Организация подготовки детей к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 19:29, контрольная работа

Описание работы

Подготовка дошкольников к обучению в школе – это направление деятельности педагогов, которое является актуальной задачей и необходимым результатом образовательного процесса в ДОУ. Наличие общей и специальной готовности ребенка к школе, установление преемственности в этой работе дошкольного учреждения и начальной школы выступает необходимым условием успешной адаптации детей к новой социальной ситуации и условиям образования.

Файлы: 1 файл

Организация_подготовки_детей_к_школе_КН.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

 В проектировании  развивающей среды сегодня специалисты  исходят из идей: детский сад – жизненное пространство детей, в котором необходимо обеспечить условия для игры в малых группах, интенсификацию двигательной активности в режиме дня, создание активных положительно-эмоциональных переживаний. В педагогике и психологии безусловным является утверждение о том, что наиболее высоким уровнем познавательного и личностного развития обладает человек, находящийся под влиянием развивающей среды. Доказано, что для полноценного гармоничного развития дети нуждаются не только во внимании взрослых, в доброжелательном и содержательном общении, но и в предметной среде, обеспечивающей ребенку закрепление полученного опыта в практической деятельности. Каждая деятельность служит удовлетворению каких-либо потребностей (витальных, познавательных, социальных, двигательных и др.). Для удовлетворения потребностей ребенку необходимы объекты деятельности, в которых заложена интересная цель (проблемная ситуация, необычный и неизвестный предмет, полоса препятствий, компьютерная дидактическая программа и др.). «Главным признаком развивающих сред является проблемность», - отмечает С.Л. Новоселова [3, с. 29].

Ребенок действует с  объектами среды, обнаруживает и  решает целый ряд практических задач. Хорошая развивающая среда содержит «информацию», которая сразу не обнаруживает себя полностью, а требует от ребенка поисковой, творческой активности. Среда развития должна быть системной, т.е. соответствовать возрасту, содержанию деятельности детей, целям и задачам воспитания и обучения, основным принципам проектной культуры.

 Не менее значимым  является принцип внесения в  среду 15% объектов, которые находятся  в зоне ближайшего развития  ребенка (по Л.С. Выготскому) и  создают для него перспективные линии развития, которые он может реализовывать с помощью взрослого.

 Специальным образом  организованная среда способна: оказывать активизирующее влияние  на деятельность, способствовать  самообучению, стимулировать становление  ребенка как субъекта разных видов деятельности, обеспечивать самоутверждение, свободу выбора и направление действий. Такая среда дает возможность проявлять и оценивать свой потенциал, формирует целенаправленность, организованность, ответственность за результаты своих действий и поступков, раскрывает творческие способности, позволяет действовать исходя из интересов и потребностей на данный момент развития. Включение в разные виды деятельности, с разнообразным материалом, по собственной инициативе в свободное (не регламентированное педагогом) время снимает множество дисциплинарных проблем, гарантирует семье и ребенку содержательно проведенное время в дошкольном учреждении [8, c. 54].

 Развивающая среда  в группах пред школьной подготовки должна обладать всеми описанными характеристиками, создавать условия для игровой, трудовой, познавательной, продуктивных видов деятельности детей. Вместе с тем, она должна помочь ребенку «увидеть» элементы среды будущей учебной деятельности. Она обладает функцией опережения и содержит 15% компонентов, находящихся в зоне ближайшего развития детей. Эти компоненты должны отражать характеристики будущей учебной деятельности, адаптировать старших дошкольников к ее новым условиям и атрибутам. К ним относятся обязательные предметы мебели (парты, доска), учебная наглядность (дидактические игры, плакаты, материалы для опытов и др.), необходимые для игры в школу атрибуты школьника (портфель, пенал, канцелярские принадлежности, дневник и др.). Все эти объекты среды позволят детям освоить объекты новой предстоящей жизни, пользоваться ими, с помощью воспитателя и самостоятельно создавать контекст будущей учебной деятельности в играх и занятиях.

 Атрибутика будущей  школьной жизни для занятий  и игр в школу позволяет  детям «проигрывать», тем самым  личностно осмысливать новую позицию, почувствовать себя ее субъектами, сыграть роли не только учеников, но и учителя. В играх органично закрепляются правила поведения в школе, способы общения через принятие игровых отношений.

 Грамотно созданная  развивающая среда в группах, ее сменяемость в течение года, внесение новых оконченных и незавершенных компонентов стимулирует детей к активности, к познанию, общению с другими детьми. Неоконченные объекты среды, возможность их изменения направляет детей на творчество, использование имеющихся знаний, умений и способностей в новых ситуациях [17, c. 19].

 Среда развития  в пред школьных группах так же становится объектом для подражания в создании среды в семейных условиях. Дети, находясь в группах кратковременного пребывания, имеют недостаточно времени, прежде всего, для свободного общения и игр. Старшие дошкольники часто воспроизводят понравившиеся, в особенности игровые условия, дома и продолжают реализовывать себя в них, «подключают» к созданию этой среды членов семьи и друзей.

 Таким образом, среда выступает в роли движущей силы становления и развития личности, а так же присущих ей видов деятельности. Она способствует формированию разносторонних способностей, субъектных качеств дошкольника, обозначает его индивидуальность, стимулирует разные виды активности, создает благоприятный психологический климат в группе, активизирует «самость», создавая реальные и разнообразные условия для ее проявления. В развивающей среде пред школьной группы важно соединить среду развития старших дошкольников и компоненты будущей школьной жизни, позволяющие ребенку понять новые требования и перейти впоследствии к новой – учебной деятельности. Наличие адекватной среды развития является необходимым условием формирования у детей «внутренней позиции школьника», снижения тревожности воспитанников, сокращения срока их адаптации к школьному обучению.

 

4 Организационные модели подготовки детей к школе

 

Сегодня, в целях обеспечения  детям единых стартовых образовательных  возможностей, в условиях высокой  значимости достижения дошкольниками определенного уровня готовности к успешному вхождению на последующую ступень образования, подготовка дошкольников осуществляется в разных формах. В ДОУ общая и специальная готовность детей к школе выступает как закономерный результат взаимодействия с детьми в разных видах и формах образовательной деятельности. Для детей, не посещающих детский сад, с этой целью организуются группы пред школьной подготовки, группы кратковременного пребывания (ГКП) при Центрах дополнительного образования детей, на базе средних школ и др. В семейном воспитании подготовка осуществляется с помощью гувернеров, а так же членами семьи дошкольников [17, c. 18].

В настоящее время  подготовка детей 5-7 лет к школе  осуществляется:

- в дошкольных образовательных учреждениях полного дня (для детей из семей риска – с круглосуточным пребыванием);

- в группах кратковременного пребывания детей на базе дошкольных образовательных учреждений, школ, культурно-образовательных центров и центров дополнительного образования;

- в двуязычных дошкольных образовательных учреждениях;

- в кочевых детских садах-школах, стойбищных детских садах, интернатах семейного типа;

- в домашних условиях – с родителями или гувернерами (для детей из семей риска – с социальными работниками).

Дошкольное образование  в группах кратковременного пребывания детей независимо от места проведения (дошкольные образовательные учреждения, школы, культурно-образовательные центры и центры дополнительного образования) целесообразно сосредоточить в центрах подготовки детей к школе. В связи с этим необходимо разработать пакет нормативно-правовых документов, регламентирующих процесс организации и проведения работы по подготовке детей к школе в мини-центрах (общие положения, правила организации, штатное расписание, права и обязанности участников воспитательно-образовательного процесса, управление, финансирование, мониторинг и оценка эффективности и т.д.).

Чтобы обеспечить равный старт при переходе на следующую ступень образования, требуются разработка и введение единых критериев оценки планируемых результатов подготовки детей к школе и проектирование обязательного минимума содержания основных образовательных программ для всех организационных моделей.

Повышение качества подготовки детей к школе становится возможным  путем модернизации содержания дошкольного  образования, его форм и методов, а также разработки разнообразных  видов методического обеспечения  с учетом вариативных форм организации образования и уровня развития детей в городской и сельской местности.

В целях создания благоприятных  условий достижения нового, современного качества дошкольного образования необходимо:

- психолого-педагогическое обоснование новых подходов к перестройке деятельности педагога и его общения с детьми в связи с обновлением форм содействия психическому развитию ребенка;

- разработка единых требований к содержанию программ, которые реализуются в условиях групп кратковременного пребывания, и приведение их в соответствие с едиными целями дошкольного образования;

- разработка программ и методического обеспечения к ним в соответствии с едиными целями дошкольного образования и с учетом специфики обучения детей в условиях групп кратковременного пребывания на основе общественно-семейной модели дошкольного образования с использованием предметно-методических комплектов и автодидактических материалов [15, c. 63].

Для подготовки детей  к школе в домашних условиях необходимо разработать программно-методический комплект общественно-семейной модели дошкольного образования с учетом единых целей дошкольного образования и возможностей индивидуального общения с ребенком. Для социальных психологов, работающих с детьми из семей риска и их родителями, требуется создать специальное пособие.

Все материалы, связанные  с программно-методическим обеспечением, должны быть подготовлены как на бумажных носителях, так и в электронной  версии.

Программно-методические материалы должны быть адресованы руководителям  дошкольных образовательных учреждений, методистам, воспитателям, учителям, родителям и всем тем, кто занимается проблемами подготовки детей к школе.

В электронной версии для педагогов и родителей  должна быть предусмотрена возможность  осуществлять не только самообучение, но и самоконтроль, направленный на определение уровня собственной компетентности.

Таким образом, качество подготовки детей к школе зависит от многочисленных факторов: содержание образования, методическое обеспечение, разработка образовательных программ и т.д.

 

Заключение

 

Под психофизической готовностью понимается физическое созревание ребенка, а также созревание структур мозга, обеспечивающее соответствующих возрастной норме уровня развития психических процессов.

