Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 15:06, курсовая работа
На дошкольное образовательное учреждение в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи – обучать, воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально – экономический, научно – технический и нравственный прогресс российского общества в новом столетии. В связи с этим все более нетерпимыми становятся недостатки и ошибки в учебно–воспитательной работе ДОУ, в управлении образованием и в самой педагогической науке.
Введение
Глава 1. Теоретические основы методической работы в дошкольном учреждении
1.1 Анализ научных взглядов на основы методической работы в современной литературе
1.2 Основные подходы к организации методической работы в дошкольном учреждении
Глава 2. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении
2.1 Цели и задачи методической работы в ДОУ
2.2 Направления и типы методической работы
2.3. Методический кабинет – центр методической работы ДОУ
Заключение
Литература
Методическая работа в ДОУ это важное условие повышения качества педагогического процесса, а дошкольное учреждение – социально-педагогическая система. Она существует «не сама по себе, не изолированно, а во взаимосвязи с другими системами социального и природного порядка. Эти внешние по отношению к данной системе образования, с которыми система связана сетью коммуникаций, составляют её среду» (28).
Различают среду прямого и косвенного воздействия. Косвенное (опосредованное) влияние на ДОУ оказывают такие крупные системы, как: политика, экономика, право, экология, социокультурные факторы (установки, ценности, традиции).
Среду прямого воздействия составляют учредители, органы управления образованием, учреждения, обеспечивающие жизнедеятельность, родители и дети как потребители услуг, другие ДОУ как конкуренты.
Все эти факторы внешней среды обладают свойством изменчивости. Изменения во внешней среде приводят к изменениям в дошкольном учреждении.
Дошкольное учреждение в основу своей жизнедеятельности кладет те социальные ориентиры, социальный заказ, который определён государством и различными социальными институтами (семьёй, учредителем, школой и др.).
Современный уровень развития общества обуславливает необходимость воспитания здоровой, достаточно компетентной (в меру своих возрастных возможностей), самостоятельной, свободной личности, умеющей управлять своим поведением и деятельностью, способной к активному, творческому освоению и преобразованию культурно-исторического пространства. Исходя из требований социального заказа общества, запросов родителей, а также своих собственных возможностей, потребностей своего коллектива и сформулированы стратегические цели деятельности всех образовательных систем.
Понять специфику методической работы поможет исследование, проведенное О.А Сафоновой о внутренней сфере дошкольного учреждения, где автор выделяет составляющие её элементы, которые оказывают непосредственное влияние на её осуществление [28].
О.А Сафонова провела анализ составляющих элементов внутренней среды, что и определяет основные и специфические подходы к организации методической работы.
ДОУ имеет сложную систему, которую составляют:
Взаимодействие всех
элементов системы ДОУ
Образовательный процесс является важнейшим элементом, определяющим существование ДОУ, как системы, основным предназначением которой является воспитание, обучение и развитие воспитанников.
На основе развития коллектива ДОУ во взаимосвязи с социальным заказом внешней среды определяются цели деятельности дошкольного учреждения. Именно они, а также созданная на их основе нормативно-правовая база ДОУ определяет характер его организационно-педагогической структуры, особенности образовательного процесса, условия жизнеобеспечения и управления.
I уровень
Коллектив |
- дети - сотрудники (педагоги, обслуживающий персонал, администрация). |
Базисные основания |
- ценности - миссия - цели - нормативно-правовые основы |
Условия жизнеобеспечения |
- финансово-экономические - материально-технические - гигиенические - медико-оздоровительные - организационно-педагогические (взаимодействия с семьёй и учрежд. соц. педагогической среды) |
II уровень
Управление | |||
администрация |
- анализ информации - планирование - организация и руководство - контроль и регулирование |
педагоги, обслуж. персонал |
III уровень
Организационно-педагогическая структура |
- степени образования - типы структурных образований - виды уровней образования |
Образовательный процесс |
- цели образования - содержание образования - организация образования - взаимодействия взрослых и детей в образовательном процессе |
Рисунок 1.1 Внутренняя среда ДОУ.
Система управления образовательным процессом дошкольного учреждения представляет собой целостную структуру управляющей и управляемой подсистем, состоящих в координированном взаимодействии и упорядоченных взаимосвязями в соответствии с местом этих звеньев в процессе управления и представлена на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2 Структура управления образовательным процессом ДОУ
На
схеме представлены субъекты управления образовательным процессом
дошкольного учреждения, виды связей между
ними. От норм функционирования каждого
вида связи зависит результативность
воспитательно-
Организацию
качественной методической
1.Аналитические :
Анализ:
2.Проектировочные
3.Организационные
4.Регулятивные
5.Коммуникативные
Анализ научной и конструктивно-методической документации, по вопросу изучения потребностей повышения квалификации и мастерства педагогов, представленных в работах К.Ю.Белой, П.Н.Лосева, И.В.Никишиной, позволяет выделить в современных условиях следующие основные направления содержания методической работы (подготовки педагогов) в дошкольном учреждении:
Выбор содержания методической работы осуществляется на основе развития каждого из направлений подготовки педагогов, сближения, взаимопроникновения всех направлений.
За каждым направлением содержания методической работы стоят определенные отрасли науки, техники, культуры. Осваивая новые знания, педагог может подняться на новый, более высокий уровень профессионального мастерства, стать более богатой, творческой личностью.
Можно сделать вывод, о том, что организацией методической работы в дошкольном учреждении занимается старший воспитатель или методист, а основные направления методической работы в дошкольном учреждении определяются всеми участниками входящих в систему управления ДОУ, в зависимости от специфики конкретного дошкольного учреждения.
Целью методической работы в ДОУ является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.
Педагогическая культура – это профессиональная культура человека, занимающегося педагогической деятельностью, гармонией высокоразвитого педагогического мышления, знаний, чувств и профессиональной творческой деятельности, способствующая эффективной организации педагогического процесса [2].
Участниками образовательного процесса (согласно Закону «Об образовании Р.Ф», типовому положению о дошкольном образовательном учреждении) являются:
Основные задачи методической работы:
С.Ф. Багаутдинова выделяет следующие частные задачи методической работы [2]:
Основными критериями эффективности методической работы, кроме результативных показателей (уровня педагогического мастерства, активности воспитателей), являются характеристики самого методического процесса:
Информация о работе Организация методической работы в дошкольном учреждении