повествования, лексические затруднения, различные аграмматизмы. В отличие от детей первой группы более или менее выраженные недостатки речи у этих детей проявлялись избирательно, в некоторых видах заданий (пересказ, составление рассказа по наглядному сюжету и др.).

Отмечалась большая степень самостоятельности при выполнении всех видов заданий. Наибольшие трудности у детей этой группы вызывало выполнение заданий творческого характера.

Выделение указанных групп имеет значение в плане дифференцированного подхода к детям при проведении коррекционной работы по формированию связной речи. Кроме того, комплексное исследование детей с использованием различных видов заданий дало нам возможность установить, в каких видах исследуемой речи у каждого ребенка отмечаются наибольшие затруднения и на какие виды можно опираться в процессе коррекционного обучения. Результаты исследования находятся в таблице 1.

Таблица 1.

Развитие связной речи дошкольников (1 этап)

Сравнительная таблица ответов испытуемых

Вид задания Выполнение задания

Самостояте

льно С небольшой

помощью При активном

содействии экспериментаментатора Не

выполнено

Составление предложе-

ний по

картинкам,

изоб-

ражающим

простые

действия. 6 11 3 —

Пересказ сказки

«Репка» 2 9 8 1

Изобразим полученные данные графически (см. Рис. 1.)

Рис. 1. Результаты диагностики развития связной речи дошкольников (1 этап)

На основании проведенных исследований мы сделали следующие выводы:

У детей дошкольного возраста отмечается значительное отставание в формировании навыков связной речи. Это указывает на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию данного вида речевой деятельности. Проведенные исследования с использованием различных видов заданий выявили ряд особенностей, характеризующих состояние связной речи детей, которые необходимо учитывать при проведении коррекционной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Басова Н.В. Педагогика  и практическая психология. Ростов  н/Дон: «Феникс», 2000. 416 с.

2. Белорусская начальная  школа: проблемы и перспективы  развития /мат. научно-практ. конф. Мозырь, 19-20 дек. 200., под ред. В.В. Валетова. Мозырь, 2000.

3. Болотина Л. Р., Комарова  Т. С. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие  для студ. сред. пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 1998. 240 с.

4. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М.: Просвещение, 1998

5. Венгер Л.А. Мухина В.С. Психология. М., Просвещение, 1988.

6. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. М., 1994

7. Возрастная и педагогическая  психология / Под ред. А.В. Петровского. М., Просвещение, 1999.

8. Возрастная и педагогическая  психология. /Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик, М., 1984.

9. Воспитание и обучение  детей шестого года жизни: Кн. для воспитателя дет. сада / Н. А. Ветлугина, Р. С. Буре, Т. И. Осокина и др.; Под ред. Л. А. Парамоновой, О. С. Ушаковой. М.: Просвещение, 1987

10. Выготский Л.Н. Воображение  и творчество в дошкольном  возрасте. — СПб.: Союз, 1997. 92 с.

11. Давыдов В.В. Проблемы  развивающего обучения. М., 1986 (Психологическое  развитие младших школьников  в процессе учебной деятельности: 163-213).

12. Дубина Л. Развитие у  детей коммуникативных способностей. // Дошкольное воспитание, 2005, № 10, с. 26-36.

13. Дубина Л. Развитие у  детей коммуникативных способностей. // Дошкольное воспитание, 2005, № 11, с. 3-10.

14. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. — М.Мир, 1992. стр. 435-442.

15. Гузеев В.В. Лекции по педагогической технологии. М., 1992.

16. Заика Е.В. Комплекс игр  для развития воображения. — Вопросы  психологии. — 1993 №2. стр. 54-58.

17. Заика Е.В. Упражнение  для формирования навыков чтения  у младших школьников. // Вопросы  психологии. 1995. № 6 — С. 43-54.

18. Запорожец А.В. Избранные  психологические труды: В 2 т. М., 1986. Т.1 (Учение Ж Пиаже и психическое  развитие ребенка: 216 221. Проблемы  развития психики ребенка: 223 232. Возрастные  периоды психического развития  ребенка: 233 235, 248 257)

19. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса. Мн., 2001

20. Козлова С. А., Куликова  Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие  для студ. сред, пед. учеб. заведений. — 3-е изд., исправ. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 416 с..

21. Крылов Е. Школа творческой  личности. — Дошкольное воспитание. -1992 №№ 7,8. стр. 11-20.

22. Лисина Н.И., Копчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. Кишенев, 1987. (Генезис общения у дошкольников: 5 43)

23. Матвеева Л. И Развитие  младшего школьника как субъекта  учебной деятельности и нравственного  поведения. / Л.И.Матвеева — Ленинград, 1989 -265с.

24. Мудрик А. Индивидуальная  помощь в социальном воспитании. / А Мудрик // Новые ценности образования: Забота поддержка консультирование. М.: Инноватор, 1996. — Вып.6. С. 56 70.

25. Нежнова Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к школьному возрасту. М.,1988.

26. Нестеренко А. А. Страна  сказок. Ростов-на-Дону: Издательство  ростовского университета. — 1993. 32 с.

27. Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии / .Р.С.Немов М.: Владос, 2000. — 436с.

28. Николаева С.О. Занятия  по культуре поведения с дошкольниками  и младшими школьниками. М., Владос., 1999 80 с.

29. Николаева С.О. Занятия  по культуре поведения с дошкольниками  и младшими школьниками. Учебно-метод  пособие. М., Владос, 1999. 800 с.

30. Палашна Т.Н. Развитие воображения в русской народной педагогике. — Дошкольное воспитание. -1989 №6. стр. 69-72.

31. Педагогика школы / Под  ред.Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1997-387 с.

32. Педагогика: педагогические  теории, системы, технологии: Учеб. для  студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А.Смирнова. — 4-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 512 с.

33. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского М.: Просвещение, 1983 384 с.

34. Подготовка детей к  школе // Материалы республ. научно-мед. семинара / под ред. Е.А. Архиповой. Мн., 2000

35. Подъяков Н.М. Мышление дошкольника. М., 1972 (Формирование у дошкольников обобщенных способов практического исследования ситуации: 122 123. Формирование наглядно образного мышления у дошкольников: 162 237)

36. Проблемы формирования  профессиональной деятельности  дефектолога / материалы республ. научно-практ. конференции. Мн., 1997.

37. Прокопьев И. И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика/ Учеб. пособие. И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. — Мн.: ТетраСистемс, 2002. — 544 с.

38. Рогов Е.И. Настольная  книга практического психолога  в образовании. М., Владос, 1996. С. 99 243.

39. Развитие личности ребенка. Общая редакция Фонарева А.М. М., Прогресс, 1987

40. Столяренко Л.Д. Педагогическая  психология. Ростов н/Д: Феникс, 2000. 544 с.

41. Тихомирова Л.Ф. Развитие  познавательных способностей детей. Ярославль, Академия развития, 1996

42. Формирование познавательных  интересов школьников. //Под ред. Щукиной Г.И. Л., 1998.

43. Фридман Л.М., Кулагин  И.Ю. Психологический справочник  учителя. М., Просвещение, 1991. С. 28 219.

 


Информация о работе Опытно экспериментальная работа по развитию связной речи детей дошкольного возраста через театрализованную игру