Организация Работы с одаренными детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 05:52, реферат

Описание работы

Актуальность перечисленных проблем в сфере образования предопределила цель моего реферата - изучив содержание деятельности по развитию детской одаренности в условиях обычной школы, выявить наиболее эффективные пути организации и координации работы с одаренными детьми в условиях обычной школы.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

    На заседании педагогического совета и школьного совета был принят Устав общества, подготовленный инициативной группой. Согласно Уставу, НОУ «Эврика»  является добровольным творческим объединением учеников, стремящихся совершенствовать свои знания в различных научных областях под руководством ученых и педагогов.

 

    Основная цель деятельности научного общества - формирование у школьника способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Важнейшим условием эффективной  организации исследовательской  деятельности учащихся является осуществление  компетентного своевременного управления данным процессом. В нашем общеобразовательном  учреждении такое управление осуществляется методическим советом, которым руковожу я, и учебно-воспитательными центрами. На заседаниях методического совета мы  даём оценку текущему состоянию исследовательской деятельности учащихся в школе, принимаем решения об  обобщении опыта выполнения ученических исследовательских работ и использовании их результатов в учебно-воспитательном процессе.

    Я, как завуч, осуществляю общее руководство исследовательской деятельностью в школе; организую обсуждения предложений методического совета и УВЦ по развитию и совершенствованию исследовательской деятельности учащихся.

   Особенности данной системы работы:    

 - Организация учебно-исследовательской деятельности на уроках с постоянным усложнением содержания.

- Обязательное продолжение  урочной учебно-исследовательской деятельности учащихся во внеклассной и внешкольной научно-исследовательской работе в различных формах ( составление детских исследовательских проектов, написание рефератов,  конференции научного общества и другое).

В данной работе необходимо учитывать возраст школьников, уровень их подготовки, цели и задачи проводимой работы.

    Также важно, чтобы в управлении деятельностью НОУ  участвовали дети, поэтому ежегодно выбирается совет из пяти учащихся и двоих руководителей секций, возглавляет совет президент - Камалетдинов Ильдар (10 кл.).

 Сегодня  деятельность НОУ представлена гораздо шире и объединяет три направления социально-гуманитарное, естественнонаучное и математическое.      Применяемые формы работы разнообразны: коллективные (экскурсии, семинары, практикумы, конференции, заседания секций) и                               индивидуальная (наблюдения в природе, проектирование, эксперимент в лабораторных условиях, анкетирование, работа с документами, литературными источниками, работа в архивах).

   НОУ активно проводит выставки ученических работ, предметные олимпиады, интеллектуальные игры «Я - эрудит», «Что? где? когда?, «Умники и умницы».

   В научном обществе учащиеся совершенствуют свои знания по определенным отраслям науки, расширяют научный кругозор, приобретают умения и навыки научно-исследовательской, экспериментальной и творческой деятельности. Итогом этой работы  является проведение в 2005-2006 учебном году первой школьной научной конференции «Я - исследователь», где ребята успешно защитили свои работы.

 

Заключение

 

    Современной  России нужны люди творческие, инициативные, способные адаптироваться  к быстро меняющимся социальным  условиям. Поэтому проблема детской одаренности в последнее десятилетие вызывает все больший интерес.

   Кого же считать одаренным? В педагогической практике  выделяют четыре категории, по которым одаренными чаще всего называют:

- детей с высоким  показателем интеллекта;

- детей с высоким  уровнем творческих способностей;

- детей, хорошо обучающихся  в школе;

- детей, достигших успехов в определенной области.

 Одаренность на ранних возрастных этапах (дошкольный и младший школьный) рассматривается как общая, универсальная способность. Эти способности с возрастом приобретают определенную предметную направленность.  И задача школы в этот период  смещается с развития общих способностей к поиску адекватных возможностей для реализации личности в определенных видах деятельности.

   Общеобразовательной школе содержание образования строится на основе индивидуализации и дифференциации обучения ( наблюдаются на уровне используемых педагогических технологий, форм и методов работы урочное и внеурочное время) с учетом возможностей, интересов и потребностей реального ребенка.

  Заместитель организует систему работы с одаренными детьми  на основе   программы «Одаренные дети»,  локальных актов, плана работы с одаренными детьми.

  Мониторинг является важным этапом в работе с детской одаренностью. Он необходим для выявления одаренных детей и готовности педагогического коллектива работать с одаренными детьми.

  В организации и координации заместителем директора работы с одаренными детьми особое место занимает система методической работы, которая состоит

из организационно-педагогическая деятельность, контрольно-диагностической и коррекционно-консультативная деятельность.

    Направления работы с одаренными детьми в нашей школе:

1.Создание службы диагностирования  для выявления одаренных детей,  разработка пакета диагностических  материалов.

2.Индивидуализация и  дифференциация в процессе обучения и воспитания.

3.Расширение системы дополнительного образования.

4. Участие в олимпиадах  разного уровня, конференциях, конкурсах  и интеллектуальных играх.

5.Отслеживание результативности  работы на основании мониторинга

6. Формирование  профильных педагогических классов

7.Организация научно-исследовательской  деятельности учащихся

   Проблемы организации работы с одаренными детьми:

Для учащихся: перегрузка, недостаток современных технических средств обучения, медленное введение в учебный процесс эффективных методов и технологий образования, отсутствие научных  работников в школе.

Для учителей: перегрузка, нежелание применять инновации.

   Одной из главных задач развития познавательной активности учащихся в процессе образования является организация детской научно-исследовательской деятельности в рамках деятельности школьного научного общества учащихся.

Организационная структура НОУ «Эврика» постпроена в соответствии с программой развития школы, положений о научно-исследовательской работе учащихся и  научном обществе учащихся.

  Основная цель деятельности научного общества - формирование у школьника способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

   Заместитель директора осуществляет общее руководство исследовательской деятельностью в школе, организую обсуждения предложений методического совета и УВЦ по развитию и совершенствованию исследовательской деятельности учащихся.

Условия успешной работы с одаренными учащимися

-Осознание важности этой работы каждым педагогом и усиление внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

-Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

-Признание педагогическим коллективом и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы  школы.           

   Познавательное пространство человечества постоянно расширяется. Рано думать, что все на свете уже открыто. Все дети талантливы и успех каждого ребенка зависит от его своевременного выявления и развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

1. Бутылина Е.В.Факторы,  влияющие на качество образования/Завуч.-М.: Педагогический поиск, №6 2006.

2. Дереклеева Н.И. Справочник завуча: Учебно-методическая работа. Воспитательная работа.-М.: ВАКО, 2006.-352с.

3. Ильенко Л.П. Новые модели методической службы в общеобразовательной учреждениях.-М.: АРКТИ, 2000.-234с.

4. Кушко А.В. Организация  научно-исследовательской деятельности  учащихся/Энциклопедия административной  работы в школе/ Электронная  версия.-М.: Сентябрь, 2004.

5. Марьин А.А. Система контрольно-диагностической и регулятивно-коррекционной деятельности в управлении школой/Завуч.-М.: Педагогический поиск, №4 2003.

6. МякинченкоЛ.П. Настольная книга завуча школы.-Ростов н/Д: Феникс, 2005.-512с.

7. Рыжова В.Н. Дифференциация обучения, как важный фактор развития познавательных интересов школьников/Завуч.-М.: Педагогический поиск, №8 2003.

8. Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе.-М.:Сентябрь,2001.-208с.

9. Шеленкова Н.Ю. Организация исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе/Завуч.-М.: Педагогический поиск, №5 2005.

10. Худин А.Н. Организация профильного обучения в школе/Завуч.-М.: Педагогический поиск, №6 2006.

10. Факторы, влияющие на качество образования/Завуч.-М.: Педагогический поиск, №6 2006.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Матрица разнообразия форм и методов обучения

 

    Таблица  отражает пример взаимосвязи форм и методов обучения отдельно взятого учителя.

 Одним из показателей мастерства учителя является то, сколько клеток этой матрицы он сможет заполнить. Закрасив те или иные клетки, учитель увидит, что у него получается хорошо, а над чем следует поработать. Такая матрица может лежать в основе индивидуальной программы самообразования учителя, явиться отправным пунктом в целенаправленном поиске профессионально значимой информации.

Чем больше педагог заполнил клеток, тем более разнообразна его  деятельность по управлению учебно-познавательными  процессами учащихся. При этом учитель  может добавить в клетки один из трех значков:

+ - знаю, умею, готов показать  и помочь другим учителям;

D - владею, но полной  уверенности нет;  

Д - не владею, но хотел  бы познакомиться и научиться  применять.

 

Метод

форма

Объяснительно-иллюстративный

Программированное обучение

Эвристический

Проблемное  обучение

Модульное обучение

Рассказ

         

Беседа

   

+

   

Лекция

+

       

Семинар

+

     

+

Семинар-практикум

         

Практикум

         

Практическая работа

         

Лабораторная работа

         

Экскурсия

         

Самостоятельная работа

         

Другие формы

         

 

 

Данными этой матрицы  может воспользоваться заместитель директора школы для того, чтобы представить себе, что могут педагоги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования  к организации исследовательской  деятельности в школе

 

1. Общие требования  к исследовательской деятельности

1.1. Необходимо, чтобы  у учащегося возникло чувство неудовлетворенности имеющимися представлениями. Он должен прийти к ощущению их ограниченности.

1.2. Новые представления  (понятия) должны быть такими, чтобы учащиеся ясно представляли  их содержание и допускали  сосуществование с имеющимися  представлениями о мире.

1.3. Новые идеи должны  быть явно полезнее старых. Новые представления должны помочь решить нерешенную проблему.

2. Требования  к процессу исследования

2.1. Побуждать учащихся  формулировать объективно имеющиеся у них идеи и представления.

2.2. Сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с существующими представлениями.

2.3. Побуждать к выдвижению  предположений, догадок, альтернативных  объяснений.

2.4. Давать учащимся  возможность исследовать свои  предположения в свободной и  ненапряженной обстановке, особенно путем обсуждений в малых группах (секциях).

2.5. Предоставлять ученикам  возможность применять новые  представления к широкому кругу  явлений, ситуаций так чтобы  они могли оценить их прикладное  значение.

 

3. Требования  к учителю, реализующему исследовательский подход к обучению

Учитель, руководящий  исследовательской деятельностью  учащихся, должен:

3.1. Тонко чувствовать  проблемность ситуаций, с которыми  сталкиваются учащиеся, и уметь  ставить перед учеником (группой  учащихся) реальные задачи в понятной для учеников форме.

3.2. Выполнять функцию  координатора исследовательской  деятельности и партнера учеников, избегать директивных приемов.

3.3. Стараться увлечь  учащихся проблемой и процессом  ее глубокого исследования, стимулировать  творческое мышление при помощи поставленных вопросов.

3.4. Проявлять терпимость  к ошибкам учеников, предлагать  свою помощь или адресовать  к нужным источникам информации.

3.5. Организовывать мероприятия,  способствующие сбору учениками  данных, консультации их со специалистами по исследуемой проблематике.

Информация о работе Организация Работы с одаренными детьми