Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 11:30, курсовая работа
Предметом исследования в свою очередь является организация воспитательного процесса в условиях школы-интерната.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы организации воспитательного процесса;
выявить формы и методы воспитательного процесса в школе-интернат;
выявить диагностические методики воспитательного процесса в условиях школы-интернат.
ВВЕДЕНИЕ………………………………...........................................С.
ГЛАВА I. Теоретические основы воспитательного процесса в условиях школы-интерната…………………………………………………..С.
Сущность воспитательного процесса…………………………С.
Формы и методы организации воспитательного процесса в образовательном учреждении………………………………………………..С.
ГЛАВА II. Методы исследования воспитательного процесса в образовательном учреждении (диагностика воспитательного процесса)………………………………………………………………………С.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….. С.
СПИСОК……………………………………………………………….С. ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...С.
2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности.
Приучение обнаруживает наибольшую эффективность на ранних ступенях воспитания и развития детей. Применение этого метода требует соблюдения некоторых педагогических условий. Приучение невозможно без ясного представления о том, что должно быть усвоено. Метод приучения варьирует в зависимости от возраста, условий жизни и воспитания.
Метод приучения тесно связан с методом упражнения. В основе приучения лежит овладение ребенком преимущественно процессуальной стороной деятельности, а упражнение делает ее личностно значимой. Выполняемая школьником деятельность выступает здесь в единстве ее цели и операциональной структуры как упражнение в правильном поступке.
Педагогическое требование. В требовании как исходном методе организации деятельности наиболее отчетливо обнаруживается действие такой закономерности педагогического процесса, как диалектика внешнего и внутреннего. Педагогическое требование должно не только опережать развитие личности, но и переходить в требования воспитанника к самому себе. Требования помогают наводить порядок и дисциплину в школе, вносят дух организованности в деятельность и поведение учащихся.
3. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности:
Соревнование. Соревнование в педагогическом процессе строится учителем с учетом того несомненного социально-психологического факта, что детям, подросткам и юношам в высшей степени свойственно стремление к здоровому соперничеству, приоритету, первенству, самоутверждению. Вовлечение учащихся в борьбу за достижение наилучших результатов в учебе, труде и общественной деятельности поднимает отстающих на уровень передовых, стимулирует развитие творческой активности, инициативы, новаторских починов, ответственности и коллективизма.
К методам стимулирования деятельности относятся сюжетно-ролевые игры, которые, учитывая возраст, широко применяются в начальных классах. Они примыкают к ситуациям переживания успеха, поскольку тоже направлены на создание ситуаций, но игровых, вызывающих, как и предыдущие, яркие эмоциональные переживания.
Поощрение — способ выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива. Его стимулирующая роль определяется тем, что в нем содержится общественное признание того образа действия, который избран и проводится учеником в жизнь. Переживая чувство удовлетворения, школьник испытывает подъем бодрости и энергии, уверенность в собственных силах и дальнейшем движении вперед.
Отношение к наказаниям в педагогике весьма противоречиво и неоднозначно. Наказание — это такое воздействие на личность школьника, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает учащихся неуклонно следовать им. Наказание корректирует поведение ребенка, дает ему ясно понять, где и в чем он ошибся, вызывает чувство неудовлетворенности, дискомфорта, стыда (А.С. Макаренко).
Применение метода наказаний в любой форме в целях стимулирования и мотивации учения может быть оправдано лишь в исключительных ситуациях.
4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании. Управление процессом воспитания невозможно без обратной связи, которая несет характеристику его результативности. Выполнить эту функцию помогают методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
К основным методам контроля относятся: педагогическое наблюдение за учениками; беседы, направленные на выявление воспитанности; опросы (анкетные, устные и пр.); анализ результатов общественно полезной деятельности, деятельности органов ученического самоуправления; создание ситуаций для изучения поведения воспитуемых.
О результативности воспитания свидетельствуют такие показатели: сформированность у учащихся основ мировоззрения, умение оценивать события, происходящие в нашей стране и за рубежом; усвоение ими норм морали, знание и соблюдение законов, в том числе Правил для учащихся; общественная активность, коллективизм, участие в ученическом самоуправлении; инициативе и самодеятельность воспитанников; эстетическое и физическое развитие.
В реальных условиях педагогического процесса методы выступают в сложном и противоречивом единстве [9, с.330].
Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. Различают воспитание в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.
Там, где есть воспитание, т.е. учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей, используются все возможные положительные влияния общественной и природной среды и, с другой стороны, ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды, достигаются единство и согласованность всех социальных институтов, ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию.
Рассмотрим содержание
и особенности организации
Программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования. При составлении программы воспитательной работы по видам деятельности использовались:
• Программы специальных
(коррекционных) образовательных учреждений
(допущено Министерством образования Росс
• Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособия для воспитателей и учителей (допущено Министерством образования Российской Федерации. – М.: АРКТИ, 2007). Авторы: Худенко Е.Д., Гаврилычева Г.Ф., Селиванова Е.Ю., Титова В.В.
В воспитательной системе
школы такие важнейшие
Самые разные виды совместной
деятельности детей и взрослых в
школе-интернате приобретают
Педагоги в школе - в первую очередь воспитатели! У большинства из них сформирована позиция воспитателя.
Итак, воспитательная система школы-интерната - гуманистическая.
Мы соблюдаем целый комплекс требований:
Гуманистическая воспитательная система школы-интерната была составлена 2 года назад и прошла этап становления и находится на этапе развития: сформировался педагогический коллектив, объединенный общей идеей, определились основные направления, способствующие реализации идеи, создался благоприятный психологический климат в общешкольном коллективе.
Основная идея – поставить личность воспитанника школы-интерната в центр всей воспитательной системы.
Приоритетная цель - создание благоприятных условий
- для личностного развития
ребенка, при которых он
- воспитания каждого
ребенка как оптимально
- для развития ценностных
отношений ребенка к
Задачи воспитательного процесса:
Воспитательная работа строится исходя из того, что воспитание есть управление процессом развития оптимально развитой личности.
Гуманистический характер воспитания и образования предполагает реализацию воспитательных задач на каждом учебном и внеклассном занятии; создание воспитывающей среды во внеурочное время; построение системы работы, нацеленной на духовное развитие личности каждого ребенка.
Системный подход к воспитанию
проявляется в объединении
- урочной деятельности;
- внеурочной деятельности;
- здоровьесбережения;
- социализации;
- приобщения к труду.
Воспитательная система строится с опорой на следующие виды коллективной деятельности: обучение; спорт; труд; досуг; игра; творчество; общение и т. д.
Системообразующей деятельностью
нашей воспитательной системы является
коррекционно-развивающая
Система воспитания в
школе-интернате ориентирована
- личностное развитие;
- нравственно-патриотическое воспитание;
- гражданско-правовое воспитание;
- нравственно-трудовое воспитание;
- работа с книгой;
- нравственно-физическое воспитание;
- нравственно-экологическое воспитание;
- нравственно-эстетическое воспитание.
Нравственность – основа воспитательной работы в школе-интернате.
Школа должна помочь ребенку на каждом возрастном этапе решить основные задачи:
- социальная адаптация и интеграция в общество;
- формирование личностных качеств;
- овладение навыками общей культуры;
- овладение организационно-
Взаимосвязанные и взаимозависимые компоненты воспитательной системы.
1. Урочная деятельность (девиз «Знания только тогда сила, когда в них прорастает человек» Е.Н.Ильин).
Информация о работе Организация воспитательной процесса в условиях школы – интерната