Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 09:11, реферат
Понятие воспитательного процесса, его содержание и особенности организации
Эффективность воспитательной работы и воспитательной системы в учреждениях начального профессионального образования
Основные формы и методы организации воспитательного процесса в учреждениях НПО
Современные тенденции воспитательной деятельности в учебных заведениях начального профессионального образования
Список литературы
К основным из них могут быть отнесены: общая социально-экономическая ситуация в России, социально-психологические особенности выпускников школ. Эти факторы порождают различные тенденции воспитательной деятельности в системе начального профессионального образования.
Анализ практики воспитательной системы позволил выявить следующие тенденции:
1) Общая неблагополучная
социально-экономическая
Это порождает такую тенденцию как усиление защитной ориентированности воспитательной деятельности в системе начального профессионального образования, в целях формирования социальной и профессиональной мобильности выпускника.
Формирование у выпускника позиции активного игрока на рынке труда является одной из современных тенденций воспитания в системе начального профессионального образования.
2) Сохранение демографического неблагополучия, снижение роли семьи в воспитании заставляет всех работающих с учащейся молодежью и педагогических работников НПО, в особенности, уделять большое внимание вопросам социализации личности, укрепления и сохранения здоровья учащихся, их психологической и материальной поддержки, воспитанию у подрастающего поколения ценности семьи, полноценного родительства, здорового образа жизни, что может рассматриваться как тенденция компенсации недостаточной роли семьи в воспитательной деятельности учреждений НПО. В то же время прослеживается роль семьи в выборе абитуриентом специальности и учебного заведения системы начального специального образования. Каждый третий выпускник общеобразовательной школы, поступающий для продолжения своего образования в НПО, осуществил выбор специальности и учебного заведения с помощью родителей. При этом, потомственность профессии является важным фактором при выборе абитуриентом специальности.
3) Следующая тенденция
- это изменения в средствах
воспитания деятельности. Новые
средства воспитательной
4) В качестве негативных
тенденций современного этапа
развития воспитательной
5) Наблюдается тенденция
несовпадения между
6) Резко уменьшилась
доступность культурных
Требует улучшения обеспечение периодической печатью, подписными изданиями, информационными и научно-методическими материалами по организации и проведению воспитательной деятельности. В настоящее время этот вопрос тоже тормозится из-за нехватки материальных ресурсов.
В целом можно отметить, что усиление внимания к воспитанию в системе начального профессионального образования потребует выработки более четкого отношения и органов управления образованием, и самих педагогов-воспитателей к проявляющимся тенденциям.
Основы самоуправления в учреждении профессионального образования
Одним из направлений воспитательной работы в учреждении является ученическое самоуправление. Ученическое самоуправление - это явление, безусловно, сложное, требующее длительной работы педагогического и ученического сообщества. В ситуации самоуправления детей педагоги не должны вмешиваться в межличностные, внутри- и межгрупповые отношения. Однако в профессиональную обязанность педагога как воспитателя входит диагностика состояния этих отношений. Педагоги должны оказывать помощь и поддержку тем детям, которые нуждаются в укреплении собственной позиции.
Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе. Участие в самоуправлении способствует формированию у учащихся умения самостоятельно действовать, принимать решения.
Основными задачами самоуправления учащихся являются:
– защита прав;
– приобретение лицеистами навыков организаторской, управленческой, юридической и других видов деятельности;
– совместное решение педагогами и учащимися наиболее значимых вопросов учебно-воспитательного процесса.
деятельность учащихся в рамках самоуправления может сводиться к следующему:
1. Участие учащихся в педсоветах;
2. Поддержка и помощь в реализации инициативы лицеистов;
3. Помощь в подготовке и проведении общелицейских мероприятий;
4. Разрешение конфликтов между педагогами и учащимися;
Библиография
1. Батышев, С.Я.
2. Болотов, В.А. «Начальное
профессиональное образование:
3. Бутко, Е.Я. «Начальное
профессиональное образование:
4. Бутко, Е.Я. «Образовательные
и экономические стратегии
5. Демакова, И.Д. «Воспитательная деятельность педагога» Профессиональное образование №10 2002
6. Концепция модернизации
российского образования на
7. Радовская, А.И. «Система
начального профессионального
8. Рыкова, Е.А. «Новые
педагогические исследования»
9. Якуба, Ю.А. «
М. Академия, 1999
10. Ферцев, А.С. «Критерии оценки уровня воспитанности учащихся» Профессиональное образование №2 2005
11. Сластенин, В.А. Педагогика
профессионального образования:
12. Секретёв, М.А. «Опыт и проблемы
воспитания учащихся
13. Маленкова, Л.И. «Методика и
техника планирования
14. Куприянов, Б.В. «Классификация форм воспитательной работы» Воспитание школьников №4 2002
15. Смирнов, И.П., Ткаченко Е.В.
«Начальное профессиональное
16. Степанов, Е.Н. «Воспитательная система образовательного учреждения» Классный руководитель №8 2001
17. Кругликов, Г.И. Методика