Организации воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 09:11, реферат

Описание работы

Понятие воспитательного процесса, его содержание и особенности организации
Эффективность воспитательной работы и воспитательной системы в учреждениях начального профессионального образования
Основные формы и методы организации воспитательного процесса в учреждениях НПО
Современные тенденции воспитательной деятельности в учебных заведениях начального профессионального образования
Список литературы

Файлы: 1 файл

ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

К основным из них могут  быть отнесены: общая социально-экономическая  ситуация в России, социально-психологические  особенности выпускников школ. Эти  факторы порождают различные  тенденции воспитательной деятельности в системе начального профессионального образования.

 

Анализ практики воспитательной системы позволил выявить следующие  тенденции:

 

1) Общая неблагополучная  социально-экономическая ситуация  в России, выражающаяся в реструктуризации  экономики и свертывания ряда производств, приводит к сокращению числа рабочих мест для выпускников училищ, лицеев. И, как следствие, на первый план для студентов выходят проблемы материального благополучия, проблемы трудоустройства.

 

Это порождает такую  тенденцию как усиление защитной ориентированности воспитательной деятельности в системе начального профессионального образования, в целях формирования социальной и профессиональной мобильности выпускника.

 

Формирование у выпускника позиции активного игрока на рынке труда является одной из современных тенденций воспитания в системе начального профессионального образования.

 

2) Сохранение демографического  неблагополучия, снижение роли семьи  в воспитании заставляет всех  работающих с учащейся молодежью и педагогических работников НПО, в особенности, уделять большое внимание вопросам социализации личности, укрепления и сохранения здоровья учащихся, их психологической и материальной поддержки, воспитанию у подрастающего поколения ценности семьи, полноценного родительства, здорового образа жизни, что может рассматриваться как тенденция компенсации недостаточной роли семьи в воспитательной деятельности учреждений НПО. В то же время прослеживается роль семьи в выборе абитуриентом специальности и учебного заведения системы начального специального образования. Каждый третий выпускник общеобразовательной школы, поступающий для продолжения своего образования в НПО, осуществил выбор специальности и учебного заведения с помощью родителей. При этом, потомственность профессии является важным фактором при выборе абитуриентом специальности.

3) Следующая тенденция  - это изменения в средствах  воспитания деятельности. Новые  средства воспитательной деятельности  как Интернет и современные  компьютерные технологии, видео- , аудио-  продукция, нетрадиционная печатная продукция расширяют возможности студентов ознакомиться с самыми противоречивыми оценками одного и того же события. В этих условиях готовность педагогов к активному диалогу становится важным условием эффективности его воспитательной деятельности, направленной на развитие у студентов критичности мышления, умения анализировать поступки, факты, действия, иметь и отстаивать собственную точку зрения.

 

4) В качестве негативных  тенденций современного этапа  развития воспитательной деятельности  в НПО является снижение роли самоуправления как одного из метода воспитательного процесса. В то же время участие студентов в общественных организациях является одним из факторов социализации молодежи, важнейшим инструментом, позволяющим эффективно решать сложные педагогические задачи.

 

5) Наблюдается тенденция  несовпадения между готовностью  студентов быть активными субъектами  воспитательной деятельности и  их удовлетворенностью организацией  в НПО. В настоящее время  ухудшается состояние как материально-технической базы, так и социальной инфраструктуры города, региона для организации молодежного досуга.

 

6) Резко уменьшилась  доступность культурных центров,  музеев, выставок, театров. Образовательные  учреждения не имеют необходимых  финансовых возможностей на организацию строительных, педагогических отрядов и т.д. Сегодня можно с полной уверенностью сказать, что имеет место тенденция сворачивания видов воспитательной деятельности, требующих значительных материальных вложений.

 

Требует улучшения обеспечение  периодической печатью, подписными изданиями, информационными и научно-методическими материалами по организации и проведению воспитательной деятельности. В настоящее время этот вопрос тоже тормозится из-за нехватки материальных ресурсов.

 

В целом можно отметить, что усиление внимания к воспитанию в системе начального профессионального образования потребует выработки более четкого отношения и органов управления образованием, и самих педагогов-воспитателей к проявляющимся тенденциям.

 

 

Основы самоуправления в учреждении профессионального образования

 

Одним из направлений  воспитательной работы в учреждении является ученическое самоуправление. Ученическое самоуправление - это явление, безусловно, сложное, требующее длительной работы педагогического и ученического сообщества. В ситуации самоуправления детей педагоги не должны вмешиваться в межличностные, внутри- и межгрупповые отношения. Однако в профессиональную обязанность педагога как воспитателя входит диагностика состояния этих отношений. Педагоги должны оказывать помощь и поддержку тем детям, которые нуждаются в укреплении собственной позиции.

 

Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних  детей другими, а в обучении их управлять собой, своей жизнью в  коллективе. Участие в самоуправлении способствует формированию у учащихся умения самостоятельно действовать, принимать решения.

 

Основными задачами самоуправления учащихся являются:

 

– защита прав;

 

– приобретение лицеистами навыков организаторской, управленческой, юридической и других видов деятельности;

 

– совместное решение  педагогами и учащимися наиболее значимых вопросов учебно-воспитательного  процесса.

 

деятельность учащихся в рамках самоуправления может сводиться к следующему:

 

1. Участие учащихся в педсоветах;

 

2. Поддержка и помощь в реализации инициативы лицеистов;

 

3. Помощь в подготовке и проведении общелицейских мероприятий;

 

4. Разрешение конфликтов между педагогами и учащимися;

 

 

Библиография

 

1. Батышев, С.Я. Профессиональная  педагогика: Уч. для студ., обучающихся  по пед. специальностям и направлениям. - 2-е изд., перераб. и доп.; Под ред. С.Я. Батышева. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. - 904с.

 

2. Болотов, В.А. «Начальное  профессиональное образование: проблемы  и перспективы развития» Профессиональное  образование №9 2000

 

3. Бутко, Е.Я. «Начальное  профессиональное образование: новый  этап развития» Профессиональное  образование №10 2003

 

4. Бутко, Е.Я. «Образовательные  и экономические стратегии учреждений  НПО» Экономика образования №4 2004

 

5. Демакова, И.Д. «Воспитательная деятельность педагога» Профессиональное образование №10 2002

 

6. Концепция модернизации  российского образования на период  до 2010г// Профессиональное образование  №4 2001

 

7. Радовская, А.И. «Система  начального профессионального образования  -инновационное развитие» Профессиональное образование №5 2001

 

8. Рыкова, Е.А. «Новые  педагогические исследования» Профессиональное  образование №4 2003

 

9. Якуба, Ю.А. «Систематизированный  сборник нормативных документов»

М. Академия, 1999

 

10. Ферцев, А.С. «Критерии оценки уровня воспитанности учащихся» Профессиональное образование №2 2005

 

11. Сластенин, В.А. Педагогика  профессионального образования:  Уч. пособие для студ. вузов/ Е.П.  Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков  и колл. авторов; Под ред. В.А.  Сластенина. - М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 368с.

 

12. Секретёв, М.А. «Опыт и проблемы  воспитания учащихся учреждений  НПО» Профессиональное образование  №2 2006

 

13. Маленкова, Л.И. «Методика и  техника планирования воспитательной  работы» Народное образование  №1 2006

 

14. Куприянов, Б.В. «Классификация форм воспитательной работы» Воспитание школьников №4 2002

 

15. Смирнов, И.П., Ткаченко Е.В.  «Начальное профессиональное образование:  социальный портрет учащегося»  Педагогика №5 2002

 

16. Степанов, Е.Н. «Воспитательная  система образовательного учреждения» Классный руководитель №8 2001

 

17. Кругликов, Г.И. Методика профессионального  обучения с практикумом. Уч. пособие  для студ. вузов - М.: Изд. центр  «Академия», 2005 - 288 с. 

 


Информация о работе Организации воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования