Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 19:29, контрольная работа
Подготовка дошкольников к обучению в школе – это направление деятельности педагогов, которое является актуальной задачей и необходимым результатом образовательного процесса в ДОУ. Наличие общей и специальной готовности ребенка к школе, установление преемственности в этой работе дошкольного учреждения и начальной школы выступает необходимым условием успешной адаптации детей к новой социальной ситуации и условиям образования.
ФИО клиента: |
Старцева О.Н. |
Тема работы / вариант: |
Организация подготовки детей к школе |
Дисциплина: |
Дошкольная педагогика |
КН
Содержание
Введение
Подготовка дошкольников к обучению в школе – это направление деятельности педагогов, которое является актуальной задачей и необходимым результатом образовательного процесса в ДОУ. Наличие общей и специальной готовности ребенка к школе, установление преемственности в этой работе дошкольного учреждения и начальной школы выступает необходимым условием успешной адаптации детей к новой социальной ситуации и условиям образования.
В настоящее время основной организационной формой подготовки детей к школе являются дошкольные образовательные учреждения шести разных видов, а также образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. За 2008-20010 гг. число детей, охваченных дошкольным образованием, значительно увеличилось (по сравнению с группами кратковременного пребывания) в связи с предоставлением вне очереди мест в дошкольных образовательных учреждениях [5, c. 171].
Одна из проблем подготовки детей к школе, посещающих дошкольные образовательные учреждения, состоит в том, что детские сады работают по разным программам, каждая из которых выдвигает свои показатели развития, тесно связанные с образовательным содержанием, заложенным в программе. В результате показатели развития в разных программах несоотносимы друг с другом. К тому же перечни этих показателей весьма обширны, что приводит к громоздким процедурам проверки или (что чаще) к формальному приписыванию их ребенку, искажающему действительное положение дел.
Вместе с тем при поступлении в школу ребенок подвергается проверке уровня его достижений по совершенно иным критериям, удобным для каждой конкретной школы и нередко завышенным. Обычно это проверка частных умений и навыков (чтение, письмо, счет) и произвольно выбранные пробы из психодиагностических батарей тестов.
Итак, сложилась ситуация разрыва, с одной стороны, между показателями развития, используемыми в разных дошкольных образовательных программах, и, с другой стороны, между показателями развития, применяемыми на выходе из детского сада и при приеме ребенка в школу. Таким образом, проблема организации подготовки детей к школе на сегодняшний день является очень актуальной.
Цель данной работы: изучить теоретико-методологические основы подготовки детей к школе.
Объект исследования – будущие первоклассники.
Предмет исследования – организация подготовки детей к школе.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить ряд задач:
Изучением проблемы подготовки детей к школе, а также проблемами преемственности детского сада и школы занимались такие педагоги и психологи, как: Н.В. Джужома, Т.Н. Доронова, Н.А. Короткова, Л.Н. Николаева, Н.П. Сазонова, Н.А. Федосова, С.Г. Якобсон и многие другие.
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. Отличительная особенность положения ученика, школьника состоит в том, что его, учеба является обязательной, общественно значимой деятельностью. За нее несет ответственность перед учителем, школой, семьей. Жизнь ученика подчинена системе строгих, одинаковых для всех школьников правил. Ее основным содержанием становится усвоение знаний, общих для всех детей. Совершенно особый тип взаимоотношений складывается между учителем и учеником. Учитель не просто взрослый, который вызывает или не вызывает симпатию у ребенка. Он является официальным носителем общественных требований, к ребенку. Оценка, которую ученик получает на уроке, - не выражение личного отношения учителя к ребенку, а объективная мера его знаний, выполнения им учебных обязанностей. Плохую оценку нельзя компенсировать ни послушанием, ни раскаянием.
Взаимоотношения детей в классе отличаются от тех, которые складываются в игре. Главным мерилом, определяющим положение ребенка в группе сверстников, становятся оценка учителя, успехи в учебе. Вместе с тем совместное участие в обязательной деятельности порождает новый тип взаимоотношений, строящихся на общей ответственности.
Усвоение знаний и перестройка, изменение самого себя становятся единственной учебной целью. Знания и учебные действия усваиваются не только для настоящего времени, но и для будущего, впрок [1, c. 131].
Знания, которые получают дети в школе, имеют научный характер. Если прежде начальное обучение представляло собой подготовительную ступень к систематическому усвоению основ наук, то теперь оно превращается в исходное звено такого усвоения, которое начинается с первого класса.
Основная форма организации учебной работы детей – урок, на котором время рассчитано до минуты. На уроке всем детям необходимо следить за указаниями учителя, четко их выполнять, не отвлекаться и не заниматься посторонним делом. Все эти требования касаются развития разных сторон личности, психических качеств, знаний и умений.
Ученик должен ответственно относиться к учебе, сознавать ее общественную значимость, подчиняться требованиям и правилам школьной жизни. Для успешной учебы ему необходимо иметь развитые познавательные интересы, достаточно широкий умственный кругозор.
Ученику совершенно необходим тот комплекс качеств, который организует умение учиться. Сюда входят понимание смысла учебных задач, их отличия от практических, осознание способов выполнения действий, навыки самоконтроля и самооценки [7, c. 223].
Важная сторона
В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты (по данным Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, В.В. Холмовской, Я.Я. Коломинского, Е.А. Пашко и др.):
1. Личностная готовность.
Включает формирование у
2. Интеллектуальная готовность
ребенка к школе. Данный
- дифференцированное восприятие;
- аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
- рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);
- логическое запоминание;
- интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
- овладение на слух разговорной, речью и способность к пониманию и применению символов;
- развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций [4, c. 128].
3. Социально-психологическая готовность к школьному обучению.
Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
С проблемой диагностики психологической готовности детей к школьному обучению сталкиваются практически е психологи, работающие в учреждениях народного образования. Ежегодно, начиная с апреля-мая и по август, дети, достигшие семилетнего возраста, потоком устремляются в школу. В разных школах существуют свои способы и методы организации приема детей.
Современная школа находится в поиске моделей обучения, которые могут обеспечить разностороннее развитие личности с учетом их индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей. Наиболее эффективной формой индивидуализации учебного процесса, обеспечивающей максимально комфортные условия для ребенка (при подборе соответствующего содержания, соблюдении дидактических принципов доступности, посильности), является дифференцированное обучение, в основе которого лежит комплектование классов 1, 2, 3-го уровней на основе глубокой психофизиологической и психолого-педагогической диагностики [4, c. 129].
По мнению Е.Е. Кравцовой, готовность детей к школе может определяться по таким параметрам, как планирование, контроль, мотивация, уровень развития интеллекта.
1. Планирование – умение организовать свою деятельность в соответствии с ее целью:
* низкий уровень – действия ребенка не соответствуют цели;
* средний уровень – действия ребенка частично соответствуют содержанию цели;
* высокий уровень – действия ребенка полностью соответствуют содержанию цели [9, c. 76].
2. Контроль – умение сопоставить результаты своих действий с поставленной целью:
* низкий уровень – полное несоответствие результатов усилий ребенка поставленной цели (сам ребенок этого несоответствия не видит);
* средний уровень – частичное соответствие результатов усилий ребенка поставленной цели (самостоятельно ребенок не может увидеть это неполное несоответствие);
* высокий уровень – соответствие результатов усилий ребенка поставленной цели, ребенок может самостоятельно сопоставить все полученные им результаты с поставленной целью.
3. Мотивация учения – стремление находить скрытые свойства предметов, закономерности в свойствах окружающего мира и использовать их:
* низкий уровень – ребенок ориентируется только на те свойства предметов, которые непосредственно доступны органам чувств;
* средний уровень – ребенок стремится ориентироваться на некоторые обобщенные свойства окружающего мира – находить и использовать эти обобщения;
* высокий уровень – явно выражено стремление находить скрытые от непосредственного восприятия свойства окружающего мира, их закономерности; присутствует желание использовать эти знания в своих действиях.
4. Уровень развития интеллекта:
* низкий – неумение слушать другого человека, выполнять логические операции анализа, сравнения, обобщения, абстракции и конкретизации в форме словесных понятий;
* ниже среднего – неумение слушать другого человека, ошибки в выполнении всех логических операций в форме словесных понятий;
* средний – неумение слушать другого человека, простые логические операции – сравнение, обобщение в форме словесных понятий – выполняются без ошибок, в выполнении более сложных логических операций – абстракция, конкретизация, анализ, синтез – допускаются ошибки;
* высокий – возможны некоторые ошибки в понимании другого человека и в выполнении всех логических операций, но эти ошибки ребенок может исправить сам без помощи взрослого;