Организация социально-педагогического сопровождения деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающегося

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 21:45, реферат

Описание работы

В настоящее время воспитанию в семьях уделяется недостаточно внимания, времени и усилий, что толкает подростков на путь ухода от непонятной и нестабильной реальности в иллюзорный мир посредством использования различных психоактивных веществ (ПАВ). Как следует из большинства социологических исследований и научных публикаций, в России 8 % молодежи периодически употребляют наркотики.

Содержание работы

Введение
Основная часть:
Понятие здоровья и отклонение от нормы здоровья в социальной педагогике
Понятие социально-педагогического сопровождения
Рекомендации по организации социально-педагогического сопровождения профилактики употребления психоактивных веществ и формирования здорового образа жизни в школе
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат на тему (Автосохраненный).docx

— 47.56 Кб (Скачать файл)

Если мы говорим о социально-педагогическом сопровождении как процессе, то должны, рассматривая его диалектически, выделить источник его развития, движущую силу и основные этапы.

Как уже говорилось ранее, целью социально-педагогической деятельности является формирование социальности ребенка. Источником является противоречие между  актуальным уровнем социального  опыта и недостаточностью его  для решения ребенком социальной проблемы. Такой недостаток как раз  и может быть компенсирован в  процессе взаимодействия ребенка с  субъектом социально-педагогического  сопровождения. Это взаимодействие и является движущей силой данного  процесса.

Целесообразно выделить три  компонента социально-педагогического  сопровождения: пропедевтический, актуальный, рефлексивный.

Пропедевтический компонент  предполагает формирование социальной компетентности детей в процессе проводимых с ними специальных занятий.

Актуальный компонент  предполагает конкретную деятельность педагога в период возникновения  реальной ситуации, требующей помощи поддержки взрослых людей.

Рефлексивный компонент  или компонент последействия  предполагает осмысление происходящего  и проектирование определенных действий в будущем.

Процесс социально-педагогического  сопровождения цикличен и включает в себя следующие этапы.

Первым является этап проблематизации. На этом этапе педагоги обнаруживают и актуализируют вместе с ребенком предмет социально-педагогического сопровождения, каковыми являются проблема, трудность, обида ребенка. Выявляется его суть, причины возникновения, обнаруживаются противоречия, формулируется проблема.

На втором, поисково-вариативном, этапе осуществляется поиск вариантов  решения проблемы и определяется степень участия взрослого в  этом процессе, а так же средства сопровождения.

На третьем, практически-действенном, этапе совместно с детьми совершаются  реальные или виртуальные (в случае имитации) действия, которые приводят ребенка к решению проблемы.

На четвертом, аналитическом, этапе взрослые и дети анализируют  происходящее, прогнозируют возможность  появления новых трудностей и  путей их преодоления.

Средства социально-педагогического  сопровождения:

  1. Информирование. Расширение, изменение информированности ребенка, повышение социальной грамотности в областях тех проблем, которые в настоящий момент являются для него актуальными.
  2. Создание аналогий. Косвенное влияние на установки, стереотипы позволяет взглянуть на ситуацию со стороны.
  3. Установление логических взаимодействий.
  4. Совместное логическое обоснование решения.
  5. Конкретное пожелание.
  6. Эмоциональное «заражение». Умение педагога «заразить» детей своим эмоциональным состоянием.
  7. Релаксация.
  8. Ролевое проигрывание.
  9. Анализ ситуации.
  10. Социальные проблемы и т. д.

Формы социально-педагогического  сопровождения:

Диалог (дискуссия)

Проектирование

Совместная деятельность. [2,3]

Таким образом, мы проанализировали понятие «сопровождение» в различных  его аспектах, - психологическом, педагогическом, социально-педагогическом, дидактическом  и так далее.

Целью нашего исследования был поиск оптимальных средств  социально-педагогического сопровождения  профилактики употребления психоактивных  веществ и формирования здорового  образа жизни. Поэтому следующим этапом целесообразно рассмотреть организацию социально-педагогического сопровождения профилактики употребления психоактивных веществ и формирования здорового образа жизни в школе.

 

 

Рекомендации  по организации социально-педагогического  сопровождения профилактики употребления психоактивных веществ и формирования здорового образа жизни в школе

С одной стороны, работа социального педагога в школе направлена на социально-педагогическое сопровождение профилактики отклонений, предупреждения нарушений определенных норм и правил, принятых в обществе, профилактики употребления психоактивных веществ и формирования здорового образа жизни, с другой — на реабилитацию детей, в развитии которых установлены те или иные отклонения. Это очень важная и большая работа: как помочь детям, «выпавшим из социальной колеи», вернуться в общество.

В связи с этим, для  организации социально-педагогического  сопровождения деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающегося социальный педагог совместно с другими специалистами школы должны поставить перед собой следующие задачи:

  • Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.
  • Популяризовать преимущества здорового образа жизни, расширять кругозор школьников в области физической культуры и спорта, стимулировать их к овладению индивидуальными способами ведения здорового образа жизни.
  • Организовать систему профилактических работ по предотвращению роста заболеваемости учащихся школы.
  • Создать условия для осознания подростками здоровья как ценности, увеличить потенциальную способность детей и подростков жить без зависимостей, быть здоровым физически, психологически, социально и духовно.
  • Ориентировать социально-педагогические действия, мобилизирующие усилия школьника, направленные на формирование психологического здоровья как фактора защиты от влияния наркогенной окружающей среды.
  • Подготовить педагогов к организации первичной профилактической деятельности
  • Проводить работу с родителями учащихся, направленную на формирование в семьях здоровьесберегающих условий, здорового образа жизни, профилактику вредных привычек.
  • Использовать в социально-педагогической деятельности дополнительные ресурсные возможности общественной и образовательной среды города и области.

Данные задачи можно решить посредством:

  • Лекций.
  • Бесед.
  • Тренингов и упражнений тренингового характера.
  • Арт-терапии.
  • Ролевых игр.
  • Составления информационных газет с активами классов.
  • Конкурсов рисунков, плакатов, мини-сочинений.
  • Решения ситуационных задач.
  • Дискуссий.
  • Урок "вопрос - ответ".
  • Просмотра художественных и документальных видеофильмов с последующим их обсуждением.
  • Театрализованных представлений "Суд над наркотиками", "Нет курению" и др.
  • Проведения акций, посвященных ЗОЖ.
  • Консультаций (индивидуальных и групповых).
  • Соревнований по различным видам спорта.
  • Дней здоровья.
  • Выставок литературы по теме и др.

Комплекс этих рекомендаций ориентирует социально-педагогическое сопровождение деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающегося, направленное на профилактику употребления психоактивных веществ и формирование здорового образа жизни школьников.

Данная работа должна осуществляться за счет интеграции усилий педагогической, социально-психологической и досуговой служб школы. Но эффективность эти рекомендации приобретут только в том случае, если подходить к этому с позиции системного подхода. Поэтому необходимо направить усилия школы на:

  • Работу с субъектами педагогического процесса (с родителями, с учителями, с учащимися)
  • Взаимодействие с социальными институтами и учреждениями города и области. [1,4]

 

 

Список литературы:

  1. Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 440 с.
  2. Здоровье. Статья из википедии. [Эл. ресурс] // http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D0%B5
  3. Макеева Т. В. Теоретические основы социально-педагогического сопровождения развития ребенка [Текст] // Психологическое и социально-педагогическое сопровождение детей и молодежи: Материалы международной научной конференции (6 – 8 декабря 2005г.): в 2-х т. Т.2. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2005. – С. 17 – 18.
  4. Программа "Пропаганда здорового образа жизни и профилактика употребления психоактивных веществ" [Эл. ресурс]// http://festival.1september.ru/articles/575596/
  5. Рожков М. И., Сапожникова Т. Н. Социально-педагогическое сопровождение жизненного самоопределения старшеклассников как фактор употребления психоактивных веществ в молодежной среде [Текст]: монография. – Ярославль: Издательство ЯГПУ, 2009. – 180 с.
  6. Рожков М.И., Макеева Т.В. Социально-педагогическая деятельность [Текст]. – Ярославль: Издательство ЯГПУ, 2009. – 445 с.
  7. Федяев Ю. Введение в профессию «Социальный педагог» [Эл. ресурс] // http://www.fage87.h18.ru/6.html

 


Информация о работе Организация социально-педагогического сопровождения деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающегося