Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 15:06, курсовая работа
На дошкольное образовательное учреждение в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи – обучать, воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально – экономический, научно – технический и нравственный прогресс российского общества в новом столетии. В связи с этим все более нетерпимыми становятся недостатки и ошибки в учебно–воспитательной работе ДОУ, в управлении образованием и в самой педагогической науке.
Введение
Глава 1. Теоретические основы методической работы в дошкольном учреждении
1.1 Анализ научных взглядов на основы методической работы в современной литературе
1.2 Основные подходы к организации методической работы в дошкольном учреждении
Глава 2. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении
2.1 Цели и задачи методической работы в ДОУ
2.2 Направления и типы методической работы
2.3. Методический кабинет – центр методической работы ДОУ
Заключение
Литература
ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»
Факультет «Дошкольной педагогики и психологии».
Курсовая работа по теме:
Организация методической работы в дошкольном учреждении
Выполнила:
Студентка 4 курса
Очно-заочного отделения
Дудорова Т.Е.
Научный руководитель:
Волобуева Л.М.
Содержание
В новом тысячелетии особенно ощутим огромный разрыв между научно-техническим прогрессом, достижениями человека, состояния духовного развития, внутренней культуры культуры людей, уровнем их социальной и нравственной зрелости. Учёные, философы, педагоги видят путь выхода из кризиса в изменении самого человека: в повышении его духовного потенциала, роли и ответственности за судьбы всего человечества, в гуманизации всех сфер жизни и деятельности людей. В связи с этим проблемы гуманизации приобрели в настоящее время особую актуальность.
Новая политическая концепция общества предполагает повышение социальной значимости образования и требует его качественного обновления. Гуманистические тенденции изменили и модель образования, интегрируя в него ценности культуры, диалоговый характер отношений участников педагогического процесса, обеспечивая целостное развитие личности каждого ребёнка и педагога, создавая условия для саморазвития, самопознания, объединяя субъектов образования для совместного достижения целей.
На дошкольное образовательное учреждение в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи – обучать, воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально – экономический, научно – технический и нравственный прогресс российского общества в новом столетии. В связи с этим все более нетерпимыми становятся недостатки и ошибки в учебно–воспитательной работе ДОУ, в управлении образованием и в самой педагогической науке.
Проблемы управления образованием в контексте культуры актуализируются и обостряются в системе дошкольного образования, они переходят на новый уровень развития, потому что субъекты образования – педагоги и родители должны обеспечить оптимальные условия для творческого развития личности ребёнка и собственного профессионального развития. Вопросы управления системой дошкольного образования стали предметом исследования многих учёных и практиков – В.Г. Алямовской, К.Ю. Белой, Л.М. Волобуевой, О.А. Князевой, Р.М. Литвиновой, Е.М. Марича, И.А. Малашихиной, М.д. Маханевой, Т.П. Морозовой, А.И. Остроуховой, В.С. Собкина, П.И. Третьякова, Р.М. Чумичёвой и др.
Проблема управления системой дошкольного образования рассматривалась с точки зрения системного подхода, изучались функции управленческой деятельности, качество деятельности учреждения по его результату, механизмы управления качеством образования, научные подходы и планирование деятельности, развитие культуры управленческой деятельности и др.
Сегодня реальный уровень постановки методической работы в дошкольном учреждении становится одним из важнейших критериев оценки его деятельности. Поэтому нужно рассматривать методическую работу в дошкольном учреждении, как нечто первостепенное.
«Методическая работа – в дошкольном учреждении – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого воспитателя и коллектива в целом», определение Никишиной И.В. (24).
Актуальность проблемы, оказание помощи в подготовке высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности. Помощь воспитателю в овладении новым педагогическим мышлением, готовностью к решению сложных задач в системе образования, в повышении своего педагогического мастерства. Именно этой проблеме, организация методической работы в ДОУ, будет посвящено мое исследование.
Предмет исследования - методическая работа в дошкольном образовательном учреждении.
Объект исследования – процесс организации методической работы в ДОУ.
Цель исследования - рассмотреть методическую работу в ДОУ на современном этапе.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научно – методической литературы по данной теме: представить различные научные взгляды на основы методической работы в современной литературе.
2. Выделить основные
подходы к организации
3. Представить основы работы методического кабинета.
Методы исследования – анализ научно–теоретической и психолого-педагогической литературы.
Современное дошкольное
образовательное учреждение (ДОУ) –
это сложная социально-
Методическое обеспечение является важнейшей частью повышения квалификации педагогов. Оно призвано поддерживать нормальный ход образовательного процесса, содействовать его обновлению.
Реформирование системы
образования и ее дошкольной ступени
в соответствии с законом «Об
образовании РФ» требуют
Во-первых, роль методической
работы значительно возрастает в
связи с необходимостью рационально
и оперативно совершенствовать качество
содержания образования, посредством
инноваций в программно-
Во-вторых, становится более актуальным участие педагогов в управлении ДОУ, в управлении познавательным процессом группы детей, в совершенствовании образовательной среды, в организации образовательного процесса и реализации образовательных программ нового поколения, что предъявляет более высокие требования к повышению и развитию профессиональной компетентности педагога.
В - третьих, гуманистический, социально-ценностный комплекс идей, утверждающих отношение к человеку как к высшей ценности, способствует посредством методической работы становлению нового стиля взаимоотношений всех субъектов образовательного процесса: реализация личностно-ориентированного воспитания и обучения, переход от групповых форм работы к индивидуальным, предпочтение косвенным формам педагогических требований, эмоциональная окрашенность педагогических отношений, оказание помощи педагогу, ребенку в их саморазвитии и т.д.
В 1994 году Министерство образования РФ выпустило письмо «О формах организации и направлениях деятельности методических служб в системе образования РФ», где выделяются информационная, прогностическая, содержательная, инновационная и экспериментальная деятельность, повышение квалификации, аттестация педагогов. С 1996 года организация методической работы поручается специальным службам – методическим кабинетам, методическим центрам в структуре органов управления образованием и институтов повышения квалификации работников образования. [5]
Все это обусловило активную разработку понятийного аппарата по проблеме. В работах С.Ф. Багаутдинова рассмотрены вопросы об использовании и понимании термина «методическая работа в ДОУ»; что такое методическая работа – объект или аспект управления; как соотносится методическая работа с понятием «управление педагогическим коллективом», «управление образовательным процессом»; насколько целесообразно сегодня применять этот термин [5].
На ее взгляд, понятие «методическая работа» можно использовать применительно к современному ДОУ, если правильно определить ее сущность. «Методическую работу следует считать аспектом управления и рассматривать как деятельность, направленную на обеспечение качества образовательного процесса ДОУ» [5].
Далее рассмотрим разные подходы к определению методической деятельности. С.Ж. Гончарова рассматривает ее как деятельность, «направленную на создание, внедрение и применение методов» [14]
Любое образовательное учреждение существует в одном из двух режимов функционирования или развития..
Следовательно, по мнению К.Ю. Белой (5), в дошкольном учреждении, находящемся в режиме стабильного функционирования, методическая служба должна обеспечивать коррекцию педагогического процесса в случаи его отклонения от технологии, методики реализации программы воспитания и обучения дошкольников [5].
Если же коллектив предполагает работать в инновационном режиме (новое содержание обучения или реализация новых педагогических технологий), то это требует создание новой модели методической работы, обеспечивающей переход дошкольного образовательного учреждения из режима функционирования в режим развития.
Такое понимание методической работы предъявляет требования к формулировке ее задач, характеристике содержания и выделению участников.
В качестве общих задач методической работы, С.Ф. Багаутдинова выделяла следующие: управление образовательным процессом (ведущая), организация повышения квалификации педагогов, организация работы с родителями [5].
Ответственность за организацию методической работы лежит на старшем воспитателе. Он, определяя стратегию, цели, задачи развития и функционирования ДОУ, влияет на конкретизацию целей, задач и содержание методической работы. В методической работе участвуют педагог –психолог и педагоги–специалисты, консультируя воспитателей и родителей в пределах своей компетенции.
Во всех случаях задача методической службы – создать такую образовательную среду, в которой полностью будет реализован творческий потенциал каждого педагога, всего педагогического коллектива.
Многие педагоги, особенно начинающие, нуждаются в квалифицированной помощи со стороны более опытных коллег, заведующей, старшего воспитателя ДОУ, специалистов различных областей знания. В настоящее время эта потребность возросла в связи с переходом на вариативную систему образования, необходимо учитывать многообразие интересов и возможностей детей.
Методическая работа должна носить опережающий характер и обеспечивать развитие всего воспитательно-образовательного процесса в соответствии с новыми достижениями педагогической и психологической науки.
Однако сегодня, по мнению П.Н. Лосева, существует проблема низкой эффективности методической работы во многих ДОУ. Основная причина – формальная реализация системного подхода, его подмена эклектичным, случайным набором рекомендаций конъюнктурного характера, насаждение надуманных приемов и способов организации воспитания и образования(19).
В.П. Беспалько, Ю.А. Конаржевский, Т.И. Шамова в качестве существенного признака всякой системы указывают целостность. В трактовке Н.В. Кузьминой «педагогическая система» есть « множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и обучения подрастающего поколения и взрослых людей» (5).
Совокупность отдельных педагогических систем образуют единую целостную систему образования. Дошкольное образование является первой ступенью общей педагогической системы, а само дошкольное образовательное учреждение, как и школа, может рассматриваться как социально – педагогическая система. Следовательно, по мнению К.Ю.Белой(4) оно отвечает определённым свойствам: целеноправленность, целостность, полиструктурность, управляемость, взаимосвязь и взаимодействие компонентов, открытость, связь со средой.
К.Ю. Белая выделяет, что, методическая работа в ДОУ - как система может быть спроектирована, построена в следующей структуре:
прогнозирование – программирование – планирование – организация – регулирование – контроль – стимулирование – коррекция и анализ(5).
Таким образом, теоретический анализ различных научных взглядов на основы методической работы в современной литературе, показал, что методическая работа считается аспектом управления и рассматривается как деятельность, направленная на обеспечение качества образовательного процесса ДОУ. Выделили её задачи: управление образовательным процессом, организация повышения квалификации педагогов, организация работы с родителями. Отметили, что методическая работа должна носить опережающий характер и обеспечивать развитие всего воспитательно-образовательного процесса в соответствии с новыми достижениями педагогической и психологической науки.
Информация о работе Организация методической работы в дошкольном учреждении