Организация методической работы в дошкольном образовательном учреждении
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 07:04, контрольная работа
Описание работы
Сегодня реальный уровень постановки методической работы в дошкольном учреждении становится одним из важнейших критериев оценки его деятельности. Поэтому нужно рассматривать методическую работу в дошкольном учреждении, как нечто первостепенное. Задача заведующей и методиста дошкольного учреждения заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные и вместе с тем эффективные методы повышения педагогического мастерства.
3. Профессионально – методическая
зрелость. В основе ее лежит
умение включать в свою деятельность
исследовательский метод как
высший показатель профессиональной
готовности методиста. На этом
уровне можно говорить о сформированности
у него метода логической концептуальной
культуры, характеризующей научно – методическое
и научно – педагогическое понимание
собственной деятельности. Овладение
прикладной методологией позволяет руководителю
соединить исследовательскую и методическую
работу и вывести ее на уровень индивидуально
– коллективной стратегии и тактики. Методист
на данном этапе получает возможность
организовать исследования педагогического
коллектива.
Формы организации
методической работы в ДОУ.
Формы организации методической
работы в ДОУ изменяются, обновляются
в зависимости от многих факторов. Основными
факторами являются следующие:
· государственная политика
в сфере образования, законодательные
акты и документы;
· уровень педагогической культуры
воспитателей, их методическая грамотность,
выявленная в процессе диагностических
измерений личностных и профессионально-деятельностных
показателей;
· морально-психологический
климат в коллективе ДОУ, материально-технические
возможности организации методической
работы;
· наличие внутреннего педагогического
опыта, инновационная открытость и активность
учителей, уровень профессиональной готовности
руководителей школы к осуществлению
методической работы;
· конкретная ситуация в коллективе
ДОУ, в отношениях между воспитателями,
воспитателями и детьми, воспитателями
и руководителями.
2.1 Педагогический
совет.
Главная цель педагогического
совета – объединить усилия коллектива
ДОУ для повышения уровня воспитательно-образовательного
процесса, использования в практике достижений
педагогической науки и передового опыта.
Целью каждого педагогического
совета является сопоставительный анализ
решаемых задач в соответствии с Образовательной
программой и Программой развития, с современным
направлением модернизации образования,
с переходом образовательных учреждений
на сетевое взаимодействие и на реализацию
профильного обучения. Система работы
в данном направлении позволит выявить
проблемы, стоящие перед коллективом образовательного
учреждения на сегодняшний момент и определить
главную задачу: расширение информационного
поля педагогических работников в области
новых образовательных технологий и их
использования в образовательном процессе.
Педагогический совет – место,
где каждый член коллектива имеет право
быть услышанным, где общие проблемы решаются
вместе, где даётся старт новым начинаниям
и подводиться итог уже проделанной педагогическим
коллективом работы.
Функции:
определяет направления образовательной
деятельности ДОУ;
отбирает и утверждает образовательные
программы для использования в ДОУ;
обсуждает вопросы содержания,
форм и методов образовательного процесса,
планирования образовательной деятельности
ДОУ
рассматривает вопросы повышения
квалификации и переподготовки кадров;
рассматривает вопросы организации
дополнительных услуг родителям;
заслушивает отчёты заведующего
о создании условий для реализации образовательных
программ.
Анализ видов его деятельности
позволяет сделать вывод о том, что современный
педагогический совет является полифункциональным.
Он выполняет следующие функции:
управленческие;
методические;
воспитательные;
социально – педагогические;
Приоритетность каждой из них
зависит от целевых установок педагогического
коллектива и его руководителей.
Управленческие (административные)
функции педагогического совета включают
следующие разновидности: законодательные,
совещательные, диагностические, планово
– прогностические, экспертно – контролирующие.
Законодательные: выражаются
в коллективных решениях, принимаемых
открытым голосованием и обязательных
к исполнению каждым работником (принятие
рекомендаций органов образования: решений,
касающихся выполнения государственных
и региональных программ и учебных планов;
аттестации педагогических работников
и др.)
Совещательные: обсуждение
объективной информации о состоянии учебно
– воспитательного процесса, выработка
рекомендаций.
Обобщающе – диагностические:
проведение опытно – экспериментальной
работы, социальных, психологических и
медицинских обследований.
Планово – прогностические:
обсуждение перспектив развития ДОУ, планирование
деятельности коллектива, выбор программ.
Экспертно – контролирующие:
заслушивание отчётов, заключений о деятельности
педагогических и руководящих работников
о выполнении ими Устава, о работе с родителями.
Корректирующие: внесение изменений
и поправок в образовательную программу
и планы работы в связи с изменениями государственной
политики, социальной обстановки, социального
заказа.
В методических функциях педагогического
совета можно отметить информационное,
обобщающе – аналитическое, развивающее,
обучающее, активизирующее направления.
Информационное направление:
сообщение о состоянии учебно – воспитательного
процесса и путях его совершенствования,
о достижениях педагогической науки, пропаганда
передового опыта.
Обобщающе – аналитическое
направление: анализ состояния учебно
– воспитательного процесса, качества
знаний и уровня воспитанности воспитанников,
обобщение и анализ педагогического опыта.
Развивающее направление: развитие
педагогического мастерства, овладение
формами, методами и приёмами обучения,
дающими наибольший эффект, использование
опыта педагогов – новаторов, применение
прогрессивных образовательных технологий.
Обучающее направление: это,
прежде всего повышение квалификации
педагогических работников путём различных
форм передачи знаний, умений, навыков,
педагогического мастерства.
Активизирующее направление:
активизация усилий педагогического коллектива,
всех звеньев методической службы: научно
– методического совета, проблемных групп
педагогического совета, предметных кафедр
и методических объединений, методического
кабинета и работы каждого педагога над
своей темой.
Воспитательные функции педагогического
совета направлены на формирование индивидуальности
каждого педагога, общественного мнения,
сознательной дисциплины педагогического
коллектива.
Формирование индивидуальности:
помощь в обогащении и раскрытии индивидуальности
каждого педагога во всём её богатстве
и многообразии. Воспитание коллектива
происходит в процессе подготовки заседаний
педагогических советов, к чему привлекаются
все педагоги, обсуждения вопросов и принятия
решений, а также в исполнении принятых
решений. Коллективная работа воспитывает
сознательную внутреннюю дисциплину работников
ДОУ, организованность, ответственность,
способность к планомерной деятельности.
Формирование мотивации: выработка
системы общих взглядов на развитие, обучение
и воспитание, разработка единых требований
к действиям коллег.
Социально – педагогические
функции состоят:
в коммуникации, связи педагогического
коллектива с родителями, с педагогическими
коллективами других дошкольных учреждений;
в координации и интеграции
усилий всех субъектов воспитания: ДОУ,
семьи, общественных организаций;
социальной защите детей и коллектива,
выполнении правовых норм по отношению
к участникам педагогического процесса
(здоровых условий работы, питания, социального
обеспечения, приёма и увольнения и т.д.).
2.2 Методические объединения.
Одной из эффективных форм системы
непрерывного образования воспитателей
являются заседания методического объединения
педагогов ДОУ. Методические объединения
педагогов планируются в течение учебного
года и органично соединяются с их повседневной
практикой. Основная цель – оказание реальной,
действенной помощи всем членам коллектива.
Методические объединения
– специальный комплекс практических
мероприятий, базирующихся на достижениях
науки и передового педагогического опыта
и направленный на всестороннее повышение
компетентности и профессионального мастерства
каждого педагога, развитие и повышение
творческого потенциала педагогического
коллектива в целом и, в конечном счете,
- повышение качества и эффективности
образовательного процесса. Использование
методических объединений в работе с педагогами
позволяет избежать заорганизованности,
однообразия форм и методов работы, в которых
преобладают объяснительно - иллюстративные
методы, где педагоги становятся пассивными
слушателями консультаций и семинаров.
Реализация методической работы в ДОУ
основывается на разнообразных принципах:
Принцип
деятельности заключается в становлении
и развитии профессиональной компетенции
педагогов в процессе субъект-субъектного взаимодействия с использованием активных методов обучения;
Принцип
психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов, создание в дошкольном учреждении доброжелательной атмосферы;
Принцип
вариативности подразумевает под собой вариативность
мышления педагога, формирование способности
к систематическому перебору вариантов
и выбору оптимального варианта;
Принцип
креативности максимальная ориентация педагога
на творческое начало и приобретение собственного опыта в профессиональной деятельности.
На каждом заседании определяется
круг педагогических задач. Например:
Повышение педагогического мастерства воспитателей через участие в разнообразных формах проведения МО (проблемные группы, гостевые обмены, мастер – классы, педагогические мастерские и др.)
Организация работы с родителями
воспитанников, используя активные формы
взаимодействия.
Формирование гуманно – нравственных
качеств дошкольников через воспитание сказкой.
Использование интегрированных
занятий в целях развития познавательной
активности малышей.
Важным инструментом поиска
ответов является выполнение «домашнего
задания» воспитателями в период между
заседаниями.
Например:
разработка образовательной
программы,
составление календарно – тематического
плана, цикла занятий.
2.3 Совет ДОУ.
Основной целью создания Совета
ДОУ является – содействие осуществления
управленческих начал, развитию инициативы
коллектива, реализации прав ДОУ в решении
вопросов, способствующих организации
образовательного процесса и финансово-хозяйственной
деятельности, расширению коллегиальных,
демократических форм управления, и воплощение
в жизнь государственно-общественных
принципов управления.
Основными задачами
Совета ДОУ являются:
определение основных направлений развития ДОУ;
повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности ДОУ, содействие рациональному использованию выделяемых ДОУ бюджетных средств, средств полученных из других источников;
участие в создании оптимальных условий и форм организации образовательного процесса в ДОУ;
организация работы по защите прав и интересов участников образовательного процесса, создание условий для формирования у них направленности на здоровый образ жизни;
осуществление контроля организации питания и медицинского обслуживания в ДОУ в целях охраны и укрепления здоровья воспитанников;
организация контроля охраны
здоровья участников образовательного
процесса, безопасных условий его осуществления;
осуществление контроля за
целевым и рациональным расходованием
финансовых средств ДОУ;
привлечение и распределение
внебюджетных средств, полученных от предпринимательской
или иной деятельности, приносящей доход;
оказание помощи администрации
ДОУ в установлении функциональных связей
с учреждениями культуры и спорта для
организации досуга воспитанников.
Функции совета ДОУ.
Совет ДОУ вносит предложения
заведующему ДОУ в части:
материально-технического обеспечения
и оснащения образовательного процесса,
оборудования помещений ДОУ, обустройство групп, кабинетов (в пределах выделяемых средств);
создания в ДОУ необходимых
условий для организации питания, медицинского
обслуживания воспитанников;