Организация работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2014 в 08:53, курсовая работа

Описание работы

Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Это постепенное усвоение сенсорной культуры, созданной человечеством.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. Понятие, сущность и особенности осуществления сенсорного воспитания в отечественной и зарубежной педагогике………………………5
2.Общая характеристика и основные элементы сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста……………………………………….11
3.Формы работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста……..……………………………………………………………………17
Заключение…………………………………………………………………….22
Список литературы…………………………………………………………..24

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 53.74 Кб (Скачать файл)

 

 

Беловский педагогический колледж

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа на тему :

Организация работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста

                                                                                                          Выполнила студентка

 

                                                                                                           3 курса гр № 4422

 

                                                                                                           Досайкина Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

Белово

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение……………………………………………………………………….3

1. Понятие, сущность и особенности осуществления сенсорного воспитания в отечественной и зарубежной педагогике………………………5

2.Общая характеристика и основные элементы сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста……………………………………….11

3.Формы работы по сенсорному  воспитанию детей младшего дошкольного  возраста……..……………………………………………………………………17

Заключение…………………………………………………………………….22

Список  литературы…………………………………………………………..24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Сенсорное развитие во все времена  было и остается важным и необходимым  для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребенка - это  развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах  предметов, их форме, цвете, величине, положении  в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования  деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Это постепенное усвоение сенсорной  культуры, созданной человечеством.

Сенсорное развитие необходимо также и для успешного обучения ребенка в детском дошкольном учреждении, в школе и для многих видов трудовой деятельности. От того, как ребенок мыслит, видит, как  он воспринимает мир путем, во многом зависит его психическое развитие.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В  этой связи каждая возрастная ступень  становится благоприятной для дальнейшего  психического развития и всестороннего  воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в  его жизни имеет чувственный  опыт. На этапе младшего дошкольного  возраста ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль.

Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. В ряде работ отечественных и зарубежных психологов и физиологов (М.П. Денисова и К.Л. Фигурин, А.И. Бронштейн и Е.П. Петрова, Н.И. Касаткина и А.И. Левикова, М.О. Шрифтзетцер, Дж. Гибсон и др.) показана важная роль повышения тактильной чувствительности, слухового анализа в развитии восприятия.

Исследования развития детей  младшего дошкольного возраста показывают, что развитие сенсорных функций  ребенка этого возраста определяется предметной деятельностью (Абдуллаева Ш.А., Новоселова С.Л., Щелованов Н.М. и др.). Внешние свойства предмета при этом перестают определять собой действие, они, с одной стороны, дают возможность узнать предмет, а с другой - должны быть учтены при выполнении предметного действия. В результате проведенных психолого-педагогических исследований установлено, что основной линией сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста является формирование восприятия отношений между предметами по их внешним свойствам в ходе овладения практической деятельностью (Ананьев Б.Г. Рыбалко Е.Ф.).

Объект исследования – сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – процесс формирования сенсорно-перцептивной деятельности ребенка.

Цель исследования – выявить особенности сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста.

Методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.

  1. Понятие, сущность и особенности осуществления сенсорного воспитания в отечественной и зарубежной педагогике

 

 

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько  совершенно ребенок слышит, видит, осязает  окружающее.

Сенсорное развитие ребенка  – буквально с первых дней его  жизни является залогом успешного  осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Именно поэтому так важно, чтобы  сенсорное воспитание планомерно и  систематически включалось во все моменты  жизни малыша, прежде всего, в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств (форма, строение, величина, пропорции цвет, положение  в пространстве и т.п.).

В педагогической энциклопедии сенсорное воспитание, понимается как  целенаправленное развитие и совершенствование  сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

В педагогической литературе ученые сенсорное воспитание определяют по-разному.

С.А. Козлова, Т.А. Куликова дают такое определение. Сенсорное  воспитание – целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия. [10,144]

По Поддъякову Н.Н., сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений). [20,35]

В определениях Козлова  С.А. и Поддъякова Н.Н. речь идет о целенаправленном процессе. В первом определении указано кто руководит процессом, во втором – на кого он направлен, результатом воздействий в одном являются формирование чувственного познания, совершенствование ощущения и восприятия, в другом – развитие сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений). Развитие способностей более высокий уровень развития всех познавательных процессов.

Запорожец А.В. определяет сенсорное воспитание следующим  образом. Сенсорное воспитание –  направленно на формирование у ребенка  процессов ощущения, восприятия, наглядного представления и т.д. [22]

Запорожец А.В. и Поддъяков Н.Н. дают разные названия результата, в одном случае ощущения, восприятие и представления – это процессы, в другом – сенсорные способности. [20]

Венгер Л.А. понимает под сенсорным воспитанием – последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека.  [5]Данное определение отличается от предыдущих понятий и указывает, что процесс сенсорного воспитания осуществляется последовательно и планомерно, т.е. ознакомление с сенсорной культурой человека реализуется в определенной системе. Под сенсорной культурой Венгером Л. А. подразумеваются общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей. Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.

Таким образом, проанализировав и просинтезировав указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека.

Отечественная система  сенсорного воспитания опирается на теорию восприятия, разработанную Л.С. Выготским, Б.Г. Ананьевым, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, Л.А. Венгером и др.

Говоря о восприятии, психологи называют его деятельностью, процессом, способом, формой познания действительности, механизмом, указывают на многогранность и сложность этого процесса. Ученые выделяют следующие свойства восприятия:

- целостность - ребенок воспринимает объекты целостно, а не отдельные его части;

- ортоскопичность – мы видим предметы правильно, той величины, формы и цвета, какими они являются постоянно;

- категориальность и предметность, или осмысленность - возникающие в восприятии чувственные данные и формирующийся при этом наглядный образ тотчас же приобретают предметное значение, т.е. относятся к определенному предмету;

- историчность восприятия заключается в том, что оно только относительно непосредственный акт познания мира историческим человеком. [14,98]

Теория восприятия строится на том, что человек познает окружающий мир, опираясь на деятельность анализаторов. Анализатор – это термин, введенный  И.П. Павловым для обозначения нервного аппарата, обеспечивающего восприятие и анализ внешних и внутренних раздражителей и формирующего специфические  для данного анализатора ощущения. [11,56]

Каждый анализатор состоит  из трех частей. Периферический конец, то есть рецептор, непосредственно  обращен во внешнюю среду. Это  сетчатка глаза, улитковый аппарат  уха, чувствительные приборы кожи и  т.п., которые через проводящие нервы  соединяются с мозговым концом, т.е. определенной областью мозговой коры. Отсюда затылочная кора является мозговым концом зрительного, височная – слухового, теменная – кожного анализаторов. В свою очередь, мозговой конец уже  в коре больших полушарий разделяется  на ядро, где осуществляется наиболее тонкий анализ и синтез тех или  иных раздражителей.

Основу восприятия составляют ощущения, вызываемые воздействиями  на органы чувств, точнее воздействия  на чувствительные аппараты (рецепторы). В зависимости от того, какой анализатор задействован или орган чувств, выделяют обонятельные, вкусовые, слуховые, зрительные, тактильные ощущения. Любая информация, поступающая к нам через органы чувств, имеет свой специфический  вид для каждого из них. А в  реальном мире каждый предмет может  обладать разными видами информации (разными свойствами). Роль восприятия заключается в том, что оно  объединяет все свойства предмета и  формирует у нас представление  о целом предмете со всеми свойствами.

Группа педагогов и  психологов А.П. Усова, А.В. Запорожец, Н.П. Сакулина, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин и др. утверждают, что сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Первой ступенью познания является чувственный опыт, чувственное познание. В процессе сенсорного воспитания подготавливается переход от чувственного к рациональному познанию, от восприятия к мышлению, формируется основа последующей интеллектуальной деятельности.

Чувственное и рациональное познание рассматриваются как разные стороны единого процесса познания ребенком объективного мира, как разные формы познавательной деятельности, находящиеся между собой в  органической взаимосвязи. Вместе с  тем развитие сенсорных процессов  играет существенную роль в совершении практической деятельности ребенка. [5]

В педагогике и психологии сенсорное развитие ребенка подразумевает  развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах  предметов: их форме, цвете, величине, положении  в пространстве, а также запахе, вкусе формирование музыкального слуха, совершенствование звукового анализатора  речи и др.

Педагоги и психологи (А.П. Усова, А.В. Запорожец, Н.П. Сакулина, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин и др.) пришли к выводу, что для развития восприятия ребенок должен овладеть общественным сенсорным опытом, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов, сенсорные эталоны.

Под сенсорными эталонами  обозначаются обобщенные сенсорные  знания, сенсорный опыт, накопленный  человечеством за всю историю  своего развития. [22]

В результате многовекового  опыта человечество выделило такие  системы общепринятых сенсорных  эталонов, как звуковысотная шкала музыкальных звуков, решетка «фонем» родного языка, системы мер веса, длины, направлений, геометрических фигур, спектр цвета, величины и т.д.

Под способами обследования понимаются определенные перцептивные действия, в процессе которых дети выявляют свойства предметов, объектов, явлений. [20]

Поддъяков Н.Н. считает, что ребенка нужно учить воспринимать предметы и явления: развивать целенаправленное восприятие, развивать умение направлять свое внимание на те или иные стороны, выделять в предметах и явлениях самое существенные, характерные признаки и свойства.

Также он отмечает, что при наглядном ознакомлении слово играет большую роль, однако, с другой стороны словесный путь должен быть подкреплен чувственным опытом. Знания, полученные словесным путем и не подкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчетливы и непрочны.

Для развития полного восприятия предметов Н.П. Сакулина, Н.Н. Поддъяков предлагают такую последовательность обследования предметов, общую для разных видов деятельности:

- восприятие целостного облика предметов;

- вычленение основных частей обследуемого предмета и определение их свойств (формы, величины, строения и др.);

- определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, справа, слева);

- вычленение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям;

Информация о работе Организация работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста