Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 19:47, реферат
Принципы (от лат. prindpium - начало, основа) - это основные исходные положения, которыми следует руководствоваться в разных областях деятельности. Теория и практика учебного процесса (дидактика) опираются на дидактические принципы, обусловленные целями и задачами современного обучения, объективными закономерностями развития.
1. Общие дидактические принципы обучения дошкольников элементам мате-матики
2. Содержание математического развития дошкольников
3. Формы организации обучения детей элементам математики
4. Роль дидактических средств в математическом развитии детей
5. Методы обучения детей элементам математики
6. Особенности организации работы по математике в разновозрастных груп-пах детского сада
Вариант шестой отличается от пятого тем, что в последней части занятия детям средней подгруппы воспитатель может дать самостоятельное задание, а с детьми старшей и подготовительной работает по одной теме, после чего они идут играть, а воспитатель проверяет работу детей средней подгруппы и заканчивает с ними занятие.
Вариант седьмой', занятие начинается с детьми подготовительной группы, через 5—7 минут присоединяется старшая подгруппа, а еще через 5-7 минут - средняя. В то время как подготовительная группа работает самостоятельно над решением второй программной задачи, воспитатель проводит первую часть занятия с детьми старшей подгруппы. Потом дети средней, старшей и подготовительной подгрупп работают по одной теме. Для детей подготовительной подгруппы эта задача последняя, третья часть занятий, для старшей - вторая, а для детей средней подгруппы - первая. После этого дети средней и старшей подгруппы работают по схожей теме (можно одной из подгрупп дать самостоятельную работу, а другая в это время работает с воспитателем).
Вариант восьмой: занятия начинаются с детьми подготовительной и старшей подгрупп. Они работают с воспитателем по одной теме с усложнением для детей седьмого года жизни. На занятие приглашаются дети средней подгруппы. Решив первую задачу вместе с воспитателем, они приступают к самостоятельной работе. Воспитатель в это время работает с детьми старшей подгруппы, после чего они идут играть. Воспитатель выделяет 2-3 минуты для проверки самостоятельной работы детей средней подгруппы и отпускает их играть. С детьми подготовительной группы работает еще 5-7 минут.
Вариант девятый: занятие начинается с детьми подготовительной и старшей подгрупп. Они работают с воспитателем по одной теме с усложнением для детей седьмого года жизни. Во второй части занятия дети подготовительной подгруппы работают самостоятельно, а дети старшей - с воспитателем, или наоборот. На третью часть занятия приглашаются дети средней подгруппы, все три подгруппы работают по одной теме с усложнением для детей старших групп. Потом дети старшей и подготовительной групп уходят с занятия, а воспитатель продолжает работу с детьми средней подгруппы.
В первые дни, организуя занятия в смешанной группе, воспитатель может приобщать для помощи помощника воспитателя или методиста (заведующую). Со временем и дети привыкают к спокойной тихой игре, и воспитателю помощь не требуется. Следует также отметить, что детям в это время очень хорошо предложить настольно-печатные игры, строительный материал и др. Большое значение имеет правильное размещение мебели в комнате. Место для игр рекомендуется отделять специальной ширмой с комнатными растениями. Таким образом, игровой уголок будет в стороне, и дети, которые играют, не отвлекают внимания тех, которые занимаются.
Опыт показывает, что этот тип организации детей на занятиях можно периодически использовать на протяжении всего учебного года. При этом обеспечивается активность детей на занятии, дети приучаются самостоятельно выполнять отдельные задания. Как показали контрольные проверки в конце квартала и в конце учебного года, такая организация занятий обеспечивает качественные знания, умения детей.
II тип - комбинированное занятие: две подгруппы заняты математикой, третья - изобразительной деятельностью, или наоборот.
Вариант первый: занятие начинается с организации изобразительной деятельности с детьми средней подгруппы. Воспитатель объясняет детям задание, напоминает о технических приемах его выполнения. Убедившись, что дети приступили к работе, воспитатель начинает занятие по математике с детьми старшей и подготовительной подгрупп. Проводит с ними первую часть занятия по одной теме с усложнением для детей седьмого года жизни и дает задания для самостоятельной работы. В это время воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям средней группы, наблюдая за работой всех остальных. После анализа работ детей средней подгруппы воспитатель продолжает работу с двумя подгруппами. У детей старшей подгруппы занятия заканчиваются на 4-5 минут раньше, чем в подготовительной.
Вариант второй отличается от первого тем, что варьируются объединения детей. Например, дети средней подгруппы заняты математикой, а старшая и подготовительная - изобразительной деятельностью. Этот вариант занятия проводится в тот же самый день вторым занятием.
Вариант третий - одна из подгрупп занимается изобразительной деятельностью, а в других подгруппах занятие по математике начинается последовательно.
Занятия второго типа дают возможность воспитателю больше внимания уделять детям, занимающимся математикой. Кроме того, при третьем варианте организации занятия появляется возможность сообщения нового материала обеим подгруппам.
Следует также отметить, что желательно по-разному объединять подгруппы при организации их математической деятельности. Например, на одной неделе математикой объединены старшая и подготовительная подгруппы, а на другой - средняя и старшая или подготовительная и средняя. Такое варьирование организации занятия способствует более полному усвоению детьми учебного материала.
III тип организации детей связан с неодинаковым количеством занятий по математике для разных возрастных групп в неделю (например, в подготовительной подгруппе). Определилось два варианта организации детей на занятии.
Вариант первый: занятия с двумя подгруппами - старшей и подготовительной.
Вариант второй: занятия по математике воспитатель проводит только с детьми подготовительной подгруппы по общепринятой методике. В это время, если в детском саду есть отдельная комната или утепленная веранда, музыкальный руководитель проводит музыкальное занятие или занятие по физической культуре с детьми старшей группы.
Варианты занятий этого типа обычно организационно проще. Вот почему именно на эти занятия воспитатель планирует самые сложные темы, особенно на занятиях второго варианта. Как правило, на этих занятиях излагается новый материал детям подготовительной подгруппы.
Такое количество вариантов организации детей на занятиях по математике в разновозрастной группе не исключает возможности и других вариантов. Все зависит от конкретных программных задач каждого занятия, от знаний детей, их опыта и, конечно, от творчества воспитателя. Однако опыт показывает, что наибольший эффект для развития дает применение не какого-нибудь одного варианта разработанных занятий, а их сочетания. Большое значение имеет подбор дидактического материала для занятий. Воспитатель тщательно продумывает и подбирает дидактический материал для каждой возрастной подгруппы, особенно для самостоятельной работы детей.
Самостоятельная работа детей должна быть интересной и достаточно сложной, чтобы она заставляла их думать, находить свои собственные пути решения. Простые задания не вызывают у ребенка напряжения мысли, не способствуют развитию познавательно-волевой активности. Однако нельзя допускать и непосильных заданий.
Планируя занятие, даже опытный воспитатель должен хотя бы кратко записывать его ход. Воспитатель должен четко знать, когда, в какой части занятия он работает с той или иной группой детей. От четкости объяснения задания также зависит результативность деятельности детей. Специфика работы в разновозрастной группе требует дифференцированного учета знаний детей, что дает возможность более четко планировать дальнейшую индивидуальную работу с детьми.
Выполнение индивидуальных контрольных заданий детьми в конце каждого квартала и в конце учебного года показывает, что дети всех возрастных групп при правильной организации обучения в основном овладевают программным материалом. Применение разнообразных вариантов организации детей на занятиях, включение в педагогический процесс разных дидактических игр и упражнений с отдельными детьми вне занятий, во время самостоятельной деятельности детей дают возможность уделять достаточно внимания каждому ребенку, учитывая его индивидуальные особенности.
Информация о работе Организация обучения и математического развития детей дошкольного возраста