Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 17:46, курсовая работа
Цель исследования заключается в выявлении условий, которые оказывают наиболее существенное влияние на развитие умственных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс развития умственных способностей дошкольников.
Предметом исследования являются условия развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы развития умственных способностей
детей старшего дошкольного возраста
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования…………………………………………………………… 6
1.2. Особенности развития умственных способностей старших
дошкольников…………………………………………………………… 9
1.3. Особенности ознакомления детей старшего дошкольного
возраста с животными…………………………………………………. 15
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития
умственных способностей детей старшего дошкольного возраста
2.1. Определение уровня интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста на этапе констатирующего эксперимента….. 20
2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента………….. 25
Заключение ……………………………………………………………………… 27
Библиография………………………………………………………………………. 29
Контрольная группа Экспериментальная группа
2.2. Организация
и проведение формирующего
Цель: формирующий эксперимент направлен на апробацию прелагаемых педагогической модели использования ознакомления с животными на занятий в процессе развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста и определение их целесообразности.
Задачи формирующего эксперимента:
1.Создать условия развития умс
2. Изучить возможности
использования модели
Для систематизации использования занятий по ознакомлению с животными был составлен перспективно-тематических план.
Заключение
Трудно достичь успехов в современном мире, не обладая умением принимать оптимальные решения, не обладая логическим и абстрактным мышлением, хорошей памятью на новые образы и события. Умению думать, "действовать в уме" мы учимся всю жизнь, но начинать это и привыкать к этому надо в дошкольном возрасте, и чем раньше, тем лучше. Аналогично тому, как организованные формы двигательной активности формируют у человека двигательные навыки, позволяющие ему достигать максимальных результатов с минимальным расходом энергии, так и специально организованная система наблюдений за животными может помочь в развитии у ребенка старшего дошкольного умственные способности. Если в дошкольном возрасте суметь привить детям интерес к наблюдения в природе и в специально организованной зоне , то это может привести к максимальному раскрытию их умственных способностей.
Исключительное значение в педагогическом процессе придается наблюдениям, позволяющим ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Наблюдения за животными и другими природными объектами основывается на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, становится основой организации детской жизни.
Разработанная нами система наблюдений за животными на участке и в уголке природы ДОУ, по нашему мнению будет способствовать развитию умственных способностей детей старшего дошкольного возраста, а именно развитию :
- устойчивого внимания;
- гибкости творческого мышления;
- развитию памяти, в том числе смысловой;
- стремлению к интеллектуальной деятельности;
- высокой познавательной активности.
Библиография
ПРИЛОЖЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ НАБЛЮДЕНИЙ В ПРИРОДЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
РАССАТРИВАЕТ БОЖЬЮ КОРОВКУ
Цель . Познакомить детей с особенностями божьей коровки, дать понятие о ее полезности, развивать наблюдательность, познавательную активность
Раньше божью коровку называли солнышком. Это было в давние времена, когда наши предки славяне поклонялись многим богам: солнцу, огню, воде. Облик пятнистых жучков люди связывали с солнцем и потому ласково называли жука «солнышком». Имя «божья коровка» появилось позже. Коровы дают молоко, и жуки выделяют «молочко», правда, не белое, а оранжевое. Конечно, на самом деле это не молочко, а едкая и неприятно пахнущая жидкость. Из-за нее не едят коровок ни птицы, ни ящерицы, ни пауки.
Существовало такое поверие, будто божьи коровки умеют предсказывать погоду. Для этого надо посадить жука на руку и проговорить:
Божья коровка — легкая букашка. Божья коровка — лаковые крылья, Скажи, не таи секрет: Холодно будет или тепло.
Если жучок взлетит при слове «холодно» — жди холода, а если взлетит при слове «тепло» — жди тепла.
Верно это или нет, проверьте! А вот летать и даже совершать перелеты на большие расстояния божьи коровки умеют.
ГДЕ МОЖНО НАЙТИ БОЖЬЮ КОРОВКУ
Цель. Продолжать знакомить детей с животным миром. Развивать наблюдательность, стремление к интеллектуальной деятельность.
Нашествия божьих коровок давно известны людям. Об этом существует немало рассказов.
Однажды англичане заметили над морем длинное-предлинное облако, похожее на столб пароходного дыма. Оно приближалось к берегу. И вскоре все на берегу было усыпано коровками. У моря было много гуляющих. Ну и странно же они вы-
глядели! Как будто оделись в красные кольчуги — так облепили людей божьи коровки.
Время от времени жуки собираются стаями и куда-то летят. Куда?
Они летят на зимовку. А весной и в начале лета возвращаются обратно.
В середине лета тоже можно увидеть стаи коровок. Эти странствуют в поисках корма — ищут места, где много тлей.
Если сильный ветер или дождь мешают движению, они стараются приземлиться, чтобы отдохнуть.
Но не все коровки улетают. Весной, разворошив листву на проталине, можно обнаружить небольшие кучки жуков, а некоторые зимуют и в постройках человека.
СКОЛЬКО ТОЧЕК У КОРОВКИ?
Цель. Развивать наблюдательность, устойчивое внимание.
