Организация социально-педагогического сопровождения деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающегося

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 21:45, реферат

Описание работы

В настоящее время воспитанию в семьях уделяется недостаточно внимания, времени и усилий, что толкает подростков на путь ухода от непонятной и нестабильной реальности в иллюзорный мир посредством использования различных психоактивных веществ (ПАВ). Как следует из большинства социологических исследований и научных публикаций, в России 8 % молодежи периодически употребляют наркотики.

Содержание работы

Введение
Основная часть:
Понятие здоровья и отклонение от нормы здоровья в социальной педагогике
Понятие социально-педагогического сопровождения
Рекомендации по организации социально-педагогического сопровождения профилактики употребления психоактивных веществ и формирования здорового образа жизни в школе
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат на тему (Автосохраненный).docx

— 47.56 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО «Государственный педагогический университет 

имени К. Д. Ушинского»

Институт педагогики и  психологии

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Организация социально-педагогического  сопровождения деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающегося»

 

 

 

 

Выполнила:

магистрантка 953 группы

Волкова Татьяна Евгеньевна

Проверила:

Ансимова Нина Петровна

 

 

 

 

 

 

 

Ярославль 2011г

Содержание:

  1. Введение
  2. Основная часть:
    • Понятие здоровья и отклонение от нормы здоровья в социальной педагогике
    • Понятие социально-педагогического сопровождения
    • Рекомендации по организации социально-педагогического сопровождения профилактики употребления психоактивных веществ и формирования здорового образа жизни в школе
  1. Список литературы

 

Введение

В настоящее время воспитанию в семьях уделяется недостаточно внимания, времени и усилий, что толкает подростков на путь ухода от непонятной и нестабильной реальности в иллюзорный мир посредством использования различных психоактивных веществ (ПАВ). Как следует из большинства социологических исследований и научных публикаций, в России 8 % молодежи периодически употребляют наркотики.

С каждым годом увеличивается количество детей и подростков, начинающих пробовать  различные психоактивные вещества в школьном возрасте. Это явление вызывает тревогу у педагогов и родителей и дает основание для усиления профилактических воздействий, направленных на пропаганду здорового образа жизни и снижение интереса к психоактивным веществам у учащихся.

Неблагоприятные факторы среды действуют в  той или иной степени на всех. Однако подвержены заболеваниям, возникновению  зависимости далеко не все, находящиеся  в сходных условиях. Значит дело в самой личности, которая либо определенным образом противостоит отрицательным влияниям, либо не может  им противостоять. И тогда идет по пути наименьшего сопротивления  трудностям, позволяя себе употреблять  психоактивные вещества, которые якобы уменьшают насущную проблему, стоящую перед личностью, либо же дают ощущение радостной эйфории в череде серых жизненных будней.

Качествами, необходимыми и достаточными для  устойчивости перед наркогенным соблазном, может обладать только здоровая во всех смыслах личность. Поэтому одной из главных характеристик социально-педагогической деятельности по профилактике употребления ПАВ в общеобразовательном учреждении будет являться её направленность на формирование здорового образа жизни.

Таким образом, я считаю, что организация  социально-педагогического сопровождения  деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающегося, прежде всего, должна отводить главенствующую роль профилактике употребления ПАВ и  формированию здорового образа жизни  детей и подростков. Именно поэтому  я бы хотела рассмотреть социально-педагогическое сопровождение профилактики употребления ПАВ.

В связи  с этим цель моего исследования: поиск оптимальных средств социально-педагогического сопровождения профилактики употребления психоактивных веществ и формирования здорового образа жизни

Задачи:

  1. Обосновать сущность понятия «здоровье» и понятия «отклонение от нормы» с медицинской и социально-педагогической точки зрения
  2. Проанализировать понятие социально-педагогического сопровождения
  3. Сформулировать рекомендации по организации социально-педагогического сопровождения профилактики употребления психоактивных веществ и формирования здорового образа жизни в школе

 

Понятие здоровья и отклонение от нормы здоровья в  социальной педагогике

Чтобы рассмотреть проблему социально-педагогического  сопровождения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, нам необходимо для начала рассмотреть понятие  здоровья, его составляющих

Здоровье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни.

По уставу ВОЗ, «здоровье — это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия».

Здоровье человека является качественной характеристикой, складывающейся из набора количественных параметров:

  • антропометрических (рост, вес, объем грудной клетки, геометрическая форма органов и тканей);
  • физических (частота пульса, артериальное давление, температура тела);
  • биохимических (содержание химических элементов в организме, эритроцитов, лейкоцитов, гормонов и пр.);
  • биологических (состав кишечной флоры, наличие вирусных и инфекционных болезней) и др.

Для состояния организма  человека существует понятие «нормы», когда значения параметров укладываются в определенный, выработанный медицинской  наукой и практикой диапазон. Отклонение значения от заданного диапазона  может явиться признаком и  доказательством ухудшения здоровья. Внешне утрата здоровья будет выражаться в измеримых нарушениях в структурах и функциях организма, изменениях его  адаптивных возможностей.

Согласно данным ВОЗ, соотношение  условий, влияющих на здоровье, таково:

  • условия и образ жизни, питание — 50 %;
  • генетика и наследственность — 20 %;
  • внешняя среда, природные условия — 20 %;
  • здравоохранение — 10 %. [2]

Едва ли существует человек, которого можно назвать полностью  здоровым. Поэтому следует также  рассмотреть, какие именно бывают отклонения от нормы в здоровье. А что же такое норма?

Понятие нормы широко используется в медицине, психологии, педагогике, социологии и других науках. Попытка  дать точное и единственно верное определение этому понятию, скорее всего, обречена на неудачу. Так, например, только в медицине ученые насчитывают до 200 его определений.

Сложность в определении  понятия «норма» не только терминологическая, но и содержательная. Например, нравственные нормы не могут быть раз и навсегда зафиксированы во всех без исключения сообществах, потому что они, во-первых, имеют национальную специфику, а  кроме того со временем преобразуются, изменяются. Так, в США после второй мировой войны в течение двух-трех десятилетий курение было обычным, «нормальным» явлением, к которому общество относилось вполне лояльно. В  настоящее же время, когда общество включилось в борьбу против этой вредной  для здоровья человека привычки, курение  считается признаком дурного тона. Причем, чем демократичнее общество, тем терпимее оно относится к нестандартным формам проявления личности, в то время как тоталитарные режимы склонны строго регламентировать поведение человека, жестоко наказывать, если допускается отклонение от предписанных норм.

При этом важно помнить, что  норма — это некое идеальное  образование, условное обозначение  объективной реальности, некий среднестатистический показатель, характеризующий реальную действительность, но не существующий в ней. В медицине, психологии, социологии имеются свои показатели, параметры, характеристики нормы. То, что не соответствует норме, обозначается другим словом — «отклонение». [7]

А что означает «отклонение  от нормы» в социальной педагогике?

Для социальной педагогики понятия «норма» и «отклонение  от нормы» — очень важные. Они  используются для характеристики процесса развития и социального поведения ребенка.

Отклонения могут носить как негативный, так и позитивный характер. Например, отклонениями от нормы  в развитии ребенка являются и  умственная отсталость и талантливость. Такие негативные отклонения в поведении, как преступность, алкоголизм, наркомания и др., оказывают отрицательное  влияние и на процесс социального  становления человека, и на развитие общества в целом. Позитивные же отклонения в поведении, к которым можно  отнести все формы социального  творчества: экономическую предприимчивость, научное и художественное творчество и другое, напротив, служат развитию социальной системы, замене старых норм новыми.

В социальной педагогике понятия  «норма» и «отклонение» позволяют  выделить определенную точку отсчета, относительно которой можно уточнять причины, вызывающие те или иные отклонения, выяснять, каким образом они влияют на процесс социализации ребенка, и на основе этого строить практическую социально-педагогическую деятельность.

Отклонения от нормы условно  можно разделить на четыре группы: физические, психические, педагогические и социальные.

  • Физические: болезнь; нарушения зрения; нарушения слуха; нарушения опорно-двигательного аппарата.
  • Психические: задержка психического развития; умственная отсталость; нарушения речи; нарушения эмоционально-ролевой сферы; одаренность.
  • Педагогические: отклонения в получении общего образования; отклонения в получении профессионального образования.
  • Социальные: сиротство; отклоняющееся поведение: алкоголизм, токсикомания, наркомания, проституция, беспризорность, безнадзорность, бродяжничество, правонарушения, преступность. [7]

Рассмотрим их подробнее.

Физические отклонения от нормы, прежде всего, связаны со здоровьем  человека и определяются медицинскими показателями. В медицине для каждой возрастной и половой группы детей  определяются свои показатели (вес, рост, объем груди и прочее), которые характеризуют здоровье ребенка. Фактически это идеальные показатели, и вряд ли можно найти такого ребенка, который точно соответствовал бы им. Отклонения в здоровье могут быть вызваны или наследственными факторами, или какими-либо внешними обстоятельствами: тяжелой экологической обстановкой, неудовлетворительным качеством питьевой воды, снижением общего уровня жизни семьи и так далее.

Существует довольно много  классификаций людей, имеющих отклонения в здоровье и развитии. Так, Всемирная  организация здравоохранения в 1980 году приняла британский вариант  трехзвенной шкалы ограниченных возможностей:

  • недуг — любая утрата или аномалия психических либо физиологических функций, элементов анатомической структуры, затрудняющая какую-либо деятельность;
  • ограниченная возможность — любые ограничения или потеря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность в пределах того, что считается нормой для человека;
  • недееспособность (инвалидность) — любое следствие дефекта или ограниченная возможность конкретного человека, препятствующая или ограничивающая выполнение им какой-либо нормативной роли, исходя из возрастных, половых или социальных факторов.

Также введено понятие  «недостаток», выделены виды недостатков  — физические, психические, сложные и тяжелые.

К физическим недостаткам  относят подтвержденные в установленном  порядке временные или постоянные недостатки в развитии и (или) функционировании органа (органов) человека, либо хроническое  соматическое или инфекционное заболевание.  
Психический недостаток — это утвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушения речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе повреждения мозга, а также нарушения умственного развития, задержку психического развития, создающие трудности в обучении. Сложный недостаток сочетает в себе физические и (или) психические недостатки, подтвержденные в установленном порядке. Тяжелый недостаток — подтвержденный в установленном порядке физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными образовательными стандартами является недоступным. К отклонениям в физическом развитии ребенка могут быть отнесены: болезнь, нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.

Психические отклонения от нормы, прежде всего, связаны с умственным развитием ребенка, его психическими недостатками. К этой группе отклонений прежде всего относятся задержка психического развития (ЗПР) ребенка и умственная отсталость детей, или олигофрения. Умственная отсталость может быть обусловлена врожденными дефектами нервной системы или являться результатом болезни, травмы или другой причины. У детей может проявляться различная степень выраженности умственной отсталости: от легкой дебильности до глубокой идиотии. К психическим отклонениям относятся также нарушения речи разной степени сложности: от нарушения произношения и заикания до сложных дефектов с нарушениями чтения и письма.

Информация о работе Организация социально-педагогического сопровождения деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающегося