Организационно педагогическая деятельность руководителя дошкольного учреждения
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 17:59, шпаргалка
Описание работы
В Киевской Руси воспитание детей всех возрастов осуществлялось преимущественно в семье. Цель воспитания заключалась в подготовке детей к труду, выполнению основных социальных ролей. В качестве основных средств воздействия выступали факторы народной педагогической культуры (потешки, пестушки, скороговорки, загадки, сказки, народные игры и т.д.). Все эти средства педагогики передавались устно.В связи с крещением Руси значительное место в воспитании подрастающего поколения заняла церковь. Появились такие средства, как выполнение обрядов, заучивание молитв и т.д.Двенадцатым веком датировано «Поучение Владимира Мономаха своим детям». Владимир Мономах писал наставления для своих детей, но многие поучения носят общий педагогический характер.В XVII в. Епифанием Славницким была составлена педагогическая книга «Гражданство обычаев детства». В ней излагались правила поведения детей в обществе (гигиена ребенка, значение выражений лица, мимики, поз; правила поведения в различных ситуациях и т.д.). В сборнике есть глава об играх.
1вопр…Возникновение и
развитие дошкольного образования
в России.В Киевской Руси воспитание детей всех
возрастов осуществлялось преимущественно
в семье. Цель воспитания заключалась
в подготовке детей к труду, выполнению
основных социальных ролей. В качестве
основных средств воздействия выступали
факторы народной педагогической культуры
(потешки, пестушки, скороговорки, загадки,
сказки, народные игры и т.д.). Все эти средства
педагогики передавались устно.В связи
с крещением Руси значительное место в
воспитании подрастающего поколения заняла
церковь. Появились такие средства, как
выполнение обрядов, заучивание молитв
и т.д.Двенадцатым веком датировано «Поучение
Владимира Мономаха своим детям». Владимир
Мономах писал наставления для своих детей,
но многие поучения носят общий педагогический
характер.В XVII в. Епифанием Славницким
была составлена педагогическая книга
«Гражданство обычаев детства». В ней
излагались правила поведения детей в
обществе (гигиена ребенка, значение выражений
лица, мимики, поз; правила поведения в
различных ситуациях и т.д.). В сборнике
есть глава об играх. В ней изложены рекомендации
по играм для детей дошкольного возраста.
Советы Славницкого психологически обоснованы
и проникнуты любовным отношением к детям.В
начале XVIII в. происходило бурное развитие
и изменение России по влиянием реформ,
осуществляемых Петром I. Одно из направлений
реформирования – образование. Дошкольное
образование в это время не выделялось
как самостоятельное, а осуществлялось
под влиянием общих педагогических отраслей.
Педагогические идеи высказывались и
публиковались лучшими представителями
того времени. М.В.Ломоносов занимался
активной просветительской деятельностью.
И.И.Бецкой вел преобразования существовавшей
тогда системы образования. Н.И.Новиков
издавал литературу для детей. В области
дошкольного воспитания значительное
место занимает его статья о воспитании
детей «Для распространения общих полезных
знаний и всеобщего благополучия». В ней
сформулированы правила для родителей.В
первой половине XIX в. в России появился
целый ряд общественных деятелей, педагогов,
каждый из которых внес вклад в развитие
педагогики в целом и дошкольной педагогики
в частности. В.Г.Белинский придавал большое
значение умственному и физическому развитию
дошкольников, наглядности и детским играм,
эстетическому воспитанию. Н.И.Пирогов
придавал огромное значение роли матери
в воспитании детей дошкольного возраста.
Говорил о необходимости педагогической
подготовки матерей. Считал, что в развитии
дошкольников большое место занимает
игра. К.Д.Ушинский был сторонником семейного
воспитания, но понимал необходимость
создания системы дошкольного общественного
воспитания. Он высказывал соображения
о деятельности воспитателей дошкольных
учреждений, подготовил книгу для детского
чтения «Родное слово». Она сохранила
свое назначение до сих пор.
14вопр…Педагогический совет - одна из форм осуществления методического
руководства ДОУ.Педагогический совет ДУ
– это коллегиальный постоянно действующий
орган, который является одной из важнейших
форм повышения профессионального мастерства
воспитателей.Его деятельность определяется
«Положением о педагогическом совете
ДОУ», а также Уставом ДОУ.Цель - качественная организация
образовательного процесса и принятие
мер направленных на его совершенствование.Функции: обсуждение состояния
педагогического процесса в ДОУ. Анализ
причин обусловившие трудности или проблемы; утверждение планов педагогического
процесса:обсуждение технологий реализации
образовательной программы;обеспечение
координации взаимодействия работников
ДОУ:организация и определение технологий
взаимодействия с семьей:обсуждение нормативных
и рекомендательных материалов регулирующих
деятельность ДОУ.Совет педагогов решает следующие
вопросы:определение стратегии образовательного
процесса;выбор и анализ основной и локальных
образовательных программ;рассмотрение
и утверждение основных направлений работы
с детьми; содержания, методов, форм образовательного
процесса;организация дополнительных
услуг;вопросы повышения квалификации
и подготовки кадров;вопросы, связанные
с родительским договором и работой с
родителями. В ДОУ возможно проведение
заседаний следующего типа. 1. Совещание-конференция (учебное). Цель — дать педагогам необходимые
знания и повысить их квалификацию; обменяться
опытом.2. Мотивациошюе совещание, и ходе которого руководитель стремится
получить согласие участников на выдвинутое
решение, убедим, в правильности выбранной
стратегии и тактики деятельности.3. Координациошю-оргшш'шщюшюе совещание, назначение которого установить определенные
принципы деятельности, согласовать цели,
планы, распределение обязанностей.4. Проблемное совещание проводится с целью выработки методов,
способов решения актуальных проблем.5. Отчетное совещание даст оценку и осуществляет контроль
за работой администрации и решением отдельных
проблем.В ходе организации могут быть
использованы разные технологии (дискуссия,
«мозговой штурм», игровые технологии
и др.). Их выбор во многом определяется
типом, конкретной целью совещания.
13вопр…Формы
методической работы в ДОУ.Работа над единой
методической темой при правильном выборе единая
методическая тема действительно способна
увлечь педагогов и выстроить методическую
работу на научный уровень. Существует
ряд требований, которые необходимо учитывать
при выборе темы: актуальность для дошкольного
учреждения, учет достигнутого уровня
деятельности, интересов и запросов педагогов,
тесная связь с научно-педагогическими
исследованиями и рекомендациями. Единая
методическая тема может быть определена
на перспективу и разбита по годам. Единая
методическая тема должна проходить красной
нитью через все формы методической работы
и сочетаться с темами по самообразованию
педагогов. Результатом работы над единой
методической темой могут быть творческие
работы на I или высшую квалификационные
категории или материалом по наполнению
Портфолио педагогов.Мастер-класс, основная
цель которого – передача педагогического
опыта, системы работы, авторских находок.
Мастер-класс состоит из двух частей: показ
работы с детьми;работа с педагогами с
целью трансляции педагогического опыта.Мастер-класс
предполагает демонстрацию педагогических
способностей, общую культуру, компетентность,
образованность, педагогическую и методическую
грамотность. Важно умело показать работу
с детьми и обсудить с коллегами полученные
результаты. В своем рассказе педагог
должен опираться на ту методическую литературу,
которую он изучал.Устный журнал может быть
использован как форма проведения педсовета
или семинара. Первая страница. Информационная.Итоги
тематической проверки.Вторая страница. Дискуссионная.Дискуссия
на тему: «…»Вопросы:1. Согласны
ли вы с тем, что …?2. Бытует мнение о том,
что…?3. Как вы думаете…?4. Как вы считаете…?5. Является
ли проблемой…?Третья страница. Анализ
конкретных ситуаций и решение педагогических
задач.Существует четыре вида ситуаций:ситуации-иллюстрации,
в них описываются простые случаи из практики,
и дается решение;ситуации-упражнения,
они решаются при выполнении ряда заданий
(составить план конспекта, заполнить
таблицу усвоения детьми того или иного
раздела программы и т.д.);ситуации- оценки,
в них проблема уже решена, от педагога
требуется дать анализ и обосновать принятое
решение, оценить его;ситуации-проблемы,
в них пример из практики излагается как
существующая проблема, которую надо решить.Четвертая страница. Кроссворд.Пятая страница. Домашнее
задание.Шестая страница. Обсуждение и принятие решения.
11вопр…Годовой план разрабатывается
внутри ДОУ на I год.Является обязательным документом ДОУ.
Он нацелен на решение конкретных задач,
способствующих совершенствованию работы
всего педагогического коллектива в данном
учебном году.В соответствии с задачами
в плане определены конкретные мероприятия
и содержание работы с педагогами, медициной
и обслуживающим персоналом. План предусматривает
мероприятия по педагогическому просвещению
родителей, и совместную работу со школой.Годовой
план работы ДОУ составляется с учетом
вида ДОУ и профессионального уровня педагогических
кадров. Приступая к составлению годового
плана, заведующий руководствуется тем,
что этот план будет выполняться всем
педагогическим коллективом учреждения.
От того, каково понимание каждым сотрудником
его роли в реализации плана, будет зависеть
фактическое выполнение плана в целом.Этапы:1) Старший воспитатель анализирует предыдущий
план, достижения.2)Определяем основные
направления деятельности (ставим годовые
задачи).Разрабатываем пошаговый план
мероприятий.З) Утверждение годового плана.Структура годового плана:1.Титульный лист (принимает педагогический коллектив
(совет), утверждает заведующая). Рекомендуется
оглавление.2. Анализ работы за предыдущий
год. 1блок:степень реализации
образовательной программы и достижения
детей за предыдущий год,Анализ проводится
по разделам программы или по 4 направлениям
(прописаны в концепции): - физическое развитие
и здоровье, - познавательно - речевое,
- социально - личностное,- художественно
– эстетическое.2блок:степень реализации
предыдущего годового плана.В конце пишем,
дети овладели, увеличилось и т.д.Условия
повысились т.к. конкретный педагог (Мария
Ивановна), сходила на курсы повышения
квалификации.После анализа по группам
и сводного анализа по направлениям, старший
воспитатель выделяет 4-5 проблем для решения
в рамках годового плана.3. Задачи деятельности на следующий
год. Получается 5-6 задач: 1) связана
с проблемами физкультурно - оздоровительной
работы (создание условий, обеспечение
повышение двигательной активности детей
старшего дошкольного возраста: путем
преобразования системы занятий в группах
старшего дошкольного возраста, повышение
квалификации воспитателей в области
организации, конкретизирую средства,2
и 3) задачи связаны с реализацией образовательного
процесса.4) задача из программы «Развитие»4. План мероприятий: 1)задачи (создать условия повышения двигательной
активности детей старшего дошкольного
возраста - по 1 задаче 6-7 мероприятий )2) мероприятия(1 диагностика
двигательной активности детей и условий
их обеспечения;2 повышение квалификации
воспитателей;3 педагогический совет «Динамика
развития двигательной активности детей:
проблемы и пути их решения»;4 Итоговая
диагностика и условия их обеспеченности)3) Формы организации.4) Ответственные (заведующая, старший воспитатель, педагоги)5) Участники (педагоги, врач, мед.сестра)6) Срок реализации
(9 мес.) 7) Примечание Рекомендации
к распределению мероприятий.5. Система контроля за деятельностью
ДОУ (система ежедневного контроля,
1 раз в месяц, 1 раз в квартал).6. Приложение
(план работы логопеда, психолога, медицинских
работников).
8вопр….Государственная аккредитация.Государственная
аккредитация дошкольного образовательного
учреждения проводится:государственными
органами управления образованием субъектов
Российской Федерации - дошкольных образовательных
учреждений, расположенных на территории
этих субъектов Российской Федерации;ведомственными
государственными органами управления
образованием - дошкольных образовательных
учреждений, находящихся в ведении этих
органов.Для получения государственной
аккредитации ДОУ представляет в государственный
орган управления образованием следующие
документы:заявление;копию заключения
аттестационной комиссии;копию приказа
о признании дошкольного образовательного
учреждения аттестованным;копию лицензии
на ведение образовательной деятельности.Государственный
орган управления образованием рассматривает
представленную документацию и принимает
решение об аккредитации или об отказе
в аккредитации дошкольного образовательного
учреждения. При вынесении положительного
решения дошкольному образовательному
учреждению присваиваются (подтверждаются)
соответствующие тип, вид, категория и
выдается свидетельство установленного
образца сроком на 5 лет.Свидетельство
о государственной аккредитации или об
отказе в государственной аккредитации
выдается (высылается) ДОУ в трехдневный
срок со дня оформления свидетельства
о государственной аккредитации или принятия
решения об отказе в государственной аккредитации.В
случае реорганизации (изменения организационно-правовой
формы, статуса) ДОУ свидетельство о его
государственной аккредитации утрачивает
силу. Для проведения аттестации
ДОУ представляет следующие документы:заявление;копию
устава ДОУ;копию лицензии ДОУ на образовательную
деятельность;материалы самообследования
(самоанализа) ДОУ;гарантийное письмо
об оплате затрат, связанных с проведением
аттестации.Аттестация дошкольного образовательного
учреждения осуществляется в два этапа:
I-й этап - самообследование (самоанализ);
II-й этап - работа аттестационной комиссии.Самообследование
(самоанализ) проводится в соответствии
с приказом Министерства образования
Российской Федерации от 22.08.96 г. N 448 "Об
утверждении документов по проведению
аттестации и государственной аккредитации
дошкольных образовательных учреждений"
(приложение 1).Таким образом, первоначальный
анализ деятельности дошкольного образовательного
учреждения в процессе аттестации осуществляют
администрация, работники и родители воспитанников. Задачи самоанализа - выявление достоинств
и недостатков в деятельности дошкольного
образовательного учреждения и ее возможные
улучшения.При проведении самоанализа
используются следующие процедуры:наблюдение
в группах;анкетирование родителей;анализ
документации. На каждое ДОУ, проходящее
аттестацию, формируется аттестационное
дело, состоящее из: документов, представляемых
ДОУ на аттестацию; заключения аттестационной
комиссии; приказа органа управления образованием
о признании ДОУ аттестованным или неаттестованным
и других документов, связанных с аттестацией.
Аттестационное дело хранится в органе
управления образованием, проводившем
аттестацию, до следующего срока прохождения
аттестации ДОУ. При аттестации ведомственных
дошкольных образовательных учреждений
в состав аттестационных комиссий включаются
представители органов управления образованием
соответствующих ведомств. Состав аттестационной
комиссии и ее председатель утверждаются
приказом проводящего аттестацию органа
управления образованием. При этом органам
управления образованием, проводящим
аттестацию, рекомендуется обеспечивать
предварительную профессиональную подготовку
членов аттестационной комиссии. Порядок
работы комиссии, периодичность ее заседаний,
процедура принятия решения определяются
самой комиссией и оформляются специальным
протоколом. Аттестационная комиссия
выносит заключение, содержащее оценку
уровня реализации дошкольным образовательным
учреждением требований государственного
образовательного стандарта дошкольного
образования, а также соответствие дошкольного
образовательного учреждения типу, виду
и категории. Если дошкольное образовательное
учреждение, по мнению аттестационной
комиссии, заслуживает присвоения повышенной
категории (второй или первой), в заключении
даются рекомендации в адрес учредителя
об объеме и целевом назначении дополнительного
финансирования. (см. раздел "Категории
дошкольных образовательных учреждений").Если
ДОУ реализует, помимо программы дошкольного
образования, программу начального общего
образования, они оцениваются на основе
требований соответствующего государственного
образовательного стандарта, а именно:
программа дошкольного образования - в
соответствии с требованиями государственного
образовательного стандарта дошкольного
образования, программа начального общего
образования - в соответствии с требованиями
государственного образовательного стандарта
начального общего образования.Заключение
подписывается всеми членами аттестационной
комиссии; член комиссии, имеющий особое
мнение, может изложить его в письменной
форме.Заключение доводится до сведения
работников ДОУ и представляется в орган
управления образованием, проводящий
аттестацию.Заключение аттестационной
комиссии является основанием для издания
в двухнедельный срок с момента оформления
заключения органом, проводящим аттестацию,
приказа о признании ДОУ аттестованным
или неаттестованным. Приказ и копия заключения
аттестационной комиссии в трехдневный
срок со дня издания приказа выдаются
(высылаются) дошкольному образовательному
учреждению. Положительное заключение
аттестационной комиссии является основанием
для получения дошкольным образовательным
учреждением государственной аккредитации.
По результатам аттестации дошкольное
образовательное учреждение может быть
лишено государственной аккредитации.
Заключение комиссии по аттестации может
быть обжаловано в судебном порядке только
в части процедуры аттестации.Повторная
аттестация может проводиться по требованию
ДОУ не ранее чем через 12 месяцев с момента
отказа ему в государственной аккредитации.Аттестация
ДОУ проводится по его заявлению один
раз в пять лет, если иное не предусмотрено
законом.Первая аттестация вновь созданного
дошкольного образовательного учреждения
может проводиться по его заявлению не
ранее чем через три года после получения
лицензии.Затраты на проведение аттестации
оплачиваются ДОУ.
6вопр….УСТАВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - по законодательству РФ в обяза- тельном
порядке должен содержать: 1) наименование,
место нахождения (юридический, фактический
адрес), статус образовательного учреждения;2) наименование учредителя;3) указание
на организационно-правовую форму образовательного
учреждения;4) цели образовательного процесса,
типы и виды образовательных программ;5)
основные характеристики образовательного
процесса (язык /языки/, на котором ведется
обучение и воспитание); порядок приема
обучающихся, воспитанников; продолжительность обучения на каждом этапе; порядок и основания
отчисления обучающихся, воспитанников;
систему оценок при промежуточной аттестации,
ее формы и порядок; режим занятий; наличие
платных образовательных услуг; порядок
их предоставления; порядок регламентациии
оформления отношений образовательного
учреждения и обучающихся, воспитанников
и (или) их родителей (лиц, их замещающих);6)
структуру финансовой и хозяйственной
деятельности учреждения, вт.ч. в части:
использования объектов собственности,
закрепленных учредителем за учреждением;
финансирования и материально-технического
обеспечения деятельности учреждения;
наличия предпринимательской деятельности;
7) порядок управления учреждением, в т.ч.:
компетенция учредителя;структура, порядок
формирования органов управления, их компетенция,
по рядок работы; порядок комплектования
персонала и условия оплаты труда; порядок
изменения устава; порядок ликвидации
и реорганизации; 8) права и обязанности
участников образовательного процесса;
9) перечень видов локальных актов (приказов,
распоряжений и др., регламентирующих
деятельность учреждения).
4вопр….Нормативно-правовая база дошкольного
образовательного учреждения.Дошкольное образовательное учреждение
в своей деятельности руководствуется
нормативно-правовыми документами разного
уровня: федерального, регионального,
муниципального, регламентирующими деятельность,
а также внутренними локальными актами,
регулирующими деятельность учреждения.Основные документы, регламентирующие
деятельность ДОУ:1. Закон РФ «Об образовании».2. «Типовое
положение о дошкольном образовательном
учреждении» 3. Лицензия на право осуществления
образовательной деятельности4. Устав
детского сада.Основные документы, регламентирующие
деятельность ДОУ:5. Образовательная программа.6. Документация
на организацию образовательной деятельности.9.
Кадровые документы.10. Должностные и рабочие
инструкции сотрудников ДОУ.11. Бухгалтерские
документы.12. Медицинские документы.13.
Хозяйственные документы.14. Документы
на организацию питания.15.Документы на
охрану труда.16. Документы на обеспечение
безопасности.17. Документы на делопроизводство
и архив. 18. Положения, регулирующие
организацию жизнедеятельности в ДОУ:18.1. Положение о Педагогическом совете.18.2.
Положение о Родительском комитете.18.3.
Положение о структурных подразделениях
ДОУ.18.4. Положение о творческой группе
педагогов ДОУ.18.5. Положение «О надбавках,
доплатах и других видах материального
стимулирования сотрудников ДОУ».19. Положение
об общем собрании трудового коллектива.20.
Положение о совете трудового коллектива.21.
Коллективный договор.22. Правила внутреннего
трудового распорядка.