Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 17:46, курсовая работа
Цель исследования заключается в выявлении условий, которые оказывают наиболее существенное влияние на развитие умственных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс развития умственных способностей дошкольников.
Предметом исследования являются условия развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы развития умственных способностей
детей старшего дошкольного возраста
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования…………………………………………………………… 6
1.2. Особенности развития умственных способностей старших
дошкольников…………………………………………………………… 9
1.3. Особенности ознакомления детей старшего дошкольного
возраста с животными…………………………………………………. 15
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития
умственных способностей детей старшего дошкольного возраста
2.1. Определение уровня интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста на этапе констатирующего эксперимента….. 20
2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента………….. 25
Заключение ……………………………………………………………………… 27
Библиография………………………………………………………………………. 29
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………….
Глава 1. Теоретические основы развития умственных способностей
детей старшего дошкольного возраста
1.1. Анализ психолого-
1.2. Особенности развития
дошкольников………………………………………………
1.3. Особенности ознакомления
возраста с животными………………………………………………….
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития
умственных способностей детей старшего дошкольного возраста
2.1. Определение уровня
2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента………….. 25
Заключение ……………………………………………………………………… 27
Библиография………………………………………………
Введение
Актуальность
исследования. В современных условиях
развития нашего
общества возрастает роль активности
человека, его умения организовывать свою
деятельность. В связи с этим особую актуальность
приобретает проблема развития умственных
способностей, так как наличие их высокого
уровня, хотя и не гарантирует успеха в
учебной, профессиональной, творческой
и других видах деятельности, но создает
для него определенную основу.
Интерес к изучению умственных способностей, условиям и факторам их развития, диагностики обусловлен не только социально-экономическим укладом, но и запросом со стороны педагогической практики. Повышение значимости и ценности хорошего образования вызывает повышенный интерес к обучению и развитию детей дошкольного возраста. Многие родители при этом испытывают тревогу за будущее ребенка, желание дать ему как можно больше шансов в самореализации и успешном определении своего места в условиях нестабильной жизни.
Гуманизация образования и связанный с этим переход от объяснительно-иллюстративного типа обучения к развивающему, как указывается в Концепции дошкольного воспитания, направлены на создание новых образовательных систем, которые с одной стороны максимально способствовали бы психическому, и особенно умственному развитию дошкольников. [12] Повышение эффективности дошкольного обучения возможно лишь в том случае, если оно будет построено согласно общим законам умственного развития.
Практическая значимость проблемы развития
умственных способностей обусловлена
еще и тем, что определенный уровень их
развития предполагает наличие более
избирательного отношения к информации.
В настоящее время человечество достигло значительных
результатов в области технологий. Вследствие
этого дети информационно повзрослели,
однако в силу
эмоциональной незрелости им трудно отличить
позитивную информацию от непозитивной.
Для повышения эффективности образовательного процесса необходимо использовать научно-обоснованные методы руководства познавательным процессом, мобилизующие интеллектуальный потенциал личности. Это невозможно без знания особенностей умственных способностей дошкольников, путей и способов их развития. Знание особенностей развития умственных способностей детей поможет более полно задействовать их социальную и личностную активность в процесс обучения, с одной стороны, а с другой будет способствовать полноценному развитию личности и повышению «компетентности» будущего школьника в решении самых разнообразных задач.
Таким образом, проблема исследования психологических условий и факторов развития умственных способностей детей дошкольного возраста имеет важное практическое значение. Она создает необходимые психологические предпосылки для решения узловых дидактических задач на ступенях дошкольного образования.
Изучению умственных способностей посвящено множество работ зарубежных и отечественных исследователей (Ж.Л.Пиаже, И.М.Сеченов, Л.С.Выготский; С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Б.Г.Ананьев, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, и др.). Представления о сущности умственных способностей и их развитии в психологической науке меняются, дифференцируются, уточняются.
Цель исследования заключается в выявлении условий, которые оказывают наиболее существенное влияние на развитие умственных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс развития умственных способностей дошкольников.
Предметом исследования являются условия развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования строится на предположении о том, что развитие умственных способностей дошкольников в условиях ДОУ проходит эффективнее, если:
- выявлены условия развития умственных способностей детей дошкольного возраста;
- определены особенности
- создана педагогическая модель ознакомления дошкольников с животными в процессе развития умственных способностей.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1.Изучить разработанность
2.Разработать модель развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с животными.
3.Провести экспериментальное исследование использования модели развитие умственных способностей в процессе ознакомления с животными.
Методы исследования:
- теоретический: анализ
психолого-педагогической
- эмпирический: наблюдения, беседы, диагностика, тестирование, эксперимент.
- математической: статистики при обработке опытно-
экспериментальных данных..
Исследования проводились на базе ДОУ № 2 «Фиалка» с. Хумалаг, РСО-Алания В эксперименте участвовало 20 детей старшего дошкольного возраста (10 - в контрольной группе, 10 - в экспериментальной группе).
Глава 1. Теоретические основы развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста
1.1. Анализ психолого-
Исследование природы умственных способностей осуществляется довольно давно, однако этот вопрос по-прежнему остается открытым. Ответ на него искали мыслители всех времен (Платон, Конфуций, ДясЛокк, К.А.Гельвеций, Кант и др.). В своих изысканиях они опирались в основном на собственные житейские наблюдения, умозрительные рассуждения, обобщения обыденного опыта. На протяжении тысячелетий задача детального научного исследования такой тонкой материи, как человеческой ум, практически даже не ставилась, считаясь в принципе не разрешимой.
Сегодня тема умственных способностей вновь стала актуальной, что обусловлено социально-экономическими условиями, состоянием общества. Несмотря на довольно значительный вклад психологов (Ф.Гальтон, А.Бине, Т.Симон, Ж.Пиаже, Г.Айзенк, И.М.Сеченов, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Б.Г.Ананьев, Я;А. и др.) в экспериментальную и теоретическую разработку данной проблемы все же единой теории развития умственных способностей не существует.
Впервые о существовании индивидуальных различий в умственных способностях заговорил Фр.Гальтон. Он полагал, что умственные возможности закономерно обусловливаются особенностями биологической природы человека и, соответственно, физическим и физиологическим его характеристикам.[7.с.43] В качестве показателя общих - умственных способностей им рассматривалась сенсорная различительная чувствительность. У А.Бине и Т.Симона иное понимание природы умственных способностей. В отличие от Фр.Гальтона, который рассматривал ум как совокупность врожденных психофизиологических функций, они признавали влияние окружающей среды на особенности познавательного развития. Умственные способности оценивались А.Бине не только с учетом сформированности определенных познавательных функций, в том числе и таких более сложных познавательных процессов, как запоминание, пространственное различение, воображение и т.д., но и уровня усвоения социального опыта (осведомленности, знания значений слов и т.д.). [1.с.52] Следовательно, в контексте данного подхода умственные способности определялись не столько как способность к познанию, сколько как достигнутый уровень психического развития, проявляющийся в показателях сформированности определенных познавательных функций, а также в показателях степени усвоения знаний и навыков.
Создание А.Бине и Т.Симоном набора тестовых задач для оценки уровня умственного развития можно считать первым шагом к практическому исследованию умственных способностей.[19.] Позже Л.Термен модифицировал тест Бине-Симона, используя понятие коэффициента умственного развития, введенное ранее В.Штерном. Это привело к следующим результатам: при отсутствии единого мнения о том, что такое умственные способности, психологи активно изучали его количественную сторону; в ходе исследований была обнаружена относительная константность и установлена прямая зависимость между показателями коэффициента умственных способностей и успехами в обучении, наиболее престижными профессиями и овладении ими; кроме того, был сделан вывод о его врожденной обусловленности.
Теоретическим результатом перечисленных исследований явилось признание существования «общей умственной способности», то есть некоторого единого основания, с большим или меньшим удельным весом представленного в разных видах умственной деятельности. Умственные способности не только разнообразны, но и находятся в определенном соотношении, т.е. выделены высшие и низшие уровни умственной активности. Следует отметить так же идею наличия управляющих влияний в системе умственных компонентов разной степени общности, т.е. роль наследственности и среды в развитии тех или иных умственных способностей различна.
Особое положение в зарубежной психологии занимают теории Ж.Пиаже. В них исчерпывающе проанализированы операциональные характеристики познавательных структур всех уровней, включая понятийный. Так, Ж.Пиаже считает, что развитые умственные способности проявляются в универсальной адаптивности, в достижении «равновесия» индивида со средой. Следовательно, поведение тем более «умное», чем сложнее и многообразнее становятся траектории, по которым проходят воздействия субъекта на объекты, и к чем более прогрессирующим композициям они ведут. С внутренней стороны интеллект, по Ж.Пиаже, это системы скоординированных между собой обратимых операций, образующих единое целое: «Психологическая реальность состоит из операциональных систем целого, а не из изолированных операций, понимаемых в качестве предшествующих этим системам элементов» [16.с. 221] В рамках данного подхода природа умственных способностей носит адаптивный, деятельный характер.
Развитие умственных способностей представляет
собой процесс, основанный на определенной
системе психологических условий и факторов.
При этом системные факторы представляют
собой причинную основу, на базе которой
объединяются элементы общей системы
развития умственных способностей (Л.С.Выготский,СЛ.Рубинштейн,
В исследованиях психологов выделяются
различные факторы развития умственных
способностей. Работы таких психологов
как Б.Г.Теплов, Н.С.Лейтес, В.М.Русалов,
А.Н.Лебедев посвящены исследованию психофизиологических
факторов. Социальные факторы развития
умственных способностей (состав семьи,
стиль семейного воспитания, интеллектуальный
климат семьи, роль социального статуса)
рассматриваются в трудах Л.С.Выготского,
Ж.Пиаже, Б.Г.Ананьева. Роль деятельности
в развитии умственных способностей (учебной,
игровой, профессиональной и др.) представлена
в исследованиях С.Л.Рубинштейна, Б.Г.Ананьева,
др.
Одной из наиболее дискуссионных по праву
является проблема личностных факторов развития умственных способностей. Попытки
исследователей (Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев,
Д.Л.Робинсон, и др.) связаны с выявлением
связей между умственными способностями
и свойствами, чертами личности (тревожность,
уровень притязаний, самооценка, рефлексия,
эмоции, целеустремленность, сензитивность,
радикализм, трудолюбие и др.)
Можно выделить также ряд исследований,
в которых уделяется особое внимание исследованию
роли мотивационных факторов (интересы,
склонности, установки, цели, мотивы и
др.) в развитии умственных способностей
(Н.О.Лейтес, А.В.Брушлинский, О.К.Тихомиров,
С.Л.Рубинпггейн, А.Г.Ковалев, В.Г.Леонтьев
и др.).
Таким образом, значение этих исследований огромно, особенно в разработке общетеоретических проблем развития умственных способностей. Вместе с тем, анализ психологической литературы позволяет констатировать отсутствие ясного представления о наиболее существенном системном факторе развития умственных способностей и что проблема взаимоотношений умственных способностей с мотивационными и личностными свойствами, поставленная и осознанная давно как весьма важная не только в теоретическом отношении, но и практически, находится на начальных этапах ее конкретной разработки.
Теоретический анализ психологической литературы показал, что общие умственные способности - это устойчивые свойства личности, которые создают основу для успешного выполнения различных видов деятельности и проявляются в индивидуальных особенностях познавательных процессов (памяти, мышления, воображения, восприятия, речи, внимания), но ведущая роль принадлежит мыслительным процессам.
1.2. Особенности развития
Стремление к познанию, к овладению навыками и умениями у детей раннего и дошкольного возраста почти неисчерпаемо. Детские «почему» и «что такое» были предметом многократных исследований, в результате которых всегда приходилось констатировать огромную силу и напряженность познавательной активности ребенка. «Если бы мне, - пишет О.Селли, - предложили изобразить ребенка в его типическом душевном состоянии, то я, вероятно, нарисовал бы выпрямленную фигуру маленького мальчика, который широко раскрытыми глазами глядит на какое-нибудь новое чудо или слушает, как мать рассказывает ему что-нибудь новое об окружающем мире».[20 .с104]
Однако наблюдения показывают, что развитие этой познавательной потребности идет неодинаково у разных детей. У одних она выражена очень ярко и имеет, так сказать, «теоретическое» направление. У других она больше связана с практической активностью ребенка. Конечно, такое различие обусловлено прежде всего воспитанием. Есть дети, которые рано начинают ориентироваться в окружающей их практической жизни, легко научаются бытовым практическим навыкам, но у которых слабо выражен тот «бескорыстный» интерес ко всему окружающему, который характеризует детей-«теоретиков». У этих последних наблюдается яркая форма проявления периода вопросов «почему?» и «что это такое?», а также периоды особого интереса к отдельным интеллектуальным операциям и «упражнения» в них. Точно так же как некоторые дети по 100 и более раз могут открывать и закрывать дверь, упражняясь в соответствующих движениях, так эти дети «упражняются» то в актах сравнения, то в актах обобщения, то в актах измерения и т. п. «У некоторых детей, - пишет Селли, - сравнение посредством измерения становится даже известного рода страстью; они любят измерять величину одних предметов другими и т. д.» [20 .с.117]