Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2015 в 20:56, контрольная работа
Дошкольное образование является неотъемлемой составной частью и первым звеном в единой системе непрерывного образования, где происходит становление основ личности. В соответствии с общепринятой возрастной периодизацией развития человека дошкольное детство охватывает период от рождения до 6 лет, когда происходит активное формирование двигательной, чувственной и интеллектуальной сфер ребенка, развитие его речи и основных психических процессов, способностей и социально значимых качеств. Высокая интенсивность процесса формирования личности в период дошкольного детства позволяет особенно эффективно осуществлять педагогическое взаимодействие с ребенком и решать задачи его развития, воспитания и обучения.
Введение……………………………………………………………….........3
1.Организация в процессе обучения дошкольников в исследованиях А.П. Усовой, в современных образовательных программах ДОУ…………….4
2.Обучение как системообразующий фактор в процессе развития личности ребенка посредством обучения, воспитания и развития. Образовательная и воспитательная функции обучения. Понятие обучения и формирования предпосылок учебной деятельности. Мотивы учебной деятельности………………………………………………………………………8
Заключение……………………………………………………………......15
Список использованной литературы…………………………………….16
Министерство образования Оренбургской области
ГБОУ СПО «Педагогический колледж» г.Бузулука
Контрольная работа
По МДК.03.01. Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах
Выполнила: Студентка 3 курса Специальность 44.02.01 Дошкольное образование (заочное обучение) Вострикова Наталия Викторовна |
Рег.№______________
Дата________________
2015г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Организация в процессе
обучения дошкольников в
2.Обучение как
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………….16
Введение
Дошкольное образование является неотъемлемой составной частью и первым звеном в единой системе непрерывного образования, где происходит становление основ личности. В соответствии с общепринятой возрастной периодизацией развития человека дошкольное детство охватывает период от рождения до 6 лет, когда происходит активное формирование двигательной, чувственной и интеллектуальной сфер ребенка, развитие его речи и основных психических процессов, способностей и социально значимых качеств. Высокая интенсивность процесса формирования личности в период дошкольного детства позволяет особенно эффективно осуществлять педагогическое взаимодействие с ребенком и решать задачи его развития, воспитания и обучения. Именно это положение дает основание считать проблемы целенаправленного обучения дошкольников в соответствии с их специфическими возрастными особенностями наиболее актуальными для современного этапа развития как общей, так и дошкольной дидактики.
Современное состояние отечественного дошкольного образования ориентируется именно на данные положения, что находит свое отражение в нормативных документах, определяющих отношение к подрастающему поколению, приоритетность прав детей в обществе и особенности социальной и образовательной политики. Наметилась очевидная тенденция к возникновению новых видов воспитательно-образовательных учреждений для детей дошкольного возраста как государственного, так и негосударственного характера (эстетические и оздоровительные центры, группы дополнительного образования, комплексы детский сад—школа и др.). Их деятельность связана с предоставлением населению разнообразных образовательных услуг, отвечающих возрастающим запросам родителей и ориентирующихся на поднятие общего уровня детей, развитие их индивидуальных способностей, раскрытие творческого потенциала каждой личности. Данный процесс обуславливает необходимость определения новых подходов в том числе и к обучению ребенка-дошкольника.
1.Организация
в процессе обучения
Сложность исследования проблемы обучения и развития обусловлена недостаточной разработанностью, как понятия «обучение», так и понятия «развитие». В ряде исследований основные закономерности обучения выводятся из особенностей познавательной деятельности детей (А. П. Усова, 1970). Действительно, при поверхностном анализе процесса обучения на первый план выступает тот неоспоримый факт, что обучение должно строиться с учетом наличного уровня развития ребенка. В противном случае он не усвоит новые знания, новые способы мыслительной деятельности. Однако важно подчеркнуть, что наличный уровень познавательной деятельности детей является результатом стихийных форм предшествующего обучения.
