Организация методической работы в дошкольном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 15:06, курсовая работа

Описание работы

На дошкольное образовательное учреждение в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи – обучать, воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально – экономический, научно – технический и нравственный прогресс российского общества в новом столетии. В связи с этим все более нетерпимыми становятся недостатки и ошибки в учебно–воспитательной работе ДОУ, в управлении образованием и в самой педагогической науке.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы методической работы в дошкольном учреждении
1.1 Анализ научных взглядов на основы методической работы в современной литературе
1.2 Основные подходы к организации методической работы в дошкольном учреждении
Глава 2. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении
2.1 Цели и задачи методической работы в ДОУ
2.2 Направления и типы методической работы
2.3. Методический кабинет – центр методической работы ДОУ
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Чистовик курсовой.doc

— 258.50 Кб (Скачать файл)

1.2 Основные подходы к организации методической работы в дошкольном учреждении

 

Методическая работа в ДОУ это важное условие повышения  качества педагогического процесса, а дошкольное учреждение – социально-педагогическая система. Она существует «не сама по себе, не изолированно, а во взаимосвязи с другими системами социального и природного порядка. Эти внешние по отношению к данной системе образования, с которыми система связана сетью коммуникаций, составляют её среду» (28).

Различают среду прямого  и косвенного воздействия. Косвенное (опосредованное) влияние на ДОУ оказывают такие крупные системы, как: политика, экономика, право, экология, социокультурные факторы (установки, ценности, традиции).

 Среду прямого воздействия  составляют учредители, органы управления  образованием, учреждения, обеспечивающие жизнедеятельность, родители и дети как потребители услуг, другие ДОУ как конкуренты.

Все эти факторы внешней  среды обладают свойством изменчивости. Изменения во внешней среде приводят к изменениям в дошкольном  учреждении.

Дошкольное учреждение в основу своей жизнедеятельности кладет те социальные ориентиры, социальный заказ, который определён государством и различными социальными институтами (семьёй, учредителем, школой и др.).

         Современный уровень развития общества обуславливает необходимость воспитания здоровой, достаточно компетентной (в меру своих возрастных возможностей), самостоятельной, свободной личности, умеющей управлять своим поведением и деятельностью, способной к активному, творческому освоению и преобразованию культурно-исторического пространства. Исходя из требований социального заказа общества, запросов родителей, а также своих собственных возможностей, потребностей своего коллектива и сформулированы стратегические цели деятельности всех образовательных систем.

Понять специфику методической работы поможет исследование, проведенное О.А Сафоновой о внутренней сфере дошкольного учреждения, где автор выделяет составляющие её элементы, которые оказывают непосредственное влияние на её осуществление [28].

О.А Сафонова провела анализ составляющих элементов внутренней среды, что и определяет основные и специфические подходы к организации методической работы.

ДОУ имеет сложную  систему, которую составляют:

    • Коллектив (дети, сотрудники: педагоги, обслуживающий персонал, администрация);
    • Базисные основания (ценности, миссия, цели, нормативно-правовые основы);
    • Управление;
    • Образовательный процесс;
    • Организационно-педагогическая структура;
    • Условия жизнеобеспечения.

Взаимодействие всех элементов системы ДОУ обеспечивает эффективность функционирования и развития ДОУ, это О.А Сафонова представила в виде схемы (см. рисунок 1.1).

Образовательный процесс  является важнейшим элементом, определяющим существование ДОУ, как системы, основным предназначением которой  является воспитание, обучение и развитие воспитанников.

 На основе развития коллектива ДОУ во взаимосвязи с социальным заказом внешней среды определяются цели деятельности дошкольного учреждения. Именно они, а также созданная на их основе нормативно-правовая база ДОУ определяет характер его организационно-педагогической структуры, особенности образовательного процесса, условия жизнеобеспечения и управления.

 

 

 

 

 

 

 

I уровень

    Коллектив



- дети

- сотрудники (педагоги, обслуживающий персонал, администрация).



Базисные основания

- ценности                 

- миссия

- цели

- нормативно-правовые  основы




 

 

 

Условия жизнеобеспечения

- финансово-экономические

- материально-технические

- гигиенические

- медико-оздоровительные

- организационно-педагогические (взаимодействия с семьёй и  учрежд. соц. педагогической среды)




 

 

 

 

II уровень



 

 

                Управление

администрация

- анализ информации

- планирование 

- организация и руководство

- контроль и регулирование

педагоги,

обслуж. персонал




 

 

 

 

 

 

 

 

III уровень

 

Организационно-педагогическая структура

- степени образования

- типы структурных   образований

- виды уровней образования




 

Образовательный процесс

- цели образования

- содержание   образования

- организация образования

- взаимодействия взрослых  и детей в образовательном  процессе




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.1 Внутренняя среда  ДОУ.

          Система управления образовательным процессом дошкольного учреждения представляет собой целостную структуру управляющей и управляемой подсистем, состоящих в координированном взаимодействии и упорядоченных взаимосвязями в соответствии с местом этих звеньев в процессе управления и представлена на рисунке 1.2.

 

 


 

 

 

 

 



 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.2 Структура  управления образовательным процессом  ДОУ

 

 

 

       На  схеме представлены субъекты управления образовательным процессом дошкольного учреждения, виды связей между ними. От норм функционирования каждого вида связи зависит результативность воспитательно-образовательного  процесса в ДОУ.

       Организацию  качественной методической работы в дошкольном учреждении обеспечивает старший воспитатель. От его профессиональной компетенции активной личной позиции, профессиональных способностей зависит качество образовательного процесса в ДОУ. О.А Сафонова, определяет следующие профессиональные обязанности старшего воспитателя. К их числу относятся:

1.Аналитические :

Анализ:

    • - состояния воспитательно-образовательного процесса, выполнения образовательной программы;
    • - уровня профессиональной компетентности педагогов, повышения их квалификации, аттестации;
    • - передового педагогического опыта;
    • - новейших исследований в области педагогики и психологии;
    • - результативности методической работы.

2.Проектировочные

    • -прогнозирование (совместно с заведующей) стратегических и тактических целей процессов воспитания, обучения и развития дошкольников, разработка программы развития ДОУ;
    • -проектирование развития педагогического коллектива в целом и отдельных педагогов;
    • -планирование целей и содержания научно-методической деятельности коллектива, отдельных педагогов;
    • -проектирование методической работы в ДОУ.

3.Организационные

    • -руководство деятельностью педагогов в соответствии с Программой развития, годовым планом, образовательной программой ДОУ;
    • -повышение квалификации (педагогов и своей);
    • -организация нормированного взаимодействия между педагогическими кадрами;
    • -выявление, изучение, обобщение и распространение инновационного опыта ДОУ;
    • -организация выполнения плана научно-методической работы в ДОУ.

4.Регулятивные

    • -осуществление контроля, за состоянием всех направлений воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, их регулирование в соответствии с Программой развития, планом работы ДОУ, Временными требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
    • -контроль и оценка повышения квалификации педагогов, хода научно-методической работы в ДОУ.

5.Коммуникативные

    • -построение взаимоотношений в коллективе на основе взаимного доверия, уважения, доброжелательности
    • -выбор и использование наиболее действенных средств организационного воздействия к педагогам
    • -изучение и учет взаимоотношений педагогов при выполнении работы
    • -предвидение и предотвращение конфликтов
    • -владение собой в критических ситуациях
    • -правильное восприятие критики и учет её в своей деятельности

 

Анализ научной и  конструктивно-методической документации, по вопросу изучения потребностей повышения квалификации и мастерства педагогов, представленных в работах К.Ю.Белой, П.Н.Лосева, И.В.Никишиной, позволяет выделить в современных условиях следующие основные направления содержания методической работы (подготовки педагогов) в дошкольном учреждении:

    • - мировоззренческая и методологическая;
    • - частно-методическая;
    • - дидактическая;
    • - воспитательная;
    • - психолого–физиологическая;
    • - этическая;
    • - общекультурная;
    • - техническая.

Выбор содержания методической работы осуществляется на основе развития каждого из направлений подготовки педагогов, сближения, взаимопроникновения всех направлений.

За каждым направлением содержания методической работы стоят  определенные отрасли науки, техники, культуры. Осваивая новые знания, педагог может подняться на новый, более высокий уровень профессионального мастерства, стать более богатой, творческой личностью.

Можно сделать вывод, о том, что организацией методической работы в дошкольном учреждении занимается старший воспитатель или методист, а основные направления методической работы в дошкольном учреждении определяются всеми участниками входящих в систему управления ДОУ, в зависимости от специфики конкретного дошкольного учреждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении

2.1 Цели и  задачи  методической работы в  ДОУ

     

Целью методической работы в ДОУ является создание оптимальных  условий для непрерывного повышения  уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.

Педагогическая культура – это профессиональная культура человека, занимающегося педагогической деятельностью, гармонией высокоразвитого  педагогического мышления, знаний, чувств и профессиональной творческой деятельности, способствующая эффективной организации педагогического процесса [2].

Участниками образовательного процесса (согласно Закону «Об образовании Р.Ф», типовому положению о дошкольном образовательном учреждении) являются:

    • -дети
    • -педагогический коллектив
    • -родители

 

Основные задачи методической работы:

    • -выработать систему оказания помощи каждому педагогу на основе диагностики, формы работы.
    • -включить каждого педагога в творческий поиск.

С.Ф. Багаутдинова выделяет следующие частные задачи методической работы [2]:

      1. Формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива, проявляющемся в систематическом изучении, обобщении и распространении педагогического опыта по внедрению достижения науки.
      2. Повышение уровня теоретической подготовки педагогов.
      3. Организация работы по изучению новых образовательных стандартов и программ.
      4. Обогащение педагогического процесса новыми технологиями, формами в обучении, воспитании и развитии ребенка.
      5. Организация работы по изучению нормативных документов.
      6. Оказание научно-методической помощи педагога на основе индивидуального и дифференцированного подхода (по стажу, творческой активности, образованию, категоричности).
      7. Оказание консультативной помощи в организации самообразования педагогов.

Основными критериями эффективности  методической работы, кроме результативных показателей (уровня педагогического мастерства, активности воспитателей), являются характеристики самого методического процесса:

Информация о работе Организация методической работы в дошкольном учреждении