Организация воспитательной процесса в условиях школы – интерната

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 11:30, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования в свою очередь является организация воспитательного процесса в условиях школы-интерната.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы организации воспитательного процесса;
выявить формы и методы воспитательного процесса в школе-интернат;
выявить диагностические методики воспитательного процесса в условиях школы-интернат.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………...........................................С.
ГЛАВА I. Теоретические основы воспитательного процесса в условиях школы-интерната…………………………………………………..С.
Сущность воспитательного процесса…………………………С.
Формы и методы организации воспитательного процесса в образовательном учреждении………………………………………………..С.
ГЛАВА II. Методы исследования воспитательного процесса в образовательном учреждении (диагностика воспитательного процесса)………………………………………………………………………С.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….. С.
СПИСОК……………………………………………………………….С. ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...С.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)

«Челябинский государственный  педагогический университет»

Кафедра социальной работы, педагогики и психологии

 

 

 КУРСОВАЯ РАБОТА

Организация воспитательной процесса в условиях школы – интерната

 

 

Выполнила студентка  Валиева 

Айгуль Альбертовна

Факультет Социального  образования,

направление «Педагогика: профиль – социальная педагогика

 

Научный руководитель:

Соколова 

 

 

Дата сдачи:___________

Дата защиты:__________

Оценка:______________

  

 

 

Челябинск

2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………...........................................С.

ГЛАВА I. Теоретические основы воспитательного процесса в условиях школы-интерната…………………………………………………..С.

    1. Сущность воспитательного процесса…………………………С.
    2. Формы и методы организации воспитательного процесса в образовательном учреждении………………………………………………..С.

ГЛАВА II. Методы исследования воспитательного процесса в образовательном учреждении (диагностика воспитательного процесса)………………………………………………………………………С.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….. С.

СПИСОК……………………………………………………………….С. ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 Педагогика (греч. paidagogike), наука о воспитании и обучении человека. Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания анализа, организации проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в обществе [1, с. 20].

Функция педагогики —  познавать законы воспитания, образования  и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения  поставленных целей. Теория вооружает педагогов-практиков профессиональными знаниями об особенностях воспитательных процессов людей различных возрастных групп, социальных образований, умениями прогнозировать, проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс в различных условиях, оценивать его эффективность. Новейшие технологии обучения, образования и воспитания, эффективные методики также решаются в педагогических лабораториях.

Несмотря на то, что  педагогика занимается «вечными» проблемами, ее предмет конкретен: это воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях. Педагогика рассматривается как прикладная наука, направляющая свои усилия на оперативное решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения.

Таким образом, педагогика - это наука о целостном процессе образования человека, включающем в себя обучение, воспитание и развитие личности. Об этом же писал известный публицист и педагог С. И. Гессен: «Педагогика - наука. Этим она отличается от самого образования, служащего ее предметом». В этом смысле педагогика является одной из наук о человеке, а именно - о его образовании, становлении как личности.

Изучаемая тема является актуальной, так как рождаются  дети с нарушениями, с различными патологиями.

Основной целью курсовой работы является выявление содержания и особенностей организации воспитательного процесса в условиях школы-интерната.

Объектом исследования является воспитательный процесс.

Предметом исследования в свою очередь является организация воспитательного процесса в условиях школы-интерната.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть теоретические основы организации воспитательного процесса;
  • выявить формы и методы воспитательного процесса в школе-интернат;
  • выявить диагностические методики воспитательного процесса в условиях школы-интернат.

       Для решения поставленных задач использованы методы изучения теоретических и практических основ организации воспитательного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА  I. Теоретические основы воспитательного процесса в условиях школы-интерната

1.1. Сущность воспитательного процесса

 Процесс воспитания  — процесс многофакторный, в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием сложность данного процесса. Установлено, что соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективным условиям, в которых личность живет и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания. Чем больше по своему направлению и содержанию совпадают влияния организованной воспитательной деятельности и объективных условий, тем успешнее осуществляется формирование личности. Особенность воспитательного процесса проявляется и в том, что деятельность воспитателя, управляющего этим процессом, обусловлена не только объективными закономерностями. Это в значительной мере искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, его индивидуальности, характера, его отношения к воспитанникам [7, с.8].

Истинное воспитание потому и сочетает в себе науку и искусство, - как это отмечал К.Д. Ушинский, - что объективные закономерности социального развития в жестких рамках культуры должны оставлять место индивидуальному своеобразию, свободе личностного "Я", становлению субъектности.

В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру. Чтобы деятельность привела к формированию запроектированного образа личности, ее нужно организовать и разумно направить. В этом самая большая сложность практического воспитания. К сожалению, во многих случаях оно не может предоставить возможностей для развития; воспитанники порой лишены самого необходимого — активного участия в общественной, трудовой, познавательной деятельности, обречены на ее пассивное созерцание и затвердение готовых истин.

Активность личности не только предпосылка, но и результат развития. Воспитание достигает цели, когда ему удается сформировать общественно активную, инициативную, творческую личность, приносящую радость себе и людям. Разумная, педагогически выверенная организация деятельности школьника обеспечивает активность во всех ее проявлениях. Ставить подрастающего человека в позицию активного деятеля, вооружать его такими способами деятельности, которые дают возможность активного приложения сил, изучать его личностное своеобразие, всемерно раскрывать его потенциальные возможности — таковы функции воспитателя, разумно направляющего процесс развития личности [7, с.90].

Этапы формирования личностного  отношения к объекту окружающего мира выглядят так в своей последовательности:

1. Модель поведения,  предъявленная социальной средой.

2. Собственные действия  субъекта.

3. Возвратно-оценочные  воздействия среды.

4. Новая модель поведения  как начало нового цикла.

Процесс формирования отношения принимает характер этапно-циклический и выявляется как бесконечный [6, с.390].

Одна из важнейших  его закономерностей и принципов  сущности воспитания состоит в том, что развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив. Вот почему в педагогике много внимания уделялось и уделяется разработке теории и методики воспитания в коллективе. Особенно большой вклад в решение этой проблемы внесли такие известные педагоги, как А.С. Макаренко, С. Т. Шацкий и др. Нужно прямо сказать, — и об этом пишут многие зарубежные педагоги, — что разработанная в нашей педагогике теория коллективного воспитания явилась выдающимся достижением мировой педагогической мысли и дала толчок ее дальнейшему развитию.

Коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как его мощный педагогический инструмент.

Слово коллектив происходит от латинского colligo, что в переводе на русский означает «объединяю», а латинское collectivus — собирательный. Таким образом, понятие коллектива указывает на объединение людей, на существование между ними связующих отношений. В этом смысле в каждом людском объединении можно выделить отношения деловые и отношения личные.

Таким образом, воспитательный коллектив — это такое объединение учащихся, жизнь и деятельность которого мотивируются здоровыми социальными устремлениями, в котором хорошо функционируют органы самоуправления, а межличностные отношения характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху, богатством духовных отношений и интересов, что обеспечивает свободу и защищенность каждой личности.

Обычно в школе все  учащиеся объединяются в единый общешкольный коллектив. Организация и действенное функционирование общешкольного ученического коллектива имеет весьма важное педагогическое значение. Однако непосредственного перехода от общешкольного коллектива к каждому отдельному ученику в большинстве случаев не бывает. Этот переход опосредствуется входящими в общешкольный коллектив первичными коллективами, В условиях школы в качестве таких первичных коллективов выступают классы, которые постоянно объединяют учащихся в совместной учебной и внеклассной работе.

В структуре воспитательного  коллектива большую роль играют органы ученического самоуправления: ученический комитет (совет), старосты в классах, а также в кружках художественной самодеятельности.

При правильной и целенаправленной организации воспитательной работы с коллективом, всемерном развитии его самодеятельности, внутришкольной демократии и здорового общественного мнения в нем формируется определенный стиль и тон жизни, которые способствуют эффективному формированию чувства коллективизма у учащихся. Наиболее существенными психологическими и нравственными чертами этого стиля и тона являются: оптимизм и бодрость коллективной жизни и деятельности; развитое чувство собственного достоинства и гордости за свой коллектив; чувство товарищества, дружбы, ответственной зависимости и высокая активность всех учащихся в решении совместно поставленных задач; наконец, чувство защищенности каждого члена коллектива. Создание такого стиля и тона, естественно, требует длительного времени, активных и методически правильных педагогических усилий [8, с.317].

Цель воспитания —  ключевая категория педагогической науки. Ее выявление, формулировка, разработка — центральный момент создания педагогической концепции.

Общий характер цели позволяет быть ей реализованной при самых разнообразных вариациях обстоятельств.

Динамичность цели в воспитательном процессе просматривается особенно четко, так как развитие ребенка стремительно и от класса к классу в школе, от возраста к возрасту, конкретная цель воспитания должна была бы отвергаться и заменяться другой, чтобы учитывать социально-психологические новообразования растущей личности. Общий же характер цели как конечного результата позволяет сохранять преемственность возрастных достижений и варьировать индивидуальный образ "воспитанного человека" [6, с.62].

Среди непреходящих целей воспитания есть одна, похожая на мечту, выражающая наивысшее предназначение воспитания, — обеспечить каждому человеку, появившемуся на свет, всестороннее и гармоническое развитие.

Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей. Установка на развитие личности растущего человека придает «человеческое измерение» таким целям школы, как выработка у молодых людей осознанной гражданской позиции, готовности к жизни, труду и социальному творчеству, участию в демократическом самоуправлении и ответственности за судьбу страны и человеческой цивилизации.

При разумном подходе  должна сохраняться преемственность  целей. Россия имеет свою, исторически  сложившуюся, национальную систему воспитания [7, с.136].

В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование ее нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества, подчиняться определенным нормам, правилам и требованиям. Такую регулирующую функцию, в частности, выполняют правовые нормы и различные постановления государственных органов, производственно-административные правила на предприятиях и в учреждениях, уставы и инструкции, указания и приказы служебных лиц и, наконец, нравственность.

Осмысливая сущность нравственности личности, следует иметь  в виду, что в качестве синонима этого понятия зачастую употребляется термин мораль. Между тем эти понятия необходимо различать. Под моралью в этике обычно понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности. Нравственность человека трактуется как совокупность его сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований. Указанные трактовки весьма важны для педагогики. Формирование нравственности, или нравственной воспитанности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение.

Информация о работе Организация воспитательной процесса в условиях школы – интерната