Организация внеурочной деятельности по социальному творчеству с младшими школьниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 09:45, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение особенностей организации внеурочной деятельности по социальному творчеству с младшими школьниками.
Проблема объект, предмет и цель исследования определили необходимость постановки и решение следующих задач:
1. На основе анализа литературы рассмотреть понятие: внеурочная деятельность, социальное творчество.
2. Раскрыть особенности организации внеурочной деятельности с младшими школьниками.
3. Раскрыть значимость социального творчества при организации внеурочной деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Сущность организации внеурочной деятельности с младшими школьниками
1.2. Социальное творчество как основа раскрытия потенциала личности

ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО СОЦИАЛЬНОМУ ТВОРЧЕСТВУ
2.1. Принципы построения внеурочной деятельности по социальному творчеству
2.2 .Современные наработки в организации внеурочной деятельности по социальному творчеству

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая булата.docx

— 41.18 Кб (Скачать файл)

Направление внеурочной работы, связанное с общественно-полезной деятельностью, может быть представлено следующими видами деятельности: социальное творчество, волонтёрская деятельность, трудовая деятельность и др. с учетом имеющихся в распоряжении ресурсов, желаемых результатов и специфики образовательного учреждения. Общественно - полезная деятельность школьников уже в начальных классах должна учить детей самостоятельности в организации собственной индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.

Таким образом, внеурочная работа - это деятельность, организуемая в свободное от уроков время для реализации интересов и потребностей учащихся одного класса, для организации содержательного культурного досуга. Внеурочная работа решает, прежде всего, задачи воспитательного и просветительского характера и организуется классными руководителями, вожатыми, воспитателями при активном участии самих школьников.

 

 

 

 

1.2. Социальное творчество как основа раскрытия потенциала личности

 

Творчество в широком смысле можно рассматривать как любую инновационную деятельность. Это самый ценный и для человека, и для общества вид досуга. Творчество подразумевает не потребление, а создание материальных и духовных ценностей. В творчестве как деятельности, главное - сам человек, его мотивы, потребности, интересы, стремления к самореализации, развитию, самосовершенствованию. Творчество всегда есть преодоление личностью себя, своей инертности, консерватизма, ограниченности. На личностном уровне творчество проявляется в повседневной и профессиональной деятельности. Всякое творчество - социально: именно в обществе развиваются и реализуются способности человека, формируется социальный спрос на то или иное новшество, удовлетворяются социальные потребности в данном новшестве, находится потребитель данного нового.

Анализируя литературу можно выделить два подхода к пониманию социального творчества:

- обществоведческое: высшая форма социальной деятельности; созидательный процесс, направленный на преобразование и создание качественно новых форм социальных отношений и общественного бытия;

- педагогическое: активная деятельность молодых людей в социуме и конструирование социальной среды с целью социализации и развития личности.

Социальное творчество - это такая созидательная инновационная деятельность людей в обществе, которая способствует развитию, сохранению и саморазвитию личности, социальных групп, социальных институтов, общества в целом. Но сущность социального творчества заключается в том, что всякое вновь созданное способствует удовлетворению растущих потребностей человека, организации или общества, способствует развитию экономики (в частности, росту рабочих мест) или культуры (материальной и духовной). Кроме того, в социальном творчестве отдельных личностей, организаций и общества проявляется их необходимость постоянно приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни и задачам, переосмысливать видение ситуации и находить ее новые интерпретации, чтобы оставаться конкурентоспособными и жизнеспособными. В этом контексте социальное творчество - это важнейший механизм развития как личности, так и общества. Используя в своих целях информацию, энергию и вещество, человек строит свою творческую деятельность, создавая и развивая мир вокруг себя. В свою очередь, преобразовательная активность не только изменяет мир и общество в целом, но и развитие самого человека. Преображая реальность, человек постигает в себе нечто уникальное, принадлежащее только ему как живому существу, открывая простор для самореализации своего индивидуального творческого потенциала.

Социальное творчество - это такой социально-духовный феномен, который регулирует взаимодействие людей в обществе. Социальное творчество - это единство социального наследования и новаторства, создания нового и разрушение отжившего, объединение людей и соперничество, конкуренция. Без социального творчества неосуществима никакая социальная задача, никакое социальное строительство. [4]

В основе социального творчества лежат: социальное проектирование, конструирование, программирование и планирование. Социальное творчество - целостное многоуровневое социально-духовное явление, подчиненное универсальным законам развития личности и общества; творчество человека осуществляется в определенных природных и социокультурных условиях, порожденных традициями, обычаями, психологией и менталитетом народа, культурой. Социальное творчество проявляется в умении увидеть проблему (противоречия), оценить возможность ее решения с точки зрения имеющихся в информационном поле общества репродуктивных способов и путем инсайта (озарения) найти новые решения, порождая новые культурные ценности. Свобода творчества определяется системой ценностей, в рамках которой творит человек, свободой выбора и свободой воли.

Сегодня уже не надо доказывать, что существует особый тип результатов образования, связанный с социализацией учащихся. Однако задачу социализации можно трактовать по-разному. Наиболее принципиальное различие связано с пониманием социализации либо как адаптации к существующим социальным условиям, либо как обеспечения возможности эффективной преобразующей деятельности в условиях меняющегося социума.

Основным содержанием второго понимания социализации является перевод ребёнка в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание цели, разрабатывать проекты преобразования общества и отдельных его институтов, реализовывать данные проекты. Иными словами, речь идёт о формировании юного субъекта социального творчества.

Социальное творчество - высшая форма социальной деятельности; созидательный процесс, направленный на преобразование и создание качественно новых форм социальных отношений и общественного бытия.

Социальное творчество школьников - это добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью.

Преобразования, осуществляемые в процессе социального творчества, могут касаться любых сторон (и проблем) общественной жизни: отношений между социальными группами, гражданской самоорганизации, общественной поддержки представителей социально незащищённых слоёв населения, защиты и развития культурной и природной среды существования общества и т.д.

Таким образом, под социальным творчеством можно понимать добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Ученые выделяют два подхода к пониманию социального творчества: обществоведческое и педагогическое, но мы будем исходить из второго определения, а именно, что социальное творчество - это активная деятельность молодых людей в социуме и конструирование социальной среды с целью социализации и развития личности. В общем смысле определение социальное творчество подразумевает наиболее зрелую форму социальной активности, высшую форму социальной деятельности, это созидательный процесс, направленный на преобразование сложившихся и создание качественно новых форм социальных отношений и социальной действительности. Оно предполагает мобилизацию всех интеллектуальных, духовных и физических сил, позволяет личности предельно полно раскрыть свои способности, направить энергию на достижение интересов общества, коллектива.

 

ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО СОЦИАЛЬНОМУ ТВОРЧЕСТВУ

 

2.1 Принципы построения  внеурочной деятельности по социальному  творчеству

 

Примерная программа внеурочной деятельности младших школьников по социальному творчеству основывается на принципах неадаптивной социализации, природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, поддержки самоопределения воспитанника.

Принцип неадаптивной социализации является альтернативой образовательному принципу социальной адаптации. «Социальная адаптация» предполагает воссоздание в педагогическом мышлении или образовательной реальности некоторой устойчивой социальной конструкции, к жизни в которой педагоги готовят воспитанников. Традиционно это сводится к составлению набора необходимых социальных «умений и навыков». Однако в условиях нестабильного, развивающегося социума подобный подход имеет существенные ограничения.

Неадаптивная социализация предполагает образовательное обеспечение возможности создания школьником собственной модели поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях. Важным технологическим условием выступает создание специальных социальных сред с ориентирующей функцией, где предусмотрена возможность самостоятельных проб, действий, имеющих реальный эффект, что, в частности, имеет значение и для повышения уровня социальной ответственности молодого поколения. Основной образовательный результат возникает за счёт педагогического сопровождения индивидуального социального действия и рефлексии школьника.

Подход, связанный с неадаптивной социализацией, будучи адекватным современным социальным вызовам, является новым для системы образования. Данный подход предполагает выход не только за рамки классно-урочной формы организации образовательного процесса, но и за рамки образовательного учреждения. Поэтому возникает необходимость параллельно решать целый комплекс задач, имеющих отношение не только к сфере образования, но и к социальной сфере.

Принцип природосообразности предполагает, что социально преобразующая деятельность школьников должна основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя.

Возрастосообразность - одна из важнейших конкретизаций принципа природосообразности. На каждом возрастном этапе перед человеком встаёт ряд специфических задач, от решения которых зависит его личностное развитие. Это естественно-культурные (достижение определённого уровня биологического созревания, физического развития), социально-культурные (познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые), социально-психологические (становление самосознания личности, её самоопределение в жизни) задачи.

Принцип культуросообразности предполагает, что социальное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.

Трактовка принципа коллективности применительно к социальному творчеству предполагает, что социально преобразующая добровольческая деятельность детей, осуществляясь в детско-взрослых общностях, детско-взрослых коллективах различного типа, даёт юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных гражданского самопознания, самоопределения и самореализации.

Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся в социальном творчестве, содержанием которого является обмен гражданскими ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования), а также совместное продуцирование гражданских ценностей.

Диалогичность воспитания не предполагает равенства между педагогом и школьником. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асимметричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимного понимания, признания и принятия.

Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение в процессе социального творчества субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой и историей. Реализация принципа патриотической направленности в программе внеурочной деятельности предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, этнокультурных, исторических, гражданско-политических явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству; стимулирование переживаний, которые выступают регуляторами конкретных действий, ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отечеству).

Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и выведение школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в логике замысел - реализация - рефлексия. В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе ещё не существующее, но желаемое и будучи осуществлённое в результате его активности. Это может быть и событие, и предмет, - главное, что ученик должен себе представить, что это должно быть и чем это должно быть для него. Если школьнику предварительно задали то, к чему он должен прийти, и он не может ничего изменить, то для него проектирования нет. Он может программировать свои шаги, составлять план исполнения, но проектировать в таком случае он ничего не будет.

Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределение в социальном творчестве - процесс формирования личностью собственного осмысленного и ответственного отношения к социальной действительности. Приобретение школьниками опыта социального самоопределения происходит в совместной со взрослым и сверстниками социально-значимой деятельности[27].

Таким образом, для построения программ по внеурочной деятельности младших школьников по социальному творчеству необходимо основываться на следующих принципах: неадаптивной социализации, природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, поддержки самоопределения воспитанника.

 

2.2 Современные наработки  в организации внеурочной деятельности  по социальному творчеству

добавить

Информация о работе Организация внеурочной деятельности по социальному творчеству с младшими школьниками