Организация социально-педагогического сопровождения деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающегося

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 21:45, реферат

Описание работы

В настоящее время воспитанию в семьях уделяется недостаточно внимания, времени и усилий, что толкает подростков на путь ухода от непонятной и нестабильной реальности в иллюзорный мир посредством использования различных психоактивных веществ (ПАВ). Как следует из большинства социологических исследований и научных публикаций, в России 8 % молодежи периодически употребляют наркотики.

Содержание работы

Введение
Основная часть:
Понятие здоровья и отклонение от нормы здоровья в социальной педагогике
Понятие социально-педагогического сопровождения
Рекомендации по организации социально-педагогического сопровождения профилактики употребления психоактивных веществ и формирования здорового образа жизни в школе
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат на тему (Автосохраненный).docx

— 47.56 Кб (Скачать файл)

Еще одной разновидностью психических отклонений являются нарушения  эмоционально-волевой сферы ребенка. Как крайние формы этого вида отклонений выступают аутизм — состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, и суицид — попытки к самоубийству.

Особую группу отклонений представляет одаренность детей. Это  своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения какой-либо деятельности. Способности - характеристика личности, выражающая меру освоения некоторой совокупности деятельности. Мера одаренности и  таланта устанавливается не по характеристикам  самих способностей, а по характеру  продуктов деятельности, отличающихся новизной, нестандартностью, оригинальностью  и другими показателями. 
Хорошо известно, что у ребенка проявляются разные способности: одни проявляют способности к музыке, другие — к математике, третьи — к изучению иностранных языков и т. д. Только при благоприятных внешних условиях они приобретают форму одаренности.

В настоящее время разработаны  уникальные методики, позволяющие обнаружить ранние способности детей к музыке, изобразительному искусству, некоторым  видам спорта, интеллектуальные способности  детей, а также методики их формирования.

Педагогические отклонения — такое понятие пока что редко  употребляется в педагогике и  социальной педагогике. Между тем  в педагогической деятельности для  реализации педагогических целей, стимулирования развития личности используются различные  нормы, с помощью которых регулируется деятельность обучаемых путем сопоставления  норм с показателями, характеризующими процессы и результаты этой деятельности, формируются оценки ее успешности. Главным образом, это касается стандартов, определяющих уровень образования; затем перспективы, к достижению которой стремится школьник. Это могут быть и нормы индивидуального развития ребенка, обеспечивающие новые, более высокие результаты в обучении, и другие.

С наибольшей точностью и  определенностью можно говорить о нормах получения или неполучения (что является отклонением) образования. В последние годы в России появились  дети, которые в силу определенных обстоятельств не получили образование. Такие отклонения от нормы могут  быть названы педагогическими. Педагогической нормой, или нормой образования, являются стандарты общего образования, которые  приняты в стране. В соответствии с этими стандартами ребенок  в определенном возрасте должен получить соответствующий уровень образования. Согласно Закону об образовании РФ обязательным является общее среднее образование.

Следует также иметь в  виду довольно большую категорию  детей, которые самостоятельно не способны выбрать вид профессиональной деятельности в силу нарушения социального  развития на предшествующих этапах. Таких  детей объединяет нежелание или  неумение реализовать себя в социально  значимой профессиональной области  деятельности. В таком случае появляются дети, не получившие профессионального образования, которые для преодоления этого отклонения нуждаются в социально-педагогической помощи специалиста.

Социальные отклонения связаны с понятием «социальная норма». Социальная норма — это правила, образец действия или мера допустимого (дозволенного или обязательного) поведения или деятельности людей или социальных групп, которое официально установлено или сложилось на том или ином этапе развития общества. Фактически социальные нормы выступают моделью должного поведения, должных общественных отношений и деятельности, которые создаются людьми на основе познания социальной реальности. Социальные отклонения могут быть вызваны социальным статусом человека, его ролью как субъекта деятельности, характером выполняемой деятельности, ценностными критериями и другими факторами.

Социальные нормы делятся  на две большие группы: универсальные, т. е. распространяющиеся на каждого  человека в обществе, и частные, относящиеся  и регулирующие определенную сферу  профессиональной деятельности или жизнедеятельности людей. Социальные нормы являются элементами системы нормативной регуляции и обеспечения устойчивой общественной жизни (мораль, право, традиция). Социальные нормы можно сгруппировать и по другим признакам, они могут подразделяться на: правовые, моральные, политические, религиозные и др. Соблюдение социальных норм обеспечивается путем превращения внешних требований в потребность и привычку человека через его социализацию или применения различных санкций к тем, чье поведение отклоняется от принятых социальных норм.

Социальные нормы и  отклонения от них в поведении  человека представляют собой неотъемлемые факторы функционирования любого общества. Особенностью социальных норм для детей  является то, что они выступают  фактором воспитания, в процессе которого происходит усвоение социальных норм и ценностей, вхождение в социальную среду, усвоение социальных ролей и социального опыта. В этом случае одной из важных функций воспитания выступает, ее управляющая функция, задачей которой является управление и организация обстоятельств, которые влияют на сознание и поведение детей и при этом обеспечивается нужный воспитательный эффект.

Отдельное место в данном вопросе занимает диагностика отклонений, которые мы рассматривали выше.

Для диагностики физических и психических недостатков создается  постоянная межведомственная психолого-медико-педагогическая комиссия (из расчета одна комиссия на 10 тысяч детей, но не менее чем  одна на территории каждого субъекта РФ).

Задачи комиссии весьма обширны. Это и проведение возможно более  раннего психолого-медико-педагогического  обследования детей, и выявление  особенностей их развития в целях  установления диагноза и удовлетворения прав ребенка на получение образования. В задачу комиссии также входит консультирование родителей (или законных их представителей), педагогических, медицинских работников, социальных педагогов и других специалистов по вопросам, связанным со специальными условиями для получения детьми образования. Сведения, которые получает комиссия, заносятся в банк данных о детях с генными возможностями. В состав психолого-медико-педагогической комиссии входят специалисты разного профиля: психолог, врач-психиатр, невропатолог, ортопед, окулист, терапевт (педиатр), физиотерапевт. Кроме того, в состав комиссии обязательно входят представители специального образования — логопед, олигофрено-педагог, сурдопедагог, тифлопедагог, а также социальный педагог и юрист.

Для оказания помощи трудновоспитуемым  детям, социальным сиротам и так  далее создаются специализированные социальные службы. Дети, совершившие  общественно опасные деяния и  достигшие возраста одиннадцать  лет, по решению суда с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии могут направляться в специальные  школы или в специальные профессиональные учебные заведения.

Следует отметить, что в  реальности «чистых» отклонений, как  правило, не бывает. Одно отклонение провоцирует  другое, одна группа отклонений накладывается  на другую. Социальные отклонения у  ребенка обычно имеют в качестве причин и предпосылок отклонения в здоровье, психические и педагогические отклонения.

Таким образом, любое отклонение нельзя рассматривать «в чистом виде», оно, как правило, интегрирует другие виды отклонений. Поэтому в федеральном  законе РФ «Об основных гарантиях  прав ребенка в Российской Федерации» введено понятие «дети, находящиеся  в трудной жизненной ситуации». В эту категорию входят фактически все дети, о которых шла речь выше: дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети, оказавшиеся в экстремальных ситуациях; дети — жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Для работы социального педагога в целом очень важное значение имеет пограничная зона между нормой и отклонением. Так, если говорить о социальных отклонениях, то между нормальным типом поведения и отклоняющимся, отмеченным такими чертами, как безволие, чрезмерная активность, гнев и страх, резко выраженная внушаемость и др., располагается неизмеримое количество переходных ступеней от нормы к отклонению, Вследствие этого нет возможности провести четкую грань между естественным проявлением характера ребенка и отклонениями в нем. [7]

Итак, мы выяснили, что такое  здоровье, каковы его составляющие, какое значение имеет понятие «отклонение от нормы» в социальной педагогике, какие виды отклонения от нормы бывают и так далее.

Таким образом, целесообразно  далее проанализировать понятие  социально-педагогического сопровождения.

 

 

Понятие социально-педагогического  сопровождения

Для начала необходимо разобраться, что же такое «сопровождение».

«Сопровождать», как объясняет  словарь Ожегова, – это значит «следовать вместе, находиться рядом, сопутствовать чему-нибудь, производить одновременно, дополнять». Сегодня слово сопровождение имеет многозначное звучание. Говорят о музыкальном сопровождении, о сопровождении летательных аппаратов, о сопровождении каких-либо технологических процессов. [2,3]

Следует заметить, что термин «сопровождение» можно рассматривать  в различных аспектах. Например, в психологии и педагогике слово «сопровождение» так же толкуется неоднозначно.

В психолого-педагогическом аспекте сопровождение чаще всего  рассматривается как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом  развития оптимальных решений в  различных ситуациях жизненного выбора. Сопровождение – это всегда взаимодействие сопровождающего и  сопровождаемого.

Психологическое сопровождение  направлено, прежде всего, на разрешение жизненных проблем сопровождаемого  человека. При этом под сопровождением понимается особый вид взаимодействия, целевым назначением которого выступает  научение субъекта развития искусству  предупреждения и решения проблем.

Педагогическое сопровождение  также предполагает взаимодействие педагога и ребенка, обеспечивающее успешность учения и самовоспитания ребенка.

Педагогическое сопровождение  дифференцируется в соответствии с  доминирующими задачами, которые  реализуют педагоги.

Можно, например, говорить о  дидактическом сопровождении, целью  которого является поддержка самостоятельной  учебной деятельности.

Можно говорить о коррекционном  сопровождении детей, имеющих особые нужды. [2,3]

Наконец, мы подобрались  к определению социально-педагогического  сопровождения.

Социально-педагогическое сопровождение  имеет специфику и прежде всего направлено на поддержку ребенка в построении им социальных отношений, на обучение ребенка новым моделям взаимодействия с собой и миром, на преодоление трудностей социализации.

Социально-педагогическое сопровождение, несомненно, реализуя имманентные для  данного процесса цели, выступает  в качестве воспитывающего фактора. Социальное воспитание и социально-педагогическое сопровождение диалектично связаны между собой. Если социально-педагогическое сопровождение выступает в качестве фактора воспитания, то воспитание является целевой функцией социально-педагогического сопровождения.

Когда мы говорим о воспитании как о целенаправленном процессе, организуемом педагогами, то должны предполагать, что в процессе роста субъектного  фактора социально-педагогическое сопровождение приобретает всё  более значимую роль в формировании новообразований личности ребенка.

Сам механизм воспитывающих  влияний, определенных нашими концептуальными  позициями невозможен без социально-педагогического  сопровождения.

Воспитание, которое авторитарные авторитарные педагоги часто представляют как манипулирование поведением человека, направлено именно на рецептурный подход, который предлагает воспитанникам готовые рецепты жизни.

Воспитание, которое направлено на формирование готовности к самостоятельному экзистенциальному и социальному  выбору, рассматривает в качестве главного фактора педагогическое сопровождение.

Задачи социально-педагогического  сопровождения:

  1. Актуализация ситуации.
  2. Нравственное саморегулирование, создание для него условий.
  3. Социальное закаливание.

Компоненты технологии социально-педагогического  сопровождения:

  1. Диагностический – определяется уровень социальности ребенка и готовности к восприятию события. Диагностика должна анализировать, насколько событие имеет воспитательно-побуждающий потенциал; должна быть направлена на выявление причин возникающих у детей проблем и затруднений; должна дифференцировать детей с учетом психических, физических и гендерных различий.
  2. Консультационный – консультация должна быть направлена на пробуждение внутренних ресурсов ребенка, которые помогают преодолеть возникающие затруднения.
  3. Практический – непосредственная организация определенной деятельности ребенка, которая способствует его саморазвитию в происходящих событиях, в том числе и специально организованных.
  4. Прогностический – определение потенциальных возможностей развития.

Информация о работе Организация социально-педагогического сопровождения деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающегося