Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 19:29, контрольная работа
Подготовка дошкольников к обучению в школе – это направление деятельности педагогов, которое является актуальной задачей и необходимым результатом образовательного процесса в ДОУ. Наличие общей и специальной готовности ребенка к школе, установление преемственности в этой работе дошкольного учреждения и начальной школы выступает необходимым условием успешной адаптации детей к новой социальной ситуации и условиям образования.
В проектировании
развивающей среды сегодня
Ребенок действует с объектами среды, обнаруживает и решает целый ряд практических задач. Хорошая развивающая среда содержит «информацию», которая сразу не обнаруживает себя полностью, а требует от ребенка поисковой, творческой активности. Среда развития должна быть системной, т.е. соответствовать возрасту, содержанию деятельности детей, целям и задачам воспитания и обучения, основным принципам проектной культуры.
Не менее значимым является принцип внесения в среду 15% объектов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка (по Л.С. Выготскому) и создают для него перспективные линии развития, которые он может реализовывать с помощью взрослого.
Специальным образом
организованная среда способна:
оказывать активизирующее
Развивающая среда в группах пред школьной подготовки должна обладать всеми описанными характеристиками, создавать условия для игровой, трудовой, познавательной, продуктивных видов деятельности детей. Вместе с тем, она должна помочь ребенку «увидеть» элементы среды будущей учебной деятельности. Она обладает функцией опережения и содержит 15% компонентов, находящихся в зоне ближайшего развития детей. Эти компоненты должны отражать характеристики будущей учебной деятельности, адаптировать старших дошкольников к ее новым условиям и атрибутам. К ним относятся обязательные предметы мебели (парты, доска), учебная наглядность (дидактические игры, плакаты, материалы для опытов и др.), необходимые для игры в школу атрибуты школьника (портфель, пенал, канцелярские принадлежности, дневник и др.). Все эти объекты среды позволят детям освоить объекты новой предстоящей жизни, пользоваться ими, с помощью воспитателя и самостоятельно создавать контекст будущей учебной деятельности в играх и занятиях.
Атрибутика будущей
школьной жизни для занятий
и игр в школу позволяет
детям «проигрывать», тем
Грамотно созданная развивающая среда в группах, ее сменяемость в течение года, внесение новых оконченных и незавершенных компонентов стимулирует детей к активности, к познанию, общению с другими детьми. Неоконченные объекты среды, возможность их изменения направляет детей на творчество, использование имеющихся знаний, умений и способностей в новых ситуациях [17, c. 19].
Среда развития в пред школьных группах так же становится объектом для подражания в создании среды в семейных условиях. Дети, находясь в группах кратковременного пребывания, имеют недостаточно времени, прежде всего, для свободного общения и игр. Старшие дошкольники часто воспроизводят понравившиеся, в особенности игровые условия, дома и продолжают реализовывать себя в них, «подключают» к созданию этой среды членов семьи и друзей.
Таким образом, среда выступает в роли движущей силы становления и развития личности, а так же присущих ей видов деятельности. Она способствует формированию разносторонних способностей, субъектных качеств дошкольника, обозначает его индивидуальность, стимулирует разные виды активности, создает благоприятный психологический климат в группе, активизирует «самость», создавая реальные и разнообразные условия для ее проявления. В развивающей среде пред школьной группы важно соединить среду развития старших дошкольников и компоненты будущей школьной жизни, позволяющие ребенку понять новые требования и перейти впоследствии к новой – учебной деятельности. Наличие адекватной среды развития является необходимым условием формирования у детей «внутренней позиции школьника», снижения тревожности воспитанников, сокращения срока их адаптации к школьному обучению.
Сегодня, в целях обеспечения детям единых стартовых образовательных возможностей, в условиях высокой значимости достижения дошкольниками определенного уровня готовности к успешному вхождению на последующую ступень образования, подготовка дошкольников осуществляется в разных формах. В ДОУ общая и специальная готовность детей к школе выступает как закономерный результат взаимодействия с детьми в разных видах и формах образовательной деятельности. Для детей, не посещающих детский сад, с этой целью организуются группы пред школьной подготовки, группы кратковременного пребывания (ГКП) при Центрах дополнительного образования детей, на базе средних школ и др. В семейном воспитании подготовка осуществляется с помощью гувернеров, а так же членами семьи дошкольников [17, c. 18].
В настоящее время подготовка детей 5-7 лет к школе осуществляется:
- в дошкольных образовательных учреждениях полного дня (для детей из семей риска – с круглосуточным пребыванием);
- в группах кратковременного пребывания детей на базе дошкольных образовательных учреждений, школ, культурно-образовательных центров и центров дополнительного образования;
- в двуязычных дошкольных образовательных учреждениях;
- в кочевых детских садах-школах, стойбищных детских садах, интернатах семейного типа;
- в домашних условиях – с родителями или гувернерами (для детей из семей риска – с социальными работниками).
Дошкольное образование в группах кратковременного пребывания детей независимо от места проведения (дошкольные образовательные учреждения, школы, культурно-образовательные центры и центры дополнительного образования) целесообразно сосредоточить в центрах подготовки детей к школе. В связи с этим необходимо разработать пакет нормативно-правовых документов, регламентирующих процесс организации и проведения работы по подготовке детей к школе в мини-центрах (общие положения, правила организации, штатное расписание, права и обязанности участников воспитательно-образовательного процесса, управление, финансирование, мониторинг и оценка эффективности и т.д.).
Чтобы обеспечить равный старт при переходе на следующую ступень образования, требуются разработка и введение единых критериев оценки планируемых результатов подготовки детей к школе и проектирование обязательного минимума содержания основных образовательных программ для всех организационных моделей.
Повышение качества подготовки
детей к школе становится возможным
путем модернизации содержания дошкольного
образования, его форм и методов,
а также разработки разнообразных
видов методического
В целях создания благоприятных
условий достижения нового, современного
качества дошкольного образования необхо
- психолого-педагогическое обоснование новых подходов к перестройке деятельности педагога и его общения с детьми в связи с обновлением форм содействия психическому развитию ребенка;
- разработка единых требований к содержанию программ, которые реализуются в условиях групп кратковременного пребывания, и приведение их в соответствие с едиными целями дошкольного образования;
- разработка программ и методического обеспечения к ним в соответствии с едиными целями дошкольного образования и с учетом специфики обучения детей в условиях групп кратковременного пребывания на основе общественно-семейной модели дошкольного образования с использованием предметно-методических комплектов и автодидактических материалов [15, c. 63].
Для подготовки детей
к школе в домашних условиях необходимо
разработать программно-
Все материалы, связанные с программно-методическим обеспечением, должны быть подготовлены как на бумажных носителях, так и в электронной версии.
Программно-методические материалы должны быть адресованы руководителям дошкольных образовательных учреждений, методистам, воспитателям, учителям, родителям и всем тем, кто занимается проблемами подготовки детей к школе.
В электронной версии для педагогов и родителей должна быть предусмотрена возможность осуществлять не только самообучение, но и самоконтроль, направленный на определение уровня собственной компетентности.
Таким образом, качество подготовки детей к школе зависит от многочисленных факторов: содержание образования, методическое обеспечение, разработка образовательных программ и т.д.
Заключение
Под психофизической готовностью понимается физическое созревание ребенка, а также созревание структур мозга, обеспечивающее соответствующих возрастной норме уровня развития психических процессов.
Под интеллектуальной готовностью понимается развитие мыслительных процессов – способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и нравственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.
Под личностной готовностью
понимается наличие развитой учебной
мотивации, навыков общения и
совместной деятельности. У ребенка
должна быть достигнута сравнительно
хорошая эмоциональная и
Несформированность одного
из компонентов школьной готовности
является не благоприятным вариантом
развития и ведет к затруднениям
в адаптации к школе: в учебной
и социально-психологической
Для подготовки ребенка к успешному школьному обучению существуют различные подходы: специальные занятия в д/саду на этапе адаптации к школе, диагностика школьной готовности и подготовка до школы.
Подготовка к обучению является преемственностью, позволяющей обеспечить гуманный переход из одной возрастной группы в другую и реализовать основные задачи, поставленные в настоящее время перед образованием.
Концепция базируется на следующих принципах:
- непрерывности развития ребенка;
- общего развития ребенка на основе его индивидуальных возможностей и способностей;
- развития творческих способностей у детей;
- развития личностных компетенций ребенка как субъекта творческой деятельности, как активного субъекта познания;
- развития и укрепления здоровья личности;
- развития духовно-нравственных убеждений личности;
- развития устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;
- преемственности между обучающими, обучающимися и родителями [19, c. 71].
Концепция программы
«Преемственность»
Подготовка к обучению является преемственностью, позволяющей обеспечить гуманный переход из одной возрастной группы в другую и реализовать основные задачи, поставленные в настоящее время перед образованием.
Список использованных источников