Организации воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 09:11, реферат

Описание работы

Понятие воспитательного процесса, его содержание и особенности организации
Эффективность воспитательной работы и воспитательной системы в учреждениях начального профессионального образования
Основные формы и методы организации воспитательного процесса в учреждениях НПО
Современные тенденции воспитательной деятельности в учебных заведениях начального профессионального образования
Список литературы

Файлы: 1 файл

ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

 

Повышение эффективности  воспитательной работы предполагает формирование культуры оценочной деятельности учителей и развернутость взаимооценочной деятельности воспитанников. Вовлеченность воспитуемых в самооценочную деятельность способствует их выходу на самовоспитание, осознанное принятие позиции саморазвития.

Самовоспитание -это самостоятельная  и активная творческая деятельность ученика. Задача воспитательной работы - сформировать положительную мотивацию, для включения в эту деятельность. Педагогическое управление воспитанием  предполагает периодическое ознакомление учащихся с научно-популярной литературой по вопросам самовоспитания, организацию самооценочной деятельности, ознакомление учащихся с ее результатами, помощь в выработке индивидуальных программ самовоспитания.

 

Самовоспитание - это сознательное и целенаправленное освоение человеком многообразного социального опыта, самосовершенствование подрастающего поколения в различных направлениях в соответствии с интересами личности и общества, необходимое условие и средство обновления воспитательной работы в профессиональных учебных заведениях.

 

В процессе самовоспитания учащиеся должны осуществлять следующие  действия:

 

· анализировать свой внутренний мир, посредством самонаблюдения, сравнивая себя с другими, идеалом, давать оценку; выделять свои «плюсы» и «минусы», от которых предстоит избавиться;

 

· ставить цели и разрабатывать  программу деятельности по самосовершенствованию  одних и устранению других качеств;

 

· участвовать в деятельности - трудовой, учебной, профессиональной, познавательной и др. - по достижению поставленных задач с помощью волевых усилий;

 

· осуществлять саморегуляцию  этой деятельности: самоанализ, самоконтроль, самооценку ее хода и результатов, при  необходимости корректировать, т.е. уточнять цели.

 

Регулярно занимаются самовоспитанием немногие, и мало кто их к этому побуждает, поэтому заметных успехов добиваются лишь единицы.

 

Самовоспитание большинства  учащихся нуждается в педагогическом стимулировании, что предполагает управление саморазвитием личности, сочетание  целей воспитания и самовоспитания. Педагог решает целый комплекс задач: способствует формированию у учащихся адекватной самооценки, включает их в различные виды деятельности и социальные отношения, участвуя в которых они выполняют социальные роли. [1-c.471]

 

Стимулирование связано с разрешением основного противоречия - между достигнутым уровнем развития учащихся и теми требованиями, которые к ним предъявляет общество. Процесс стимулирования самовоспитания предполагает диагностику самовоспитания, организацию разносторонней жизнедеятельности учащихся. Диагностика самовоспитания - это изучение того, насколько осознанно, целенаправленно, разносторонне, регулярно, активно сами учащиеся развивают свою личность, что их к этому побуждает или, что мешает этому процессу.

 

Диагностика позволяет педагогу проследить саморазвитие каждого, осуществить личностный подход к учащимся.

 

Формирование установки  на самовоспитание происходит в процессе разнообразной деятельности учащихся: учении, игре, труде и др.

 

Педагоги должны пропагандировать те области самовоспитания, в которых усилия учащихся незначительны, видеть противоречия между уровнем развития учащихся и предъявляемыми к ним требованиям, корректировать или формировать их жизненные цели, ознакомить со средствами и приемами развития личности и способами работы над собой.

 

В учебном заведении  следует соблюдать следующие  условия, способствующие самовоспитанию:

 

1) проводить диспуты,  беседы, конференции по вопросам

 

самовоспитания, пропагандировать образцы работы над собой передовиков производства;

 

2) обсуждать проблемы  самовоспитания при подведении  итогов дня и определение задач  на следующий день;

 

3) развивать критику  и самокритику, поддерживать взаимную  требовательность учащихся к  друг другу;

 

4) вовлекать учащихся  в различные кружки, секции, т.е. в конкретные виды деятельности;

 

5) организовывать выставки, стенды и прочие наглядные  средства, раскрывающие сущность  самовоспитания.

 

Самовоспитание осуществляется в коллективе, поэтому от педагога требуется организация совместной деятельности всех учащихся, их коллективных усилий в решении общих задач. В дружном коллективе у учащихся развиваются основные морально-волевые качества: ответственность, организованность, трудолюбие, целеустремленность, аккуратность и др., происходит взаимовлияние ребят друг на друга.

 

В последнее время  значительное влияние приобретают  неформальные молодежные объединения. Неформальные группы характеризуются  разновозрастностью состава, высоким  уровнем организованности и др. Степень  влияния учащихся друг на друга внутри неформальных групп значительно выше, чем в учебной группе.

Таким образом, самовоспитание должно пронизывать весь учебно-воспитательный процесс и внеучебную работу профессионального  лицея, где создается атмосфера  сотрудничества, взаимной требовательности и самокритичного отношения к себе.

 

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ  И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИЯХ НПО

 

 

Организация воспитательного  процесса в учреждениях НПО осуществляется посредством разнообразных форм и методов.

 Формы воспитательного процесса

 

 

Форма воспитания - это:

 

  • вид организации воспитательной деятельности и взаимодействие с учащимися;

 

  • совокупность методов и приемов решения учебно-воспитательных задач.

 

В настоящее время  основными формами учебно-воспитательного  деятельности являются - коллективные и индивидуальные формы решения учебно-воспитательных задач, формы взаимодействия учебного заведения и базового предприятия, формы взаимодействия мастеров производственного обучения и наставников и т.д. Формы учебно-воспитательного процесса не рассматриваются узкофункционально и не соотносятся к отдельным функциям педагога, а берутся на всех уровнях педагогического процесса.

 

Выделяют три основных типа форм воспитательной работы:

 

-представления;

 

-созидание-гуляние;

 

Тип «созидание-гуляние» может быть разделен на два класса:

 

1) совместное созидание  (трудовая акция, подготовка к  представлению, подготовка выставки);

 

2) развлечение-коммуникация (продуктивная игра, ситуационно-ролевая  игра, вечер общения).

 

-путешествия.

 

В типе «путешествия» можно выделить также два класса:

 

1) путешествие-развлечение  (поход, прогулка);

 

2) путешествие-исследование (экскурсия, экспедиция).

 

В типе «представления»  выделяются три класса:

 

1) представления-демонстрации:

 

– спектакль - представление, предполагающее демонстрацию

 

выступающими для зрителей целостного театрального действия;

 

– концерт - это представление, предполагающее демонстрацию выступающими зрителям художественных номеров (танец, песня и др.);

 

– представление-соревнование (конкурсная программа на сцене) - представление, предполагающее демонстрацию зрителям соревнования между участниками в чем-либо.

 

2) представления-ритуалы:

 

– посвящение.

 

3) представления-коммуникации:

 

– митинг - собрание для  обсуждения каких-либо значимых вопросов, предполагающее демонстрацию взглядов в виде устных монологических выступлений отдельных ораторов;

 

– дискуссия - специально организованный обмен мнениями по какому-либо вопросу для получения информационного  продукта в виде решения;

 

– лекция - представление, демонстрирующее в виде монолога совокупность взглядов по какому-либо вопросу;

 

– фронтальная беседа - специально организованный диалог, в  ходе которого ведущий руководит  обменом мнениями по какому-либо вопросу (проблеме);

 

– диспут - специально организованное представление, в ходе которого происходит демонстративное столкновение мнений по какому-либо вопросу (проблеме).

 

 

Приоритетность данных форм воспитательной работы не является бесспорной, однако именно эти формы  определяют основной источник и направление коллективной деятельности учащихся.

Методы воспитательной работы

 

 

Метод воспитания - способ совместной деятельности воспитателя  и воспитанника, в ходе которого у последнего формируются понятия, представления, суждения, убеждения, положительная  мотивация, способы деятельности и качества личности.

 

Изучая проблему организации  воспитательной работы в учреждениях  начального профессионального образования, можно выделить следующие группы методов воспитания будущих рабочих:

 

1. Методы организации  коллектива: дисциплина, самообслуживание, соревнование и самоуправление.

2. Группа методов, содействующих  формированию сознания:

 

2.1. Методы убеждения:  информация, поиск, дискуссия и  взаимное просвещение. 

2.2. Методы педагогического  стимулирования: требование, перспектива, поощрение, наказание и общественное мнение.

Методам воспитания сопутствует  педагогическая техника. Она включает в себя искусство общения с  воспитанниками, управление их поведением, действиями и поступками, посредством  мимики и жестов, выразительной речи, приемов театральной педагогики.

 

Дисциплина - исходный метод  организации коллектива - обеспечивает формирование культуры взаимоотношений  членов коллектива, полезных традиций и привычек поведения путем выработки  соответствующих норм и правил внутреннего распорядка. Основа дисциплины - требование. Предъявление требований руководителями и наставниками коллектива друг к другу - таков путь воспитания дисциплины в коллективе.

 

Самообслуживание - ведущий  метод организации коллектива - обеспечивает создание общими усилиями наиболее благоприятных условий жизни и труда и формирование у его членов заботы об умножении общественного достояния. Самообслуживание способствует постоянной заботе о создании лучших и украшения жизни коллектива, и тем самым сплачивает коллектив.

 

Соревнование - коррекционные  метод организации трудового  коллектива - обеспечивает стимулирование успеха индивидуального и коллективного  труда, формирование ревностного отношения  к делу его участников, где важную роль играет учет и сравнение результатов совместной деятельности, а также поощрение всех участников.

 

Самоуправление - метод  организации коллектива - обеспечивает формирование у его членов отношений  взаимной ответственности и организаторских  качеств при условии, если в управление делами коллектива включаются работоспособные органы, наделенные реальными правами и полномочиями. [1-с.417]

 

 

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ  ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ НПО

 

 

К специфическим особенностям организации воспитательной деятельности учреждений начального профессионального образования можно отнести следующее:

 

1. Ориентированность  на формирование социальной и  профессиональной мобильности выпускника. Исходя из стремления социально  защитить своих выпускников, учебные  заведения начального профессионального образования предлагают своим абитуриентам и учащимся не только наиболее перспективные специальности, но и проводят с ними специальные деловые игры, социально-психологические тренинги по поиску работы, ведению переговоров.

 

2. Перевод процесса воспитания в плоскость самовоспитания. Педагогические коллективы работают над созданием механизма развития способностей учащихся к самоопределению, саморазвитию и самореализации.

 

3. Компенсация недостаточной  роли семьи в воспитании подрастающего поколения. Сохранение роли семьи в воспитании заставляют всех работников НПО в особенности уделять большое внимание вопросам социализации личности, укрепления и сохранения здоровья учащихся, их психической и материальной поддержки, воспитанию у подрастающего поколения ценности семьи, полноценного родительства, здорового образа жизни.

 

4. Четвертое условие,  отражающее специфику воспитательной  работы учреждений начального  профессионального образования  - профессионализм педагога. Субъектом  воспитательной деятельности в любой педагогической системе является педагог - носитель ценностных ориентаций, культуры. В связи с этим в педагогической теории постоянно уделяется большое внимание разработке различных аспектов проблеме подготовки будущего учителя. [2-с.2]

 

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ  ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ

 ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НПО

Информация о работе Организации воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования