Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 11:30, курсовая работа
Предметом исследования в свою очередь является организация воспитательного процесса в условиях школы-интерната.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы организации воспитательного процесса;
выявить формы и методы воспитательного процесса в школе-интернат;
выявить диагностические методики воспитательного процесса в условиях школы-интернат.
ВВЕДЕНИЕ………………………………...........................................С.
ГЛАВА I. Теоретические основы воспитательного процесса в условиях школы-интерната…………………………………………………..С.
Сущность воспитательного процесса…………………………С.
Формы и методы организации воспитательного процесса в образовательном учреждении………………………………………………..С.
ГЛАВА II. Методы исследования воспитательного процесса в образовательном учреждении (диагностика воспитательного процесса)………………………………………………………………………С.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….. С.
СПИСОК……………………………………………………………….С. ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...С.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)
«Челябинский государственный педагогический университет»
Кафедра социальной работы, педагогики и психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
Организация воспитательной процесса в условиях школы – интерната
Выполнила студентка Валиева
Айгуль Альбертовна
Факультет Социального образования,
направление «Педагогика: профиль – социальная педагогика
Научный руководитель:
Соколова
Дата сдачи:___________
Дата защиты:__________
Оценка:______________
Челябинск
2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………..........
ГЛАВА I. Теоретические основы воспитательного
процесса в условиях школы-интерната………………………………………
ГЛАВА II. Методы исследования воспитательного
процесса в образовательном учреждении
(диагностика воспитательного процесса)………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК………………………………………………………………
Педагогика (греч. paidagogike), наука о воспитании и обучении человека. Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания анализа, организации проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в обществе [1, с. 20].
Функция педагогики — познавать законы воспитания, образования и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей. Теория вооружает педагогов-практиков профессиональными знаниями об особенностях воспитательных процессов людей различных возрастных групп, социальных образований, умениями прогнозировать, проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс в различных условиях, оценивать его эффективность. Новейшие технологии обучения, образования и воспитания, эффективные методики также решаются в педагогических лабораториях.
Несмотря на то, что педагогика занимается «вечными» проблемами, ее предмет конкретен: это воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях. Педагогика рассматривается как прикладная наука, направляющая свои усилия на оперативное решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения.
Таким образом, педагогика - это наука о целостном процессе образования человека, включающем в себя обучение, воспитание и развитие личности. Об этом же писал известный публицист и педагог С. И. Гессен: «Педагогика - наука. Этим она отличается от самого образования, служащего ее предметом». В этом смысле педагогика является одной из наук о человеке, а именно - о его образовании, становлении как личности.
Изучаемая тема является актуальной, так как рождаются дети с нарушениями, с различными патологиями.
Основной целью курсовой работы является выявление содержания и особенностей организации воспитательного процесса в условиях школы-интерната.
Объектом исследования является воспитательный процесс.
Предметом исследования в свою очередь является организация воспитательного процесса в условиях школы-интерната.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
Для решения поставленных задач использованы методы изучения теоретических и практических основ организации воспитательного процесса.
Процесс воспитания — процесс многофакторный, в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием сложность данного процесса. Установлено, что соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективным условиям, в которых личность живет и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания. Чем больше по своему направлению и содержанию совпадают влияния организованной воспитательной деятельности и объективных условий, тем успешнее осуществляется формирование личности. Особенность воспитательного процесса проявляется и в том, что деятельность воспитателя, управляющего этим процессом, обусловлена не только объективными закономерностями. Это в значительной мере искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, его индивидуальности, характера, его отношения к воспитанникам [7, с.8].
Истинное воспитание потому и сочетает в себе науку и искусство, - как это отмечал К.Д. Ушинский, - что объективные закономерности социального развития в жестких рамках культуры должны оставлять место индивидуальному своеобразию, свободе личностного "Я", становлению субъектности.
В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру. Чтобы деятельность привела к формированию запроектированного образа личности, ее нужно организовать и разумно направить. В этом самая большая сложность практического воспитания. К сожалению, во многих случаях оно не может предоставить возможностей для развития; воспитанники порой лишены самого необходимого — активного участия в общественной, трудовой, познавательной деятельности, обречены на ее пассивное созерцание и затвердение готовых истин.
Активность личности не только предпосылка, но и результат развития. Воспитание достигает цели, когда ему удается сформировать общественно активную, инициативную, творческую личность, приносящую радость себе и людям. Разумная, педагогически выверенная организация деятельности школьника обеспечивает активность во всех ее проявлениях. Ставить подрастающего человека в позицию активного деятеля, вооружать его такими способами деятельности, которые дают возможность активного приложения сил, изучать его личностное своеобразие, всемерно раскрывать его потенциальные возможности — таковы функции воспитателя, разумно направляющего процесс развития личности [7, с.90].