Под интеллектуальной готовностью  понимается развитие мыслительных процессов – способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и нравственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.

Под личностной готовностью  понимается наличие развитой учебной  мотивации, навыков общения и  совместной деятельности. У ребенка  должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная и волевая  устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности.

Несформированность одного из компонентов школьной готовности является не благоприятным вариантом  развития и ведет к затруднениям в адаптации к школе: в учебной  и социально-психологической сфере.

Для подготовки ребенка к успешному школьному обучению существуют различные подходы: специальные занятия в д/саду на этапе адаптации к школе, диагностика школьной готовности и подготовка до школы.

Подготовка к обучению является преемственностью, позволяющей  обеспечить гуманный переход из одной возрастной группы в другую и реализовать основные задачи, поставленные в настоящее время перед образованием.

Концепция базируется на следующих принципах:

- непрерывности развития ребенка;

- общего развития ребенка на основе его индивидуальных возможностей и способностей;

- развития творческих способностей у детей;

- развития личностных компетенций ребенка как субъекта творческой деятельности, как активного субъекта познания;

- развития и укрепления здоровья личности;

- развития духовно-нравственных убеждений личности;

- развития устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;

- преемственности между обучающими, обучающимися и родителями [19, c. 71].

Концепция программы  «Преемственность» рассматривает  преемственность как создание условий для гуманного (бесконфликтного и комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую, целью которого становится успешная адаптация к новым образовательным условиям.

Подготовка к обучению является преемственностью, позволяющей обеспечить гуманный переход из одной возрастной группы в другую и реализовать основные задачи, поставленные в настоящее время перед образованием.

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология. – Екатеринбург: Деловая книга, 2009. – С. 624.
  2. Агафонова, И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации «Начальная школа», 2009. - № 1. – С.61-63.
  3. Актуальные вопросы педагогики и психологии образования: материалы всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, магистрантов, студентов с международным участием / Пархоменко В.Г. – Барнаул: АлтГПА, 2011. – 272 с
  4. Бугрименко, Е.А., Венгер, А.Л. и др. Готовность детей к школе. – М., 2002. – С. 127-130.
  5. Белова, Т.В., Солнцева, В.А. Готов ли ребенок к обучению в первом классе? – М.: Ювента, 2005. – С. 171-175.
  6. Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 432с.
  7. Дружинин, А., Дружинина, О. Первый раз в первый класс. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2003. – С. 223.
  8. Загвязинский, В.И. и др. Основы социальной педагогики. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – С. 52-64.
  9. Кравцова, Е.Е.  Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.: Прогресс, 2007. – 362с.
  10. Концепция организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе // Обруч, №4. – 2007. – С. 32-41.
  11. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт», 2006. – С. 464.
  12. Нижегородцева, Н.В., Шадриков, В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М.: ВЛАДОС, 2010. – С. 214.
  13. Новиков, А.М. Российское образование в новой эпохе. – М.: Эгвес, 2011. – Сю 216-227.
  14. Мухина, В.С. Возрастная психология. – М.: Прогресс, 2007. – 456с.
  15. Овчарова, Р.В. Практическая психология в школе. – М.: ТЦ «Сфера», 2008. – 240 с.
  16. Подготовка детей к школе // Ресурсы образования. - № 4, 2009. – С. 19-20.
  17. Рекало, М.Д. Готовность ребенка к школе: взаимодействие ДОУ, семьи и школы (обобщение опыта работы) // В помощь воспитателю в ДОУ. - №.1, 2013. – С. 18-21.
  18. Санько, А.К., Кафеева, Ю.Ж. «Введение в школьную жизнь», «Школьный психолог», 2008. - № 23. – С. 51-53.
  19. Селевко, Г.К., Селевко, А.Г. Социально-воспитательные технологии. – М.: Народное образование, 2009. – 512с.
  20. Слободчиков, В.И.  Психология развития человека. – М.: Сфера, 2007. – 422с.
  21. Теория и практика реализации преемственности дошкольного, начального и основного образования / Сост. Н.А. Федосова, З.Ф. Бурденюк. – М.: АПКиПРО, 2004. – 468с.
  22. Федосова Н.А. Концепция новой четырехлетней начальной школы. – М.: ИОО Минобразования РФ, 2008. – 174с.
  23. Федосова, Н.А. и др. Программа «Преемственность», подготовка к школе. – М.: АПКиПРО, 2010. – С. 18-25.
  24. Федосова, Н.А. Преемственность между дошкольным и начальным образованием – основа успешного обучения в школе. Концептуальные подходы. Организация работы по преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием. Сборник нормативных документов, практических рекомендаций и материалов из опыта работы ДОУ и ГОУ СОШ ЮАО. – М., 2005. – С. 17-24.
  25. Хрестоматия. Возрастная и педагогическая психология / под ред. И.В. Дубровиной, В.В. Зацепина. – М.: Интер, 2009. – 253 с.

Информация о работе Организация подготовки детей к школе