Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 05:52, реферат
Актуальность перечисленных проблем в сфере образования предопределила цель моего реферата - изучив содержание деятельности по развитию детской одаренности в условиях обычной школы, выявить наиболее эффективные пути организации и координации работы с одаренными детьми в условиях обычной школы.
- принцип взаимодействия,
интеграции урочной и
- принцип самостоятельности,
минимального участия учителя
для самореализации и
Целью программы является систематизация работы с одаренными учащимися на основе креативного развития их индивидуальных способностей; изучение и внедрение новых педагогических технологий для работы с ними в условиях профилизации школы.
Ежегодно на основе программы и результатов бесед с учителями –предметниками я составляю план работы с одаренными детьми, который затем утверждается на заседании методического совета.
Следующим этапом в работе с детской одаренностью является мониторинг. Первоначально был проведен комплексный мониторинг для выявления учащихся, которые имеют определенные наклонности и способности, характеризующие одаренность: беседы с учителями, анкетирование психологом, изучение результатов учебной деятельности. Вся собранная информация была обработана мною с помощью психолога. В результате были определены способности учащихся и уровни их развития, на их основании была введена уровневая дифференциация учащихся в каждом классе.
Организационно-педагогическая деятельность завуча:
В организации и координации работы с одаренными детьми особое место занимает система методической работы.
«Одаренную личность в состоянии воспитать только одаренный педагог. Задача учителя – сформировать и углубить способности ученика. Опираясь на идею всеобщей генетической одаренности детей, педагог должен обеспечить поле деятельности для саморазвития и самовыражения. Для этого надо научиться работать нестандартно, заниматься разработкой авторских программ, уроков, находить индивидуальный подход к способностям каждого ученика» [4,с.65].
Что влияет на становление одаренного педагога?
Я и психолог школы изучили организаторские и коммуникативные умения учителей, выявили профессиональную направленность педагогов и удовлетворенность их результатами своей работы, готовность принять инновации. Для этого был разработан пакет диагностических материалов. Далее, учитывая результаты педагогической деятельности учителей, были подобраны и расставлены кадры. Материалы диагностирования использовались как для подготовки общешкольных мероприятий: педагогических советов, семинаров, методических недель, так и для индивидуальной работы с каждым педагогом (консультации, собеседования, внутришкольный контроль).
Работа над методической темой была организована по следующим направлениям:
1. Повышение образования и квалификации учителей.
2.Организация работы творческих и временных проблемных групп.
3. Изучение, обобщение и распространение передового опыта.
4. Пополнение методкабинета и лабораторий учителей.
5.Совершенствование
6. Изучение и внедрение в практику новых педагогических технологий.
С учителями соответственно проведена информационно-просветительная работа. На первом этапе организована проблемная группа по работе с одаренными детьми. Задачи проблемной группы:
Далее учителя проблемной группы выступили с результатами своей деятельности на педсовете.
На втором этапе были предприняты конкретные меры в совершенствовании педагогической деятельности учителей. В течении года проведены 4 семинара-практикума по теме «Современный урок», где рассмотрены методы, приёмы, и средства обучения, обеспечивающие эффективность урока.
В январе состоялись педагогические чтения на тему «Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время». Кроме того, были круглые столы на темы «Влияние успеха на развитие познавательной деятельности учащихся», «Инновационные системы контроля и оценки знаний учащихся» и семинар по теме «Проект, как один из видов повышения познавательной активности учащихся».
В школе организована работа творческих групп:
- учителей информатики, истории, русского языка и трудового обучения по проблеме «Исследовательская и проектная деятельность учащихся»;
- учителей начальных
классов, истории и
- учителей истории,
биологии, русского и иностранного
языков по проблеме «Методы
разработки программ
Регулярно проводятся совещания при заместителе директора по данной проблеме и тестирования учителей.
Сами учителя имели возможность в течении года показать свое мастерство и поделиться опытом работы во время методических недель. Основные направления: неделя исследовательской и проектной деятельности на уроках; неделя педагогического диалога; неделя по теме «Успех - как способ мотивации познавательной деятельности учащихся»; неделя творчества; неделя элективных курсов.
В марте психологом проведено микроисследование: «Обучение, развитие и саморазвитие учителя». Результаты исследования показали, что в основном учителя готовы применять дифференциацию на уроках, работать на основе современных педагогических технологий.
Вот как ответили учителя на следующие вопросы
Знаю, умею, готов показать – 66%
Владею, но полной уверенности нет-27%
Не знаю, но хотел бы познакомиться- 7%
Также для саморазвития учителей на заседании методсовета мы решили выпускать школьный информационный журнал «Поиск». Совместно с руководителями УВЦ была оформлена выставка методических материалов «Чему у кого учиться».
В течение года была продолжена работа по сортировке имеющегося фонда методических рекомендаций и пособий в помощь учителю и картотеки по ним, по оформлению папок «Банк идей», «Делимся опытом работы», «Уроки с компьютерной поддержкой», «Педсовет», «Исследовательская и проектная деятельность », «Одаренные дети», «Школьные технологии».
В результате этих мер 84% учителей стали активно применять в работе с одаренными детьми новые методы и подходы в образовании.
Коррекционно-консультативная деятельность завуча заключается в том, чтобы помочь педагогу, посещая уроки и внеклассные мероприятия, изучая опыт работы учителя, вовремя увидеть проблемы, признать их и попытаться скорректировать для достижения положительного результата. Заместитель директора должен корректно исправлять недостатки, тактично предлагать рекомендации по преодолению трудностей.
Не которые виды рекомендаций по организации работы с одаренными детьми носят стандартный характер, так как разрабатываются мною и проблемными группами по итогам педсоветов, педагогических чтений, круглых столов и семинаров (приложение).
Также важное место
в моей работе занимает
Коррекционно-консультативная работа требует от заместителя директора глубоких и прочных знаний, серьезного повышения своего профессионального мастерства и компетенции. Чтобы данная работа была эффективной, необходимо постоянно пополнять банк данных методического кабинета, где каждый учитель сможет найти необходимые ему материалы для работы с одаренными детьми.
Стратегия работы с одаренными детьми в школе представлена тремя степенями:
I ступень - «Почемучки» (начальная школа, аналитический этап). На данном этапе идет выявление детей с опережающим уровнем развития, абстрактно-логическим мышлением, с учетом их успехов в какой-либо деятельности, создание предпосылок для положительной мотивации творчества. Урочная и внеурочная деятельность должна строиться так, чтобы учащийся мог проявить возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах II и IIIступени.
II ступень- “Попробуй сам” (для 5-8 классов, диагностический этап) направлена на создание условий для развития способностей учащихся, индивидуальную оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности; формирование положительной мотивации саморазвития. На II этапе нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование.
III ступень -“Выбери свой путь” (для 9-11 классов, этап формирования, углубления и развития способностей учащихся). В старшей школе завершается формирование социально-адаптированной личности, реально происходит постепенная переориентация с преимущественной трансляцией системы ЗУНов к созданию условий для становления комплекса компетенций, способностей человека реализовать свои замыслы в современном информационном и коммуникационном пространстве.
В нашей школе работа с одаренными детьми идет в следующих направлениях: 1.Создание службы диагностирования для выявления одаренных детей, разработка пакета диагностических материалов.
2.Индивидуализация и дифференциация в процессе обучения и воспитания.
3.Расширение системы дополнительного образования (кружки -«говорящая кукла», «Рукодельница», «Информашка», «Мир вокруг нас»).
4.Участие в олимпиадах разного уровня, конференциях, конкурсах и интеллектуальных играх («Я - эрудит», «Умники и умницы», «Что? Где? Когда?», «Русский медвежонок» и др.).
5.Отслеживание результативности работы на основании мониторинга: общей успеваемости, качества знаний, охвата учащихся кружковой, клубной, общественной работой в соответствии с их выбором, результативности внеурочной деятельности учащихся, эффективности деятельности школьного научного общества.
6. Формирование профильных педагогических классов ориентированных на высокие уровни освоения материала учебной мотивации и познавательной активности учащихся. Мы идем в ногу со временем. С января 2006 года в школе создан класс с педагогическим профилем обучения на базе учащихся 10-11 классов, что для всех и педагогов, и учеников показалось самым приемлемым и почетным в наше время. В учебный план включены новые предметы: детская литература, психология и педагогика.
Цель преподавания этих предметов – способствовать самосовершенствованию и самореализации, развитию креативности, психологических особенностей личности. Фантазия, вечный поиск – вот основополагающие черты педагогического класса. Изучение педагогики, психологии – залог активной, творческой личности.
7.Организация научно-исследовательской деятельности учащихся.
Проблемы организации работы с одаренными детьми:
Для учащихся
Для учителей
1.3 Особенности
организации исследовательской
деятельности учащихся в
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Ребёнок настроен на познание мира и хочет его познавать.
Одной из главных задач развития познавательной активности учащихся в процессе образования является организация детской научно-исследовательской деятельности. Перед тем как приступить к ее практической реализации, необходимо ответить на следующие вопросы:
• как определить, какие ученики и учителя способны и готовы заниматься таким видом деятельности?
• каково содержание этой деятельности?
• как оформить полученные по итогам исследования результаты, подготовить исследовательскую работу?
Для ответа на эти и другие вопросы были проведены педсовет и семинар для учителей школы по организации детской научно-исследовательской деятельности, где были обсуждены следующие вопросы:
1) теоретическое освещение той или иной педагогической проблемы;
2) возможности решения
данной проблемы в
3) собственный опыт
методических объединений и
4) обмен мнениями.
Для организации учебно-исследовательской деятельности учащихся, формирования у детей исследовательского типа мышления и научного мировоззрения в 2004-2005 учебном году мною было создано научное общество учащихся «Эврика». Создание научного общества учащихся нашей школы включало два этапа. Первый этап предусматривал знакомство коллектива школы, инициативной группы учащихся с историей создания и деятельностью подобных обществ в нашей стране. Несколько месяцев было посвящено сбору материалов, обобщению имеющегося опыта, изучению нормативных документов. В результате второго этапа деятельности оформилась организационная структура НОУ «Эврика» в соответствии с программой развития школы, положений о научно-исследовательской работе учащихся и научном обществе учащихся.