Этапы формирования личностного отношения к объекту окружающего мира выглядят так в своей последовательности:
1. Модель поведения,
предъявленная социальной
2. Собственные действия субъекта.
3. Возвратно-оценочные воздействия среды.
4. Новая модель поведения как начало нового цикла.
Процесс формирования отношения принимает характер этапно-циклический и выявляется как бесконечный [6, с.390].
Одна из важнейших
его закономерностей и
Коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как его мощный педагогический инструмент.
Слово коллектив происходит от латинского colligo, что в переводе на русский означает «объединяю», а латинское collectivus — собирательный. Таким образом, понятие коллектива указывает на объединение людей, на существование между ними связующих отношений. В этом смысле в каждом людском объединении можно выделить отношения деловые и отношения личные.
Таким образом, воспитательный коллектив — это такое объединение учащихся, жизнь и деятельность которого мотивируются здоровыми социальными устремлениями, в котором хорошо функционируют органы самоуправления, а межличностные отношения характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху, богатством духовных отношений и интересов, что обеспечивает свободу и защищенность каждой личности.
Обычно в школе все учащиеся объединяются в единый общешкольный коллектив. Организация и действенное функционирование общешкольного ученического коллектива имеет весьма важное педагогическое значение. Однако непосредственного перехода от общешкольного коллектива к каждому отдельному ученику в большинстве случаев не бывает. Этот переход опосредствуется входящими в общешкольный коллектив первичными коллективами, В условиях школы в качестве таких первичных коллективов выступают классы, которые постоянно объединяют учащихся в совместной учебной и внеклассной работе.
В структуре воспитательного коллектива большую роль играют органы ученического самоуправления: ученический комитет (совет), старосты в классах, а также в кружках художественной самодеятельности.
При правильной и целенаправленной организации воспитательной работы с коллективом, всемерном развитии его самодеятельности, внутришкольной демократии и здорового общественного мнения в нем формируется определенный стиль и тон жизни, которые способствуют эффективному формированию чувства коллективизма у учащихся. Наиболее существенными психологическими и нравственными чертами этого стиля и тона являются: оптимизм и бодрость коллективной жизни и деятельности; развитое чувство собственного достоинства и гордости за свой коллектив; чувство товарищества, дружбы, ответственной зависимости и высокая активность всех учащихся в решении совместно поставленных задач; наконец, чувство защищенности каждого члена коллектива. Создание такого стиля и тона, естественно, требует длительного времени, активных и методически правильных педагогических усилий [8, с.317].
Цель воспитания — ключевая категория педагогической науки. Ее выявление, формулировка, разработка — центральный момент создания педагогической концепции.
Общий характер цели позволяет быть ей реализованной при самых разнообразных вариациях обстоятельств.
Динамичность цели в воспитательном процессе просматривается особенно четко, так как развитие ребенка стремительно и от класса к классу в школе, от возраста к возрасту, конкретная цель воспитания должна была бы отвергаться и заменяться другой, чтобы учитывать социально-психологические новообразования растущей личности. Общий же характер цели как конечного результата позволяет сохранять преемственность возрастных достижений и варьировать индивидуальный образ "воспитанного человека" [6, с.62].
Среди непреходящих целей воспитания есть одна, похожая на мечту, выражающая наивысшее предназначение воспитания, — обеспечить каждому человеку, появившемуся на свет, всестороннее и гармоническое развитие.
Сегодня главная цель
средней общеобразовательной
При разумном подходе должна сохраняться преемственность целей. Россия имеет свою, исторически сложившуюся, национальную систему воспитания [7, с.136].
В процессе воспитания личности исключительно
важное значение имеет формирование ее
нравственности. Дело в том, что люди, будучи
членами социальной системы и находясь
во множестве общественных и личных связей
между собой, должны быть определенным
образом организованы и в той или иной
мере согласовывать свою деятельность
с другими членами сообщества, подчиняться
определенным нормам, правилам и требованиям.
Такую регулирующую функцию, в частности,
выполняют правовые нормы и различные
постановления государственных органов,
производственно-
Осмысливая сущность нравственности личности, следует иметь в виду, что в качестве синонима этого понятия зачастую употребляется термин мораль. Между тем эти понятия необходимо различать. Под моралью в этике обычно понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности. Нравственность человека трактуется как совокупность его сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований. Указанные трактовки весьма важны для педагогики. Формирование нравственности, или нравственной воспитанности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение.
Информация о работе Организация воспитательной процесса в условиях школы – интерната