5вопр…Финансово-хозяйственный
механизм.Требование к компетенциям:- владеть понятием «хозяйственный механизм»;-
знать особенности и сущность перехода
на новый хозяйственный механизм ДОУ, механизм
распределение доходов;- формировать готовности
к личностному и профессиональному росту;-
уметь пользоваться современными средствами
получения, передачи,хранения информации;-
развитие диагностической направленности
мышления: умение узнавать и распознавать
или приводить информацию в состояние,11
позволяющие соотнести полученные данные
с практической деятельностью;- развивать
способность логически, последовательно,
глубоко и всесторонне проанализировать
полученную информацию с наименьшей затратой
сил и времени при максимальной точности;-
развивать коммуникабельность и интерактивность;-
развивать речевую культуру студентов.Содержание учебного материала.Понятия
«хозяйственный механизм» .Назначение
хозяйственного механизма. Цель введения
нового хозяйственного механизма в ДОУ.Сущность
нового хозяйственного механизма в ДОУ.
Источники финансирования деятельности
дошкольного образовательного учреждения
и механизм их использования.
Механизм распределение доходов. Руководители
дошкольных образовательных учреждений,
особенно пользующиеся услугами централизованной
бухгалтерии, нередко упускают из виду
необходимость контроля за финансовым
состоянием и развитием ДОУ. Это происходит
по следующим причинам:недостаточный
уровень финансово-экономической грамотности
руководителей ДОУ;нежелание заниматься
«лишней бумажной работой»; недооценка
значимости современных методов управления
ДОУ;неверие в возможность оптимизации
финансовых потоков, уверенность в изначальной
бесперспективности этой работы.При умелом
руководстве финансово-хозяйственной
жизнью ДОУ большая часть проблем вполне
решаема.Система бюджетного финансирования.Согласно
концепции модернизации образования на
период до 2010 г., механизм бюджетного финансирования
ДОУ основывается на следующих принципах:деятельность
ДОУ финансируется его учредителем в соответствии
с договором между ними;финансирование
ДОУ осуществляется на основе государства
и местных нормативов финансирования,
определяемых в расчете на одного воспитанника
по каждому виду и категории ДОУ;органы
государственной власти субъектов РФ
в пределах собственных средств устанавливают
государственные (региональные) нормативы
бюджетного финансирования;государственный
норматив бюджетного финансирования определяет
минимальные затраты на финансирование
реализации образовательной программы
дошкольного образования, включая затраты
на оплату труда работников ДОУ, приобретение
учебного оборудования, пособий, на социальные
услуги, финансируемые из бюджета, затраты
на хозяйственные расходы, кроме коммунальных
расходов;государственный норматив бюджетного
финансирования применяется при расчете
субвенций местным бюджетом и объемов
прямого финансирования ДОУ в случае соучредительства;-
органы местного самоуправления в пределах
собственных средств устанавливают местные
нормативы бюджетного финансирования
путем применения повышающих местных
коэффициентов к региональным нормативам,
а также определяя объем затрат на дотацию
родительской платы за социальные услуги
и финансирование содержания и развития
материальной базы ДОУ.Таким образом, дошкольное
образовательное учреждение - это некоммерческая
организация, финансируемая собственником
полностью или частично. Целью финансирования
является обеспечение деятельности учреждения
финансовыми ресурсами.Основными задачами руководителя
образовательного учреждения здесь являются:планирование
деятельности ДОУ, его развития и реализация
поставленных учредителем целей;расходование
средств в соответствии с планом и целями;-
контроль за расходованием средств.
7вопр….Лицензированию
подлежит образовательная деятельность
образовательных учреждений, научных
организаций или иных организаций по образовательным
программам. Не подлежит
лицензированию: образовательная деятельность,
осуществляемая путем проведения разовых
занятий различных видов (в т. ч. лекций,
стажировок, семинаров) и не сопровождающаяся
итоговой аттестацией и выдачей документов
об образовании; деятельность по содержанию
и воспитанию обучающихся и воспитанников,
осуществляемая без реализации образовательных
программ; индивидуальная трудовая педагогическая
деятельность. Деятельность различных
кружков, секций, объединений, действующих
в общеобразовательных учреждениях, лицензированию
не подлежит, поскольку относится к внеурочной
деятельности. Исключением является функционирование
таких объединений, по итогам работы которых
выдается документ об образовании. Лицензирование является одним из основных
видов государственного контроля за деятельностью
образовательных учреждений и иных организаций,
осуществляющих образовательную деятельность. Таким образом, лицензирование –
это процедура установления соответствия
условий осуществления образовательного
процесса, предлагаемых образовательным
учреждением (организацией, осуществляющей
образовательную деятельность), государственным
и местным требованиям в части строительных
норм и правил, санитарных и гигиенических
норм, охраны здоровья обучающихся и работников
образовательных учреждений (организаций),
оборудования учебных помещений, оснащенности
учебного процесса, образовательного
ценза педагогических работников и укомплектованности
штатов, и как результат выдача или отказ
в выдаче лицензии на право ведения образовательной
деятельности по указанным в ней образовательным программам. Основной задачей
лицензирования образовательной деятельности
является определение соответствия предлагаемых
соискателем лицензии условий ведения
образовательного процесса государственным
лицензионным требованиям.
10вопр…Программа развития
ДОУ — нормативная модель совместной деятельности
группы или множества групп людей, определяющая:
а) исходное состояние (режим) дошкольного
образовательного учреждения, б) образ
желаемого будущего (качественно новое
состояние системы), в) состав и структуру
действий по преобразованию — переводу
ДОУ в качественно новое состояние.Программа
развития является нормативным документом,
регламентирующим процесс перевода ДОУ
из фактического состояния на качественно
новый уровень развития.Компоненты программы
развития фиксируют цель и задачи, проблемный
анализ с обоснованием актуальности, новизны
и практической значимости предлагаемого
проекта, исходные научно-теоретические
предпосылки, показатели, характеризующие
успешность достижения цели, сроки и этапы
реализации программы, исполнители, ресурсное
и информационное обеспечение, контроль
над ходом реализации программы, анализ
и коррекция результатов.Основные требования
к программе развития позволяют смоделировать
действительно жизнеспособный проект:1.
Актуальность и проблемность.2. Прогностичность
(учет сегодняшних и завтрашних условий).3.
Рациональность (взаимосоответствие цели,
задач, содержания, технологий и результата).4.
Реалистичность.5. Целостность.6. Чувствительность
к сбоям.7. Личностная, социальная, нравственная
направленность.8. Эвристический, экспериментальный,
инновационный подход.Источником формирования
миссии, стратегии и тактики развития
учреждения выступает проблемный анализ
его деятельности.
9вопр….Планирование — ключевая
управленческая функция, полноценная
реализация которой — один из главных
факторов, обеспечивающих эффективность
деятельности руководителя. Именно поэтому
необычайно актуальными становятся вопросы
обучения руководителей детских садов
навыкам научного планирования своей
деятельности и эффективной ее организации.
Планирование позволяет устранить неопределенность,
сосредоточить внимание на главных задачах,
добиться эффективного экономического
функционирования и облегчить управленческий
контроль. Планирование – это процесс разработки последовательных
действий, сущность которого состоит в
построении системы воспитательно-образовательной
работы. Следовательно, в планировании
нуждаются все виды педагогической деятельности.Сущность планирования —
направить деятельность ДОУ на выработку
решений, направленных на адаптацию детского
сада к постоянно изменяющимся условиям,
нейтрализацию факторов, отрицательно
влияющих на всю систему дошкольного образования
в целом. Задачи планирования:1. Выявление
потребительского спроса на продукцию,
выпускаемую предприятием.2. Увеличение объёмов продаж.3. Обеспечение сбалансированного
роста производства.4. Увеличение прибыли, рентабельности
производства и продаж.5. Снижение издержек производства
на основе рационального роста производства
ресурсов.6. Повышенные конкурентоспособности
продукции за счёт повышения её качества
и снижения цен на него. Принципы планирования:1. Непрерывность
планирования - обеспечение сочетания
и взаимоувязки, долгосрочных и краткосрочных
планов.2. Необходимости – обязательность
применения планов при выполнении любого
вида трудовой деятельности
3. Гибкости – предполагает возможность
корректировки уже разработанных плановых
показателей.4. Оптимальности - достигается
разработкой альтернативных вариантов
решения производственно-технических
задач.5. Точности – определяется
влиянием различных внутренних и внешних
факторов, поэтому планы должны быть конкретизированы
и детализированы в той степени, в какой
позволяют это сделать условия функционирования
субъекта хозяйствования.6. Участия – предполагает
активное воздействие персонала на процесс
планирования.7. Единства – предполагает
разработку общего или сводного плана
социально-экоомического развития предприятия8. Эффективности – требует
разработки такого варианта плана, который
при существующих ограничениях используемых
ресурсов обеспечивает получение наибольшего
экономического эффекта.
2вопр…Функции
управления, их взаимосвязь.Сущность управления выражается
через его функции (от лат. functio — исполнение), в которых определен
круг деятельности, ее содержание, ее виды,
назначение, роль. Другими словами, процесс
управления — это последовательное выполнение
определенных видов деятельности (функции).Функция
— вид деятельности, основанный на разделении
и кооперации управленческого труда, характеризующийся
разновидностью, определенностью, сложностью
и стабильностью.Впервые функции управления
были выделены А.Файолем в XX в. (планирование,
организация, координация, распорядительство
и контроль). В дальнейшем набор функций
управления дополнялся, расширялся и уточнялся.В
1922 г. издан фундаментальный труд М.Х. Мескона,
М.Альберта и Ф.Хедоури «Основы менеджмента».
Менеджмент представляет собой теорию
и практику управления в социальных организациях,
т.е. в организациях людей. Возникли новые
области научного знания: «менеджмент
в строительстве», «менеджмент в образовании»
и т.д.В современной научной литературе
существует множество различных классификационных
схем функционального состава управления.
В работах В.Г. Афанасьева, А.И. Китова, Ю.А. Конаржевского,
Б.Ф. Ломова, Р.Х. Шакурова, В.А. Якунина и
др. выделяются следующие виды управленческой
деятельности:постановка
цели, планирование или принятие управленческих
решений, организация, контроль, регулирование
(или коррекция).В теории менеджмента
выделяются в основном следующие основные
функции: планирование,
организация, мотивация и контроль. Эти четыре первичных функции
управления объединены связующими процессами
коммуникации и принятия решений.Применяя
метод наложения на обобщенный состав
функций, выделяемых специалистами общественной
науки, и сопоставляя их с составом принятых
в менеджменте, можно отметить в составе
наличие общих функций (постановка цели,
планирование, организация, контроль)
и функций, которые специфичны, например,
регулирование, мотивация, стимулирование.П.И. Третьяковым
определен состав функций управления
педагогическими системами с позиции
двойного подхода и установлена их взаимосвязь
и последовательность, поэтапная смена
друг друга, которая и образует единый
управленческий цикл. Двойной подход предполагает
взаимосвязь различных функций деятельности
руководителя. Например, заведующая ДОУ
не только планирует работу учреждения,
но и прогнозирует возможный результат
(планово-прогностическая функция); не
только собирает и систематизирует информацию,
но и анализирует ее (информационно-аналитическая
функция); цели обязательно диктуются
мотивом деятельности (мотивационно-целевая
функция) и т.д.Управление -
это регулирование процессов вложения
и обработки ресурсов, производства и
реализации продукции. В системе производства
продукции управление занимает определяющее
место.Характер и эффективность процесса
производства товаров или услуг обуславливается
уровнем организации его управления. Оно
неотделимо от процесса производства,
является его составной частью, необходимым
элементом. Основные задачи
управления - обеспечение наиболее
эффективного использования материальных,
трудовых, финансовых и информационных
ресурсов, создание предпосылок для всемерного
повышения эффективности производства.
Сложность и динамичность современных
технологических процессов, информационных
потоков, производственных и хозяйственных
связей, значительный объем работ по сбору
и обработке информации - все это обуславливает
повышение требований к организации управления
предприятием. Функциональное назначение
управления - обеспечить единство, соответствие
и согласованность всех звеньев производства,
для того, чтобы производственно-хозяйственная
деятельность осуществлялась бесперебойно
и способствовала достижению плановых
целей при наименьших затратах ресурсов.Управленческий цикл
- это завершенная последовательность
повторяющихся активных действий, направленных
на достижение поставленных целей.Управленческий
цикл начинается с уяснения задачи или
проблемы и заканчивается достижением
определенного результата. После этого
цикл управления повторяется. Частота
его повторения определяется конкретным
типом и природой управляемой системы.
В социальных системах этот цикл повторяется
непрерывно. Конечная цель управления
системой может достигаться одним или
несколькими циклами управления. Циклическая
реализация процессов позволяет устанавливать
и фиксировать характерные черты, общие
зависимости, единые закономерности процессов
и обеспечивать на этой основе их рациональную
преемственность и предвидение.В характеристиках
управленческого цикла используются также
более узкие понятия:период, имеющий хронологическое
значение;действия и операции - целостные
и четко обособленные части процесса;процедура
- определенная регламентированная последовательность
осуществления процесса.Начинается цикл
с появления управленческой проблемы.
В качестве проблемы могут выступать как
задачи, указания начальника, так и собственные
задачи. Проблему также можно определить
как вопрос, который объективно возникает
в ходе управления, и решение которого
представляет практический интерес, соответствует
поставленным целям.Задачи - это, по существу,
развернутый план действий. Важнейшей
задачей менеджмента является организация
производства товаров или услуг с учетом
выявленных потребностей на основе имеющихся
материальных, трудовых и финансовых ресурсов,
а также обеспечение эффективности деятельности
предприятия и его стабильного положения
на рынке. Перечень задач, решаемых предприятием,
может быть чрезвычайно разнообразным.
В качестве примера можно привести некоторые
наиболее важные: освоение новых рынков
сбыта продукции; повышение квалификации
персонала; постоянный контроль за эффективностью
деятельности предприятия; автоматизация
производства; создание лучших условий
труда и т.д.Качество работы менеджера
по выполнению поставленных задач и достижению
намеченных целей получает оценку лишь
в результате реализации произведенной
продукции на рынке.Следующее звено процесса
управления - выработка решения, которое
следует в максимальной степени оптимизировать
путем достижения заявленных целей предприятия
при минимальном использовании ресурсов.
Решения являются основным средством
воздействия менеджера на производственный
коллектив. Методы обоснования решений
выбираются с учетом специфики объекта,
на который обращается решение.Завершающие
звенья процесса управления - выдача на
основе принятого решения команды, призванной
обеспечить реализацию принятого решения,
изменение управляемого объекта или перевод
его из одного состояния в другое.
15вопр… Передовой педагогический опыт - это
исторически обусловленная категория.
Его
нельзя рассматривать в отрыве от социальных
процессов, происходящих в обществе.
Передовой опыт представляет собой успешное
решение специальных задач, стоящих
перед образовательным учреждением на
каждом из этапов его развития. Безусловно,
социальный заказ должен успешно решаться
всей массовой практикой, в то время как
передовой педагогический опыт выступает
в роли "маяка", "вперѐдсмотрящего".
Для
каждого исторического периода понятие
ППО имеет вполне определѐнный конкретный
смысл. Именно поэтому для успешного
решения задач, связанных с выявлением,
изучением и обобщением, с использованием
достижений педагогической науки в
массовой практике, необходимо определить,
что следует понимать под ППО, каковы его
критерии, какие стороны следует отразить
в его описании. Работа по изучению, обобщению и распространению
ППО - это не временная кампания, не эпизодическое
мероприятие, проводимое раз в году в виде
научно-практической конференции или
педагогических чтений, а обязательный
элемент повседневной деятельности учителей,
воспитателей, руководителей ОУ. Поскольку
от правильной постановки этого дела в
значительной степени зависит эффективность
и качество работы ОУ, его нельзя пускать
на самотёк, а необходимо осуществлять
"поэтапно", в определённой последовательности.Основные этапы работы
по изучению и обобщению ППО (по Р.Г.Амосову):Определение цели изучения
ППО.Отбор наиболее типичных форм и методов
педагогической практики, установление
степени их закономерности.Выбор средств
и методов изучения ППО.Выдвижение гипотезы,
объясняющей продуктивность данного опыта.Выделение
диагностирующих единиц изучения.Фиксация
специфических условий, в которых развивается
процесс воспитания на избранных участках
изучения опыта.Сопоставление плана изучения
опыта.Обобщение сходных форм ППО и выведение
достоверных количественных и качественных
характеристик.Анализ полученных результатов,
учёт вклада в полученный результат всех
воздействовавших звеньев учебно-воспитательного
процесса.Разработка рекомендаций и определение
дальнейших перспектив развития опыта.Чтобы
выявить, изучить опыт педагога и, обобщив
его, сделать полезным для других, нужно
составить программу изучения ППО (с анкетами,
опросниками), используя предложенный
нами опыт.
16вопр…МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ
В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.Методический кабинет
в дошкольном учреждении создается для
того, чтобы оказывать повседневную и
целенаправленную методическую помощь
воспитателям в осуществлении ВОСПИТАТЕЛЬНО
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, в подготовке
к рабочему дню, к педагогическому совету
или родительскому собранию, к занятиям
по самообразованию и т. д.Материалы для
методического кабинета подбираются в
соответствии с требованиями программы «Из
детства - в отрочество», при этом в каждом
учреждении учитывается специфика его
работы, конкретные задачи годового плана
и состояние работы с детьми.
В методическом кабинете
должны быть приказы, циркулярные и методические
письма, рекомендации, решения коллегий
Министерства просвещения, а также материалы
из опыта работы воспитателей, музыкального
руководителя, педагогов-дефектологов
— передовой опыт, календарные планы,
конспекты и протоколы, обсуждения открытых
просмотров занятий, игр, трудовой деятельности,
прогулок и т. д.; программы праздничных
утренников; материалы консультаций и
тематических выставок для родителей
и т. д.В методическом кабинете должен
быть также представлен опыт работы дошкольных
учреждений города, района, страны. Все
эти материалы обязательно аннотируются.
В аннотации (которую составляет заведующий
или воспитатель-методист) кратко излагается
содержание опыта и даются рекомендации
по его использованию.В методическом кабинете
хранятся наглядные учебные пособия. Это
позволяет одно и то же пособие использовать
на разных занятиях, в разных возрастных
группах. Раздаточные пособия, которые
не требуются ежедневно и приобретаются
с расчетом на поочередное использование
в разных группах, также хранятся в методическом
кабинете.Пособия и технические средства
обучения подбираются по всем разделам
«Программы воспитания в детском саду».Законодательные
и инструктивные документы, материалы
из опыта работы, рекомендации должны
быть отпечатаны и храниться в папках.
Наглядные пособия, изготовленные из картона,
дерева, оргстекла, хранят в коробках и
ящиках, размер которых зависит от количества
и объема пособий. Картины, иллюстративный
материал наклеивают на ткань, а затем
на картон. Лучше держать их в развернутом
виде в закрытых шкафах. Правильное хранение
пособий и материалов обеспечивает их
долговечность.В методическом кабинете
создается фонд методической и детской
художественной литературы. Библиотека
должна включать следующие разделы: общественно-политическая
литература, педагогика и психология,
методика обучения и воспитания детей,
воспитание в семье, совместная работа
со школой, справочная литература (о нашей
Родине, о музыке, живописи, словари и др.)
а также журналы: «Дошкольное воспитание»,
«Обруч», «Управление дошкольным учреждением»,
«Ребенок в детском саду». Целесообразно
систематизировать методическую литературу
по отдельным вопросам воспитания.В библиотеке
детской художественной литературы должны
быть книги для детей дошкольного возраста,
указанные в программы «Из детства - в
отрочество», также вновь издаваемые книги.Детскую
литературу лучше расставить в алфавитном
порядке (по фамилиям авторов) — это облегчает
пользование художественным фондом. Чтобы
воспитатели не тратили много времени
на поиски нужной книги, хорошо составлять
библиографические списки по темам: книги
о нашей Родине, о Москве, о природе, о труде,
о транспорте и др.На все материалы и пособия,
на статьи из журналов и книги составляется
картотека. Удобно иметь алфавитный и
тематический каталоги. Заведующий оказывает
помощь воспитателю-методисту в оформлении
периодических выставок по наиболее актуальным
проблемам воспитания и обучения, по тем
проблемам, над которыми педагогический
коллектив работает в течение учебного
года. Выставки знакомят с новинками педагогической,
методической и детской литературы, с
новыми пособиями и игрушки.Систематически
оформляются рекомендации по содержанию
воспитательно-образовательной работы
в связи с красными днями календаря. Эти
выставки необходимо оформлять заблаговременно
(за 1,5—2 месяца). Содержание их должно
помочь воспитателям вести в системе воспитательную
работу на занятиях и в повседневной жизни,
в использовании детской художественной
литературы, иллюстративного материала.
На выставке может быть представлена литература
для воспитателей, советы по работе с семьей,
а также советы по оформлению групп и участка,
рекомендации по подготовке приглашений,
сувениров, игрушек.Организуются выставки,
отражающие воспитательно-образовательную
работу в разные сезоны года. На них могут
быть представлены сезонные календари
природы, примерные планы проведения прогулок
и экскурсий, рекомендации по работе с
детьми разных возрастных групп на участке
и в уголке природы, иллюстративно-наглядный
материал, художественные произведения
для чтения детям. Выставки должны оформляться
художественно, так, чтобы они привлекали
внимание воспитателей, вызывали у них
интерес. При оформлении методического
кабинета следует добиваться целесообразности,
простоты, удобства в использовании материалов.Для
учета всех материалов в методическом
кабинете следует завести инвентарную
книгу, в которой записываются название
материала (книги или пособия), дата поступления,
раздел, куда помещается новый материал.
Чтобы пополнение методического кабинета
проходило целенаправленно и систематически,
необходимо иметь перспективный план
приобретения пособий на пятилетку. Рекомендуется
также вести учет выдачи материалов, книг
и пособий.Заведующему вместе с воспитателем-методистом
необходимо анализировать использование
воспитателями материалов, имеющихся
в кабинете, обсуждать с сотрудниками,
что им оказывает реальную помощь в улучшении
педагогического процесса, а что нужно
изменить, пополнить и т. д. Важно также
заимствовать лучший опыт в других дошкольных
учреждениях, добиваться, чтобы методический
кабинет эффективно влиял на повышение
качества воспитательной и методической
работы.
18вопр…Диагностико-аналитическая
деятельность.Она является стартовой площадкой сопровождения
и направлена на его информационное обеспечение.
Организация конструктивного диалога
между всеми участниками сопровождения
поможет преодолеть методологическую
рассогласованность между педагогической,
психологической, социальной и медицинской
диагностикой [2]. Кроме того, исследование
ребенка должно происходить не столько
с точки зрения «недоразвития», «негативных
факторов», «отсутствия», сколько с целью
выявления потенциала развития, т.е. диагностики
тех конструктивных факторов, которые
позволяют преодолеть трудности.По нашему
мнению, помимо исследования социального
и психолого-педагогического статуса
ребенка важно проводить диагностико-аналитическую
деятельность и в отношении образовательной
среды дошкольного учреждения, выявления
факторов и условий, способствующих (или
препятствующих) развитию и образованию
ребенка. Другими словами, диагностико-аналитическая
деятельность направлена на определение
правильности педагогической стратегии,
от которой зависит направленность всего
процесса сопровождения.Диагностико-аналитическая
деятельность предполагает следующее:1.
Выявление состояния соматического и
психического здоровья воспитанников,
их социального благополучия (группа здоровья
и физкультурная группа; имеющиеся заболевания
и хронические патологии; антропометрические,
физические и физиологические показатели;
уровень физической подготовленности;
вредные привычки; уровень адаптации к
образовательному процессу; уровень напряженности,
тревожности, самооценки и др.).2.Психолого-педагогическое
обследование детей и анализ уровня сформированности
у них познавательной, речевой и другой
деятельности, уровня обученности, воспитанности
и готовности к обучению в школе, а также
различных психических процессов с целью
отслеживания динамики развития и образования
ребенка, выявления затруднений, уточнения
диагноза и определения адекватных коррекционно-развивающих
воздействий на него. Иными словами, в
ходе диагностико-аналитической деятельности
исследуется психолого-педагогический
статус ребенка, который включает в себя
два взаимосвязанных показателя:а) набор
характеристик, описывающих особенности
развития, поведения и состояния ребенка,
значимые с точки зрения его успешного
обучения и дальнейшего психологического
и личностного роста;б) психолого-педагогические
требования к уровню развития, особенностям
поведения и психического состояния детей
определенного возраста [1].Эти требования
фиксируют уровень психологических достижений
ребенка, который позволяет успешно обучаться
и дает позитивные перспективы дальнейшего
развития, обучения и социализации ребенка.3.Выявление
интересов, склонностей, потенциальных
возможностей, способностей детей с целью
создания необходимых условий для их самореализации
и креативной деятельности (диагностика
направлена не на выявление картины дефекта
или затруднений ребенка, а на определение
того, что Л.С. Выготский назвал «гиперкомпенсаторным
фондом личности», т.е. сильных сторон,
потенций и позитива личности).4. Экспертиза
используемых в работе с детьми коррекционно-развивающих
педагогических и психологических технологий,
с точки зрения их адекватности структуре
дефекта, с целью обеспечения личностно
ориентированного образовательного процесса.5.
Исследование воздействий (благоприятных
и неблагоприятных) образовательной системы
на здоровье, развитие и образование детей.
В процессе диагностики необходимо выделить
причины, препятствующие наиболее полному
и эффективному использованию потенциала
дошкольного учреждения.Подобная экспертиза
учебно-воспитательного процесса и предметно-пространственной
среды дошкольного учреждения включает
в себя:а)его гигиеническую характеристику (зоны риска, благоприятные факторы с
точки зрения сохранения здоровья детей
и педагогов) исоставление его гигиенического паспорта(состояние освещения, температурного
режима, воздушной среды, экологической
среды, мебели, оборудования, кабинетов,
групп, залов, рекреаций, стадионов, игровых
площадок, санитарно-гигиенических и иных
помещений, дидактических материалов,
пособий, технических, аудиовизуальных
и иных средств обучения и воспитания,
противопожарной безопасности и др.);б)анализ экологических условий жизни
и деятельности воспитанников: состояние территории детского сада,
озеленение участков, наличие живых растений
в помещениях, живых уголков, природоохранные
мероприятия; дизайн и цветовое оформление
помещений и оборудования;в)психолого-педагогический мониторинг
педагогического процесса (выявление положительных и отрицательных
тенденций): социально-психологический
климат, учебное расписание и режимные
моменты, адаптация детей, соответствие
организации образовательного процесса
возрастным, половым, индивидуальным особенностям
воспитанников, состоянию их здоровья;г)анализ содержания образовательных
программ с целью выявления возможности
приобщения детей к здоровому образу жизни.6. Изучение социумакак части образовательного
пространства с последующим составлением
социального паспорта дошкольного учреждения
(цель – использование его потенциала
в сохранении здоровья, развитии, обучении,
воспитании и успешной адаптации детей
в социальной среде); анализ жизнедеятельности
ребенка в семье (состав семьи, материальная
обеспеченность, жилищно-бытовые условия,
отношения в семье), с точки зрения потенциальных
негативных влияний на его здоровье7. Определение
профессионального уровня педагогов и
компетентности родителей в сохранении
и укреплении здоровья детей, их развитии
и образовании.Педагогическое обследование
проводится индивидуально воспитателями
групп, учителем-логопедом, музыкальным
руководителем, воспитателями-специалистами,
а психологическое обследование – педагогом-психологом.
Состояние здоровья детей отслеживают
медицинские работники и воспитатель
по физической культуре. Экспертиза учебно-воспитательного
процесса и предметно-пространственной
среды дошкольного учреждения, с точки
зрения их роли в сохранении и укреплении
здоровья, осуществляется всеми участниками
службы. Экспертизу коррекционно-развивающих
педагогических и психологических технологий
и определение профессионального уровня
педагогов, компетентности родителей
проводят заместитель заведующей по здоровьесберегающим
технологиям, заместитель заведующей
по учебно-воспитательной работе и педагог-психолог.
Изучение социума осуществляют воспитатели
групп или социальный педагог.По данным
обследования каждым специалистом составляется
заключение и разрабатываются рекомендации.
На заседании службы обсуждаются результаты
обследования, составляется план мероприятий
по улучшению условий дошкольного учреждения,
способствующих оздоровлению, развитию
и образованию ребенка, а также разрабатывается
индивидуально для каждого воспитанника
программа оздоровления, развития и образования.Анализ
литературы позволил выделить ряд принципов,
которым должна подчиняться процедура
обследования:а) комплексное исследование,предполагающее тесное взаимодействие
всех специалистов в ходе изучения ребенка
для составления целостного представления
о его соматическом, психическом состоянии
и психолого-педагогическом статусе;б) всестороннее изучение,которое предполагает исследование отдельных
сторон социальной, психической и физической
организации ребенка в их взаимосвязи
и взаимозависимости;в) структурно-динамическое изучение,иначе говоря, определение причин выявленных
нарушений и их дифференцирование;г) индивидуально-личностный подход, который предполагает учет возрастных
и индивидуальных особенностей каждого
ребенка.