Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 09:45, курсовая работа
Цель исследования: изучение особенностей организации внеурочной деятельности по социальному творчеству с младшими школьниками.
Проблема объект, предмет и цель исследования определили необходимость постановки и решение следующих задач:
1. На основе анализа литературы рассмотреть понятие: внеурочная деятельность, социальное творчество.
2. Раскрыть особенности организации внеурочной деятельности с младшими школьниками.
3. Раскрыть значимость социального творчества при организации внеурочной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Сущность организации внеурочной деятельности с младшими школьниками
1.2. Социальное творчество как основа раскрытия потенциала личности
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО СОЦИАЛЬНОМУ ТВОРЧЕСТВУ
2.1. Принципы построения внеурочной деятельности по социальному творчеству
2.2 .Современные наработки в организации внеурочной деятельности по социальному творчеству
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В современной литературе встречается большое количество наработок в данной сфере. Рассмотрим схему построения программы внеурочной деятельности по социальному направлению на примере проектов:
1. Проект «Классная клумба»;
2. Проект «Добрые дела для моего класса»;
3. Проект «Наши руки не знают скуки».
Такой вид деятельности, как социальное творчество предполагает уделять большое внимание значению труда в жизни человека. Он является источником материальной и духовной культуры, средством воспитания, условием правильного физического, умственного, нравственного и эстетического развития.
Трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нем в течение жизни, начиная с детства. Школьник приобщается к труду через самообслуживание, бытовой и учебный труд и общественно - полезный труд. Активное участие детей в общественно - полезной деятельности имеет глубокий смысл. Дети учатся относиться к труду как к деятельности, которая требует усилий, напряжения, но доставляет радость, осознаётся как общественно полезная.
Общественно - полезная работа строится на основе инициативы и заинтересованности школьников, способствует формированию коллективного мнения, учит самокритично оценивать свои поступки, учиться руководить и самому выполнять распоряжения других.
Цель программы: создание условий для организации социально-значимой деятельности младших школьников.
Задачи:
- привлечь всех детей к активному участию в делах класса;
- учить детей навыкам общественной работы;
- воспитывать ответственное
отношение к поручению
- развивать организационные и коммуникативные компетенции;
- создание атмосферы
- сделать территорию школы комфортной для учебы и отдыха.
Предполагаемые результаты:
1 и 2 уровень: Каждый день дети будут решать практически ту или иную, пусть простую и маленькую, задачу общего труда. В течение всего учебного года ведётся опытная работа, приобретаются в процессе труда первоначальные знания и умения, необходимые для успешной работы по выращиванию растений. Зимой идёт подготовка к весенним работам. Дети знакомятся с семенами цветов, проверяют семена на всхожесть, выбирают необходимые сорта, проводят опыты: «Влияние света, тепла, влаги на развитие растений», «Влияние пикирования на развитие растения».
3 уровень:
Трудовые навыки, приобретённые во время работы над проектами, помогут учащимся успешно выполнять общественные поручения, положительно скажутся на развитии самостоятельности учащихся, заставят серьёзно относиться к любому труду.
Способы оценки: конкурс «Наша клумба классная», экран успеха,
Работа в первом классе ведется в рамках проектов: «Добрые дела для моего класса», «Наши руки не знают скуки», «Классная клумба», «Добрые дела для моего класса»
Таким образом, внеурочная деятельность по социальному творчеству предполагает, взаимодействие детей в группе. Эта работа строится на основе инициативы и заинтересованности школьников, способствует формированию коллективного мнения, учит самокритично оценивать свои поступки, учиться руководить и самому выполнять распоряжения других.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Внеурочная работа - это деятельность, организуемая в свободное от уроков время для реализации интересов и потребностей учащихся одного класса, для организации содержательного культурного досуга. Внеурочная работа решает, прежде всего, задачи воспитательного и просветительского характера и организуется классными руководителями, вожатыми, воспитателями при активном участии самих школьников. Выделяют следующие направления внеурочной деятельности: спортивно - оздоровительная, художественно-эстетическое направление, научно-познавательное направление, социальное направление, военно-патриотическое.
Одним из видов деятельности в социальном направлении является социальное творчество. Под социальным творчеством можно понимать добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Ученые выделяют два подхода к пониманию социального творчества: обществоведческое и педагогическое, но мы будем исходить из второго определения, а именно, что социальное творчество - это активная деятельность молодых людей в социуме и конструирование социальной среды с целью социализации и развития личности. В общем смысле определение социальное творчество подразумевает наиболее зрелую форму социальной активности, высшую форму социальной деятельности, это созидательный процесс, направленный на преобразование сложившихся и создание качественно новых форм социальных отношений и социальной действительности. Оно предполагает мобилизацию всех интеллектуальных, духовных и физических сил, позволяет личности предельно полно раскрыть свои способности, направить энергию на достижение интересов общества, коллектива.
Для построения программ по внеурочной деятельности младших школьников по социальному творчеству необходимо основываться на следующих принципах: неадаптивной социализации, природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, поддержки самоопределения воспитанника.
Таким образом, внеурочная деятельность по социальному творчеству предполагает, взаимодействие детей в группе. Эта работа строится на основе инициативы и заинтересованности школьников, способствует формированию коллективного мнения, учит самокритично оценивать свои поступки, учиться руководить и самому выполнять распоряжения других.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балясной. Л.К. Воспитание школьников во внеурочное время.- М.: Просвещение, 2009.-78 с.
2. Бурченкова А.А. Внеурочная деятельность школьников как условие гуманитарного влияния на учащихся сельской малокомплектной школы: 1-9 классы. - Смоленск: Педагогика-Пресс, 2006.-125 с.
3. Верзилин Н.М. Проблемы методики преподавания. - М.: Просвещение, 2005.-142 с.
4. Григорьев Д.В., Куприянов
М.С.: Программы внеурочной
5. Григорьев Д.В., Степанов
П.В. Внеурочная деятельность
6. Григорьев Д.В., Степанов
П.В. Внеурочная деятельность
7. Данилюк А.Я., Кондаков
А.М., Тишков. В.А Концепция духовно-
8. Дик Н.Ф. Увлекательная
внеклассная работа в
9. Ивочкина Т.Н. Внеурочная деятельность в продуктивно ориентированной открытой школе: сборник. - Новокузнецк: Изд-во МОУ ДПО ИПК, 2006.-124с.
10. Ковалёвой Г.С., Логиновой
О.Б. Планируемые результаты
11. Ковалько В.И. Младшие школьники на уроке. - М.: Эксмо, 2007.- 168 с.
12. Ковалько В.И. Младшие школьники после уроков. - М.: Эксмо, 2006.-178 с.
13. Кондаков А.М. Методический
конструктор по введению
14. Кузнецов В.И. Принципы активной педагогики - М.: Академия, 2010 - 95 с.
Кузнецовой Л.В. Воспитательная работа в школе. - М.: Просвещение, 2002.-150 с.
15. Ланина И.Я. Развитие интереса школьника к предмету. - М.: Просвещение, 2001.-24 с.
16. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. - М., 1999.-156 с.
17. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания - М.: Педагогическое общество России, 2002.- 256 с.
18. Никишов А.М. Организация воспитания школьников. - М.: Просвещение, 2005.- 58 с.
19. Панчешникова Л.М. Методическое пособие для вузов. - М.: Просвещение, 2009.- 187 с.
20. Родин А.А. Массовые формы внеклассной работы в школе. - М.: Просвещение, 2008.- 183 с.
21. Савинов. Е.С. Примерная
основная образовательная
23. Усова А.В. Об организации обучения школьников. - М.: Просвещение, 2008.- 67 с.
24. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология - Педагогическое общество России, 2005.- 160 с.
25. Якиманская И.С. Личностно - ориентированное обучение в современной школе. - Москва, 2006.- 95 с.
26. Якиманская И.С. Технология личностно - ориентированного образования. - Москва: Издательство «Сентябрь», 2000. -175 с.