Иногда говорят: «Сколько точек на крыльях, столько лет жуку». Это неверно. Точки говорят не о возрасте, а о том, к какому виду принадлежит коровка: две точки — двуточечная, пять точек — пятиточечная, семь точек — семиточечная. И много-много других — более 4000. Жуки эти не все красные, есть желтые, коричневые, бронзовые, но все пятнистые.
НАЙДЕМ МЕСТО ДЛЯ КОРМУШКИ ПТИЦ
Цель. Развивать у детей творческое мышление, умение учитывать факторы безопасного расположения кормушек для птиц. Развивать экологическое мышление.
Детям предлагается определить место наиболее безопасного расположения кормушеки, уточнив, какие особенности надо при этом учесть (доступ врагов птиц, ветер, осадки, доступность человека для обновления корма.
Памятка воспитателю
Содержание и особенности наблюдения за животными в уголке природы
Содержание млекопитающих. Морская свинка. Это доверчивое и миролюбивое животное. Тело свинки небольшое, вытянутое. Окраска шерсти разнообразная: черная, белая, рыжая, желтая и коричневая. Хвоста нет. Мордочка вытянутая, глаза выпуклые, как пуговки, подвижные усы. Ноги короткие, с разным количеством пальцев на передних и задних лапах: на передних — четыре пальца, на задних — три.
Для содержания свинки в неволе нужен просторный ящик или сетчатая клетка размером 70x50x40 см, но обязательно с металлическим выдвижным дном, с бортиками высотой 4 см, чтобы можно было насыпать опилки. Чтобы шерстка не пачкалась в опилках, над металлическим дном кладется деревянная решетка с просветом в 1,5 см (таких решеток должно быть две, чтобы ежедневно менять, а грязную мыть и сушить). В одной половине клетки необходимо создать свинке темный угол, в котором она будет спать и прятаться. Морская свинка — травоядное животное. В ее меню входят овощи, коренья, трава, зерно. Она охотно ест морковь, свеклу, капусту, петрушку, помидоры, листья одуванчика и разные травы. Надо давать свинке и корочки черствого хлеба, ветки, сухари, чтобы она могла их иногда погрызть. Ест свинка и картофельное пюре (кормить сырым картофелем нельзя). У свинки, как и у всех грызунов, постоянно растут зубы. Чтобы животное могло их стачивать, в клетке надо держать несколько деревянных чурок. Кормят свинку три раза в день в определенное время. Под выходной день хорошо класть в клетку вымытую неочищенную свеклу и сухую горбушку хлеба. Посу*да для пищи должна быть низкой и тяжелой. Вместе с зеленью не обязательно ставить воду. Беременным и кормящим свинкам нужно давать жидкость: молоко, чистую воду, особенно при сухом корме. Свинка может размножаться 2—3 раза в год. Рождается от одного до четырех детенышей. Детеныши появляются на свет в шерсти и зрячие. Через 3—4 дня малыши самостоятельно питаются кормом, который ест мать, хотя еще в течение 30 дней сосут ее молоко. В первый день после родов ни самку, ни детенышей трогать нельзя. Самца следует посадить в другую клетку. Морская свинка любит, когда ее чистят маленькой щеткой. У свинки быстро отрастают коготки, и время от времени их надо осторожно подстригать. Морскую свинку надо оберегать от сквозняков, давать ей больше света.
Хомячок. Это ночное животное, относится к отряду грызунов. Зверек небольшого размера, имеет короткое туловище, маленькие хвост и ноги, шерсть рыжеватого цвета. У хомячка есть защечные мешки, куда он прячет пищу.
Содержать хомячка можно в металлической клетке или деревянном ящике, обитом изнутри жестью, аквариуме размером 70x50x40 см. Дно ящика должно быть застелено опилками или сухим чистым песком слоем в 3—4 см. В клетке хомячок ведет себя аккуратно: один угол клетки использует для жилья — «спальня», «кладовая», другой — как «туалет». Для туалета можно использовать ящичек с опилками и приучить к нему хомячка, тогда отпадет надобность засыпать все дно клетки опилками. В клетке следует устроить домик. Внутри домика из тряпок, сена хомячок устраивает теплое гнездо. В клетке можно сделать жердочки, подвесить кольцо, чтобы хомячок мог бегать, лазать.
Питаются хомячки семечками подсолнуха, овса, проса. Охотно едят хлеб, кашу, творог, кусочки яблока, морковь, капусту, свеклу, картофель, стручки гороха, листья одуванчика. Надо давать и белковую пищу: мучных червей, несоленое сало, немножко мясного фарша. Хомячки с удовольствием пьют молоко, зимой им полезно давать несколько капель рыбьего жира. Его обычно добавляют к молоку или на кусочек хлеба (один раз в неделю). В клетке всегда должны быть минеральная подкормка (мел) и чистая вода. Кормят животных два раза в день. Время от времени нужно проверять запасы в «кладовой» и удалять заплесневевший корм.
Хомячки размножаются в неволе почти круглогодично. Когда появляются детеныши, самца нужно убрать из клетки, а самку реже беспокоить. Малыши появляются слепые, голенькие и совершенно беспомощные.