Опытно-экспериментальное исследование развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 17:46, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в выявлении условий, которые оказывают наиболее существенное влияние на развитие умственных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс развития умственных способностей дошкольников.
Предметом исследования являются условия развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы развития умственных способностей
детей старшего дошкольного возраста
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования…………………………………………………………… 6
1.2. Особенности развития умственных способностей старших
дошкольников…………………………………………………………… 9
1.3. Особенности ознакомления детей старшего дошкольного
возраста с животными…………………………………………………. 15
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития
умственных способностей детей старшего дошкольного возраста
2.1. Определение уровня интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста на этапе констатирующего эксперимента….. 20
2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента………….. 25
Заключение ……………………………………………………………………… 27

Библиография………………………………………………………………………. 29

Файлы: 1 файл

Оглавление.doc

— 237.00 Кб (Скачать файл)

После длительного (в течение 1-2 недель) наблюдения за животными можно провести повторное занятие, например сравнить лягушку и жабу, отметить признаки различия и сходства между ними, или показать, как лягушка плавает (передние ноги прижаты, в плавании участвуют только задние: помогают передвижению животного в вод перепонки между пальцами задних ног).

На повторном занятии воспитатель спрашивает детей о том, что они видели в процессе наблюдений и ухода за животными, поощряет наиболее наблюдательных. На этом же занятии воспитатель подводит ребят к выводу о пользе животных и необходимости бережного отношения к ним.

Таким же образом детей знакомят с черепахой: отмечают ее внешний вид, повадки; делают вывод: панцирь помогает черепахе защищаться от врагов.

Пойманных в водоемах улиток и жуков дети помещают в аквариумы или банки, ухаживают и наблюдают некоторое время за ними. Замечают, как плавают жуки, как они поднимаются к поверхности. Воспитатель рассказывает, например, почему водные жуки плавунец и водолюб так называются. 
Рассматривая улиток, видят, как улитка «теркой» счищает налет со стенок аквариума, как движется, через лупу рассматривают ее глаза, рот, рожки. Дети подготовительной к школ группы, кроме перечисленных животных, наблюдают за тритонами и водными личинками, за их своеобразными повадками, узнают о размножении некоторых животных: лягушки и улитки откладывают икру; ящерицы и черепахи откладывают в прогретую землю яйца. Кроме методов непосредственного ознакомления с животными, для дополнения знаний детей воспитатель использует чтение рассказов и стихотворений о животных, предлагает ребятам нарисовать или вылепить особенно понравившихся.

Таким образом, для развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста необходимо, чтобы любое занятие, любая экскурсия, прогулка, посвященные ознакомлению детей с животными и растениями, пробуждали у ребят любознательность, укрепляли интерес к природе и любовное, бережное отношение к ее обитателям, формировали добрые чувства.

 

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста

2.1. Определение уровня интеллектуального  развития детей старшего дошкольного возраста на этапе констатирующего эксперимента

 

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе детского дошкольного учреждения  с. Хумалаг  с детьми старшего дошкольного возраста: 10 чел. – контрольная группа   и 10 чел – экспериментальная группа,

Цель констатирующего эксперимента- определить  уровень развития умственных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Методы проведения исследования: с целью практического изучения данного вопроса, мы сочли целесообразным использование тестирования и частично метод бесед (опроса).

Задачи тестирования:

- определить, насколько соответствует  уровень развития дошкольника  тем нормам, которые характерны  для детей данного возраста;

- узнать индивидуальные особенности  развития умственных способностей детей исследуемых групп.

Методика проведения эксперимента:

  Эксперимент проводился по  методике Урунтаевой Г.А.[  ]

Методика проведения тестирования дошкольников для определения уровня о развития умственных способностей

 

Детям были предложены тестовые задания:

Тест №1"Обведи контур".

Критерии оценки теста:

Высокий уровень - если ребенок затратил на выполнение всего задания меньше, чем 100 секунд, если все линии следуют точно по заданным контурам, они прямые и точно соединяют углы фигур - значит , задание выполнено очень хорошо - 3 балла

Средний уровень - если ребенок затратил на выполнение всего задания больше, чем  100 секунд, но при этом все линии следуют    точно по заданным контурам - 2 балла

Низкий уровень если ребенок затратил на выполнение задания больше 100 секунд и при этом контуры линий не совпали -  1балл.

Тест № 1

Цель. Выявить уровень развития наглядно-действенного мышления.

Оборудование. Карандаш, схематический рисунок, секундомер.

Проведение исследования. Ребенку предлагается соединить прямыми линиями фигуры в нижней части рисунка так, как это сделано в верхней части. Задача заключается в том, чтобы делать это как можно быстрее и точнее. Все линии необходимо стараться делать прямыми и точно соединять углы фигур. Желательно также, чтобы контуры фигур были воспроизведены в тех же самых местах, где они изображены на рисунках-образцах.

Оцениваются в итоге выполнения задания аккуратность, точность и скорость работы.

Тест № 2 "Лишний предмет»

Критерии оценки

Высокий уровень - если ребенок правильно находит лишний предмет и называет обобщающее слово как минимум в 4 карточках - 3балла

Средний уровень - если ребенок правильно находит лишний предмет и называет   обобщающее   слово   в   2-3   карточках   или   лишний   предмет выделяет в 4 карточках, а объяснить не может -  2 балла

Низкий уровень - все остальные варианты -1 балл

Цель. Выявить уровень развития образно-логического мышления, на сколько ребенок владеет умственными операциями анализа и обобщения.

Оборудование. Карандаш, 6 карточек, на каждой из которых изображены 4 предмета.

Проведение исследования. Показать ребенку первую (тренировочную) карточку и объяснить, что из 4 предметов, нарисованных на карточке, один - лишний. Попросить его определить этот лишний предмет и сказать , почему он лишний, после этого предложить ребенку подумать и сказать, как можно назвать оставшиеся 3 предмета одним словом.

 Тест № 3

Критерии оценки

3 балла - если ребенок ответил правильно на 15 - 16 вопросов; 2 балла - 10-11 вопросов; 1 балл - остальные.

Цель. Выявить   уровень   развития     словесно-логического мышления.

Оборудование. Вопросы

Проведение исследования. Предложить ребенку ответить на вопросы

Материалы тестирования вынесены в приложение.

По результатам тестирования мы составили сводную таблицу по сумме баллов за выполненные задания:- высокий уровень - 8-9 баллов

  - средний уровень - 6-7 баллов

- низкий уровень - до 5 баллов. (см  Таблица 1, Таблица 2)

 

Таблица 1

Сводные результаты экспериментальной группы

(констатирующий эксперимент)

ФИ ребенка

Тест №1

Тест №2

Тест №3

Общий

балл

1 . Кусова Ляна

1

1

1

3

2. Дураева Олеся

1

2

3

6

3. Косохова Тамила

2

2

2

6

4. Будиева Алина.

1

1

1

3

5. Козырев Николай

3

2

2

7

б.Хареебов Марат

3

3

2

8

7. Баева Леонора

1

1

1

3

8. Ревазова Дзера

2

1

1

4

9. Хинчагов Жора

1

1

1

3

10. Гобеев Борис

3

3

2

8

11.Бесолов Аслан

1

1

1

3

12.Гасиева Жанна

1

2

1

4




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

Сводные результаты контрольной группы

(констатирующий эксперимент)

ФИ ребенка

Тест № 1

Тест № 2

Тест №3

Общий

балл

1 .Мецоева Мадина

1

1

1

3

2.  Гагиева Софа

1

2

3

6

3. Дзуцев Зелим

1

2

1

4

4. Левонова Зоя

2

3

2

7

5. Русланова Люда

3

2

2

7

б. Бритаев Алик

1

1

2

4

7. Сохова Лидия

1

1

1

3

8. Габаев Батраз

2

1

1

4

9.Зурабов Таймураз

2

3

2

7

10. Ногаева Оля

3

3

2

8

11.Битарова Элла

1

1

1

3

12. Кокаева Залина

2

1

1

4




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Процентное соотношение может быть вычислено по следующей формуле:

      ,  где

 

              Р – процентное содержание

             N' - количество детей (с высоким, средним, низким уровнем),

N - общее количество  детей.

Сделаем вычисления по экспериментальной группе:

 

             

 

 

 В процентном отношении уровни развития умственных способностей детей в контрольной и экспериментальной группа представлены в Таблице 3

Таблица 3

 

Итоговые соотношений по результатам тестирования

(констатирующий эксперимент)

 

Высокий

Средний

Низкий

Эксперимент.

группа

Контрольная

группа

Эксперимент.

группа

Контрольная

группа

Эксперимент.

группа

Контрольная

группа

 

Количественное соотношение

12/2

12/1

12/3

12/4

12/7

12/7

Процентное соотношение

17%

8%

25%

33%

58%

59%


 

Анализ результатов тестовых заданий показал, что в  среднем показатели уровня  развития умственных способностей детей контрольной и экспериментальной групп близки по значению.

 Высокий уровень  у экспериментальной и контрольной  групп соответственно -2 / 1  ( в % -  17 / 8), средний уровень - 3 / 4  (в % - 25 / 33 ), низкий - 7 / 7 (в % - 58 / 59 ).    Для наглядности представим диаграмму развития умственных способностей детей контрольной и экспериментальной групп

  Диаграмма 1

 

Уровень развития умственных способностей  дошкольников по результатам  констатирующего эксперимента

Информация о работе Опытно-экспериментальное исследование развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста