Организация подготовки детей к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 19:29, контрольная работа

Описание работы

Подготовка дошкольников к обучению в школе – это направление деятельности педагогов, которое является актуальной задачей и необходимым результатом образовательного процесса в ДОУ. Наличие общей и специальной готовности ребенка к школе, установление преемственности в этой работе дошкольного учреждения и начальной школы выступает необходимым условием успешной адаптации детей к новой социальной ситуации и условиям образования.

Файлы: 1 файл

Организация_подготовки_детей_к_школе_КН.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

* очень высокий – возможность слушать другого человека, выполнить любые логические операции в форме словесных понятий [9, c. 82].

Ребенок к школе не готов, если: не умеет планировать и контролировать свои действия, мотивация учения низкая (ориентируется только на данные органов чувств), не умеет слушать другого человека и выполнять логические операции в форме понятий.

Ребенок к школе готов, если:  умеет планировать и контролировать свои действия (или стремится к этому), ориентируется на скрытые свойства предметов, на закономерности окружающего мира, стремится использовать их в своих действиях, умеет слушать другого человека и умеет (или стремится) выполнять логические операции в форме словесных понятий.

Углубленное обследование детей осуществляется перед поступлением в школу (апрель-май). На основании  результатов обследования окончательное  заключение о готовности детей к школе дает психолого-педагогическая комиссия, которая состоит из психолога, физиолога, врача-педиатра и учителя. В условиях разноуровневой дифференциации комиссия может сформировать классы 1, 2, 3-го уровней [5, c. 174].

При определении уровня готовности ребенка к школьному обучению ориентиром может служить карта-характеристика, в которой заложены три уровня готовности к обучению по следующим  параметрам:

1.   Психологическая  и социальная готовность.

2. Развитие школьно-значимых  психофизиологических функций.

3. Развитие познавательной  деятельности.

4.   Состояние здоровья.

Таким образом, готовность ребенка к школе определяется многочисленными факторами, составляющих целый комплекс умений и навыков  ребенка.

2 Содержание и методическое обеспечение подготовки детей к школе

 

Преемственность детского сада и школы предусматривает, с  одной стороны, передачу детей в  школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который  отвечает требованиям школьного  обучения, с другой – опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.

Ступень подготовки к  обучению выступает как самостоятельный  законченный блок. Переходная ступень  обеспечивает преемственность в развитии и образовании дошкольного и начального обучения. Подготовка к обучению включает довольно разнообразное содержание, целью которого является развитие ребенка. В данной работе представим краткий обзор основных разделов программы воспитания и обучения детей в детском саду, направленной на качественную подготовку детей к школе «Преемственность». Программа представлена Н.А. Федосовой на основании Закона «Об образовании РФ» [21, c. 34].

Концепция программы «Преемственность»  рассматривает дошкольное и начальное обучение в системе непрерывного образования и предлагает личностно-ориентированную модель системы подготовки к школе. Эта модель может быть реализована в семье, в мини-садах, в группах кратковременного пребывания, в образовательных заведениях типа «начальная школа – детский сад».

Основными задачами подготовки к обучению являются:

- охрана и укрепление здоровья;

- развитие психических функций и качеств личности;

- обеспечение преемственности между подготовкой к обучению и обучением в школе [21, c. 39].

Особенностью содержания подготовки к школе является то, что материал, предложенный для детей  дошкольного возраста, разработан на интегрированной основе и деление  содержания на предметы условно. Условность обозначена подготовкой ребенка к названию школьных предметов.

Подготовка к обучению включает следующие разделы: «Физическое  воспитание», «Экологическое воспитание», «Эстетическое воспитание», «Речевое развитие», «Развитие математических способностей», «Конструирование и  ручной труд» [23, c. 18].

Раздел «Физическое  воспитание» отражен в программах «Физическое воспитание» и «Тонизирующая  гимнастика». Целью программы «Физическое  воспитание» является поэтапное  достижение физического совершенствования  детей, свойственного каждому возрастному  периоду, их оздоровление. В возрасте 5-6 лет у детей имеется определенная готовность к осознанности поставленных перед ними задач, умение оценивать ситуацию, управлять своими движениями, поэтому появляется возможность с помощью словесных указаний и объяснений сформировать у дошкольников достаточно прочные знания и умения в их двигательной деятельности. В соответствии с целью физкультурного образования дошкольников формулируются соответствующие задачи: формирование доступных представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми, об основных гигиенических требованиях и правилах; совершенствование навыков в базовых двигательных действиях, формирование умений их вариативного использования в игровой и соревновательной деятельности, в самостоятельных формах занятий физическими упражнениями; расширение двигательного опыта посредством усложнения ранее освоенных движений и упражнений и овладения новыми двигательными действиями с повышенной координационной сложностью; совершенствование навыков и умений в выполнении физических упражнений, связанных с укреплением здоровья и формированием правильной осанки; расширение функциональных возможностей систем организма и повышение адаптивных его свойств посредством направленного развития основных физических качеств и способностей; формирование практических умений и навыков по использованию подвижных игр и элементов соревнования в оздоровительных формах организации физической культуры.

Программа «Тонизирующая  гимнастика» обеспечивает всестороннее гармоническое развитие ребенка. Программа содержит материал по ритмической гимнастике, лечебной физкультуре, психокоррекции.

Раздел «Экологическое воспитание» представлен программой «Зеленая тропинка» [23, c. 20].

Программа «Зеленая тропинка»  основывается на коррекции и развитии накопленных в дошкольном возрасте природоведческих представлений. В основу подготовки положены непосредственные наблюдения, действия с предметами, элементарные эксперименты, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной игровой форме.

Раздел «Эстетическое воспитание»  представлен программами «Волшебная красота окружающего мира», «Родной  дом», «Музыка», «Театральное искусство».

Программа «Волшебная красота окружающего  мира» направлена на познание мира искусства и культуры, включая  искусство своего народа, на формирование личности ребенка. Курс способствует развитию у детей художественного вкуса, творческого воображения, индивидуальной активности и инициативы, самостоятельности в решении творческих задач.

Программа «Родной дом» готовит  детей к освоению этнокультурных знаний, к восприятию нравственных и эстетических ценностей традиционной отечественной культуры.

Программа «Музыка» ставит своей целью  формирование музыкальной культуры, которая является важной частью духовной культуры человека.

Программа «Театральное искусство» направлена на развитие умений общения со сверстниками, на развитие творческой индивидуальности личности.

Программа содержит театрализованные игры и упражнения, театрализованные представления, упражнения на пластику и пантомиму.

Раздел «Речевое развитие» состоит  из двух программ «От слова к букве» и «Риторика для маленьких» [24, c. 18].

Программа «От слова к букве» решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, к обучению письму и ведет работу по совершенствованию устной речи. Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка. Содержание ориентировано на решение следующих задач: создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), для создания предпосылок положительной мотивации учения в школе; практическая подготовка детей к обучению чтению и письму; формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей.

Отличительной чертой данного раздела программы по сравнению с уже существующими является осуществление интеграции тесной взаимосвязанной и взаимопроникающей работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с подготовкой к обучению письму.

Программа «Риторика  для маленьких» ставит своей целью  пробудить желание детей общаться, вызывать интерес к речи окружающих и своей собственной, тем самым  создавая основу для навыков культуры речи.

Раздел «Развитие математических способностей» представлен программой «Математические ступеньки» [24, c. 19].

В основу отбора содержания программы «Математические ступеньки» положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего  в себя сенсорное и интеллектуальное развитие с использованием возможностей и особенностей математики.

Раздел «Конструирование и ручной труд» раскрыт в двух программах: «Конструирование» и  «Обслуживающий труд».

Программа «Конструирование»  готовит детей к восприятию различных  конструкций предметов; знакомит с природными материалами, видами соединений и способами крепления деталей, с правилами безопасной работы ручными инструментами. Важнейшими задачами программы являются развитие творческих способностей детей, обучение их аналитическим действиям, привитие культуры труда.

Программа «Обслуживающий труд» закладывает основы самостоятельного обслуживания ребенком самого себя, воспитывает  чувства взаимопонимания, ответственности, добросовестности.

Концепция предполагает повторную подготовку к обучению детей, которые не пошли в школу с 5,5-6 лет [24, c. 21].

Для этих детей разработано  содержание занятий (программа «Скоро в школу»), в значительной степени  учитывающих недостатки первого  года подготовки к обучению и содержащих материал по развитию речи, конструированию, вычислительным навыкам, изобразительному искусству. Усвоение предложенного материала не является самоцелью. Важным является деятельность, посредством которой будущий ученик знакомится с правилами общения со взрослыми и сверстниками в новых для него условиях.

Вся основная деятельность на подготовительной ступени направлена на развитие ребенка, что дает возможность  заканчивающему подготовку к обучению поступить в любой тип образовательного учреждения (традиционная начальная  школа, начальная школа с альтернативными системами обучения, гимназия).

Таким образом, к первостепенным задачам дошкольного образования  относятся развитие: эмоционально-волевой  и познавательной сфер, психических  функций, коммуникативных навыков, умений действовать по правилам.

Реализация данных задач позволяет обеспечить психическое и физическое развитие детей на том уровне, который необходим для их включения в учебную деятельность. Таким образом, целью подготовки детей к школе является не столько овладение конкретными знаниями, сколько создание предпосылок к школьному обучению.

Основаниями преемственности  между дошкольным и школьным образованием являются: развитие потенциальных возможностей ребенка, обеспечение постепенного перехода от непосредственности к произвольности, учет «зоны ближайшего развития», создание условий для включения ребенка в социальные формы общения.

 

3 Организация  развивающей среды как обязательный  компонент при подготовке ребенка  к школе

 

На развитие ребенка  в значительной степени оказывают  влияние наследственность, среда, воспитание и другие факторы. Однако, среда, окружающая ребенка с первых дней его жизни, стимулирует, тормозит или остается нейтральной по степени влияния на физическое, психическое, социальное, личностное развитие ребенка.

 По определению  В.А. Петровского, развивающая среда – это «специальным образом организованное окружающее пространство ребенка, способное оказывать позитивное влияние на самообучение и саморазвитие ребенка» [16, c. 19].

 «Развивающая предметная  среда, - указывает С.Л. Новоселова, - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка» [2, с.61]. К основным элементам этой среды С.Л. Новоселова относит: архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты; художественные студии, игровые, спортивные площадки и их оборудование; крупногабаритные, сомасштабные росту ребенка конструкторы; тематические наборы игрушек, пособий; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения.

 Смысл развивающей  среды заключен в ее стимулирующем,  активизирующем деятельность ребенка  косвенном воздействии на личность (организуемым специалистами) мира предметов, игрушек, обстановки и т.д. Цель этой среды (динамичной, активной, воспитывающей, обучающей, развивающей) – развивать ребенка как субъекта присущих ему видов деятельности, как субъекта, взаимодействующего с окружающими людьми и миром вещей для самопознания и познания окружающего. Она не несет прямого, «кричащего» эффекта воздействия, а созданными условиями стимулирует разнообразную деятельность. Этот эффект является важнейшим условием физического, психического и личностного развития дошкольника.

Информация о работе Организация подготовки детей к школе