Организация работы по развитию воображения у детей с ЗПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 17:29, контрольная работа

Описание работы

Дети с задержкой психического развития испытывают значительные затруднения в учении, не идентифицируют себя с образом школьника. Наиболее привлекательным для них является образ дошкольника, с которым сохраняется идентификация до 9 – 10 лет. Личностный рост ребенка с задержкой психического развития возможен при разных условиях обучения (массовые классы, классы коррекционно развивающего обучения) и даже при отсутствии школьных успехов. Главная задача учителя помочь найти этому ребенку социально приемлемый способ самореализации – в спорте, в изобразительном искусстве и в других видах деятельности. Учитель должен создать атмосферу психологического комфорта, поддержки для своих учеников, должен увидеть в ребенке такие способности, через которые возможно дальнейшие развитие личности.

Содержание работы

1. Введение
2. Работа по развитию творческого воображения у детей с задержкой психического развития в изобразительной деятельности.
3. Заключение
4. Список литературы

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 37.09 Кб (Скачать файл)

Воспитывать любовь и интерес к музыке, живописи, литературе путем анализа сказок, рисунков, песен.

Развивать художественное – творческие способности детей: поэтический музыкальный слух, чувство цвета, ритма, формы и композиции.

Закреплять и расширять пространственные представления.

Учить самостоятельно, составлять иллюстрации (из разрезанных) к разным сказкам.

Учить составлять из отдельных рисунков или, рисуя на одном большом листе, иллюстрации к одной сказке (по желанию).

Учить использовать схему талантливого мышления и игру «Хорошо – плохо» для сравнения признаков предметов, явлений, составлять модели, рисунки .На первом этапе главная цель занятий – формирование операционных навыков, необходимых для создания образов воображения. Построение знакомых детям предметов по элементам (точкам, схемам, частям предмета). Уделяется внимание приемам и способам комбинирования и перекомбинирования образа.

 

Задание 1. Точки.

Учитель показывает ребенку на примере, как можно, соединяя точки, сделать рисунок. Затем предлагает самому нарисовать что-либо, соединяя точки. Использовать можно любое количество точек.

Задание 2. Комбинирование.

Ребенку предлагается придумать и нарисовать как можно больше предметов, используя геометрические фигуры: круг, полукруг, треугольник, прямоугольник, квадрат. Каждую фигуру можно использовать многократно, а какую-то фигуру не использовать вообще. Размер фигур можно менять

Задание 3. Незаконченный рисунок.

Ребенку предлагается рисунок с разными незаконченными изображениями, которые он должен дорисовать

Задание 4. Волшебный кружок.

На доске большой лист бумаги с нарисованным овалом. Учитель спрашивает у детей: «Что здесь нарисовано?» (круг, овал, яичко, мячик, солнышко, колобок и так далее). Затем учитель подводит детей к тому, что этот овал может быть частью какого-то сказочного героя, просит детей вспомнить сказки и сказочных героев. После чего детям предлагает нарисовать сказочного героя, используя волшебный кружок. Аналогичное занятие можно провести с «волшебным треугольником», «волшебным квадратом» .На втором этапе основной целью становится обучение сюжетному видению.

 

Задание 5. Нелепые картинки.

Детям предлагается посмотреть на картинку и сказать, что на ней не правильно, нелепо. Придумать и нарисовать свою нелепую картинку.

 

Задание 6. Что произойдет?

Детям предлагается ответить рисунком на предложенный вопрос:

– Что произойдет, если Баба-Яга станет доброй, а лиса – щедрой?

– Что произойдет, если дождь будет лить не переставая?

 

Задание 7. Три краски.

Ребенку предлагается выбрать три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг к другу, и заполнить ими весь лист. После чего учитель спрашивает: На что похож рисунок? Если ребенку трудно ответить, разрешается немного дорисовать. Затем нужно придумать название к рисунку. Оценивается оригинальность рисунка и высказывания .

 

Задание 8. Рисуем вместе.

На столе закрепляется лист бумаги. Большого формата. Лист делится на четыре «поля» (с учетом количества принимающих участие в работе). Ребятам предлагается создать композицию на данную тему («Наш город», «Летний отдых» и тому подобное).

 

Каждый ребенок начинает рисовать на своем поле. Затем по сигналу взрослого все переходят на соседнее поле. Надо понять, что хочет нарисовать товарищ, и продолжить его рисунок. В этой совместной работе происходит актуализация и перестройка образов с учетом заданной темы. На первых занятиях дети ориентируются на создание реалистичных образов. Затем в задание постоянно вносятся элементы фантастики – реальные контурные изображения предлагается раскрасить в фантастические, придуманные цвета (корова – зеленая, солнце – синие и так далее).

На третьем этапе основной целью становится развитие самостоятельного изобразительного творчества детей.

 

Задание 9. Волшебные краски.

Учитель спрашивает у детей: Что такое волшебство? Верят ли они в сказку. Знакомит их со словом творчество. В течение всего занятия дети работают в группе. Учитель рассказывает им сказку о доброй волшебнице, которая придумала для злого короля яркие, красивые краски, после чего дети вместе с учителем создают такие волшебные краски. Главной коллективной работой будет создание волшебной, сказочной страны, где дети рисуют не кисточками, а руками, пальцами, выливая краски так, чтобы они оставили свой след. В конце занятия детям предлагается найти в картине как можно больше сказочных героев, которые спрятались.

 

Задание 10. Настоящая картина.

Учитель рассказывает детям о временных года, показывает иллюстрации, картины разных художников. Предлагает детям вспомнить какая бывает осень (ранняя, золотая, поздняя). Какие можно использовать цвета. Спрашивает, какое время года сейчас на улице, как это определили. Просит назвать приметы того или иного времени года, вспомнить стихи об осени, весне, зиме и лете. Уточняет, какой цвет можно использовать к каждому времени года. Дети слушают фрагменты из произведения П.И. Чайковского «Времена года». Затем детям предлагается нанести на стекло (пластмассовую дощечку) один или два цвета, подходящих к тому или иному времени года и оставить отпечаток от стекла на бумаге. После того, как рисунок высохнет детям предлагается с помощью гелеевой ручки или фломастера обвести контуры размыва, подкорректировать рисунок, чтобы получился пейзаж. Затем проводится выставка рисунков, желающие могут рассказать, что у них изображено

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Мы познакомились с общими аспектами развития воображения детей. Увидели, как важна эта функция для общего развития ребенка, для становления его личности, для формирования жизненного опыта. В силу важности и значимости воображения для ребенка необходимо всячески помогать его развитию и одновременно, использовать его для оптимизации учебной деятельности.

Выявили, что задержка психического развития создает достаточно серьезные трудности для развития творческого воображения. Таким образом, появляются проблемы в развитии воображения у детей с задержкой психического развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.Л.С. Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвящение, 1991. – 90 с.

2. Л.С. Выготский. Психология искусства. – С-Пб.: Азбука, 2000

3. Т.Н. Доронова. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. – С-Пб.: Детство-пресс, 2005. – 96 с.

4. В.В. Лебединский. Нарушение психического развития в детском возрасте. – М.: Логос, 2003.

5. Л.Ю. Субботина. Развитие воображения детей.

6. С.Ю. Бородулина. Коррекционная педагогика.

7. Е.Н. Николаева. Психология детского творчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1826-первые упоминания о ДЦП  в мед.литре.    Врачи пишут о возможной связи между внутречерепным кровоизлиянием при рождении младенца и последующим развитием у него целебрального паралича(Денис, Биллард,Крувейлхиер)

 

1839-Вильям литтль описал нескольких детей с последствиями родовых травм.

 

1862-монография В.Литтля «спастичный ребёнок»

1.подробное классическое  описание болезни

2.взгляд Литтля на этиологию ДЦП

 

 

1893-Зигмунд Фрейд предложил объединить все формы спастических параличей перинатального происхождения под одним названием- детский церебральный паралич.

 

 

1958 - интернациональная группа учёных на заседании 8 пересмотра ВОЗ в Оксфорде утвердила термин детский церебральный паралич.

Дцп- не прогрессирующее заболевание головного мозга, поражающее его отделы ,которые ведают движениями и положением тела, заболевание приобретается на ранних этапах развития головного мозга.

 

 

Определение понятия ДЦП.

Термин дцп объединяет ряд синдромов ,которые возникают в связи с повреждением мозга.

Дцп развивается в результате поражения головного и спинного мозга, от разных причин на ранних стадиях внутриутробного развития плода и в родах.

Основной клинический симптом дцп- нарушение двигательной функции, связанной с задержкой развития и неправильным развитием статокинетических рефлексов, патологией тонуса, парезами.

 

 

 

Цель изучения – повышение эффективности абилитационного процесса.

Задачи изучения :

1.Обобщение и анализ  мирового опыта в области педагогической  абилитации детей дошкольного возраста

2.психолого-педагогическое  исследование контингента детей  дошкольного возраста с дцп

3.определение ожидаемого  результата педагогической работы  в соответствии с потребностями  и возможностями ребёнка и  общества

4.определение путей достижения  ожидаемого результата работы

5.определение содержания  педагогической работы

6.разработка ,апробация и оценка эффективности методик,используемых в абилитацмонном  процессе

7.научно обоснованная организацияспециальной педагогической помощи детей дошкольного возраста с дцп.

 

 

Причины роста статестических данных о заболеваемости дцп.

1.улучшение диагностики и учёта детей с дцп

2.успехи медицины в  области акушерства

3.общий рост патологии  детства

Дцп в 1,3 раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.

 

 

Организация образования дошкольников с дцп в нашей стране

1.Организация помощи детям с  детским церебральным параличом  в России

1890- группа «синий крест» основала  в санкт Петербурге «приют для детей –калек и паралитиков» на 20 мест.

 

1904-в  «приют для детей –калек и паралитиков» приглашен в качестве консультанта Генрих Иванович Турнер.

 

1931- открыт Ленинградский научно исследовательский институт детской ортопедии им. Г.И.Турнера

1957 –приказ Министерства здравоохранения о создании специальных школ для детей с последствиями полиомелита.

 

 

1970 -1972- приказы министерства здравоохранения и министерства просвещения о создании специальных яслей и дошкольных учреждений.

 

2.становление системы  дошкольного образования детей  с дцп в нашей стране.

60-е.г.г. 20 века М.В.Ипполитова, Л.А.Данилова

1.Внесли научный вклад в развитие  системы специального образования  в нашей стране -первые отечественные работы ,посвященные воспитанию дошкольников с церебральным параличом.

2.обосновали необходимость формирования  государственной системы  специального  дошкольного образования детей  с дцп в нашей стране

3.провели большую организационную  работу для открытия ДОУ для  детей с НОДА и совершенствования  работы в них.

4.раскрыли необходимость  формирования у детей навыков самообслуживания

Развитие навыков самообслуживания

1.совершенствование двигательной сферы

2.повышение самостоятельности

3.развитие самосознания личности

 

 

 

Психолого – психическое изучение детей с нарушениями функций опорно -двигательного аппарата .

1.контингент специальных  детских садов для детей с  нарушениями опорно- двигательного аппарата

Общие проблемы детей с НОДА:

Отклонения в развитии сенсомоторных функций и познавательной деятельности в целом

Патология развития речи

Эмоциональная лабильность

Психологическая пассивность

 

2.Стратегия педагогической  работы в ДОУ для детей с  НОДА

Проблемы к выбору педагогических программ

Реализуются разные программы с учётом возможностей и потребностей детей

Комплектуются смешанные в клиническом и психологическом отношении группы

 

3.Индивидуальная диагностика  психического развития

Трудности психолого - педагогической диагностики ребёнка с ДЦП

Многообразие отдельных нарушений:

- Затрудняет организацию обследования,

- Ограничивает возможность применения  экспериментальных методик и  тестовых заданий;

Дифференциальная диагностика у дошкольников с ДЦП лёгкой умственной отсталости и ЗПР

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ ПО СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ДЕФЕКТА

 

 

4.Основные категории  детей:

1.дети у которых НОДА обусловлены органическим поражением двигательных отделов центральной нервной системы:

Дети с церебральным параличом

Дети с опухолями и травматическими повреждениями головного мозга

2.дети, у которых НОДА обусловлены  расстройством переферической нервной системы:

Дети с парезом Эрба

3.дети,имеющие комплексную патологию нервной системы и опрно двигательного аппарата вследствие родовых травм.

4.дети, имеющие НОДА без поражений  нервной системы.

 

 

Задачи психолого педагогического изучения детей с ДЦП определяются возрастным этапом.

Ранний возраст  -

Дошкольный возраст  -                       особенности формирования познавательной дея-ти

Младший школьный возраст  -

 

 

Подростковый возраст -    изучение личностных особенностей, професс. намерений

Юношеский возраст –

 

 

Типичные феноменологические особенности детей с ДЦП:

Нарушения психомоторных функций,крупной и мелкой моторики

Нарушения речевых функций, экспрессивной и импрессивной речи

Нарушения сенсорно – перцептивных функций с существенными затруднениями пространственной ориентации

Нарушения памяти и внимания

Нарушения вербального и невербального мышления

«заторможенность» умственной деятельности, повышеная её истощаемость,крайне неустойчивая динамика продуктивности

Неустойчивость эмоцианального тонуса,повышенная эмоцианальная возбудимость,частые перепады настроения

Повышенная тревожность, склонность к страхам

Невротизация в различных формах, преимущественно с доминированием астенической или депрессивно ипохондрической симптоматики

Снижение толерантности к фрустрациям ,склонность к агрессивным  реакциям или аутизму

Психопатоподобные  варианты развития личности и тенденции к асоциальному поведению

Информация о работе Организация работы по развитию воображения у детей с ЗПР