Организация методической работы в дошкольном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 15:06, курсовая работа

Описание работы

На дошкольное образовательное учреждение в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи – обучать, воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально – экономический, научно – технический и нравственный прогресс российского общества в новом столетии. В связи с этим все более нетерпимыми становятся недостатки и ошибки в учебно–воспитательной работе ДОУ, в управлении образованием и в самой педагогической науке.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы методической работы в дошкольном учреждении
1.1 Анализ научных взглядов на основы методической работы в современной литературе
1.2 Основные подходы к организации методической работы в дошкольном учреждении
Глава 2. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении
2.1 Цели и задачи методической работы в ДОУ
2.2 Направления и типы методической работы
2.3. Методический кабинет – центр методической работы ДОУ
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Чистовик курсовой.doc

— 258.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 2

Модель методического кабинета ДОУ.



 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Внешняя информация методического  кабинета МДОУ

 

Вид информации

Содержание

Нормативно-правовые документы Законодательства Р.Ф.

1.Закон Р.Ф ²Об образовании²                        

2.Типовое положение МДОУ    

3.Конвенция о правах ребенка  

4.Конвенция дошкольного воспитания                                                     

5.Материалы по аттестации и  аккредитации МДОУ                             

6.Требования к отбору и экспертизе  образовательных программ и др.                                     

Организация методической работы в  дошкольном учреждении

Литература по    управлению образовательным процессом в  МДОУ (функциям управления, формат работы с педагогическими кадрами).

Развитие ребёнка в образовательном пространстве дошкольного учреждения.

1.Психолого-педагогическая литература  и дидактический материал по  видам деятельности и областям  знаний ребёнка                                     

2.Рекомендации к построению  предметно-развивающей  среды  в МДОУ.

Взаимодействие с семьёй и социумом.

Психолого-педагогическая литература по взаимодействию с семьёй, преемственности  дошкольного и начального школьного  образования.

Информация периодических изданий.

Журналы ²Дошкольное воспитание², ²Ребёнок в детском саду², ²Обруч², ²Управление дошкольным образованием², ²Музыкальный руководитель², ²Для самых маленьких². Газеты: ²Дошкольное образование², ²Педагогический вестник².

     

 

 

 Таблица 2

Внутренняя информация методического кабинета ДОУ.

 

Вид информации

Содержание

Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ДОУ.

Устав ДОУ, локальные акты (о педагогическом совете, творческой группе).

Анализ деятельности ДОУ.

1. Сведения о педагогических  кадрах

2. Информация о поступлении,  обучении воспитанников в школах

3. Анализ результативности образовательного  процесса в ДОУ

4. Анализ профессионального развития  педагогов ДОУ

Планирование деятельности ДОУ

1. Программа развития ДОУ

2. Годовой план

3. Планы работы специалистов  на год

4. План работы старшего воспитателя

5. План работы с родителями

6. План работы ДОУ и социума

Организация и руководство образовательной  деятельностью  ДОУ

1. Сетка занятий, график работы  кружков.

2. Материалы результатов организации  методической работы с педагогами.

3. Передовой педагогический опыт в ДОУ.

4. Аттестация педагогов

Контроль

1. Диагностические материалы к  проведению контроля.

2. Результативность контроля.


 

 

 

 

 

Все пособия и материалы  методкабинета предназначены для  дифференцированной помощи воспитателям в их работе с детьми для повышения квалификации педагогических кадров, а также для сбора, изучения и обобщения лучшего опыта работы.

Помощь старшего воспитателя  заключается в том, чтобы научить  воспитателей использовать минимум  времени с наибольшей отдачей  при оформлении материала методического кабинета важно прислушиваться к мнению воспитателей, для которых он создан. Анализируется характер обращений педагогов к старшему воспитателю по поводу тех или иных материалов; какие пособия используются чаще, а какие не используются совсем; кто из воспитателей постоянно пользуется литературой, пособиями, а кто редко и т.д.

Таким образом, методический кабинет является, центром сбора  педагогической информации, лабораторией творческого труда воспитателей. Педагоги проходят в методический кабинет за новыми знаниями, новые мыслями и идеями, за обогащением теоретических знаний и практического опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В ходе  нашего исследования была решена основная цель работы рассмотреть  методическую работу в ДОУ на современном этапе.

Методическая работа в дошкольном учреждении на современном этапе рассматривается как целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта систему взаимосвязанных мер, направленных на:

1)повышение профессионального  мастерства каждого педагога;

2) на развитие творческого  потенциала всего педагогического  коллектива;

3)повышение качества  и эффективности учебно-воспитательного  процесса [2003. C. 88].

В итоге, по мнению большинства  авторов, методическая работа – это  деятельность, которая совершенствует и развивает профессиональную компетентность педагогов в вопросах качества и эффективности воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Следовательно, сущность методической работы в ДОУ заключается в оказании системной практической помощи педагогам в повышении их профессиональной компетентности в вопросах качественного осуществления воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, её направленность обусловлена социальным заказом государства, социальных институтов (семьи, школы), структурой системы управления в дошкольном учреждении.

Одной из самых распространенных форм методической работы в дошкольном образовательном учреждении является методический кабинет, который считается  многофункциональным по своему предназначению. Методический кабинет современного ДОУ, по мнению К.Ю. Белой, должен рассматриваться как «…творческая мастерская, где педагог может получить конкретную методическую помощь в организации воспитательно-образовательного процесса» [2003. C. 88].

А.И. Васильева, Н.Ю. Честнова методический (педагогический) кабинет называют центром всей методической работы, так как «ему принадлежит ведущая роль в оказании действенной помощи воспитателям, в организации педагогического процесса, в работе с родителями, в повышении педагогического мастерства и организации самообразования». Методический кабинет, по мнению авторов – это копилка традиций ДОУ. Задачами методиста (старшего воспитателя) ДОУ является создание условий для того, чтобы накопленный педагогический опыт стал «живым», доступным для его реализации воспитателями в работе с детьми. Авторы утверждают, что правильно поставленная работа в методическом кабинете способствует повышению методической подготовленности всего педагогического коллектива в вопросах качества организации воспитательно-образовательного процесса ДОУ [1990. C. 122].

Основной целью методического  кабинета является оказание методической помощи педагогам в развитии профессиональной компетентности педагогов и их профессиональном самосовершенствовании.

Н.Ю. Честнова считает, что кабинет должен «провоцировать» педагогов на творчество, побуждать к совершенствованию профессионального мастерства. Методический кабинет должен быть доступен каждому педагогу, иметь удобный, гибкий график работы; необходимый для кабинета материал, соответствующий самым современным методическим требованиям, и тщательно продумывать его систематизацию [2004. C.483].

К сожалению, педагогический опыт показывает неэффективное использование  методического кабинета в методической работе с педагогическими кадрами в ДОУ по многим причинам:

- недопонимание методистом (старшим воспитателем) и педагогами  роли и возможностей методического  кабинета;

- несоответствие организационных  условий из–за недопонимания  структуры организации методической  деятельности;

- недостаточная оснащенность  кабинета (чаще всего из-за недофинансирования);

- отсутствие или несоответствие  графика работы педагогов в  кабинете с графиком деятельности  методиста и т.д.;

- устаревшие, неэффективные  формы работы с педагогами  в методическом кабинете;

- несовершенство его  структурно-функционального предназначения.

Цель методической работы – это создание условий для профессионального роста педагога и педагогического коллектива в совершенствовании качества воспитательно-образовательного процесса, учреждения и развитии личности ребенка. Следовательно, результатом методической работы будет высокий уровень профессиональной компетентности педагога и педагогического коллектива в решении образовательных задач ДОУ.

Таким образом, в процессе различных теоретических источников по вопросам сущности, структуры организации и содержания методической работы в ДОУ мы приходим к выводу, что методическая работа в ДОУ– это вид целенаправленной деятельности, системно выстроенной в соответствии со структурными ее компонентами. Структура организации и разработанное содержание методической работы (как одного из видов деятельности ДОУ) должны играть ведущую роль в процессе интенсификации педагогического труда, развития профессиональной компетентности и активизации деятельности педагогов, что в свою очередь приводит к оптимизации результата деятельности всего образовательного учреждения и качества содержания образования в целом.

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении планируется руководителями учреждения, утверждается педагогическим советом, осуществляется в течение всего учебного года и предусматривает органичное сочетание с повседневной практической деятельностью педагогов учреждения. Всей методической работой руководит методист дошкольного учреждения (старший воспитатель или заместитель заведующего ДОУ) [Л.М. Волобуева, 2004 C. 3]. Следовательно, методическая работа в дошкольном образовательном учреждении - это последовательная, системная деятельность по оказанию помощи педагогам в организации педагогической деятельности, в результате которой происходит оптимизация профессиональной деятельности и развитие профессиональной компетентности каждого педагога и педагогического коллектива дошкольного образовательного коллектива в целом.

Из этого следует, что сущность методической работы в дошкольном образовании заключается в оказании системной помощи педагогам дошкольного образовательного учреждения в развитии профессиональной компетентности как непрерывного процесса образования, самообразования и совершенствования педагогов и всего педагогического коллектива для решения вопросов эффективной организации педагогической деятельности.

В целом, на основе проведенного теоретического анализа и практического  опыта можно отметить, что методическая работа имеет как сильные, так и слабые стороны своей деятельности. Сильные стороны методической работы заключаются в том, что она:

– является одним из условий  развития и последующего совершенствования  профессиональной компетенции педагогов;

– способствует совершенствованию качества организации воспитательно-образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения;

– помогает изучению, обобщению  и распространению передового педагогического  опыта коллег и собственного;

– создает условия  для внедрения инновационных форм педагогической деятельности;

– содействует накоплению опыта исследовательской деятельности педагога.

Опираясь на мнения разных авторов (К.Ю. Белая, В.А. Беляева и  А.А. Петренко, В.П. Дуброва и Е.П. Милошевич, Т.П. Колодяжная, Л.И. Фалюшина и др.) и изучение практического опыта, можно отметить, что современный уровень организации методической работы в ДОУ недостаточно высок.  

Из этого следует, что условия  организации методической работы в  ДОУ на современном уровне не решают основных задач, поставленных государством и конкретно системой образования в вопросах непрерывного повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ. В период интенсивной инновационной, опытно-экспериментальной деятельности такая организация методической работы в ДОУ не в состоянии реагировать на быстро изменяющиеся положения в системе образования, в том числе и дошкольного образования.

Таким образом, современная  ситуация в образовании с реализацией  компетентностного подхода и  новых требований к педагогу, придают  особую актуальность организации методической работы как одного из условий повышения профессиональной компетентности педагогов.

Таким образом нами были достигнуты все цели и задачи работы.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Аншукова Е.Ю. Аналитическая деятельность старшего воспитателя.// Управление ДОУ. – 2004. - №3. с. 29 – 32.
  2. Багаутдинова С.Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ. // Управление ДОУ. – 2004. - №3. с. 82 – 85.
  3. Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. – М,: ООО «Издательство Астрель», 2002. – с. - 399.
  4. Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом. – М,: АСТ, 1997.- с. - 393.
  5. Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении. – М. 1991. –с. 81.
  6. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
  7. Беляева В.А. Петренко А.А. Деятельность педагога - методиста в системе муниципального образования /В.А. Беляева, А.А. Петренко М.: АРТИ, 2004. - 160 с.
  8. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей: учебн.-метод. пособие. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 160 с.
  9. Бондаренко А.К. Заведующий детским учреждением / А.К.Бондаренко, Л.В. Поздняк, В.И. Шкатулла. — М., 1984. -144 с.
  10. Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобитина И.И. Старший воспитатель детского сада. – М., Просвещение. 1990. – 140 с.
  11. Василенко Н.П. Диагностика и организация методической работы. Р\н Дону. – М., 1995.
  12. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 96 с.
  13. Волобуева Л.М. Активные методы обучения в методической работе ДОУ. //Л.М. Волобуева, И.А. Мирко // Управление дошкольным образовательным учреждением: Научно-практический журнал. - М.: "Творческий Центр Сфера", 2006. - N6. - С. 70-78.
  14. Волобуева В.Я., Газина О.М., Фокина В.Г. Организация работы методиста 
    детского сада. – М.: А.П.О., 1994.
  15. Дубейковская Я. Стоп. Кадры. Управление персоналом для умных. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2000
  16. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в ДОУ. М. 1995. -109 с.
  17. Демурова Е.Ю., Островская Л.Ф. О руководстве детским садом. – М., 1973. – 151 с. Ильенко Л.П. Теория и практика управления методической работой в общеобразовательных учреждениях Л.П. Ильенко. - М.: АРКТИ, 2003 .- 95 с.
  18. Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образованием. / Т.П. Колодяжная. - Ростов- н/Дону: «Учитель» 2002. - 190 с.
  19. Коротаева Е.В. Два варианта: Традиционный и программно-тематический // Директор школы. 2001. - № 6. - С. 38- 43.
  20. Комиссарова Т.А. Управление человеческими ресурсами: Учебное пособие. М.: Дело, 2002.
  21. Корепанова М.В., Липчанская И.А., Контроль функционирования и развития ДОУ: методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 80 с.
  22. Куртиков Н.А. Психология и социология управления. – М. 2005. – 264 с.
  23. Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ. – М. 2005. -152 с.
  24. Левшина Н.И. Информатизация как условие эффективности контрольно – аналитической деятельности.// Управление ДОУ. – 2005.- № 2. - с.10-12.
  25. Маркова Л.С. Управленческая деятельность руководителя социального учреждения. – М. 2004. - 160 с.
  26. Макарова Т.Н. Планирование и организация методической работы в школе Т.Н. Макарова. - М.: Педагогический поиск, 2002.- 160 с.
  27. Моисеев А.М., Моисеева О.М. Заместитель директора школы по научно-методической работе (функции, полномочия, технология деятельности) /Под ред. М.М. Поташника. -М.: Педагогическое общество России, 2001.- 256 с.
  28. Никишина И.В. Диагностическая работа в дошкольном учреждении: опыт, технологии. – Волгоград, 1994.
  29. Никишина И.В. Методическая работа в ДОУ: организация, управление. – Волгоград, 1995. – с. 65-77.
  30. Никишина И.В. Технология управления методической работой. – Волгоград, 1996. - с. 94–106.
  31. Никишина И.В. Научно методическое обеспечение новых технологий в системе методической работы. – Волгоград, 1993.
  32. Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях. – Волгоград. 2007. – 156 с.
  33. Поздняк Л.В. , Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием. М., Академия, 1999.
  34. Российская педагогическая энциклопедия: В 2т. - М.: Большая Рос. Энциклопедия, 1993. – Т.1. - 608 с.
  35. Словарь-справочник по педагогике / авт-сост. В.А. Мижериков; Под общ. ред. П.И. Пидкасистого. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 448 c.
  36. Сафонова О.А. Программно-целевое управление развитием дошкольного 
    учреждения. - Н.Н.: Ниж. гум.центр, 2001. – 137 с.
  37. Дошкольное образование в России. Сб. нормативно-правовых документов / Под ред. Р.Б. Стеркиной. – М.: АСТ, 1998.
  38. Третьяков П.И., Белая К.Ю. ДОУ управление по результатам. М. 2003.
  39. Троян А.Н. Управление дошкольным образованием. – М. 2006. – 151 с.
  40. Фалюшина Л.И. Управление ДОУ. М. 2003. – с. 80.
  41. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. – М.: АРКТИ, 2004. – с. 262.
  42. Честнова Н.Ю. Настольная книга методиста детского сада / Н.Ю. Честнова. - Ростов-н/Д:Феникс, 2004. - 672 с.
  43. Чередниченко И.П., Тельных Н.В. Психология управления. Р.н. / Дону. 2004. – с. 608.
  44. Чумичёва Р.М., Платохина Н.А. Управление дошкольным образованием: Учебное пособие. – Образовательно-издательский центр «Академия», 2011. – с.3-6.

Информация о работе Организация методической работы в дошкольном учреждении