Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 21:45, реферат
В настоящее время воспитанию в семьях уделяется недостаточно внимания, времени и усилий, что толкает подростков на путь ухода от непонятной и нестабильной реальности в иллюзорный мир посредством использования различных психоактивных веществ (ПАВ). Как следует из большинства социологических исследований и научных публикаций, в России 8 % молодежи периодически употребляют наркотики.
Введение
Основная часть:
Понятие здоровья и отклонение от нормы здоровья в социальной педагогике
Понятие социально-педагогического сопровождения
Рекомендации по организации социально-педагогического сопровождения профилактики употребления психоактивных веществ и формирования здорового образа жизни в школе
Список литературы
ФГБОУ ВПО «Государственный педагогический университет
имени К. Д. Ушинского»
Институт педагогики и психологии
Реферат на тему:
«Организация социально-
Выполнила:
магистрантка 953 группы
Волкова Татьяна Евгеньевна
Проверила:
Ансимова Нина Петровна
Ярославль 2011г
Содержание:
Введение
В настоящее время воспитанию в семьях уделяется недостаточно внимания, времени и усилий, что толкает подростков на путь ухода от непонятной и нестабильной реальности в иллюзорный мир посредством использования различных психоактивных веществ (ПАВ). Как следует из большинства социологических исследований и научных публикаций, в России 8 % молодежи периодически употребляют наркотики.
С каждым годом увеличивается количество детей и подростков, начинающих пробовать различные психоактивные вещества в школьном возрасте. Это явление вызывает тревогу у педагогов и родителей и дает основание для усиления профилактических воздействий, направленных на пропаганду здорового образа жизни и снижение интереса к психоактивным веществам у учащихся.
Неблагоприятные факторы среды действуют в той или иной степени на всех. Однако подвержены заболеваниям, возникновению зависимости далеко не все, находящиеся в сходных условиях. Значит дело в самой личности, которая либо определенным образом противостоит отрицательным влияниям, либо не может им противостоять. И тогда идет по пути наименьшего сопротивления трудностям, позволяя себе употреблять психоактивные вещества, которые якобы уменьшают насущную проблему, стоящую перед личностью, либо же дают ощущение радостной эйфории в череде серых жизненных будней.
Качествами, необходимыми и достаточными для устойчивости перед наркогенным соблазном, может обладать только здоровая во всех смыслах личность. Поэтому одной из главных характеристик социально-педагогической деятельности по профилактике употребления ПАВ в общеобразовательном учреждении будет являться её направленность на формирование здорового образа жизни.
Таким
образом, я считаю, что организация
социально-педагогического
В связи
с этим цель моего исследования:
поиск оптимальных средств
Задачи:
Понятие здоровья и отклонение от нормы здоровья в социальной педагогике
Чтобы рассмотреть проблему социально-педагогического сопровождения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, нам необходимо для начала рассмотреть понятие здоровья, его составляющих
Здоровье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни.
По уставу ВОЗ, «здоровье — это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия».
Здоровье человека является качественной характеристикой, складывающейся из набора количественных параметров:
Для состояния организма
человека существует понятие «нормы»,
когда значения параметров укладываются
в определенный, выработанный медицинской
наукой и практикой диапазон. Отклонение
значения от заданного диапазона
может явиться признаком и
доказательством ухудшения
Согласно данным ВОЗ, соотношение условий, влияющих на здоровье, таково:
Едва ли существует человек, которого можно назвать полностью здоровым. Поэтому следует также рассмотреть, какие именно бывают отклонения от нормы в здоровье. А что же такое норма?
Понятие нормы широко используется в медицине, психологии, педагогике, социологии и других науках. Попытка дать точное и единственно верное определение этому понятию, скорее всего, обречена на неудачу. Так, например, только в медицине ученые насчитывают до 200 его определений.
Сложность в определении
понятия «норма» не только терминологическая,
но и содержательная. Например, нравственные
нормы не могут быть раз и навсегда
зафиксированы во всех без исключения
сообществах, потому что они, во-первых,
имеют национальную специфику, а
кроме того со временем преобразуются,
изменяются. Так, в США после второй
мировой войны в течение двух-
При этом важно помнить, что норма — это некое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, некий среднестатистический показатель, характеризующий реальную действительность, но не существующий в ней. В медицине, психологии, социологии имеются свои показатели, параметры, характеристики нормы. То, что не соответствует норме, обозначается другим словом — «отклонение». [7]
А что означает «отклонение от нормы» в социальной педагогике?
Для социальной педагогики понятия «норма» и «отклонение от нормы» — очень важные. Они используются для характеристики процесса развития и социального поведения ребенка.
Отклонения могут носить
как негативный, так и позитивный
характер. Например, отклонениями от нормы
в развитии ребенка являются и
умственная отсталость и талантливость.
Такие негативные отклонения в поведении,
как преступность, алкоголизм, наркомания
и др., оказывают отрицательное
влияние и на процесс социального
становления человека, и на развитие
общества в целом. Позитивные же отклонения
в поведении, к которым можно
отнести все формы социального
творчества: экономическую
В социальной педагогике понятия «норма» и «отклонение» позволяют выделить определенную точку отсчета, относительно которой можно уточнять причины, вызывающие те или иные отклонения, выяснять, каким образом они влияют на процесс социализации ребенка, и на основе этого строить практическую социально-педагогическую деятельность.
Отклонения от нормы условно можно разделить на четыре группы: физические, психические, педагогические и социальные.
Рассмотрим их подробнее.
Физические отклонения от нормы, прежде всего, связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателями. В медицине для каждой возрастной и половой группы детей определяются свои показатели (вес, рост, объем груди и прочее), которые характеризуют здоровье ребенка. Фактически это идеальные показатели, и вряд ли можно найти такого ребенка, который точно соответствовал бы им. Отклонения в здоровье могут быть вызваны или наследственными факторами, или какими-либо внешними обстоятельствами: тяжелой экологической обстановкой, неудовлетворительным качеством питьевой воды, снижением общего уровня жизни семьи и так далее.
Существует довольно много классификаций людей, имеющих отклонения в здоровье и развитии. Так, Всемирная организация здравоохранения в 1980 году приняла британский вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей:
Также введено понятие «недостаток», выделены виды недостатков — физические, психические, сложные и тяжелые.
К физическим недостаткам
относят подтвержденные в установленном
порядке временные или
Психический недостаток — это утвержденный
в установленном порядке временный или
постоянный недостаток в психическом
развитии человека, включая нарушения
речи, эмоционально-волевой сферы, в том
числе повреждения мозга, а также нарушения
умственного развития, задержку психического
развития, создающие трудности в обучении.
Сложный недостаток сочетает в себе физические
и (или) психические недостатки, подтвержденные
в установленном порядке. Тяжелый недостаток
— подтвержденный в установленном порядке
физический или психический недостаток,
выраженный в такой степени, что образование
в соответствии с государственными образовательными
стандартами является недоступным. К отклонениям
в физическом развитии ребенка могут быть
отнесены: болезнь, нарушения зрения, слуха,
опорно-двигательного аппарата.
Психические отклонения от нормы, прежде всего, связаны с умственным развитием ребенка, его психическими недостатками. К этой группе отклонений прежде всего относятся задержка психического развития (ЗПР) ребенка и умственная отсталость детей, или олигофрения. Умственная отсталость может быть обусловлена врожденными дефектами нервной системы или являться результатом болезни, травмы или другой причины. У детей может проявляться различная степень выраженности умственной отсталости: от легкой дебильности до глубокой идиотии. К психическим отклонениям относятся также нарушения речи разной степени сложности: от нарушения произношения и заикания до сложных дефектов с нарушениями чтения и письма.