Организация методической работы в дошкольном образовательном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 07:04, контрольная работа

Описание работы

Сегодня реальный уровень постановки методической работы в дошкольном учреждении становится одним из важнейших критериев оценки его деятельности. Поэтому нужно рассматривать методическую работу в дошкольном учреждении, как нечто первостепенное.
Задача заведующей и методиста дошкольного учреждения заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные и вместе с тем эффективные методы повышения педагогического мастерства.

Файлы: 1 файл

ДКР по аспектам.docx

— 47.58 Кб (Скачать файл)

3. Профессионально – методическая  зрелость. В основе ее лежит  умение включать в свою деятельность  исследовательский метод как  высший показатель профессиональной  готовности методиста. На этом  уровне можно говорить о сформированности у него метода логической концептуальной культуры, характеризующей научно – методическое и научно – педагогическое понимание собственной деятельности. Овладение прикладной методологией позволяет руководителю соединить исследовательскую и методическую работу и вывести ее на уровень индивидуально – коллективной стратегии и тактики. Методист на данном этапе получает возможность организовать исследования педагогического коллектива.

 

  1. Формы организации методической работы в ДОУ.

Формы организации методической работы в ДОУ изменяются, обновляются в зависимости от многих факторов. Основными факторами являются следующие:

·  государственная политика в сфере образования, законодательные акты и документы;

·  уровень педагогической культуры воспитателей, их методическая грамотность, выявленная в процессе диагностических измерений личностных и профессионально-деятельностных показателей;

·  морально-психологический климат в коллективе ДОУ, материально-технические возможности организации методической работы;

·  наличие внутреннего педагогического опыта, инновационная открытость и активность учителей, уровень профессиональной готовности руководителей школы к осуществлению методической работы;

·  конкретная ситуация в коллективе ДОУ, в отношениях между воспитателями, воспитателями и детьми, воспитателями и руководителями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Педагогический совет.

Главная цель педагогического совета – объединить усилия коллектива ДОУ для повышения уровня воспитательно-образовательного процесса, использования в практике достижений педагогической науки и передового опыта.

Целью каждого педагогического совета является сопоставительный анализ решаемых задач в соответствии с Образовательной программой и Программой развития, с современным направлением модернизации образования, с переходом образовательных учреждений на сетевое взаимодействие и на реализацию профильного обучения. Система работы в данном направлении позволит выявить проблемы, стоящие перед коллективом образовательного учреждения на сегодняшний момент и определить главную задачу: расширение информационного поля педагогических работников в области новых образовательных технологий и их использования в образовательном процессе.

Педагогический совет – место, где каждый член коллектива имеет право быть услышанным, где общие проблемы решаются вместе, где даётся старт новым начинаниям и подводиться итог уже проделанной педагогическим коллективом работы.

Функции:

  • определяет направления образовательной деятельности ДОУ;
  • отбирает и утверждает образовательные программы для использования в ДОУ;
  • обсуждает вопросы содержания, форм и методов образовательного процесса, планирования образовательной деятельности ДОУ
  • рассматривает вопросы повышения квалификации и переподготовки кадров;
  • выявляет, обобщает, распространяет, внедряет педагогический опыт;
  • рассматривает вопросы организации дополнительных услуг родителям;
  • заслушивает отчёты заведующего о создании условий для реализации образовательных программ.

Анализ видов его деятельности позволяет сделать вывод о том, что современный педагогический совет является полифункциональным. Он выполняет следующие функции:

      • управленческие;
      • методические;
      • воспитательные;
      • социально – педагогические;

Приоритетность каждой из них зависит от целевых установок педагогического коллектива и его руководителей.

Управленческие (административные) функции педагогического совета включают следующие разновидности: законодательные, совещательные, диагностические, планово – прогностические, экспертно – контролирующие.

Законодательные: выражаются в коллективных решениях, принимаемых открытым голосованием и обязательных к исполнению каждым работником (принятие рекомендаций органов образования: решений, касающихся выполнения государственных и региональных программ и учебных планов; аттестации педагогических работников и др.)

Совещательные: обсуждение объективной информации о состоянии учебно – воспитательного процесса, выработка рекомендаций.

Обобщающе – диагностические: проведение опытно – экспериментальной работы, социальных, психологических и медицинских обследований.

Планово – прогностические: обсуждение перспектив развития ДОУ, планирование деятельности коллектива, выбор программ.

Экспертно – контролирующие: заслушивание отчётов, заключений о деятельности педагогических и руководящих работников о выполнении ими Устава, о работе с родителями.

Корректирующие: внесение изменений и поправок в образовательную программу и планы работы в связи с изменениями государственной политики, социальной обстановки, социального заказа.

В методических функциях педагогического совета можно отметить информационное, обобщающе – аналитическое, развивающее, обучающее, активизирующее направления.

Информационное направление: сообщение о состоянии учебно – воспитательного процесса и путях его совершенствования, о достижениях педагогической науки, пропаганда передового опыта.

Обобщающе – аналитическое направление: анализ состояния учебно – воспитательного процесса, качества знаний и уровня воспитанности воспитанников, обобщение и анализ педагогического опыта.

Развивающее направление: развитие педагогического мастерства, овладение формами, методами и приёмами обучения, дающими наибольший эффект, использование опыта педагогов – новаторов, применение прогрессивных образовательных технологий.

Обучающее направление: это, прежде всего повышение квалификации педагогических работников путём различных форм передачи знаний, умений, навыков, педагогического мастерства.

Активизирующее направление: активизация усилий педагогического коллектива, всех звеньев методической службы: научно – методического совета, проблемных групп педагогического совета, предметных кафедр и методических объединений, методического кабинета и работы каждого педагога над своей темой.

Воспитательные функции педагогического совета направлены на формирование индивидуальности каждого педагога, общественного мнения, сознательной дисциплины педагогического коллектива.

Формирование индивидуальности: помощь в обогащении и раскрытии индивидуальности каждого педагога во всём её богатстве и многообразии. Воспитание коллектива происходит в процессе подготовки заседаний педагогических советов, к чему привлекаются все педагоги, обсуждения вопросов и принятия решений, а также в исполнении принятых решений. Коллективная работа воспитывает сознательную внутреннюю дисциплину работников ДОУ, организованность, ответственность, способность к планомерной деятельности.

Формирование мотивации: выработка системы общих взглядов на развитие, обучение и воспитание, разработка единых требований к действиям коллег.

Социально – педагогические функции состоят:

  • в коммуникации, связи педагогического коллектива с родителями, с педагогическими коллективами других дошкольных учреждений;
  • в координации и интеграции усилий всех субъектов воспитания: ДОУ, семьи, общественных организаций;
  • согласовании, установлении целесообразных связей, последовательности действий;
  • социальной защите детей и коллектива, выполнении правовых норм по отношению к участникам педагогического процесса (здоровых условий работы, питания, социального обеспечения, приёма и увольнения и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Методические объединения.

Одной из эффективных форм системы непрерывного образования воспитателей являются заседания методического объединения педагогов ДОУ.  Методические объединения педагогов планируются в течение учебного года и  органично соединяются с  их повседневной практикой. Основная цель – оказание реальной, действенной помощи  всем членам коллектива.

 Методические объединения – специальный комплекс практических мероприятий, базирующихся на  достижениях науки и  передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение  компетентности  и профессионального мастерства  каждого  педагога, развитие  и повышение  творческого потенциала педагогического коллектива в целом и, в конечном счете, - повышение  качества и эффективности образовательного процесса. Использование методических объединений в работе с педагогами позволяет  избежать заорганизованности, однообразия форм  и методов работы, в которых  преобладают объяснительно - иллюстративные методы, где педагоги становятся пассивными слушателями  консультаций и семинаров.  
Реализация методической работы в ДОУ основывается на разнообразных принципах:

  • Принцип деятельности заключается в становлении и развитии профессиональной компетенции педагогов в  процессе субъект-субъектного взаимодействия с использованием активных методов обучения;

  • Принцип психологической комфортности  предполагает снятие стрессообразующих факторов, создание в дошкольном учреждении  доброжелательной атмосферы;

  • Принцип вариативности подразумевает под собой вариативность мышления педагога, формирование способности к систематическому перебору вариантов и  выбору оптимального варианта;

  • Принцип креативности  максимальная ориентация педагога на  творческое начало и приобретение собственного опыта в профессиональной деятельности.

На каждом  заседании определяется круг педагогических  задач. Например:

  • Повышение  педагогического мастерства  воспитателей через участие  в разнообразных формах проведения МО (проблемные группы, гостевые обмены, мастер – классы, педагогические мастерские и др.)

  • Организация работы с родителями воспитанников, используя активные формы взаимодействия.

  • Формирование гуманно – нравственных качеств дошкольников через воспитание  сказкой.

  • Использование интегрированных занятий в целях развития познавательной активности малышей.

Важным инструментом поиска ответов является выполнение  «домашнего задания» воспитателями в  период между заседаниями. 

Например:

  • разработка образовательной программы,

  • составление календарно – тематического плана, цикла занятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Совет ДОУ.

Основной целью создания Совета ДОУ является – содействие осуществления управленческих начал, развитию инициативы коллектива, реализации прав ДОУ в решении вопросов, способствующих организации образовательного процесса и финансово-хозяйственной деятельности, расширению коллегиальных, демократических форм управления, и воплощение в жизнь государственно-общественных принципов управления.

 Основными задачами  Совета ДОУ являются:

  •  определение основных направлений развития ДОУ;
  • повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности ДОУ, содействие рациональному использованию выделяемых ДОУ бюджетных средств, средств полученных из других источников;
  • участие в создании оптимальных условий и форм организации образовательного процесса в ДОУ;
  • организация работы по защите прав и интересов участников образовательного процесса, создание условий для формирования у них направленности на здоровый образ жизни;
  • осуществление контроля организации питания и медицинского обслуживания в ДОУ в целях охраны и укрепления здоровья воспитанников;
  • организация контроля охраны здоровья участников образовательного процесса, безопасных условий его осуществления;
  • осуществление контроля за целевым и рациональным расходованием финансовых средств ДОУ;
  • привлечение и распределение внебюджетных средств, полученных от предпринимательской или иной деятельности, приносящей доход;
  • оказание помощи администрации ДОУ в установлении функциональных связей с учреждениями культуры и спорта для организации досуга воспитанников.

 

 

Функции совета ДОУ.

Совет ДОУ вносит предложения заведующему ДОУ в части:

  • материально-технического обеспечения и оснащения образовательного процесса, оборудования помещений ДОУ,  обустройство групп, кабинетов (в пределах выделяемых средств);
  • создания в ДОУ необходимых условий для организации питания, медицинского обслуживания воспитанников;
  • соблюдение прав и свобод воспитанников.

Информация о работе Организация методической работы в дошкольном образовательном учреждении