Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 05:52, реферат
Актуальность перечисленных проблем в сфере образования предопределила цель моего реферата - изучив содержание деятельности по развитию детской одаренности в условиях обычной школы, выявить наиболее эффективные пути организации и координации работы с одаренными детьми в условиях обычной школы.
На заседании педагогического совета и школьного совета был принят Устав общества, подготовленный инициативной группой. Согласно Уставу, НОУ «Эврика» является добровольным творческим объединением учеников, стремящихся совершенствовать свои знания в различных научных областях под руководством ученых и педагогов.
Основная цель деятельности научного общества - формирование у школьника способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Важнейшим условием эффективной организации исследовательской деятельности учащихся является осуществление компетентного своевременного управления данным процессом. В нашем общеобразовательном учреждении такое управление осуществляется методическим советом, которым руковожу я, и учебно-воспитательными центрами. На заседаниях методического совета мы даём оценку текущему состоянию исследовательской деятельности учащихся в школе, принимаем решения об обобщении опыта выполнения ученических исследовательских работ и использовании их результатов в учебно-воспитательном процессе.
Я, как завуч, осуществляю общее руководство исследовательской деятельностью в школе; организую обсуждения предложений методического совета и УВЦ по развитию и совершенствованию исследовательской деятельности учащихся.
Особенности данной системы работы:
- Организация учебно-исследовательской деятельности на уроках с постоянным усложнением содержания.
- Обязательное продолжение
урочной учебно-исследовательск
В данной работе необходимо учитывать возраст школьников, уровень их подготовки, цели и задачи проводимой работы.
Также важно, чтобы в управлении деятельностью НОУ участвовали дети, поэтому ежегодно выбирается совет из пяти учащихся и двоих руководителей секций, возглавляет совет президент - Камалетдинов Ильдар (10 кл.).
Сегодня деятельность НОУ представлена гораздо
шире и объединяет три направления социально-гуманитарное,
естественнонаучное и математическое.
Применяемые формы работы разнообразны:
коллективные (экскурсии, семинары, практикумы,
конференции, заседания секций) и
НОУ активно проводит выставки ученических работ, предметные олимпиады, интеллектуальные игры «Я - эрудит», «Что? где? когда?, «Умники и умницы».
В научном обществе учащиеся совершенствуют свои знания по определенным отраслям науки, расширяют научный кругозор, приобретают умения и навыки научно-исследовательской, экспериментальной и творческой деятельности. Итогом этой работы является проведение в 2005-2006 учебном году первой школьной научной конференции «Я - исследователь», где ребята успешно защитили свои работы.
Заключение
Современной
России нужны люди творческие,
инициативные, способные адаптироваться
к быстро меняющимся
Кого же считать одаренным? В педагогической практике выделяют четыре категории, по которым одаренными чаще всего называют:
- детей с высоким показателем интеллекта;
- детей с высоким
уровнем творческих
- детей, хорошо обучающихся в школе;
- детей, достигших успехов в определенной области.
Одаренность на ранних возрастных этапах (дошкольный и младший школьный) рассматривается как общая, универсальная способность. Эти способности с возрастом приобретают определенную предметную направленность. И задача школы в этот период смещается с развития общих способностей к поиску адекватных возможностей для реализации личности в определенных видах деятельности.
Общеобразовательной школе содержание образования строится на основе индивидуализации и дифференциации обучения ( наблюдаются на уровне используемых педагогических технологий, форм и методов работы урочное и внеурочное время) с учетом возможностей, интересов и потребностей реального ребенка.
Заместитель организует систему работы с одаренными детьми на основе программы «Одаренные дети», локальных актов, плана работы с одаренными детьми.
Мониторинг является важным этапом в работе с детской одаренностью. Он необходим для выявления одаренных детей и готовности педагогического коллектива работать с одаренными детьми.
В организации и координации заместителем директора работы с одаренными детьми особое место занимает система методической работы, которая состоит
из организационно-
Направления работы с одаренными детьми в нашей школе:
1.Создание службы
2.Индивидуализация и дифференциация в процессе обучения и воспитания.
3.Расширение системы дополнительного образования.
4. Участие в олимпиадах разного уровня, конференциях, конкурсах и интеллектуальных играх.
5.Отслеживание
6. Формирование профильных педагогических классов
7.Организация научно-
Проблемы организации работы с одаренными детьми:
Для учащихся: перегрузка, недостаток современных технических средств обучения, медленное введение в учебный процесс эффективных методов и технологий образования, отсутствие научных работников в школе.
Для учителей: перегрузка, нежелание применять инновации.
Одной из главных задач развития познавательной активности учащихся в процессе образования является организация детской научно-исследовательской деятельности в рамках деятельности школьного научного общества учащихся.
Организационная структура НОУ «Эврика» постпроена в соответствии с программой развития школы, положений о научно-исследовательской работе учащихся и научном обществе учащихся.
Основная цель деятельности научного общества - формирование у школьника способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Заместитель директора осуществляет общее руководство исследовательской деятельностью в школе, организую обсуждения предложений методического совета и УВЦ по развитию и совершенствованию исследовательской деятельности учащихся.
Условия успешной работы с одаренными учащимися
-Осознание важности этой работы каждым педагогом и усиление внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
-Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
-Признание педагогическим коллективом и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
Познавательное пространство человечества постоянно расширяется. Рано думать, что все на свете уже открыто. Все дети талантливы и успех каждого ребенка зависит от его своевременного выявления и развития.
Список использованной литературы
1. Бутылина Е.В.Факторы,
влияющие на качество
2. Дереклеева Н.И. Справочник завуча: Учебно-методическая работа. Воспитательная работа.-М.: ВАКО, 2006.-352с.
3. Ильенко Л.П. Новые модели методической службы в общеобразовательной учреждениях.-М.: АРКТИ, 2000.-234с.
4. Кушко А.В. Организация
научно-исследовательской
5. Марьин А.А. Система контрольно-диагностической и регулятивно-коррекционной деятельности в управлении школой/Завуч.-М.: Педагогический поиск, №4 2003.
6. МякинченкоЛ.П. Настольная книга завуча школы.-Ростов н/Д: Феникс, 2005.-512с.
7. Рыжова В.Н. Дифференциация обучения, как важный фактор развития познавательных интересов школьников/Завуч.-М.: Педагогический поиск, №8 2003.
8. Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе.-М.:Сентябрь,2001.-208с.
9. Шеленкова Н.Ю. Организация исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе/Завуч.-М.: Педагогический поиск, №5 2005.
10. Худин А.Н. Организация профильного обучения в школе/Завуч.-М.: Педагогический поиск, №6 2006.
10. Факторы, влияющие на качество образования/Завуч.-М.: Педагогический поиск, №6 2006.
Матрица разнообразия форм и методов обучения
Таблица отражает пример взаимосвязи форм и методов обучения отдельно взятого учителя.
Одним из показателей мастерства учителя является то, сколько клеток этой матрицы он сможет заполнить. Закрасив те или иные клетки, учитель увидит, что у него получается хорошо, а над чем следует поработать. Такая матрица может лежать в основе индивидуальной программы самообразования учителя, явиться отправным пунктом в целенаправленном поиске профессионально значимой информации.
Чем больше педагог заполнил клеток, тем более разнообразна его деятельность по управлению учебно-познавательными процессами учащихся. При этом учитель может добавить в клетки один из трех значков:
+ - знаю, умею, готов показать и помочь другим учителям;
D - владею, но полной уверенности нет;
Д - не владею, но хотел бы познакомиться и научиться применять.
Метод форма |
Объяснительно-иллюстративный |
Программированное обучение |
Эвристический |
Проблемное обучение |
Модульное обучение |
Рассказ |
|||||
Беседа |
+ |
||||
Лекция |
+ |
||||
Семинар |
+ |
+ | |||
Семинар-практикум |
|||||
Практикум |
|||||
Практическая работа |
|||||
Лабораторная работа |
|||||
Экскурсия |
|||||
Самостоятельная работа |
|||||
Другие формы |
Данными этой матрицы
может воспользоваться заместит
Требования
к организации
1. Общие требования
к исследовательской
1.1. Необходимо, чтобы у учащегося возникло чувство неудовлетворенности имеющимися представлениями. Он должен прийти к ощущению их ограниченности.
1.2. Новые представления
(понятия) должны быть такими,
чтобы учащиеся ясно
1.3. Новые идеи должны быть явно полезнее старых. Новые представления должны помочь решить нерешенную проблему.
2. Требования к процессу исследования
2.1. Побуждать учащихся формулировать объективно имеющиеся у них идеи и представления.
2.2. Сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с существующими представлениями.
2.3. Побуждать к выдвижению
предположений, догадок,
2.4. Давать учащимся возможность исследовать свои предположения в свободной и ненапряженной обстановке, особенно путем обсуждений в малых группах (секциях).
2.5. Предоставлять ученикам
возможность применять новые
представления к широкому
3. Требования к учителю, реализующему исследовательский подход к обучению
Учитель, руководящий
исследовательской
3.1. Тонко чувствовать проблемность ситуаций, с которыми сталкиваются учащиеся, и уметь ставить перед учеником (группой учащихся) реальные задачи в понятной для учеников форме.
3.2. Выполнять функцию
координатора
3.3. Стараться увлечь
учащихся проблемой и
3.4. Проявлять терпимость
к ошибкам учеников, предлагать
свою помощь или адресовать
к нужным источникам
3.5. Организовывать мероприятия,
способствующие сбору