Организация внеурочной деятельности по социальному творчеству с младшими школьниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 09:45, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение особенностей организации внеурочной деятельности по социальному творчеству с младшими школьниками.
Проблема объект, предмет и цель исследования определили необходимость постановки и решение следующих задач:
1. На основе анализа литературы рассмотреть понятие: внеурочная деятельность, социальное творчество.
2. Раскрыть особенности организации внеурочной деятельности с младшими школьниками.
3. Раскрыть значимость социального творчества при организации внеурочной деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Сущность организации внеурочной деятельности с младшими школьниками
1.2. Социальное творчество как основа раскрытия потенциала личности

ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО СОЦИАЛЬНОМУ ТВОРЧЕСТВУ
2.1. Принципы построения внеурочной деятельности по социальному творчеству
2.2 .Современные наработки в организации внеурочной деятельности по социальному творчеству

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая булата.docx

— 41.18 Кб (Скачать файл)

КУРСОВАЯ РАБОТА

По теме

Организация внеурочной деятельности по социальному творчеству с младшими школьниками

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Сущность организации внеурочной деятельности с младшими школьниками

1.2. Социальное творчество как основа раскрытия потенциала личности

 

ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО СОЦИАЛЬНОМУ ТВОРЧЕСТВУ

2.1. Принципы построения внеурочной деятельности по социальному творчеству

2.2 .Современные наработки в организации внеурочной деятельности по социальному творчеству

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования.

Внимание к проблеме исследования организации внеурочной деятельности по социальному творчеству с младшими школьниками обусловлено актуальностью вопросов, связанных с организацией данного вида деятельности. Так как с поступлением в образовательное учреждение ребенок впервые начинает заниматься социально значимой, общественной оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения учащегося с внешним миром определяются его новой социальной позицией - ролью ученика, школьника. Центральной линией развития младшего школьника является формирование духовно-нравственной, интеллектуально развитой, социально адаптированной личности, способной управлять собой, оценивать свои поступки и поступки окружающих, поэтому так важно при организации внеурочной деятельности с младшими школьниками опираться на эти стороны развития ребенка. Особую актуальность проблемы организации внеурочной деятельности приобретают в младшем школьном возрасте. Это связано с изменением социальной ситуации развития ребенка, с появлением нового ведущего вида деятельности, с началом интенсивного формирования личностных черт. Однако работ, посвященных вопросам организации внеурочной деятельности по социальному творчеству, явно недостаточно. Это связано прежде всего с тем, что исследователи не акцентируют свое внимание на таком направлении внеурочной деятельности, как социальное творчество.

Таким образом, актуальность темы диктуется недостатками рассмотрения проблемы организации внеурочной деятельности по социальному творчеству с младшими школьниками.

Объект исследования: воспитательный процесс.

Предмет исследования: организация внеурочной деятельности по социальному творчеству с младшими школьниками.

Цель исследования: изучение особенностей организации внеурочной деятельности по социальному творчеству с младшими школьниками.

Проблема объект, предмет и цель исследования определили необходимость постановки и решение следующих задач:

1. На основе анализа  литературы рассмотреть понятие: внеурочная деятельность, социальное  творчество.

2. Раскрыть особенности  организации внеурочной деятельности  с младшими школьниками.

3. Раскрыть значимость  социального творчества при организации  внеурочной деятельности.

 

ГЛАВА I. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

    1. Сущность организации внеурочной деятельности с младшими школьниками

 

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

В последние годы развернулась серьезная научно-методическая работа, благодаря которой дополнительное образование получило теоретическое обоснование. Наиболее важные положения были выдвинуты в работах В.В. Беловой, В.А. Березиной, А.К. Бруднова, Г.П. Будановой, О.Е. Лебедева, М.Б. Коваль, В.И. Панова, Г.Н. Поповой, А.И. Щетинской и др.

По сути дела, внеурочная работа предполагает, прежде всего, работу с одной возрастной группой учащихся и ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели. Реже организуются дела и праздники, охватывающие учащихся нескольких классов (5-7, 8-9, 10-11 классов). Внеурочная работа имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (дискуссионные клубы, вечера встреч с интересными людьми, экскурсии, посещение театров и музеев с последующим обсуждением увиденного, социально значимые дела, трудовые акции). Внеурочная работа - хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе между одноклассниками, между учащимися и классным руководителем, между разными группами в классе. Это возможность создать ученический коллектив и органы самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников способствовать решению задач нравственного воспитания. Поэтому неудивительно, что к слову «внеурочная работа» часто добавляют «воспитательная».

Такая трактовка внеурочной работы, конечно, условна. Однако ее выделение из системы дополнительного образования нам представляется целесообразным, так как позволяет лучше понять ее границы.

Внеурочная работа не только тесно связана с дополнительным образованием, но переплетается с ним тогда, когда дело касается создания условий для включения детей в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность. Общешкольные праздники, коллективные дела, социально значимые акции также являются полем их пересечения, потому что в них принимают самое активное участие члены творческих коллективов и педагоги дополнительного образования.

В качестве форм, в которых может быть реализована внеурочная деятельность закреплены такие формы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.

Внеурочная деятельность - проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая важную роль в развитии обучающихся и формировании ученического коллектива [22].

Внеурочная деятельность обучающихся в условиях внедрения ФГОС осуществляется в четырёх стратах:

Реализация учебного плана образовательного учреждения - часть, формируемая участниками образовательного процесса (школьные научные общества, научные исследования, курсы по выбору и т.д.).

Деятельность специалистов сферы воспитания в рамках функциональных обязанностей (воспитателя группы продлённого дня, старшего вожатого, социального педагога, педагога-психолога, педагога-организатора, классного руководителя).

Дополнительное образование детей в условиях школы (секции, творческие объединения, лагерные смены и пр.).

Дополнительное образование детей в условиях УДОД, культуры, спорта (использование кадровых и материально-технических ресурсов на базе учреждений - партнёров либо на базе школы).

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь - это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. [9]

Реализация внеурочной деятельности в начальной школе позволяет также решить ряд очень важных задач:

1. Обеспечить благоприятную  адаптацию ребенка в школе;

2. Снизить учебную нагрузку  обучающегося;

3. Улучшить условия для  развития ребенка;

4. Учесть возрастные и  индивидуальные особенности обучающегося.

Большинство ученых склоняются к мнению, что главными направлениями внеурочной деятельности являются:

1. Спортивно-оздоровительная;

2. Художественно-эстетическое  направление;

3. Научно-познавательное  направление;

4. Военно-патриотическое  направление;

5. Социальное направление.

Именно эти направления заложены в базисном учебном плане. Для реализации перечисленных направлений в образовательном учреждении используются различные виды деятельности, таких как: игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность, художественное творчество, социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность), трудовая деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность, туристско-краеведческая деятельность.

Остановимся подробнее на каждом из этих направлений:

1. Спортивно - оздоровительное  направление

В период младшего школьного возраста у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. По данному направлению разработаны различные программы, где цель предполагает формирование у младших школьников основных двигательных навыков. Необходимо отметить, что подвижные игры являются хорошим средством физической подготовки. Большинство программ предполагают, что при разучивании подвижных игр учащиеся приобретают необходимые умения и навыки, которые будут способствовать усвоению учебной программы на уроках физической культуры. В младшем школьном возрасте закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствование естественных движений, элементарных игровых умений, технико-тактического взаимодействия, необходимые школьникам при дальнейшем овладении спортивными играми в средней школе.

2. Художественно-эстетическое  направление имеет огромное значение  в становлении и развитии личности  ребенка, т.к. пытается ввести детей  в мир русской народной культуры, способствовать принятию ими  нравственных ценностей русского  народа (единство человека и природы, любовь к родной земле, трудолюбие, милосердие).

В результате занятий происходит стимулирование самостоятельного художественного творчества учащихся, создание в образовательном пространстве системы нравственно-эстетического взаимодействия на основе интеграции искусства, педагогики, психологии.

3. Научно-познавательное  направление основано на изучении  учащимися краеведческого материала. Краеведение способствует решению  задач социальной адаптации учащихся  школы, формированию у них готовности  жить и трудиться в своем  городе, участвовать в его развитии, социально-экономическом и культурном  обновлении. Изучение родного края, малой родины очень важно начинать  с начальных классов. Цель данного  направления: развитие личности, ее  познавательных интересов, нравственной  культуры, творческих способностей, инициативы и самостоятельности; получение и расширение знаний  учащихся о родном крае, его  истории, традициях и культуре; патриотическое, нравственное, эстетическое воспитание  на основе формирования исторического  сознания.

4. Военно-патриотическое направление.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека как направление внеурочной деятельности включает в себя:

- ценностное отношение  к России, своему народу, своему  краю, отечественному культурно-историческому  наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому  и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

- элементарные представления  об институтах гражданского общества, о государственном устройстве  и социальной структуре российского  общества, наиболее значимых страницах  истории страны, об этнических  традициях и культурном достоянии  своего края, о примерах исполнения  гражданского и патриотического  долга;

- первоначальный опыт  постижения ценностей гражданского  общества, национальной истории  и культуры;

- опыт ролевого взаимодействия  и реализации гражданской, патриотической  позиции;

- опыт социальной и  межкультурной коммуникации;

- начальные представления  о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

5. Социальное направление

В основу организации внеурочной деятельности в рамках социального направления может быть положена общественно - полезная деятельность.

Без усвоения норм взаимоотношений невозможно формирование социальной активности, в процессе развития которой происходит повышение уровня самоопределения ребенка, расширение понимания им своего места в системе отношений «я и мои сверстники», «я и взрослые», «я и общество». Критерием оценки общественно полезной деятельности младшего школьника является не просто ее продукт (он может быть минимален), а степень сформированности ответственного отношения к общему делу.

Информация о работе Организация внеурочной деятельности по социальному творчеству с младшими школьниками