Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2015 в 14:54, дипломная работа
Цель данной работы – определить особенности методики преподавания орфографии для преодоления трудностей в изучении данного раздела.
Рассматривается и доказывается гипотеза: «Если систематически использовать разнообразные методы для развития орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе, то это будет способствовать повышению орфографической грамотности учащихся».
Введение ………………………………………………………………………..... 3
§ 1 Основные принципы русской орфографии на уроках русского языка в начальной школе………………………………………………………………….6
§ 2 Проблемы методики преподавания орфографии русского языка в начальной школе…………………………………………………………………17
§ 3 Исследование уровня орфографических навыков учащихся 4 класса на уроках русского языка в начальной школе ……………………………………31
Заключение……………………………………………………………………….41
Список использованной литературы …………………………………………..43
Приложение ……………………………………………………………………..
Приложение 1
Примерный раздаточный материал (карточки) по теме «Предложение»
Карточка 1
На карточке
Девочка чистит.
Подкладка, домовой.
В тетради.
Карточка 2
На, дует, теплый, ветерок, улице.
|___ _______ ______ ______ .
Деньки, кусты, собака, мастер, стол.
Карточка 3
1. Выпиши пары слов.
Лесные жители укрываются на зиму в теплые норки.
__________(какие?)___________
__________(когда?)___________
__________(куда?)____________
__________(какие?)___________
2. Приведи примеры слов
______________________________
Карточка 4
1. Составь предложения, укажи пары.
На, треснул, речке, лёд, грязный.
На, ребята, делают, уроке, поделки, красивые.
2. Придумай предложение.
|____ _____ ______ _______ кормушку.
Карточка 5
1. Составь предложение, выпиши пары
|_______ лебеди плавали в _______ озере.
лебеди (?)___________
лебеди (?)___________
плавали (?)__________
в озере (?)___________
(Образец выполнения)
Лебеди (что делали?) плавали
Лебеди (какие?) белые
Плавали (в чем?) в озере
В озере (каком?) в лесном
Карточка 6
Куда улетают птицы осенью?
О______ п______ у________ ___ ю__.
Куда спешит мальчик утром с ранцем за спиной?
У_______ м________ с р_______ за с_____ с________ __ ш_______ .
Что делают ребята перед едой?
Р_____ п___ е___ м______ р________ .
Приложение 2
Развитие орфографической зоркости на основе понятия «опознавательный признак орфограммы»
1. Классификация опознавательных признаков орфограмм буквенного типа по слабым и сильным позициям.
Тип буквенных орфограмм |
Опознавательные признаки орфограмм | |
Слабых позиций |
Сильных позиций | |
гласные |
-безударность гласного |
- наличие шипящего и ц перед гласными |
согласные |
-конец слова, -стечение согласных |
- н перед суффиксом, - н переем окончанием |
ь неразделительный |
-мягкие согласные |
-[ца] на конце глаголов, -шипящие на конце слова |
ь и ъ разделительные |
- звук [й] после согласных и перед гласными. |
2. Памятка для работы над ошибками.
Аня, Москва, Брянск, - большая буква в именах собственных.
Жизнь, девочка, ночной - сочетания жи-ши, ча-ща чу-щу,чк ,чн ,нч.
Мороз, карандаш – непроверяемая безударная гласная в корне слова.
Дома – дом, лесок- лес – безударная гласная, поверяемая ударением.
Дуб – дубок, сказка – сказочный – парная согласная в корне слова.
Алла, суббота – удвоенная согласная в корне слова.
Праздничный, сердечный – непроизносимая согласная в корне слова.
Луч, дочь – ь знак после шипящих на конце имен существительных.
Ручьи, крылья – разделительный мягкий знак.
Объявление, съезд – разделительный твердый знак.
У дороги – правописание предлогов со словами.
Вспоминаю о деревне – падежные окончания имен существительных.
Приложение 3
Тексты диктантов.
Диктант 1.
Цветочные часы.
По цветам можно узнавать время. Ранее летнее утро. К шести часам открыл синий глазок колокольчик. Подняли золотые головки одуванчики. Краснеют нежные цветочки полевой гвоздики. Следом расправляет широкие лепестки шиповник. Вспыхнул яркий огонёк мака. К восьми часам распустились желтая кувшинка, белая лилия.
Спадает летняя жара. Оживают другие цветы. Распустились душистый табак и луговая дрема.
Посади на клумбах цветочные часы. Они покажут точное время.
Диктант 2.
Майские жуки.
Настал май. Появились насекомые. Крылья темные, усы черные, на спине трещинка. Видали таких? Их зовут майскими жуками. Они вывелись из гусениц.
Жуки очень вредят деревьям. Они объедают нежные листочки. А жирные гусеницы грызут корни растений.
Как спасти деревья? Ребятишки стали ловить жуков хитрым способом. Ранним утром отправляются на ловлю вредителей. Воздух прохладный. Жуки не летают. Они сидят неподвижно на молоденьких берёзках. Тряхнули ребята дерево. Сонные жуки попадал прямо в ведерко.
Словарный диктант.
Овес, лестница, завтрак, карандаш, медведь, малина, пальто, яблоко, столица, сирень, огурец, урожай, лопата, деревня, ладонь, помидор, ученик, Родина, хорошо.
Приложение 4
«Экраны грамотности»
«Экран грамотности» № 1.
№ |
Фамилии,имена учащихся |
отметка |
орфограммы | ||||||||
Безуд. гл. |
Слов. слова |
Ок.прил. |
Проп. Буквы |
Пад.окон. |
Удвоен. согласн |
Перенос слова |
Пунктуац. |
другое | |||
Елина Алина |
4 |
1 |
1 | ||||||||
Лебедева Юля |
4 |
1 |
1 |
||||||||
Лоншакова Катя |
4 |
1 |
1 |
||||||||
Аккуратов Руслан |
3 |
2 |
1 |
1 |
2 | ||||||
Анисимов Антон |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 | |||||
Псенкова Марина |
3 |
1 |
1 |
2 |
2 | ||||||
Михайлова Карина |
3 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 | |||||
Шестакова Ксюша |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 | ||||
Белов Кеша |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 | ||||
Степанов Максим |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 | |||||
Ситников Лёня |
2 |
4 |
2 |
2 |
3 |
||||||
Громоков Коля |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 | ||||
ВСЕГО: 78 |
17 |
5 |
6 |
6 |
6 |
5 |
5 |
15 |
13 |
«Экран грамотности» №2.
№№ |
Список детей |
Отметка |
орфограммы | ||||
без. гласн. |
Слов. слова |
Разд. ь |
Непр. перен.
|
Другие | |||
Лоншакова Катя |
5 |
|
|||||
Псенкова Марина |
5 |
||||||
Лебедева Юля |
5 |
||||||
Елина Алина |
5 |
||||||
Белов Кеша |
4 |
1 |
1 |
||||
Анисимов Антон |
4 |
1 |
1 | ||||
Аккуратов Руслан |
4 |
1 |
1 |
||||
Раитина Люда |
4 |
1 |
1 |
||||
Шестакова Ксюша |
4 |
1 |
1 | ||||
Громоков Коля |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 | ||
Михайлова Карина |
3 |
1 |
2 |
1 | |||
Ситников Лёня |
3 |
1 |
2 |
1 | |||
Степанов Максим |
2 |
3 |
2 |
1 |
2 | ||
Тонких Ира |
2 |
3 |
1 |
1 |
3 |
ВСЕГО: 40 |
12 |
4 |
6 |
7 |
11 |
Приложение 5
Примеры заданий, использованных на формирующем этапе экспериментальной работы.
Лесные музыканты.
Это было ранней весной. 5 Мы шли в лес по узкой тропинке. 5 Вдруг послышались чудесные звуки. 5 За деревьями мы увидели соек. 5 Они сидели на сучьях деревьев, пели и щебетали. 5 Раньше мы не знали, что сойки умеют прекрасно петь. 5 Обычно их можно видеть на лесной дорожке или опушке. 5
Постановка знаков препинания в конце предложения:
1. Прочитайте предложение. О ком, о чем в нем говориться?
Как произноситься предложение?
Какой знак нужно поставить в конце предложения?
Проверь!
Или вот такая памятка, которая помогает детям правильно написать слова в предложении:
! Ча – ща пиши с ___.
! Безударную ________ в корне слова проверяй – ставь под ударение.
Тр…ва
Изменяю слово: ___________.
Подбираю родственное слово: ___________.
! Согласную на конце слова поверяй – ставь перед _______.
Арбу….
Изменяю слово: __________.
Подбираю родственное слово: ____________.
! В неопределенной форме глагола перед –ся пиши ___________.
! Не с глаголами не __________ слитно.
! Не с глаголами __________ раздельно.
И выросла на них яблонька, да какая! Яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнуться серебряные.