Организация работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2014 в 08:53, курсовая работа

Описание работы

Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Это постепенное усвоение сенсорной культуры, созданной человечеством.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. Понятие, сущность и особенности осуществления сенсорного воспитания в отечественной и зарубежной педагогике………………………5
2.Общая характеристика и основные элементы сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста……………………………………….11
3.Формы работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста……..……………………………………………………………………17
Заключение…………………………………………………………………….22
Список литературы…………………………………………………………..24

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 53.74 Кб (Скачать файл)

- повторное целостное восприятие предмета.

В каждом возрасте перед  сенсорным воспитанием стоят  свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

Успешность познавательного  развития во многом определяется уровнем  развития сенсорных процессов, то есть тем, насколько верно ребенок  воспринимает окружающий мир. Важнейшими процессами при этом являются:

- достаточная точность и тонкость восприятия сенсорной информации;

- хорошая сенсорная координация и двигательная ловкость;

- способность устанавливать  связи между основными признаками  и явлениями внешних событий  на фоне сниженной роли фантазии, что является основой аналитического  мышления;

- хорошо развитая произвольная память с ослаблением роли механической ее формы;

- достаточное развитие мелкой моторики руки;

- овладение на слух разговорной речью на основе достаточно развитого фонематического слуха, начальное овладение символическими операциями, зрелость мотивационной системы ребенка, обеспечивающей способность тратить усилия для получения новых знаний на основе развитой познавательной мотивации. [15, 94]

Связь эстетического и сенсорного воспитания заключается в том, что  дети учатся не только соотносить цвета  по сенсорным эталонам, но и под  руководством взрослого учатся видеть красоту цвета в окружающей действительности: в объектах природы, картинах, народных игрушках, одежде самих детей.

Таким, образом, сенсорное  воспитание является задачей умственного, эстетического и физического  воспитания.

Значение сенсорного воспитания хорошо понимали видные представители  зарубежной дошкольной педагогики: Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли и другие. Для детей создавались разнообразные игры и упражнения, направленные на совершенствование зрения, слуха, осязания. Среди них было немало удачных находок, но их авторы не знали подлинных закономерностей развития восприятия у детей и поэтому не смогли разработать содержание и методы сенсорного воспитания, соответствующие этим закономерностям. Были созданы системы, в основу которых положены современные педагогические и психологические знания о сенсорном воспитании и развитие ребенка, о месте дидактических игр и упражнений в общем процессе сенсорного воспитания.

 

 

2. Общая характеристика и основные элементы сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста

 

 

В каждом возрасте перед  сенсорным воспитанием стоят  свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

На первом году жизни это  обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися  яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления  об основных разновидностях цвета и  формы и об отношении между  двумя предметами по величине.

Начиная с четвертого года жизни, у младших дошкольников формируют  сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями  по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов. [20,78]

Одновременно с формированием  эталонов необходимо учить младших  дошкольников способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме  вокруг образцов-эталонов, последовательному  осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных  действий.

Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость  развивать у младших дошкольников аналитическое восприятие: умение разбираться  в сочетаниях цветов, расчленять форму  предметов, выделять отдельные измерения  величины.

К специальным задачам  сенсорного развития можно отнести:

- развитие всех видов восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного, восприятие пространства и времени);

- формирование системы перцептивных действий;

- формирование зрительно-моторной координации, межсенсорных связей и перцептивных операции;

- развитие скорости и дифференцированного восприятия явлений и объектов;

- развитие устойчивости, целостности и обобщенность восприятия;

- формирование умений обозначить сенсорные признаки и перцептивные действия словом.

Большое значение в сенсорном  воспитании имеет формирование у  детей представлений о сенсорных  эталонах - общепринятых образцах внешних  свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, величины - метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения), свои - во вкусовом, обонятельном восприятии.

Особый характер носят  эталоны величины. Поскольку величина - относительное свойство, ее точное определение производится при помощи условных мер. Система мер сознательно  устанавливается людьми, причем за основу может быть принята в принципе любая произвольная единица.

Одновременно с формированием  эталонов необходимо учить детей  способам обследования предметов: их группировке  по величине и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и  описанию формы, выполнения все более  сложных глазомерных действий.

Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость  развивать у детей аналитическое  восприятие: умение расчленять форму  предметов, выделять отдельные измерения  величины.

В детском саду ребенок  обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и  умениями во всех этих областях требует  постоянного внимания к внешним  и внутренним свойствам предметов. Поэтому  задачи сенсорного воспитания должны реализоваться практически  во всех видах деятельности и на всех занятиях.

На начальном этапе  детей обучают восприятию простой  нерасчлененной формы. Затем переходят  к обучению и тренировке восприятия формы, не вполне совпадающей с геометрической. Далее детей учат выделять в предмете главные детали, существенные и характерные признаки предметов. На следующем этапе детей учат составлять объекты из отдельных частей. Учат анализировать пространственные отношения отдельных элементов предмета. Формируют представления о пространственных отношениях. [5, 120].

Эти задачи решаются в процессе изобразительной, конструктивной и  трудовой деятельностью, занятий математикой, музыкой, при ознакомлении с окружающим миром и др., посредствам дидактических  игр и упражнений.

Изложенные представления  о содержании и методах ознакомления детей младшего дошкольного возраста с различными свойствами предметов  послужили основой для разработки системы заданий, которые можно ставить перед детьми:

1. Задания на выполнение предметных действий:

- раскладывание однородных предметов на две группы в первую очередь в зависимости от их величины и формы, позже цвета. Целью обучения является фиксация внимания детей на свойствах предметов, формирование у них простейших приемов установления тождества и различия величины и формы. Материалом служат однородные предметы двух величин и пяти форм. В ходе обучения детям сообщаются слова, необходимые для регуляции выполняемых ими действий: форма, такой, не такой, большой, маленький.

- Размещение вкладок разной  величины, формы в соответствующих  гнездах. Цель обучения — выработка  у детей умения соотносить  свойства (форму, величину) разнородных  предметов. Материалом служат большие  и малые вкладыши из дерева  и рамки с соответствующими  отверстиями, вкладыши пяти форм и решетки для их размещения. [3, 126]

2. Элементарные продуктивные  действия:

- выкладывание мозаики разной величины и формы по образцу в сочетании со словесным заданием. Цель обучения — фиксировать внимание детей на том, что величина и форма могут быть признаком разнообразных предметов и использоваться для их обозначения, научить детей осознанно использовать свойства при воспроизведении особенностей образца. Материалом служит мозаика разной величины и формы.

- рисование красками. Цель  обучения — закрепить у детей  отношение к свойствам предметов  как к характерным признакам, подвести их к самостоятельному  выбору цвета, формы, величины для  передачи специфики хорошо знакомых  предметов. Материалом являются  краски восьми цветов и разноцветные листы бумаги. [19, 78]

Немало важную роль в сенсорном  воспитании играет планомерность обучения детей, которая является одним из важнейших принципов решения  комплекса воспитательно-образовательной работы в детских дошкольных учреждениях.

Существенным фактором в  планировании и методике проведения занятий по сенсорному воспитанию является взаимосвязь обучения на занятиях с  закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной  деятельности и т. д.

Ещё одним необходимым  принципом в методике сенсорного воспитания детей является принцип  последовательности, обусловливаемый  в ознакомление детей вначале  с вполне осязаемыми сенсорными свойствами — величиной и формой предметов, которые можно обследовать путем  ощупывания, а уж потом с таким  сенсорным свойством, как цвет, ориентировка на который возможна только в плане  зрительного восприятия.

Непременным условием является вариативность заданий. Она преследует несколько целей:

- использовать по мере  надобности предметы разной величины  и формы; 

- поддерживать у детей  интерес к занятию путем усложнения  действий с объектами; 

- формировать более совершенные  и обобщенные способы ориентировки  в их сенсорных свойствах.

На первых занятиях дети выполняют задания по раскладыванию  однородных предметов на две группы по величине. Форма и цвет предметов  должны быть одинаковыми. В задачи обучения входит формировать у детей умения фиксировать внимание на величине предметов, использовать простейшие приемы для  определения тождества и различия однородных предметов по величине, понимать слова такой, не такой, большой, маленький. Материалом служат деревянные круги и квадраты двух размеров: маленькие и большие. Дополнительно  могут использоваться две полосы плотной бумаги белого цвета разной ширины.

На последующих занятиях детей учат группировать предметы по форме. Если говорить об особенностях восприятия формы, то следует отметить, что выбор по образцу однородных предметов заданной формы для  детей сложнее, чем соотнесение  разнородных предметов, осуществляемое в основном путем проб и ошибок. Особое значение в практической ориентировке детей имеет овладение способами  обследования формы. Основная роль при  этом  отводится таким методам, как сотрудничество со взрослым, обведение контура предмета рукой ребенка, направляемой взрослым, с последующим переходом к самостоятельному обведению контура предмета и затем чисто зрительному анализу свойств. В качестве дидактического материала для этих занятий служат круги и квадраты, прямоугольники и треугольники, одинаковые по величине и цвету.

В процессе самостоятельной  деятельности ребенок осуществляет действия, направленные на группировку  объектов, соотнесение их по форме  и величине. Так, играя со сборной  матрешкой, малыш соотносит между  собой детали куклы,  в значительной мере ориентируясь на их величину. Таким  же образом педагог создает условия  для закрепления у детей в самостоятельной игре со строительным материалом представлений о величине, форме. Дети накапливают сенсорный опыт, накладывая кубик на кубик или кирпичик. Таким же образом ребенок учитывает величину колец при нанизывании их на стержень пирамидки. Воспитатель обращает внимание детей на сенсорные свойства предметов при наведении порядка в игровом хозяйстве.

Важным условием для полноценного сенсорного воспитания детей является создание специальной развивающей  среды (организация сенсорно - стимулирующего пространства, сенсорных уголков, оснащение  дидактическими играми и пособиями). [5, 87]

Можно также создать условия  для осуществления преемственности  деятельности педагогов и родителей  воспитанников по развитию восприятия и сенсорно-перцептивной деятельности.

Таким образом, методика работы с детьми младшего возраста – это  поэтапный процесс, который включает в себя тематическое планирование, систематичность и повторяемость  пройденного материала. И оборвать этот процесс – значит оборвать сенсорное развитие и воспитание ребёнка. Основным методом сенсорного воспитания детей является обследование. Способы обследования, применяемые  в сенсорном воспитании, разнообразны и зависят, во-первых, от обследуемых  свойств, а во-вторых, от целей обследования.

 

 

3. Формы работы по сенсорному воспитанию с детьми младшего дошкольного возраста 

 

 

Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в тех формах педагогической организации, которые обеспечивают формирование сенсорных способностей как действенной основы общего развития ребенка. Для детей 3-7 лет такой наиболее эффективной формой организации сенсорного воспитания является  продуктивная деятельность на занятиях рисованием, лепкой, конструированием. [9, 15]

   В качестве средств  сенсорного воспитания  у детей младшего дошкольного возраста используются: дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование и др.

   Одним из основных  средств развития сенсорики у детей являются дидактические игры и упражнения, которые необходимо проводить не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей.

      Дидактические  игры учитывают возрастные, нравственные  мотивы деятельности играющих,  принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.

Информация о работе Организация работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста