Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 17:46, курсовая работа
Цель исследования заключается в выявлении условий, которые оказывают наиболее существенное влияние на развитие умственных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс развития умственных способностей дошкольников.
Предметом исследования являются условия развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы развития умственных способностей
детей старшего дошкольного возраста
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования…………………………………………………………… 6
1.2. Особенности развития умственных способностей старших
дошкольников…………………………………………………………… 9
1.3. Особенности ознакомления детей старшего дошкольного
возраста с животными…………………………………………………. 15
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития
умственных способностей детей старшего дошкольного возраста
2.1. Определение уровня интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста на этапе констатирующего эксперимента….. 20
2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента………….. 25
Заключение ……………………………………………………………………… 27
Библиография………………………………………………………………………. 29
После длительного (в течение 1-2 недель) наблюдения за животными можно провести повторное занятие, например сравнить лягушку и жабу, отметить признаки различия и сходства между ними, или показать, как лягушка плавает (передние ноги прижаты, в плавании участвуют только задние: помогают передвижению животного в вод перепонки между пальцами задних ног).
На повторном занятии воспитатель спрашивает детей о том, что они видели в процессе наблюдений и ухода за животными, поощряет наиболее наблюдательных. На этом же занятии воспитатель подводит ребят к выводу о пользе животных и необходимости бережного отношения к ним.
Таким же образом детей знакомят с черепахой: отмечают ее внешний вид, повадки; делают вывод: панцирь помогает черепахе защищаться от врагов.
Пойманных в водоемах улиток и жуков
дети помещают в аквариумы или банки, ухаживают
и наблюдают некоторое время за ними. Замечают, как плавают жуки, как они поднимаются
к поверхности. Воспитатель рассказывает,
например, почему водные жуки плавунец
и водолюб так называются.
Рассматривая улиток, видят, как улитка
«теркой» счищает налет со стенок аквариума,
как движется, через лупу рассматривают
ее глаза, рот, рожки. Дети подготовительной
к школ группы, кроме перечисленных животных,
наблюдают за тритонами и водными личинками,
за их своеобразными повадками, узнают
о размножении некоторых животных: лягушки
и улитки откладывают икру; ящерицы и черепахи
откладывают в прогретую землю яйца. Кроме
методов непосредственного ознакомления
с животными, для дополнения знаний детей
воспитатель использует чтение рассказов
и стихотворений о животных, предлагает
ребятам нарисовать или вылепить особенно
понравившихся.
Таким образом, для развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста необходимо, чтобы любое занятие, любая экскурсия, прогулка, посвященные ознакомлению детей с животными и растениями, пробуждали у ребят любознательность, укрепляли интерес к природе и любовное, бережное отношение к ее обитателям, формировали добрые чувства.
2.1. Определение уровня
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе детского дошкольного учреждения с. Хумалаг с детьми старшего дошкольного возраста: 10 чел. – контрольная группа и 10 чел – экспериментальная группа,
Цель констатирующего эксперимента- определить уровень развития умственных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Методы проведения исследования: с целью практического изучения данного вопроса, мы сочли целесообразным использование тестирования и частично метод бесед (опроса).
Задачи тестирования:
- определить, насколько соответствует уровень развития дошкольника тем нормам, которые характерны для детей данного возраста;
- узнать индивидуальные
Методика проведения эксперимента:
Эксперимент проводился по методике Урунтаевой Г.А.[ ]
Методика проведения тестирования дошкольников для определения уровня о развития умственных способностей
Детям были предложены тестовые задания:
Тест №1"Обведи контур".
Критерии оценки теста:
Высокий уровень - если ребенок затратил на выполнение всего задания меньше, чем 100 секунд, если все линии следуют точно по заданным контурам, они прямые и точно соединяют углы фигур - значит , задание выполнено очень хорошо - 3 балла
Средний уровень - если ребенок затратил на выполнение всего задания больше, чем 100 секунд, но при этом все линии следуют точно по заданным контурам - 2 балла
Низкий уровень если ребенок затратил на выполнение задания больше 100 секунд и при этом контуры линий не совпали - 1балл.
Тест № 1
Цель. Выявить уровень развития наглядно-действенного мышления.
Оборудование. Карандаш, схематический рисунок, секундомер.
Проведение исследования. Ребенку предлагается соединить прямыми линиями фигуры в нижней части рисунка так, как это сделано в верхней части. Задача заключается в том, чтобы делать это как можно быстрее и точнее. Все линии необходимо стараться делать прямыми и точно соединять углы фигур. Желательно также, чтобы контуры фигур были воспроизведены в тех же самых местах, где они изображены на рисунках-образцах.
Оцениваются в итоге выполнения задания аккуратность, точность и скорость работы.
Тест № 2 "Лишний предмет»
Критерии оценки
Высокий уровень - если ребенок правильно находит лишний предмет и называет обобщающее слово как минимум в 4 карточках - 3балла
Средний уровень - если ребенок правильно находит лишний предмет и называет обобщающее слово в 2-3 карточках или лишний предмет выделяет в 4 карточках, а объяснить не может - 2 балла
Низкий уровень - все остальные варианты -1 балл
Цель. Выявить уровень развития образно-логического мышления, на сколько ребенок владеет умственными операциями анализа и обобщения.
Оборудование. Карандаш, 6 карточек, на каждой из которых изображены 4 предмета.
Проведение исследования. Показать ребенку первую (тренировочную) карточку и объяснить, что из 4 предметов, нарисованных на карточке, один - лишний. Попросить его определить этот лишний предмет и сказать , почему он лишний, после этого предложить ребенку подумать и сказать, как можно назвать оставшиеся 3 предмета одним словом.
Тест № 3
Критерии оценки
3 балла - если ребенок ответил правильно на 15 - 16 вопросов; 2 балла - 10-11 вопросов; 1 балл - остальные.
Цель. Выявить уровень развития словесно-логического мышления.
Оборудование. Вопросы
Проведение исследования. Предложить ребенку ответить на вопросы
Материалы тестирования вынесены в приложение.
По результатам тестирования мы составили сводную таблицу по сумме баллов за выполненные задания:- высокий уровень - 8-9 баллов
- средний уровень - 6-7 баллов
- низкий уровень - до 5 баллов. (см Таблица 1, Таблица 2)
Таблица 1
Сводные результаты экспериментальной группы
(констатирующий эксперимент)
ФИ ребенка |
Тест №1 |
Тест №2 |
Тест №3 |
Общий балл |
1 . Кусова Ляна |
1 |
1 |
1 |
3 |
2. Дураева Олеся |
1 |
2 |
3 |
6 |
3. Косохова Тамила |
2 |
2 |
2 |
6 |
4. Будиева Алина. |
1 |
1 |
1 |
3 |
5. Козырев Николай |
3 |
2 |
2 |
7 |
б.Хареебов Марат |
3 |
3 |
2 |
8 |
7. Баева Леонора |
1 |
1 |
1 |
3 |
8. Ревазова Дзера |
2 |
1 |
1 |
4 |
9. Хинчагов Жора |
1 |
1 |
1 |
3 |
10. Гобеев Борис |
3 |
3 |
2 |
8 |
11.Бесолов Аслан |
1 |
1 |
1 |
3 |
12.Гасиева Жанна |
1 |
2 |
1 |
4 |
Таблица 2
Сводные результаты контрольной группы
(констатирующий эксперимент)
ФИ ребенка |
Тест № 1 |
Тест № 2 |
Тест №3 |
Общий балл |
1 .Мецоева Мадина |
1 |
1 |
1 |
3 |
2. Гагиева Софа |
1 |
2 |
3 |
6 |
3. Дзуцев Зелим |
1 |
2 |
1 |
4 |
4. Левонова Зоя |
2 |
3 |
2 |
7 |
5. Русланова Люда |
3 |
2 |
2 |
7 |
б. Бритаев Алик |
1 |
1 |
2 |
4 |
7. Сохова Лидия |
1 |
1 |
1 |
3 |
8. Габаев Батраз |
2 |
1 |
1 |
4 |
9.Зурабов Таймураз |
2 |
3 |
2 |
7 |
10. Ногаева Оля |
3 |
3 |
2 |
8 |
11.Битарова Элла |
1 |
1 |
1 |
3 |
12. Кокаева Залина |
2 |
1 |
1 |
4 |
Процентное соотношение может быть вычислено по следующей формуле:
Р – процентное содержание
N' - количество детей (с высоким, средним, низким уровнем),
N - общее количество детей.
Сделаем вычисления по экспериментальной группе:
В процентном отношении уровни развития умственных способностей детей в контрольной и экспериментальной группа представлены в Таблице 3
Таблица 3
Итоговые соотношений по результатам тестирования
(констатирующий эксперимент)
Высокий |
Средний |
Низкий | ||||
Эксперимент. группа |
Контрольная группа |
Эксперимент. группа |
Контрольная группа |
Эксперимент. группа |
Контрольная группа
| |
Количественное соотношение |
12/2 |
12/1 |
12/3 |
12/4 |
12/7 |
12/7 |
Процентное соотношение |
17% |
8% |
25% |
33% |
58% |
59% |
Анализ результатов тестовых заданий показал, что в среднем показатели уровня развития умственных способностей детей контрольной и экспериментальной групп близки по значению.
Высокий уровень
у экспериментальной и
Диаграмма 1
Уровень развития умственных способностей дошкольников по результатам констатирующего эксперимента