Организация Работы с одаренными детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 05:52, реферат

Описание работы

Актуальность перечисленных проблем в сфере образования предопределила цель моего реферата - изучив содержание деятельности по развитию детской одаренности в условиях обычной школы, выявить наиболее эффективные пути организации и координации работы с одаренными детьми в условиях обычной школы.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)


Введение

Во все времена в  человеческом сознании формировались  представления об одаренности. Об этом размышляли выдающиеся умы: Платон, Аристотель,

Г. Галилей, Р.Декарт, Дж. Локк, Ф.Гальтон, А. Бине и другие.

В те времена в основном  обсуждали проблемы сочетания божественного духа и смертного человека; гениальности и таланта человека. Более широко об

одаренности  в научных  кругах заговорили с середины ХIХ века, когда 

утверждаются в качестве самостоятельных такие науки, как  педагогика и 

психология. Проблема одаренности с того времени достаточно хорошо изучена,

однако, в отечественной  педагогике  проблема обучения одаренных  детей в 

условиях обычной школы мало разработана.

     Переход экономики России на рыночные отношения выявил некоторые

проблемы, которые можно отнести как к общему состоянию российской системы образования, так и к обычной школе. Но особое значение для повышения конкурентоспособности российского образования имеет, разумеется, улучшение

его качества во всех направлениях.

    Современной России нужны люди творческие, инициативные, способные адаптироваться к быстро меняющимся социальным условиям, поэтому

модернизация образования  нацелена на то, чтобы на деле, а не на словах

осуществлять обучение в соответствии с интеллектуальными  способностями

учащихся, их одаренностью.  Это и предопределяет пересмотр подходов к

 управлению образовательным  процессом. 

   Кроме того, всем  известно, что лучших успехов в любой из сфер деятельности достигают те государства, которые имеют высокий интеллектуальный и творческий потенциал нации. Следовательно, будущее российской цивилизации зависит исключительно от реализации одаренности детей. Поэтому проблема детской одаренности в последнее десятилетие вызывает все больший интерес.

    В том, что одаренные дети в нашей стране, вопреки всему, рождаются, сомнения излишни, но можно ли не только рождать, но и выращивать, воспитывать и сохранять свои таланты – большой вопрос. Узловая точка одаренности заключается в самой природе. Галилео Галилей говорил, что «Мы ничему не можем научить человека. Мы можем только помочь ему открыть это в себе». В конечном итоге задача современной школы – помочь наиболее полно раскрыть свои способности ученикам и успешно реализовать их.

Сегодня одной из проблем  является одарённый ребёнок и его успешность, так как современная школа часто становится задерживающим фактором развития одарённых детей.

    Как избежать этого?

   Актуальность перечисленных проблем в сфере  образования предопределила цель моего реферата -  изучив содержание деятельности по развитию детской одаренности в условиях обычной школы, выявить наиболее эффективные пути организации и координации работы с одаренными детьми в условиях обычной школы.

 Цель работы предопределила постановку и решение следующих задач:

1. Рассмотреть  актуальные вопросы одаренности, термины и понятия.

2. Проанализировать направления деятельности заместителя директора в организации системы работы с одаренными детьми.

3.Изучить особенности организации исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе.

   В качестве предмета исследования рассматривался широкий круг вопросов, затрагивающий различные организационные и технологические аспекты организации и координации деятельности по работе с одаренными детьми.

Объект исследования -  организация и координация деятельности по работе с одаренными детьми.

  Методы исследования- анализ, сопоставление и сравнение.

      При изучении поставленных вопросов были изучены публикации отечественных педагогов, в которых рассматриваются различные вопросы решения данной проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

1.1.Анализ подходов  к определению понятий «одаренность»,  
«одаренные дети» и «детская одаренность» в педагогической теории и практике.

 

     Проблема детской одаренности  является одним из ключевых вопросов в современной образовательной политике и науке, потому что она связана с решением комплекса задач, направленных на развитие личности, ее подготовку к жизни в быстро меняющемся и противоречивом мире, личности с высокими нравственными устремлениями и мотивами к высокопрофессиональному труду.

    Как уже отмечалось, понятие одаренность вводится в научный оборот лишь в ХIХ веке. Произнося данное слово, мы обращаем внимание на корень – «дар», следовательно, выделяем, что в человеке есть «нечто такое, что им «не заслужено», «не заработано», «не выучено», это то, что ему «даровано» [8.с.8].

     В современной  педагогике и психологии одаренность  рассматривают как явление динамическое, постоянно развивающееся. Доктор педагогических наук И.Унт считает, что «одаренность представляет собой прирожденные задатки для формирования способностей» [4,с.38].

     В Большой советской энциклопедии под одаренностью понимают «высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности».

    Способности - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регуляторами.

     В истории философии способности долго трактовались как свойства души, особые силы, передаваемые по наследству и изначально присущие индивиду. Такое понимание способностей, как врождённых, было подвергнуто критике английским философом Дж. Локком и французскими материалистами, выдвинувшими тезис о полной их зависимости от внешних условий жизни человека. Теория «чистой доски» подчеркивала, что в душе «нет « врожденных идей» или даже предрасположений, благодаря которым из неё в дальнейшем могут быть извлечены внеопытные истины». Марксистская философия устранила  механичность этого представления и рассматривала проблему способностей на основе понимания «человека как совокупности общественных отношений, диалектического подхода к трактовке соотношения внутреннего и внешнего».

   Врождёнными являются анатомо-физиологические особенности, сами же способности формируются в процессах осуществления разнообразной деятельности, в сложной системе взаимодействия людей.

        Следовательно, человек- существо биосоциальное. Его  развитие происходит в результате «взаимодействия процессов биологического созревания и научения» [8,с. 8]. Поэтому наиболее полное определение дает К.К. Платонов. Одаренность - это генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при её отсутствии.

   Сегодня часто, желая показать некую исключительность детей, используют словосочетание «одаренные дети». Одаренные дети- дети, опережающие своих сверстников в развитии. Фактически изначально выделяют особую группу детей, которые качественно отличаются от других. Такая позиция подвергается критике, так как не совсем реально отражает сущность одаренности. В связи с этим чаще используют термин «детская одаренность», что включает в себя способность детей мышлению, творчеству и постоянному совершенствованию. И эта способность у каждого ребенка проявляется по разной степени.

     Различают  общую и специальную одаренность.  Так, общая умственная одаренность проявляется в овладении всеми видами деятельности, для успешного осуществления которых необходимы определённые умственные качества. Специальная одаренность связана с различными видами деятельности, в которых она более всего раскрывается ( математическая, техническая, музыкальная, изобразительная, поэтическая и др.). Основными признаками высокой одаренности являются: раннее проявление способностей, быстрый темп усвоения знаний, формирование умений и навыков в какой-либо деятельности, склонность и интерес к ней, элементы оригинальности, творчества в деятельности.

   Кого же считать одаренным?

   В педагогической практике обычно выделяют четыре категории, по которым одаренными чаще всего называют:

- детей с высоким  показателем интеллекта (интеллектуальная  одаренность);

-детей с высоким  уровнем творческих способностей  (творческая одаренность);

-детей, хорошо обучающихся  в школе (академическая одаренность);

-детей, достигших успехов в определенной области (шахматисты, художники, математики и др., т.е. талантливые);

 Одаренность на  ранних возрастных этапах (дошкольный  и младший школьный) рассматривается  как общая, универсальная способность.

Эти способности с  возрастом приобретают определенную предметную направленность, специфические черты.  И задача школы в этот период  смещается с развития общих способностей к  поиску адекватных возможностей для реализации личности в определенных видах деятельности.

 

 

 

 

 

 

1.2Содержание школьного образования и организация системы работы

с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы.

 

   Сегодня существует многообразие  специальных  школ, где созданы условия для развития одаренных детей, однако эти же дети учатся в обычной массовой школе. В условиях такой школы требуется принципиально иной способ решения проблем детской одаренности. Необходимо перестроить содержание образования для индивидуализации обучения с учетом возможностей, интересов и потребностей реального ребенка. В нашей школе данная проблема была решена через реализацию следующих задач:

1. Создание системы  воспитания и обучения одаренных  и талантливых детей.

2. Разработку теоретических основ и конкретных практических мер для развития потенциала каждого ребенка.

В результате  изменений  содержания образования в школе  сложилась когнитивно - аффективная модель, в которой  выделяются три грани:

- учебный план, представленный  основными предметами;

- поведение учителя,  различные стратегии преподавания;

-поведение учащихся, показатели развития учащихся  в когнитивной и аффективной  сферах.

   Важным компонентом в работе с одаренными детьми стала дифференциация обучения.

Существуют различные  виды, формы и уровни дифференциации.

А.И. Савенков выделяет следующие виды, формы и уровни дифференциации:

1. Виды определены различным пониманием концепции одаренности - по уровню учебной успешности; по специальным способностям; по общим способностям.   

2.Формы представлены различными организационными стратегиями обучения одаренных детей – жесткая  или селективная (школы для одаренных детей);  гибкая или элективная (совместное обучение одаренных с «нормальными» сверстниками); переходная или классы для одаренных (лицейские, гимназические) в обычной школе.

3. Уровни дифференциации  представлены способами её реализации на уровне учебных программ, форм организации учебной деятельности, использования разных методик, учебных заданий. 

  В нашей школе дифференциация обучения наблюдается на уровне используемых педагогических технологий, форм и методов работы. Развитие интеллекта школьников, творческого потенциала возможно сегодня при реализации личностно-ориентированных технологий (разноуровневого обучения, модульного обучения) и технологии развивающего обучения (система Занкова, Перспективная школа, Школа-2100).

       Для  проявления детской одаренности в школе каждому ребенку необходимо создать определенные условия для реализации его интересов, стимулирования мотивации развития собственных способностей на всех этапах получения образования.  Сегодня разрешению этих проблем способствует подпрограмма «Одаренные дети» федеральной целевой программы «Дети России»,

  Цель программы– « выявление, поддержка, разработка и внедрение технологий развития одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения».

  Программа «Одаренные  дети» сегодня своевременна и необходима, так как позволяет в каждом учебном заведении построить свою систему работы с одаренными детьми. Для этого в каждой школе  разрабатывается соответствующая программа.

  В ней должны быть отражены  основные концептуальные и теоретические подходы, принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми, цели, задачи и стратегия. Для примера рассмотрим программу «Одаренные дети » нашей школы.

Концепция программы:

   Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления, диагностирования. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие детской одаренности должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. Исходя из концепции, были разработаны принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

- принцип индивидуализации  и дифференциации обучения;

- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

Информация о работе Организация Работы с одаренными детьми