Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 17:29, контрольная работа
Дети с задержкой психического развития испытывают значительные затруднения в учении, не идентифицируют себя с образом школьника. Наиболее привлекательным для них является образ дошкольника, с которым сохраняется идентификация до 9 – 10 лет. Личностный рост ребенка с задержкой психического развития возможен при разных условиях обучения (массовые классы, классы коррекционно развивающего обучения) и даже при отсутствии школьных успехов. Главная задача учителя помочь найти этому ребенку социально приемлемый способ самореализации – в спорте, в изобразительном искусстве и в других видах деятельности. Учитель должен создать атмосферу психологического комфорта, поддержки для своих учеников, должен увидеть в ребенке такие способности, через которые возможно дальнейшие развитие личности.
1. Введение
2. Работа по развитию творческого воображения у детей с задержкой психического развития в изобразительной деятельности.
3. Заключение
4. Список литературы
Содержание:
1. Введение
2. Работа по развитию творческого воображения у детей с задержкой психического развития в изобразительной деятельности.
3. Заключение
4. Список литературы
Введение
Во всем мире растет число детей, нуждающихся в специальной помощи со стороны медиков, психологов, педагогов и социальных работников.
Задержка психического развития встречается в детском возрасте достаточно часто. По данным отечественных и зарубежных авторов, она наблюдается у 12 – 20% детей.
Проблемой задержки психического развития занимались многие специалисты: врачи, педагоги-дефектологи, психологи, социальные работники (К.С. Лебединская, И.И. Мамайчук, И.Ю. Кулагина и другие), но воображение этих детей изучено недостаточно. Несмотря на значительное количество научных работ, посвященных этой проблеме, она по-прежнему актуальна.
Один из важных вопросов детской психологии и педагогики – это вопрос о творчестве детей, и на сегодняшний день существует проблема о развитии этого творчества и о его значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка.
Воображение и фантазия важнейшая сторона нашей жизни. Невозможно представить себе, что человек не обладал бы фантазией, воображением. Некому было бы делать научные открытия. Человечество лишилось бы произведений искусства. Дети никогда бы не услышали сказок и не смогли бы играть во многие игры. Без воображения школьники не могли бы, учиться, усваивать сложные программы обучения. Эта способность нуждается в особой заботе в плане развития.
Воображение и фантазия интенсивно проявляются и развиваются в возрасте от 5 до 15 лет. Если воспитатели, педагоги и родители не будут обращать серьезного внимания на развитие способности фантазировать, то в последующем у ребенка будет наступать быстрое снижение активности этой функции, у человека обедняется личность, снижается возможность творческого мышления, теряется интерес к науке и искусству.
Дети с задержкой психического развития испытывают значительные затруднения в учении, не идентифицируют себя с образом школьника. Наиболее привлекательным для них является образ дошкольника, с которым сохраняется идентификация до 9 – 10 лет.
Личностный рост ребенка с задержкой психического развития возможен при разных условиях обучения (массовые классы, классы коррекционно развивающего обучения) и даже при отсутствии школьных успехов. Главная задача учителя помочь найти этому ребенку социально приемлемый способ самореализации – в спорте, в изобразительном искусстве и в других видах деятельности. Учитель должен создать атмосферу психологического комфорта, поддержки для своих учеников, должен увидеть в ребенке такие способности, через которые возможно дальнейшие развитие личности.
Работа по развитию творческого воображения у детей с задержкой психического развития в изобразительной деятельности.
Программа развивающих занятий с детьми с задержкой психического развития на уроках изобразительного искусства.
Работа по формированию воображения представляет собой систему поэтапного обучения с постепенным нарастанием сложности. Занятия могут проводиться фронтально, малыми группами или индивидуально. Отдельные занятия и упражнения могут вплетаться в занятия по рисованию и проводится в свободное время как игра. Цель всех занятий – развитие у детей творческого воображения. В проведении занятий можно использовать следующие приемы:
1. Мысленное выделение отдельных свойств предметов и явлений. Этот процесс представляет преимущественно аналитическую операцию в форме мысленного отвлечения, как бы отщепления свойств от целого, что позволяет более тщательно изучить это свойство.
2. Акцентирование определённых
свойств. При посредстве этого
способа работы воображения
3. Гиперболизация проявления
в исключительном
4. Преуменьшение различных свойств образов или целостных образов и картин, психологических качеств.
5. Сочетание в создании
одного образа способов
6. Уподобление одних явлений
другим с целью их
7. Превращение образов, например,
в волшебной сказке. (Своеобразные
формы превращения являются
8. Агглютинация – сочетание
в целостный образ свойств, принадлежащих
различным предметам или живым
существом. Одним из примеров
действия этого механизма
9. Комбинирование элементов,
принадлежащим разным системам,
что приводит к созданию
10. Создание синтетического
образа путем целостного
11 Создание конкретных
образов с иносказательным
12. Реконструкция целостного предмета или явлениях по сохранившимся его элементам, в основе чего лежат операции синтетического характера.
13. Создание образов желаемого,
возможного и необходимого
14. Схематизация, при посредстве
которой выявляются
15. Структурирование с целью выявления внутреннего строения, пространственной конфигурации и функций изучаемых объектов.
16. Создание образов, в
которых свойства объектов
Самое важное условие раскрытия творческих способностей детей – это создание общей атмосферы принятия, свободы, возможностей для каждого ребенка пережить опыт своей успешности. Такая задача требует от учителя особого внимания. При выполнении заданий детям могут оказывается разные виды помощи: одобрение учителя, дополнительные разъяснения, совместная работа со взрослым. В любом случае учитель строит обобщения таким образом, чтобы при возможности каждый ребенок мог порадоваться результату своего собственного или общего со взрослым творчества. Дети могут делиться своими достижениями друг с другом, помогать друг другу, выполнять задания в группах.
1. Рисовать можно не
только кистью, карандашом, а и
поролоном, ватой, тканью (плоской или
свернутой в трубочку). Хорошо
использовать «пальцевую
Пальцевая живопись дает возможность создавать прекрасные рисунки – в младших группах это украшения платьев, следы зверей и так далее. В старших группах – прекрасные пейзажи, деревья, которые получаются в результате смешения красок, накладывания их друг на друга.
2. Можно использовать монотипию
– краска наносится на
В зависимости от размера пятна, от направления движения пальцев, получаются различные изображения.
Разновидность этого приема – лист бумаги складывается пополам и краска наносится только на одну сторону листа, потом лист складывается и изображение получается как бы зеркальное. Использовать можно как одну краску, так и несколько. В такой технике можно изображать деревья, цветы, бабочек. Когда краска высохнет, из листа в сложенном виде можно вырезать бабочку, цветок, платье.
З. Рисунок наносится свечой, получается «волшебный рисунок» – он есть и его не видно. Потом на лист наносится тушь или цветные чернила – и рисунок тушью проступает на цветном фоне.
4. Рисовать можно по мокрой бумаге – сначала лист смачивается чистой водой, а потом кистью или пальцами наносится изображение. Оно получается как бы размытое под дождем или в тумане. Если нужно прорисовать детали, необходимо подождать, пока рисунок высохнет, или набирать на кисть густую краску.
5. Можно использовать щетки различного размера: ими можно рисовать, а можно разбрызгивать краску.
6. Прекрасно дети справляются с коллажом – сочетанием аппликации и рисования, причем материал для аппликации может быть самым различным – бумага, ткань, вата, нити, любой бросовый материал.
7. Интересно рисовать краской прямо из тюбика, но необходимо научить ребенка выжимать ее сразу на бумагу, поворачивая тюбик в нужную сторону. Получается выпуклый рисунок. Недостатки – краска может оcыпаться (необходимо аккуратно хранить работу). Если размывать краски, выпуклость уходит полностью или частично, но зато можно дать разные оттенки этого цвета.
8. Интересна объемная аппликация,
постепенно переходящая в
9. «Кляксография» – капнуть кляксу на лист бумаги, определить на что похоже и дорисовать недостающие детали.
Разновидность приема – нанести кляксу, потом, приподнимая и наклоняя лист бумаги, растекающейся краской создать изображение.
10. «Точечный рисунок» – весь рисунок состоит из отдельных точек, наносимых кончиком кисти, пальцами. Точки могут быть разного размера.
11. На предварительно скомканную и сжатую бумагу, а затем расправленную бумагу наносится рисунок.
12. На лист бумаги предварительно наносится любой жирный слой – свечой, просто ладошкой, мылом и др. А сверху уже наносится краска. Рисунок получается как бы ощетинившийся, пушистый.
13. На белый лист бумаги
сверху накладывается
14. Нанести густой краской рисунок на бумагу, а когда она высохнет, опустить рисунок на секунду-две в тарелочку или поднос. Изображение получится расплывчатым: дождь, туман и так далее.
15. На чистый лист бумаги
наносится контурный рисунок
канцелярским клеем (на колпачке
вырезается тонкая дырочка) так,
чтобы рисунок был выпуклым. Подождать,
пока высохнет клей, и навести
краску, причем жидкую, чтобы она
свободно растекалась в
Примерное программное содержание занятий по РТВ.
Придумывание сказки по предложенному началу.
Составление сказки на свободную тему.
Учить видоизменять, преобразовывать, комбинировать имеющиеся представления памяти создавать на этой основе относительно новые образы и ситуации.
Учить представлять события в последовательности их развития, устанавливать зависимость между отдельными событиями.
Учить «входить» в изображаемые обстоятельства.
Учить использовать соответствующие выразительно-изобразительные средства для воплощения образов.
Наделять героев действиями (свойствами) фантастического характера.
Изменять заимствованные из сказок ситуации.
Наделять известные сказочные персонажи качествами, которые им не присущи (добрая Баба-Яга, щедрая Лиса).
За счет использования новых приемов преобразований создавать новый образ.
Проявлять способность «войти» в состояние героя, предмета, словесно выражать состояние, пытаться описать (нарисовать) его внешний облик, характер, действия, настроение, обстоятельство, при которых совершалось действие.
Учить детей не только изменять, но и преобразовывать, комбинировать прежние знания новые сочетания и создавать на этой основе относительно новые (для ребенка) образы и образные ситуации.
Учить применять новые способы преобразование впечатлений – наделение людей свойствами фантастического характера, заимствование из сказок отдельных фрагментов с незначительным их преобразованием.
Учить сочетать частично прямое подражание с самостоятельными действиями детей, выражающимися: а) в придумывании исходной ситуации сказки; б) в незначительном изменении содержании отдельных эпизодов.
Учить воспринимать образ, созданный посредствам музыки, художественного слова, изобразительной деятельности.
Развивать умение, наблюдать, анализировать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлении, обобщать их по признакам и выявлять противоречивые свойства
Расширять представление о предметах и явлениях окружающей жизни, растительном и животном мире, живой и неживой природы.
Развивать умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути к достижению цели.
Информация о работе Организация работы по развитию воображения у детей с ЗПР