Можно ли вообще говорить о системе знаний для детей дошкольного возраста? Результаты педагогических и психологических исследований убедительно свидетельствуют в пользу систематизации дошкольных знаний. Материал, определенным образом упорядоченный в четкую целостную систему с простым принципом построения, легче усваивается, чем материал разрозненный, случайный. Переход от познания отдельных внешних свойств явлений к познанию внутренних существенных их связей, играющий важную роль в развитии содержания и форм мышления, может быть осуществлен лишь и процессе последовательного усвоения детьми соответствующей системы знаний, когда каждое последующее формируемое представление или понятие вытекает из предыдущего, а вся система опирается на определенные исходные положения, выступающие как ее центральное ядро.
Рассмотрим на примере отдельно взятое дошкольное учреждение:
Григорьева Е.В. в течение пяти лет работает над темой «Развитие познавательной активности у детей через детское экспериментирование».
Опираясь на труды отечественных педагогов Г.М. Лялиной, А.П. Усовой, Е.А. Панько, она пришла к выводу о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.
Изучая труды Л.С. Выготского и Н.П. Поддъякова, Елене Владимировне стало ясно, что между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий.
При планировании работы по организации детского экспериментирования педагог учитывала то, что в процессе исследовательской деятельности ребенок должен приобретать опыт физический, природоведческий, социальный, познавательный, лингвистический, волевой, личностный, поведенческий. Она перестраивает содержание занятий, включает экспериментирование в учебно-воспитательный процесс, внедряет детское экспериментирование в занятия, которые стали носить развивающий познавательный эффект. В разработанных занятиях термин "экспериментирование", понимается педагогом как особый способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных условиях и ситуациях. В этих занятиях учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д.
С детьми раннего возраста она работала над проблемой развития познавательной активности через сенсорные способности.
На данном возрастном этапе ставила задачи:
1. Побудить детей к
обследованию предметов с
2. Сформировать представления о форме, цвете, величине предметов.
Исследовательская деятельность, которую она старалась включить в разные виды деятельности, способствовала приобретению более содержательных сведений о предметах ближайшего окружения и жизни людей.
Исследуя окружающую действительность, дети стали стремиться выйти за пределы непосредственного окружения. Интересное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах – является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира. Детская любознательность, расширения словарного запаса, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах – это предпосылки для восприятия естественнонаучных представлений – это направление работы второго этапа исследовательской деятельности. Работа с детьми старшего дошкольного возраста строилась по трем уровням реализации "исследовательского обучения" (по А.И. Савенкову). Разрабатывая содержание занятий по организации экспериментальной деятельности детей, Елена Владимировна ориентировалась на то, что ребенок в своем индивидуальном развитии повторяет культурно-исторический путь человечества: сам обследует предметы и приобретает опыт пользования ими. Обобщая опыт педагога, можно сделать вывод, что экспериментирование- это эффективный опыт обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах.
В настоящее время интенсивно Елена Владимировна разрабатывает принципы отбора и систематизации дошкольных знаний. Вопросы разработки системы дошкольных знаний находят отражение в трудах А. П. Усовой. Она отмечала, что, сообщая детям сведения о тех или иных предметах и явлениях действительности, важно подводить их к пониманию простых связей и закономерностей. В предлагаемой детям системе знаний о той или иной области действительности должны быть отражены существенные связи этой области. А. П. Усова подчеркивала, что усвоение детьми общих знаний ведет к существенной перестройке отдельных частных знаний, к цементированию их в целостную систему. Таким образом, в процессе умственного развития детей происходит тесное взаимодействие частных и общих знаний.
Современные исследования познавательных процессов детей позволили внести существенный вклад в решение проблемы умственного воспитания дошкольников. В ряде исследований разработано важное положение, заключающееся в том, что ребенок в процессе предметно-чувственной деятельности (изобразительной деятельности, конструирования, труда в природе) может выделить существенные центральные связи явлений в той или иной области действительности и отразить их в образной форме — в форме представлений. Таким образом, в дошкольном возрасте возможно формирование таких представлений и элементарных понятий, которые могут стать ядром системы знаний. Это открывает новый принцип отбора и систематизации дошкольных знаний, который отличается от школьного и в то же время мало ему уступает по эффективности умственного развития детей.
2.Обучение как
системообразующий фактор в
Функции обучения характеризуют сущность процесса обучения, тогда как задачи являются одним из компонентов обучения.
Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен прежде всего на формирование знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности. Усвоенные, интериоризованные знания характеризуются полнотой, системностью, осознанностью и действенностью. Современная дидактика считает, что знания обнаруживаются в умениях ученика и что, следовательно, образование состоит не столько в формировании «абстрактного» знания, сколько в развитии умений использовать его для получения новых знаний и решения жизненных задач. Поэтому образовательная функция обучения предполагает, что обучение направлено наряду со знанием на формирование умений и навыков, как общих, так и специальных. Специальные умения относятся к способам деятельности в отдельных отраслях науки, учебного предмета. К общим умениям и навыкам относятся владение устной и письменной речью, информационными материалами, чтение, работа с книгой, реферирование и пр.
Развивающая функция обучения обозначает то, что в процессе обучения, усвоения знаний происходит развитие обучаемого. Это развитие происходит во всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной области. Развивающая функция обучения по существу составляет проблему взаимоотношения обучения и развития – один из острейших вопросов в психологии и современной дидактике.
Современная организация обучения направлена не столько на формирование знаний, сколько на разностороннее развитие ученика, в первую очередь умственное, обучение приемам умственной деятельности, анализу, сравнению, классификации, обучение способности наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, обучение умению выделять цели и способы деятельности, проверять результаты ее.
Всякое учение ведет к развитию, но обучение носит развивающий характер, если специально направлено на цели развития личности, что должно находить реализацию и в отборе содержания образования, и в дидактической организации учебного процесса.
Процесс обучения носит также и воспитывающий характер. Педагогическая наука считает, что связь между воспитанием и обучением является объективной закономерностью, так же как связь между обучением и развитием. Однако воспитание в процессе обучения осложняется влиянием внешних факторов (семья, микросреда и пр.), что делает воспитание более сложным процессом.
Воспитательная функция обучения состоит в том, что в процессе обучения формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять законы, в нем принятые. В процессе обучения формируются также потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение.
Чтобы оказывать формирующее воздействие на учащихся в обучении, учитель должен, во-первых, анализировать и отбирать учебный материал с точки зрения его воспитательного потенциала, во-вторых, так строить процесс обучения и общения, чтобы стимулировать личностное восприятие учебной информации учениками, вызывать их активное оценочное отношение к изучаемому, формировать их интересы, потребности, гуманистическую направленность.
Предпосылки формирования учебной деятельности у дошкольников
Учебная деятельность должна
увлекать ребят, приносить
радость, давать удовлетворение. Важно
с самого раннего детства воспитывать
у детей познавательные интересы, так
как именно они являются важными мотивами
человеческой деятельности, выражают
осознанную направленность личности,
положительно влияют на все психические
процессы и функции, активизируют способности.
Испытывая интерес к какой-либо деятельности,
человек не может оставаться безразличным
и вялым. В состоянии интереса возникает
подъем всех человеческих сил. Особо важно
это учитывать при организации учебной
деятельности детей.
Нельзя считать убедительными
взгляды тех, кто считает,
что учебная деятельность ребят должна
строиться не столько на интересе, сколько
на чувстве долга, ответственности, дисциплинированности.
Конечно, эти качества необходимо воспитывать,
чтобы решить проблему формирования волевых
качеств у ребенка-дошкольника, но недостаточно
только говорить, каким он должен быть.
Важно помнить, что у детей еще очень слабо
развиты произвольное внимание и произвольное
запоминание, необходимые для того, чтобы
учиться. Нужно учитывать и уровень работоспособности
ребенка.