Организация методической работы в дошкольном образовательном учреждении
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 07:04, контрольная работа
Описание работы
Сегодня реальный уровень постановки методической работы в дошкольном учреждении становится одним из важнейших критериев оценки его деятельности. Поэтому нужно рассматривать методическую работу в дошкольном учреждении, как нечто первостепенное. Задача заведующей и методиста дошкольного учреждения заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные и вместе с тем эффективные методы повышения педагогического мастерства.
По дисциплине: Теоретические и прикладные
аспекты методической работы воспитателя
ДОУ
На тему: «Организация методической работы
в дошкольном образовательном учреждении »
Студентки 3 курса заочного отделения
специальности 050144
группы 33Д Трушниковой Екатерины
Вариант №5
Проверил:
____________________________________
Оценка:___________________
Дата:__________
Братск 2014
Введение.
На детские общеобразовательные
учреждения, в современное время возлагаются
большие задачи в обучении, воспитании,
подготовки подрастающего поколения к
жизни. В ближайшем будущем детский сад
официально могут признать первой и обязательной
ступенью образования, а значит именно
на дошкольном образовании лежит основная
задача, заложить в ребенка фундамент
для дальнейшего развития прогрессивного,
талантливого, продвинутого во всех сферах,
будь то научно- технической, социально-культурной
и многих других, гражданина своей страны.
Из вышесказанного понятно,
что на данное время, необходимо найти
приемы и методы, что бы избавиться от
таких негативных факторов, как формализм,
пассивность многих педагогов и воспитанников.
Основным таким методом являются активизация
человеческого фактора в просвещении,
развитие творческого потенциала педагогов
и педагогических коллективов дошкольных
учреждений. Современные реалии, объективные
потребности совершенствования образования,
воспитания и развития воспитанников
обуславливают необходимость повышения
роли и значения методической работы в
детском саду, делают научный анализ и
практическое совершенствование этой
работы актуальнейшей проблемой.
Сегодня реальный уровень постановки
методической работы в дошкольном учреждении
становится одним из важнейших критериев
оценки его деятельности. Поэтому нужно
рассматривать методическую работу в
дошкольном учреждении, как нечто первостепенное.
Задача заведующей и методиста
дошкольного учреждения заключается в
том, чтобы выработать систему, найти доступные
и вместе с тем эффективные методы повышения
педагогического мастерства.
Актуальность проблемы, оказание
помощи в подготовке высококвалифицированного,
свободно мыслящего, активно действующего
воспитателя на современном этапе в связи
с возрождающимся подходом к человеку
как самоценности. Помощь воспитателю
в овладении новым педагогическим мышлением,
готовностью к решению сложных задач в
системе образования, в повышении своего
педагогического мастерства.
Методическая работа
в дошкольном образовательном учреждении.
1.1 Методическая
работа в ДОУ.
Методическое обеспечение является
важнейшей частью повышения квалификации
педагогов. Оно призвано поддерживать
нормальный ход образовательного процесса,
содействовать его обновлению.
В 1994 году Министерство образования
РФ выпустило письмо «О формах организации
и направлениях деятельности методических
служб в системе образования РФ», где выделяются
информационная, прогностическая, содержательная,
инновационная и экспериментальная деятельность,
повышение квалификации, аттестация педагогов.
С 1996 года организация методической работы
поручается специальным службам – методическим
кабинетам, методическим центрам в структуре
органов управления образованием и институтов
повышения квалификации работников образования.
Проникновение теории управления
в дошкольное образование, разграничение
субъектов и объектов управления ДОУ,
выделение направлений деятельности руководителя
с точки зрения объектов (управление персоналом,
(кадрами), управление материально – технической
базой и др.) привели к некоторой терминологической
неясности в связи с применением традиционных
и новых терминов. В частности, возникли
вопросы, которые выделяла Багаутдинова
С.Ф. об использовании и понимании термина
« методическая работа в ДОУ»; что такое
методическая работа – объект или аспект
управления; как соотносится методическая
работа с понятием «управление педагогическим
коллективом», «управление образовательным
процессом»; насколько целесообразно
сегодня применять этот термин.
На ее взгляд, понятие «методическая
работа» можно использовать применительно
к современному ДОУ, если правильно определить
ее сущность. «Методическую работу следует
считать аспектом управления и рассматривать
как деятельность, направленную на обеспечение
качества образовательного процесса ДОУ».
Существуют разные подходы
к определению методической деятельности.
Так С.Ж. Гончарова рассматривает ее как
деятельность, «направленную на создание,
внедрение и применение методов».
Любое образовательное учреждение
существует в одном из двух режимов: функционирования
или развития.
Следовательно, по мнению Белой
К.Ю. в дошкольном учреждении находящимся
в режиме стабильного функционирования,
методическая служба должна обеспечивать
коррекцию педагогического процесса в
случае его отклонения от технологии,
методики реализации программы воспитания
и обучения дошкольников.
Если же коллектив предполагает
работать в инновационном режиме, то это
требует создание новой модели методической
работы, обеспечивающей переход дошкольного
образовательного учреждения из режима
функционирования в режим развития.
Такое понимание методической
работы предъявляет требования к формулировке
ее задач, характеристике содержания и
выделению участников.
В качестве общих задач методической
работы, Багаутдинова С.Ф. выделяла следующие:
управление образовательным процессом
(ведущая), организация повышения квалификации
педагогов, организация работы с родителями.
Ответственность за организацию
методической работы лежит на методисте.
Он, определяя стратегию, цели, задачи
развития и функционирования ДОУ, влияет
на конкретизацию целей, задач и содержание
методической работы. В методической работе
участвуют педагог – психолог и педагоги
– специалисты, консультируя воспитателей
и родителей в пределах своей компетенции.
Во всех случаях задача методической
службы – создать такую образовательную
среду, в которой полностью будет реализован
творческий потенциал каждого педагога,
всего педагогического коллектива.
Многие педагоги, особенно начинающие,
нуждаются в квалифицированной помощи
со стороны более опытных коллег, заведующей,
методиста ДОУ, специалистов различных
областей знания. В настоящее время эта
потребность возросла в связи с переходом
на вариативную систему образования, необходимостью
учитывать многообразие интересов и возможностей
детей.
Методическая работа должна
носить опережающий характер и обеспечивать
развитие всего воспитательно-образовательного
процесса в соответствии с новыми достижениями
педагогической и психологической науки.
Однако сегодня, по мнению П.Н. Лосева,
существует проблема низкой эффективности
методической работы во многих ДОУ. Основная
причина – формальная реализация системного
подхода, его подмена эклектичным, случайным
набором рекомендаций конъюнктурного
характера, насаждение надуманных приемов
и способов организации воспитания и образования.
Совокупность отдельных педагогических
систем образуют единую целостную систему
образования. Дошкольное образование
является первой ступенью общей педагогической
системы, а само дошкольное образовательное
учреждение, как и школа, может рассматриваться
как социально – педагогическая система.
Следовательно, по мнению Белой К.Ю., оно
отвечает определенным свойствам: целенаправленность,
целостность, полиструктурность, управляемость,
взаимосвязь и взаимодействие компонентов,
открытость, связь со средой.
К.Ю. Белая выделяет что, методическая
работа в ДОУ как система может быть спроектирована,
построена в следующей структуре: прогнозирование
– программирование – планирование –
организация – регулирование – контроль
– стимулирование – коррекция и анализ.
1.2 Роль методиста
в организации управленческой
деятельности.
Какими же качествами руководителя
должен обладать методист, чтобы вызвать
уважение коллег и способствовать успешному
выполнению ими своих обязанностей?
Васильева А.И. считает, что
методисту необходима не только хорошая
теоретическая подготовка, но и умение
применять знания на практике. Без этого
невозможно работать в современном дошкольном
учреждении, где вся работа построена
на строго научной основе, рассчитана
на глубокое знание психологии ребенка.
Ему необходима широкая осведомленность
в различных областях науки, культуры,
искусства, этики.
Опытного методиста, отмечает
она, отличают инициативность и творческий
подход к делу: умение генерировать идеи,
работать целеустремленно, учитывать
возможности и способности каждого воспитателя.
Он советуется с педагогами, прислушивается
к общественному мнению, к критическим
замечаниям и предложениям коллег, использует
их опыт и знания, своевременно поддерживает
успех в работе воспитателя, популяризирует
его достижения. Похвала и одобрение укрепляют
веру в педагогов в свои силы и вызывают
у них желание поделиться с товарищами
своим опытом, своими мыслями и чувствами.
Методист должен быть настойчивым
и твердым, выделяет Васильева А.И. в предъявлении
требований. Эти качества, характеризующие
эмоционально – волевую сторону общения
руководителя с подчиненными, образуют
важнейшую черту стиля руководства –
требовательность. Вместе с тем необходимо
сочетать высокую требовательность с
чуткостью, теплотой, уважением к людям.
Важнейшим качеством методиста, отмечает
она, является умение проявить гибкость,
подойти к различным типам людей с учетом
их особенностей. Лицо дошкольного учреждения
определяет коллектив воспитателей. А
создают его, сплачивают, превращают в
работоспособную творческую силу руководители
– заведующий и методист.
Управленческие функции заведующей
и методиста, Белая К.Ю. делит на общие
и специфические. Так, главная общая функция
руководителя, по ее мнению, - организация
учебно–воспитательного процесса в дошкольном
учреждении. К числу общих функций относятся
организация коллектива воспитателей,
сплочение, активизация его деятельности,
целевая ориентация, развитие самоуправления,
контроль. К специфическим – повышение
профессиональной квалификации воспитателей,
организация методической работы, ведение
педагогической документации.
Выполнение этих функций должно
быть четко распределено и согласовано
между методистом и заведующим детским
садом. Согласованные действия помогают
руководителям преодолеть трудности,
встречающихся при решении определенных
задач. Практика показывает, утверждает
Белая К.Ю., что легко решаются задачи оперативные.
Более трудным для методиста является
решение социально – психологических
задач, таких, как обеспечение четкой дисциплины
и организованности в работе воспитателей;
формирование общественного мнения в
коллективе; стимулирование трудовой
активности и потребности трудиться творчески.
Успешное выполнение всех перечисленных
задач зависит от того, насколько методист
знает свой коллектив, его психологию,
индивидуальные особенности каждого воспитателя.
Именно хорошее знание людей, отмечает
Белая К.Ю., создает предпосылки для успешной
организации и сплочения коллектива. Каждый
методист по своему строит работу. Однако
быстрее достигнет цели тот руководитель,
который в своей деятельности опирается
на помощь коллектива, сам постоянно повышает
свой идейно – теоретический и профессиональный
уровень. Из профессиональных качеств
на первом месте стоит умение методиста
организовать работу педагогического
коллектива, распределить обязанности
в коллективе с учетом личных качеств
каждого воспитателя, проявить требовательность,
принципиальность в достижении поставленной
цели.
Должностные обязанности методиста
определены К.Ю. Белой в справочнике для
заведующей детским садом.
Методист:
Осуществляет методическое
руководство учебно–воспитательной работой детского
дошкольного учреждения;
Обеспечивает и контролирует
выполнение «Программы воспитания и обучения
в детском саду», несет ответственность
за правильную организацию учебно–воспитательной работы;
Изучает, обобщает и распространяет
передовой педагогический опыт, готовит
необходимые материалы для рассмотрения
на педагогическом совете; организует
работу методического кабинета в дошкольном
учреждении; осуществляет подбор педагогических
пособий и игрушек в соответствии с возрастом
детей;
Организует работу по пропаганде
педагогических знаний среди родителей,
по обеспечению преемственности в работе
воспитателей разных возрастных групп,
а так же дошкольного учреждения и школы.
В исследованиях Паршуковой
И.Л. рассматриваются педагогические аспекты
деятельности методиста. Вводится понятие
«профессиональное соответствие методиста»
для выявления характера реальной методической
деятельности. Автор выделяет условные
уровни в модели реальной деятельности
данного специалиста, отражающие его движение
к профессиональному соответствию.
1. Профессионально - методическая
грамотность. Это период методического
становления, в процессе которого
происходит накопление знаний, умений,
навыков практической деятельности;
показатель методической культуры
педагога, проявляющего индивидуальный
стиль деятельности в рамках
овладения азбукой профессии.
2. Профессионально – методическая
готовность организовать других
и себя на выполнение конкретных
педагогических дел. Готовность
методиста ДОУ к этой деятельности
является основным элементом
второго уровня, его профессионального
соответствия и предполагает
развитие коммуникативных, проектных,
организационных способностей и
профессиональной компетентности.