Организация работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2014 в 08:53, курсовая работа
Описание работы
Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Это постепенное усвоение сенсорной культуры, созданной человечеством.
Содержание работы
Введение……………………………………………………………………….3 1. Понятие, сущность и особенности осуществления сенсорного воспитания в отечественной и зарубежной педагогике………………………5 2.Общая характеристика и основные элементы сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста……………………………………….11 3.Формы работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста……..……………………………………………………………………17 Заключение…………………………………………………………………….22 Список литературы…………………………………………………………..24
Основная особенность
дидактических игр – обучающая.
Соединение в дидактических играх
обучающей задачи, наличие готового
содержания и правила дает
возможность воспитателю более
планомерно использовать эти
игры для умственного воспитания
детей. Они создаются взрослыми
в целях воспитания и обучения
детей, но не открыто, а реализуются
через игровую задачу. Эти игры
способствуют развитию познавательной
деятельности, интеллектуальных операций.[14,
16]
В дидактических
играх и упражнениях надо предоставлять
детям возможность:
1.повторно воспринимать
окружающие предметы и их свойства,
упражнять в их узнавании и
различии;
2. оформлять чувственное
впечатление, уточнять названия
предметов и их характерные
свойства (форма, величина, цвет). Ориентироваться
не только по внешнему виду
предмета, но и по словесному
описанию;
3. делать первичные обобщения,
группировать предметы по общим
свойствам;
4. соотносить, сравнивать
жизненные свойства предмета
с имеющимися мерками, сенсорными
эталонами (форма предметов с
геометрическими фигурами).
Используя дидактическую
игру в воспитательно-образовательном
процессе, через её правила и действия
у детей формируется корректность, доброжелательность,
выдержка.
Дидактическая игра
отличается от игровых упражнений
тем, что выполнение в ней игровых
правил направляется, контролируется
игровыми действиями. Само развитие
игровых действий зависит от выдумки воспитателя.
Другое средство
развития детской сенсорики – конструирование,
которое является практической деятельностью,
направленной на получение определенного
продукта.
Детское конструирование
(создание различных построек
из строительного материала, изготовление
поделок и игрушек из бумаги,
картона, дерева) тесно связано с
игрой и является деятельностью,
отвечающей интересам детей. [17, 26] Здесь
сенсорные процессы осуществляются не
изолированно от деятельности, а в ней
самой, раскрывающей богатые возможности
для сенсорного воспитания в широком его
понимании.
Конструируя, ребенок
учится различать не только
внешние качества предмета, образца
(форму, величину, строение); у него
развиваются познавательные и
практические действия. В конструировании
ребенок, помимо зрительного восприятия
качества предмета, реально, практически
разбирает образец на детали,
а затем собирает их в модель
(так в действии осуществляет
он анализ и синтез).
В деятельности, направленной
на достижение определенной цели,
совершенствуется не только сама
эта деятельность, но и зрительное
восприятие ребенком предметов
окружающего мира. Оно становится
более целенаправленным.
Таким образом, формируется
способность сравнивать, производить
зрительный анализ, включая в
процесс восприятия процессы
мышления.
В процессе обучения
детей сооружению разных конструкций,
однородных построек или игрушек
(жилой дом, школа, детский сад; коробка,
домик, корзиночка) создаются условия
для развития творческих умений
в конструировании. Ребенок усваивает
как бы схему изготовления
постройки или игрушки, передавая в
них и общие и различные признаки, и осуществляет
это в определенной последовательности.
Такой характер деятельности является
основой, позволяющей детям искать способ
самостоятельного изготовления нового
варианта предмета, что часто требуется
в игре.
В процессе обучения
конструированию у детей вырабатываются
и обобщенные способы действий,
умение целенаправленно обследовать
предметы или образцы построек,
игрушек.
Рисование и аппликация
– виды изобразительной деятельности,
основное назначение которой
– образное отражение действительности.
Овладение умением изображать
невозможно без развития целенаправленного
зрительного восприятия – наблюдения.
Изобразительная деятельность –
это специфическое образное познание
действительности. Для того чтобы
нарисовать, вылепить какой –
то предмет, предварительно надо
хорошо с ним познакомится, запомнить
его форму, величину, конструкцию, расположение
частей, цвет. Дети воспроизводят
в рисунке, лепке, аппликации, постройке
то, что восприняли раньше, с чем уже
знакомы.[16,5]
Изобразительная
деятельность и конструирование
должны быть тесно связаны
с теми знаниями и представлениями,
которые получают дети в результате
всей воспитательной работы. [17, 10]
На занятиях рисованием,
лепкой дети учатся правильно
называть и различать цвета. Необходимо
отметить важность сюжетно-ролевого
замысла, который пронизывает занятия
продуктивной деятельностью. Достаточно
овладеть изображением какой-либо
формы, как при повторной ее
передаче образ «оживает», действует.
Воспитателю необходимо это учитывать
и не превращать освоение детьми
разнообразных форм в скучное
и ненужное прорисовывание. Развивая
сюжетно-игровой замысел, воспитатель
видит в неполном еще изображении
«живой образ», который привлекает
ребенка.
Для изобразительной
деятельности этого возраста
характерны быстрые переходы
из рисования в игру, отличительной
особенностью которой является возможность
обучать маленьких детей посредством
активной, интересной для них деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сенсорное развитие
может осуществляться в разных видах деятельности
– в действиях с предметами в игре, рисовании,
лепке, занятиях со строительным материалом
и др. Восприятие будет более полным, если
в нём участвуют одновременно несколько
анализаторов, т.е. ребёнок не только видит
и слышит, но ощущает и действует этими
предметами. Важно отметить, что впечатление,
полученное при наблюдении за действиями
взрослых, лучше закрепится в памяти ребёнка,
если он воспроизведёт эти действия в
своей игре. Поэтому необходимо использовать
пособия, игрушки, действуя которыми, ребёнок
практически знакомится со свойствами
предметов - величиной, формой, тяжестью,
цветом и, действуя, воспроизводит впечатления,
полученные из окружающей среды. Однако
как бы разнообразны ни были пособия, представленные
ребёнку, сами по себе они не обеспечивают
его сенсорное развитие, а являются лишь
необходимыми условиями, способствующими
этому развитию. Организует и направляет
сенсорную активность ребёнка взрослый
человек. Без специальных воспитательных
приёмов сенсорное развитие не будет успешным,
оно будет поверхностным, неполным, а часто
даже неверным. Уже в самом раннем детском
возрасте игрушки, показываемые взрослыми,
вызывают более длительное, а поэтому
лучшее восприятие, чем игрушка, просто
висящая перед глазами ребёнка.
Необходимо различными
приёмами во время игр, специальных занятий
и наблюдения за окружающим способствовать
развитию сенсорных способностей, лучшему
восприятию. Без достаточного развития
восприятия невозможно познать качества
предметов, без способности наблюдать
ребёнок не узнает о многих явлениях окружающего.
В дошкольном детстве
наибольшее значение имеет не объем знаний,
который приобретает ребёнок в том или
ином возрасте, а уровень развития сенсорных
и умственных способностей и уровень развития
таких психических процессов, как внимание,
память, мышление. Поэтому важнее не столько
дать детям как можно больше разных знаний,
сколько развивать у них ориентировочно-познавательную
деятельность и умение воспринимать.
В этом возрасте еще
нет возможности и необходимости знакомить
детей с общепринятыми сенсорными эталонами,
сообщать им систематические знания о
свойствах предметов. Однако проводимая
работа должна готовить почву для последующего
усвоения эталонов, т. е. строиться таким
образом, чтобы дети могли в дальнейшем,
уже за порогом раннего детства, легко
усвоить общепринятые понятия и группировку
свойств.
В дошкольном детстве
восприятие остается очень несовершенным.
Ребенок не может последовательно осмотреть
предмет и выделить разные его стороны.
Он выхватывает какой-то наиболее яркий
признак и, реагируя на него, узнает предмет.
Именно поэтому на втором году жизни малыш
с удовольствием рассматривает картинки,
фотографии, не обращая внимания на пространственное
расположение изображенных предметов,
например, когда книжка лежит вверх ногами.
Он одинаково хорошо опознает окрашенные
и контурные объекты, а также объекты,
раскрашенные в необычные цвета. То есть
цвет не стал еще для ребенка важным признаком,
характеризующим предмет.
Развитие предметной
деятельности в дошкольном возрасте ставит
ребенка перед необходимостью выделять
и учитывать в действиях именно те сенсорные
признаки предметов, которые имеют практическую
значимость для выполнения действий. Успешное
выполнение ребенком практических действий
зависит от предварительного восприятия
и анализа того, что нужно делать. Поэтому
совершенствовать сенсорные процессы
каждого ребенка следует, учитывая содержание
его деятельности.
Список литературы
1. Аксарина, Н.М. Воспитание детей
раннего возраста[текст]:уч./Н.М. Аксарина.-
М.: Медицина, 2009. - 303 с.
3. Веракса, Н.Е. От рождения до
школы. Основная общеобразовательная
программа дошкольного образования. [текст]:уч./ Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова,
М.А. Васильева – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
– 304 с.
4. Венгер, Л.А. Дидактические
игры и упражнения по сенсорному воспитанию
дошкольников. [текст]:уч./ Л.А. Вегнер –
М.: Просвещение, 2011. – 158 с.
5. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной
культуры ребенка от рождения до 6 лет:
Книга для воспитателя детского сада.
[текст]:уч./ Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. Под
ред. Венгера Л.А.. – М.: Просвещение, 2009.
– 160 с.
6. Венгер, А.А. Отбор детей в специальные
дошкольные учреждения. [текст]:уч./ А.А.
Вегнер, Г.Л. Выгодская - М.: Просвещение,
2012. - 142 с.
7. Гаврилушкина, О.П. Воспитание
и обучение умственно отсталых детей дошкольного
возраста. [текст]: программа для специальных
дошкольных учреждений/ О.П. Гаврилушкина,
Н.Д. Соколова - М.: Лист, 2009. – 120с.
8. Гербова, В.В. Воспитание детей
во второй младшей группе детского сада.
[текст]:уч./ В.В. Гербова, Р.А. Иванкова,
Р.Г. Казакова. - М.: Просвещение, 2009.
- 70с.
9. Ерофеева, Т.И. Современные
образовательные программы для дошкольников.
[текст]: Учебное пособие для студентов
пед.вузов и колледжей/ Т.И. Ерофеева –
М.: Издательский центр Академия , 2010. –
65с.
10. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика.
[текст]: Учеб. пособие для студ. сред. спец.
пед. учеб. Заведений./ С.А. Козлова, Т.А.
Куликова - М., Издательский центр Академия,
2009. – 350 с.
11. Кузнецова, Л.В. Основы специальной
психологии. [текст]: Учеб. пособие для
студ. сред. пед. учеб. Заведений./ Л.В. Кузнецова,
Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева - М.: Издательский
центр Академия, 2010. - 480 с.
12. Мусейибова, Т. Генезис отражения
пространства и пространственной ориентации
у детей дошкольного возраста // Дошкольное
воспитание. -2011. - №3. – с. 36-41 с.
13. Мусейибова, Т. Развитие ориентировки
во времени у детей дошкольного возраста//
Дошкольное воспитание. - 2009. -№2. - с. 48-55.
14. Мухина, В.С. Сенсорное развитие
дошкольника. Детская психология [текст]:
учебное пособие для студентов пед. ин-тов
под ред. Л.А. Венгер./ В.С. Мухина - 2-е изд.
перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2010. –
350 с.
15. Николаева, Т.В. Комплексное
психолого-педагогическое обследование
ребёнка раннего возраста с нарушенным
слухом[текст]: уч./ Т.В. Николаева – М.:
Экзамен, 2009. - 111 с.
16. Николаева, Т.В. Педагогическое
обследование ребёнка третьего года жизни
с нарушенным слухом [текст]: уч./ Т.В. Николаева
– М: Издательский центр Академия, 2010.-
50 с.
17. Печора, К.Л. Дети раннего возраста
в дошкольных учреждениях. [текст]: уч./
К.Л. Печора , Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева
–М.: Просвещение, 2011. - 143 с.
18. Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному
воспитанию с детьми раннего возраста.
[текст]: пособие для воспитателя детского
сада/Э.Г. Пилюгина - М.: 2009. – 126 с.
19. Репина, Т.А. Восприятие дошкольниками
выразительной стороны рисунка и ее влияние
на отношение к герою книги //Вопросы психологии.
- 2009. - №5. - С. 115-124.
20. Сакулина, Н.П. Сенсорное воспитание
в детском саду. [текст]: методические указания/
Н.П. Сакулина , Н.Н. Поддьяков .– М.: Просвещение,
2010. – 176 с.
21. Тихеева, Е.И. Воспитатель
должен не только любить детей, но и знать
их возрастные особенности// Дошкольное
воспитание. -2010.-№10.- С.90-93.
22. Усова, А.П. Педагогика и психология
сенсорного развития и воспитания дошкольника.
Теория и практика сенсорного воспитания
в детском саду. [текст]: уч./ А.П. Усова,
А.В. Запорожец - М.: 2011. – 160с.