Организация Работы с одаренными детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 05:52, реферат

Описание работы

Актуальность перечисленных проблем в сфере образования предопределила цель моего реферата - изучив содержание деятельности по развитию детской одаренности в условиях обычной школы, выявить наиболее эффективные пути организации и координации работы с одаренными детьми в условиях обычной школы.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

- принцип взаимодействия, интеграции урочной и внеурочной  деятельности;

- принцип самостоятельности,  минимального участия учителя  для самореализации и самовыражения  учащихся.

   Целью программы является систематизация работы с одаренными учащимися на основе креативного развития их индивидуальных способностей; изучение и внедрение новых педагогических технологий для работы с ними в условиях профилизации  школы.

   Ежегодно на основе программы и результатов бесед с учителями –предметниками я  составляю план работы с одаренными детьми, который затем утверждается на заседании методического совета.

  Следующим этапом в работе с детской одаренностью является мониторинг. Первоначально был проведен комплексный мониторинг для выявления учащихся, которые имеют определенные наклонности и способности, характеризующие одаренность: беседы с учителями, анкетирование психологом, изучение результатов учебной деятельности. Вся собранная информация была обработана мною с помощью психолога. В результате были определены  способности учащихся и уровни их развития, на их основании была введена уровневая дифференциация учащихся в каждом классе.

Организационно-педагогическая деятельность завуча:

В организации и координации работы с одаренными детьми особое место занимает система методической работы.

«Одаренную личность в состоянии воспитать только одаренный педагог. Задача учителя – сформировать и углубить способности ученика. Опираясь на идею всеобщей генетической одаренности детей, педагог должен обеспечить поле деятельности для саморазвития и самовыражения. Для этого надо научиться работать нестандартно, заниматься разработкой авторских программ, уроков, находить индивидуальный подход к способностям каждого ученика» [4,с.65].

Что влияет на становление одаренного педагога?

 Я и  психолог школы изучили организаторские и коммуникативные умения учителей, выявили профессиональную направленность педагогов и удовлетворенность их результатами своей работы, готовность принять инновации.  Для этого был разработан пакет диагностических материалов. Далее, учитывая результаты педагогической деятельности   учителей, были  подобраны и расставлены кадры. Материалы диагностирования использовались как для подготовки общешкольных мероприятий: педагогических советов, семинаров, методических недель, так и для индивидуальной работы с каждым педагогом (консультации, собеседования, внутришкольный контроль).

 Работа над методической  темой была организована по  следующим направлениям:

1. Повышение образования  и квалификации учителей.

2.Организация работы  творческих  и временных проблемных  групп.

3. Изучение, обобщение  и распространение передового  опыта. 

4. Пополнение методкабинета  и лабораторий учителей.

5.Совершенствование педагогического  мастерства сотрудников школы.

6. Изучение и внедрение в практику новых педагогических технологий.

 С учителями соответственно проведена информационно-просветительная работа. На первом этапе организована проблемная группа по работе с одаренными детьми. Задачи проблемной группы:

  • Изучение современных форм и методов работы с учащимися.
  • Изучение передового опыта учителей школы района,  города, страны.
  • Создание банка передового опыта.
  • Обобщение и распространение опыта работы учителей школы.

Далее учителя проблемной группы выступили с результатами своей деятельности на педсовете.

  На втором этапе были предприняты конкретные меры в совершенствовании педагогической деятельности учителей. В течении года   проведены 4  семинара-практикума по теме  «Современный урок», где рассмотрены методы, приёмы, и средства обучения, обеспечивающие эффективность урока.

В январе состоялись   педагогические чтения на тему  «Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время».  Кроме того, были круглые столы на темы «Влияние успеха на развитие познавательной деятельности учащихся»,  «Инновационные системы контроля и оценки знаний учащихся» и семинар по теме «Проект, как один из видов повышения познавательной активности учащихся».

В  школе организована работа творческих групп:

- учителей информатики, истории, русского языка и трудового обучения по проблеме «Исследовательская и проектная деятельность учащихся»;

-   учителей начальных  классов, истории и обществознания  по проблеме «Самостоятельная  активная познавательная деятельность  учащихся на рефлексивной основе»;

- учителей истории,  биологии, русского и иностранного  языков по проблеме «Методы  разработки программ элективных  курсов и курсов по выбору, оценки их качества».

Регулярно проводятся совещания при заместителе директора по данной проблеме и тестирования учителей.

Сами учителя имели  возможность в течении года показать свое мастерство и поделиться опытом работы во время методических недель. Основные направления: неделя исследовательской и проектной деятельности на уроках; неделя педагогического диалога; неделя по теме «Успех - как способ мотивации познавательной деятельности учащихся»; неделя творчества; неделя элективных курсов.

   В марте психологом проведено микроисследование: «Обучение, развитие и саморазвитие учителя». Результаты исследования показали, что в основном учителя готовы применять дифференциацию на уроках, работать на основе современных педагогических технологий.

Вот как ответили учителя  на следующие вопросы

Знаю, умею, готов показать – 66%

Владею, но полной уверенности нет-27%

Не знаю, но хотел бы познакомиться- 7%

   Также для саморазвития учителей на заседании методсовета мы решили выпускать школьный информационный журнал «Поиск». Совместно с руководителями УВЦ была оформлена выставка методических материалов «Чему у кого учиться».

        В течение года была продолжена работа по сортировке имеющегося фонда методических рекомендаций и пособий в помощь учителю и картотеки по ним, по оформлению папок «Банк идей», «Делимся опытом работы», «Уроки с компьютерной поддержкой»,  «Педсовет», «Исследовательская и проектная деятельность », «Одаренные дети», «Школьные технологии».

 В результате этих мер 84% учителей стали активно применять в работе с одаренными детьми новые методы  и подходы в образовании.

Коррекционно-консультативная деятельность завуча заключается в том, чтобы помочь педагогу, посещая уроки и внеклассные мероприятия, изучая опыт работы учителя, вовремя увидеть проблемы, признать их и попытаться скорректировать для достижения положительного результата. Заместитель директора должен корректно исправлять недостатки, тактично предлагать рекомендации по преодолению трудностей. 

Не которые виды рекомендаций  по организации работы с одаренными детьми носят стандартный характер, так как разрабатываются мною и проблемными группами по итогам педсоветов,  педагогических чтений, круглых столов и семинаров (приложение).

 Также важное место  в моей работе занимает консультативная  работа. Её цель - предложить педагогу  конструктивные и эффективные  пути решения проблем детской  одаренности. 

Коррекционно-консультативная  работа требует от заместителя директора глубоких и прочных знаний, серьезного повышения своего профессионального мастерства и компетенции. Чтобы данная работа была эффективной, необходимо  постоянно пополнять банк данных методического кабинета, где каждый учитель сможет найти необходимые ему материалы для работы с одаренными детьми.

   Стратегия работы с одаренными детьми в школе представлена тремя степенями:

I ступень - «Почемучки» (начальная школа, аналитический этап). На данном этапе идет выявление детей с опережающим уровнем развития, абстрактно-логическим мышлением, с учетом их успехов в какой-либо деятельности, создание предпосылок для положительной мотивации творчества. Урочная и внеурочная деятельность должна строиться так, чтобы учащийся мог проявить возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах II и IIIступени.

II ступень- “Попробуй сам” (для 5-8 классов, диагностический этап) направлена на создание условий для развития способностей учащихся, индивидуальную оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности; формирование положительной мотивации саморазвития.   На II этапе нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование. 

 III ступень -“Выбери свой путь” (для 9-11 классов, этап формирования, углубления и развития способностей учащихся).   В старшей школе завершается формирование социально-адаптированной личности, реально происходит постепенная переориентация с преимущественной трансляцией системы ЗУНов к созданию условий для становления комплекса компетенций, способностей человека реализовать свои замыслы в современном информационном и коммуникационном пространстве.

В нашей школе работа с одаренными детьми идет в следующих  направлениях:   1.Создание службы диагностирования для выявления одаренных детей, разработка пакета диагностических материалов.

2.Индивидуализация и дифференциация в процессе обучения и воспитания.

3.Расширение системы дополнительного образования (кружки -«говорящая кукла», «Рукодельница», «Информашка», «Мир вокруг нас»).

4.Участие в олимпиадах разного уровня, конференциях, конкурсах и интеллектуальных играх («Я - эрудит», «Умники и умницы», «Что? Где? Когда?», «Русский медвежонок» и др.).

5.Отслеживание результативности работы на основании мониторинга: общей успеваемости, качества знаний, охвата учащихся кружковой, клубной, общественной работой в соответствии с их выбором, результативности внеурочной деятельности учащихся, эффективности деятельности школьного научного общества.

6. Формирование  профильных педагогических классов  ориентированных на высокие уровни освоения материала учебной мотивации и познавательной активности учащихся. Мы идем в ногу со временем. С января 2006 года в  школе создан класс с педагогическим профилем обучения на базе учащихся 10-11 классов, что для всех и педагогов, и учеников показалось самым приемлемым и почетным в наше время.  В учебный план включены новые предметы: детская литература, психология и педагогика.

  Цель преподавания этих предметов – способствовать самосовершенствованию и самореализации,  развитию креативности, психологических особенностей личности. Фантазия, вечный поиск – вот основополагающие черты педагогического класса. Изучение педагогики, психологии – залог активной, творческой личности.

7.Организация научно-исследовательской деятельности учащихся.

Проблемы организации  работы с одаренными детьми:

     Для учащихся

  • Перегрузка.
  • Недостаток современных технических средств обучения.
  • Медленное введение в учебный процесс эффективных методов и технологий образования.
  • Отсутствие научных  работников в школе.

Для учителей

  • Перегрузка.
  • Не желание применять инновации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Особенности  организации исследовательской  деятельности учащихся в школьном  научном обществе.

 

       Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Ребёнок настроен на познание мира и хочет его познавать.

  Одной из главных задач развития познавательной активности учащихся в процессе образования является организация детской научно-исследовательской деятельности.  Перед тем как приступить к ее практической реализации, необходимо ответить на следующие вопросы:

• как определить, какие ученики и учителя способны и готовы заниматься таким видом деятельности?

• каково содержание этой деятельности?  

• как оформить полученные по итогам исследования результаты, подготовить исследовательскую работу?

Для ответа на эти и другие вопросы были проведены педсовет и семинар для учителей школы по организации детской научно-исследовательской деятельности, где были обсуждены следующие вопросы:

1) теоретическое освещение  той или иной педагогической  проблемы;

2) возможности решения  данной проблемы в педагогической  практике;

3) собственный опыт  методических объединений и отдельных  учителей в решении данной  проблемы;

4) обмен мнениями.

  Для организации учебно-исследовательской деятельности учащихся, формирования у детей исследовательского типа мышления и научного мировоззрения в 2004-2005 учебном году мною было создано научное общество учащихся «Эврика». Создание научного общества учащихся нашей школы включало два этапа. Первый этап предусматривал знакомство коллектива школы, инициативной группы учащихся с историей создания и деятельностью подобных обществ в нашей стране. Несколько месяцев было посвящено сбору материалов, обобщению имеющегося опыта, изучению нормативных документов. В результате второго этапа деятельности оформилась организационная структура НОУ «Эврика» в соответствии с программой развития школы, положений о научно-исследовательской работе учащихся и  научном обществе учащихся.

Информация о работе Организация Работы с одаренными детьми