Организация воспитательной процесса в условиях школы – интерната

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 11:30, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования в свою очередь является организация воспитательного процесса в условиях школы-интерната.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы организации воспитательного процесса;
выявить формы и методы воспитательного процесса в школе-интернат;
выявить диагностические методики воспитательного процесса в условиях школы-интернат.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………...........................................С.
ГЛАВА I. Теоретические основы воспитательного процесса в условиях школы-интерната…………………………………………………..С.
Сущность воспитательного процесса…………………………С.
Формы и методы организации воспитательного процесса в образовательном учреждении………………………………………………..С.
ГЛАВА II. Методы исследования воспитательного процесса в образовательном учреждении (диагностика воспитательного процесса)………………………………………………………………………С.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….. С.
СПИСОК……………………………………………………………….С. ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...С.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

Непременным условием построения воспитательной системы являются воспитывающие уроки, а также использование воспитательных возможностей уроков, на которых акцентируется внимание на нравственных проблемах, вопросах.

Уроки, как правило, являются интегрированными, огромное внимание уделяется коррекционным, воспитательным задачам.

Идея ориентации педагогического  процесса на основополагающие направления: нравственное, трудовое воспитание и  здоровый образ жизни находит свое преломление в каждом уроке, который, как и в любой школе, является одним из основных звеньев воспитательной системы.

2. Внеурочная деятельность (девиз «Стань человеком»). Программы. Направления воспитательной работы. Планирование процесса воспитания.

Система воспитания школы-интерната  строится на принципах, заложенных в Уставе образовательного учреждения, на основе гуманно-личностно ориентированного подхода.

Воспитательная работа осуществляется по комплексно-целевой  программе «Становление» в соответствии с годовым планом воспитательной работы.

Вся запланированная  на учебный год работа выполняется  по следующим разделам:

  • традиционные праздники;
  • тематические праздники;
  • спортивный досуг;
  • фольклорные праздники;
  • шефские выступления;
  • районные и областные мероприятия.

Воспитательная работа по группам ведется системно, согласно утвержденному годовому плану работы. Каждый месяц объявлен месячником определенной тематики, разработаны Положения и план общешкольных мероприятий, коллективных творческих дел (КТД) на месяц:

сентябрь – ПДД, ТБ;

октябрь - благоустройство  школьной территории;

ноябрь – профилактика преступлений, правонарушений, безнадзорности;

декабрь – профилактика употребления психоактивных веществ;

январь – противопожарная безопасность;

февраль – нравственно-патриотическое воспитание;

март – профориентационная работа;

апрель - благоустройство школьной территории;

май - нравственно-патриотическое воспитание, ПДД, ТБ.

Важной частью системы  воспитательной работы является формирование и укрепление школьных традиций.

Традиционные праздники, мероприятия:

1) «Вперед к знаниям», посвященный началу учебного года;

2) «День учителя»;

3) «Новый год», «Рождество», Святки»;

4) «День всех влюбленных»;

5)  «День защитника  Отечества»;

6) День Театра. «В гостях  у сказки»;

7) «Нам книга думать  и жить помогает»;

8) «Праздник труда»;

9) Праздник, посвященный  Дню Победы;

10) «Дни славянской  письменности»;

11) «Последний звонок»;

12) Выпускной бал;

13) Недели Здоровья, Экологии, Вежливости и т.д.

Третий компонент системы, который позволяет нам говорить о комплексном подходе в обучению и воспитанию в нашей школе, это здоровьесбережение (девиз «Учиться радостно, без ущерба для здоровья» В.А.Сухомлинский).

Важным фактором гуманного  подхода в обучении, воспитании ребенка с недостатками развития является здоровьесбережение. В практике педагогов школы-интерната используется множество методов, приемов, способов в учебной деятельности, воспитании, которые направлены на недопустимость перегрузок на уроках и воспитательских занятиях, которые способствуют формированию положительных эмоций, мотивации к обучению, помогают облегчить изучение учебного материала, позволяют учиться с интересом и достигать оптимальных результатов без ущерба для здоровья.

Задачи здоровьесбережения в школе-интернате реализуются в рамках программы «Здоровье».

Нравственно-физическое воспитание:

  • охрана здоровья, инструктажи;
  • пропаганда ЗОЖ (программа "Здоровье");
  • физкультура и спорт.

Формы организации деятельности по здоровьесбережению:

  • уроки физкультуры;
  • дни Здоровья;
  • недели Здоровья;
  • занятия в спортивных секциях (шашки, шахматы, пионербол, баскетбол).

      Большая работа проводится по воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни, развитию навыков гигиены, соблюдению режима дня и т.д.

     4. Социализация (девиз «Человек – кузнец самого себя, своей судьбы и своего счастья») реализуется, во-первых, через создание учителями и воспитателями воспитывающей среды:

- формирование благоприятного  климата в групповом или классном коллективе, сплочение детей;

- социальная помощь  ребенку и семье;

- предупреждение, ограждение  от негативных воздействий социума;

- помощь в решении  возникших у ребенка проблем.

      Во-вторых, через интегрированные уроки, в-третьих, через школьное самоуправление.

      Предмет социально-бытовая ориентировка – самый значимый для социальной адаптации наших детей. Содержание учебного материала этого предмета предусматривает изучение всего, что окружает человека в быту и в социуме, отработку умений и навыков самообслуживания и самообеспечения для удовлетворения своих личных потребностей в быту и труде, а также обучение навыкам общения в различных жизненных ситуациях.

      Социально-бытовая ориентировка учащихся имеет своё логическое продолжение не только в связи с русским языком, математикой, географией, трудом, естествознанием и др., но и в системе внеклассной работы.

       Только интегрированная комплексная совместная деятельность учителя и воспитателя позволяет достичь желаемых результатов.

       Учитель обучает правилам, дает знания и умения, а воспитатель на их основе формирует прочные навыки.

       Межпредметная, внутрипредметная интеграция и интеграция в социум  позволяют нашему выпускнику:

      • приспособиться к жизни в обществе, к быту и труду;
      • овладеть навыками самообслуживания;
      • научиться переносить умения и навыки в новые ситуации;
  • научиться обладать эмоциональной адекватностью и адекватностью принятым нормам и правилам поведения в обществе.

На протяжении многих лет в нашей школе эффективно работает самоуправление, школьная «Семейная радуга». 

В основе организации  лежит добро, справедливость, уважение друг к другу, равноправное сотрудничество детей и взрослых.

Главная цель – социальная адаптация воспитанников с проблемами здоровья и подготовка их к самостоятельной жизни.

Республика детства  ставит перед собой следующие  задачи:

- воспитание личности  с гражданской активностью, имеющей право на жизнь, труд, отдых, право голоса на выборах в обществе;

- развитие активности, самостоятельности;

- дальнейшее развитие системы школьного самоуправления в тесном контакте детей и взрослых;

- создание детского  дружного коллектива;

- воспитание доброжелательных  отношений друг с другом, трудолюбия, прилежания, чувства патриотизма.

В школе регулярно  проводятся дни самоуправления, рейды-проверки (чистота в классах и группах, посещаемость уроков), конкурсы «Самый классный класс», «Лучшая группа», «Все выше, и выше, и выше».

Приобщение к труду (девиз «Только в труде реализует  себя и развивает личность, и только благодаря труду она приобретает право пользоваться благами цивилизации) реализуется через программу по нравственно-трудовому воспитанию:

творческий труд;

самообслуживание;

проф. ориентация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процесс воспитания —  процесс многофакторный, в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием сложность данного процесса. Установлено, что соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективным условиям, в которых личность живет и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания. Чем больше по своему направлению и содержанию совпадают влияния организованной воспитательной деятельности и объективных условий, тем успешнее осуществляется формирование личности. Особенность воспитательного процесса проявляется и в том, что деятельность воспитателя, управляющего этим процессом, обусловлена не только объективными закономерностями. Это в значительной мере искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, его индивидуальности, характера, его отношения к воспитанникам.

В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру. Чтобы деятельность привела к формированию запроектированного образа личности, ее нужно организовать и разумно направить. В этом самая большая сложность практического воспитания.

В воспитательной системе в Санаторной школе-интернате такие важнейшие компоненты как обучение и воспитание, но и здоровьесбережение, социализация и приобщение к труду взаимосвязаны, взаимозависимы, подчинены приоритетной идее воспитания детей. То есть в профессиональной деятельности педагогов главное – воспитание, процесс воспитания поставлен на первое место.

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бордовская, Н. В., Реан, Н. А. Педагогика: учебное пособие / Н. В. Бордовская, Н. А. Реан. – СПб.: Питер, 2006. – 304 с.
  2. Ильина, Т. А. Педагогика: курс лекций: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Т. А. Ильина, – М.: Просвещения, 1984. – 496 с.
  3. Столяренко, А. М. Общая педагогика: учебное пособие для студентов вузов, обучающимся по педагогическим специальностям / А. М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2006. – 479 с.
  4. Педагогика. Учебное пособие / Под. ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2006. – 432 с.
  5. Рындак, В. Г. , Алехина, Н. В., Власюк, И. В. Педагогика: учебное пособие / В.Г. Рындак, Н.В. Алехина, И.В. Власюк.- М.: Высш. шк., 2006.- 495 с.
  6. Подласый, И. П. Педагогика: Новый курс: учеб для студентов высш. Учеб. Заведений: в 2 кн. / И. П. Подласый. -  М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.: ил.
  7. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие / И. Ф. Харламов. – М.: Юристъ, 1997.
  8. Сластенин, В.А. и др. Педагогика: учебное пособие / В. А. Сластенин. – М.: «Академия», 2002.
  9. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений (допущено Министерством образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2003). Авторы программ: К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, И.Г. Багрова, И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская, М.И. Никитина, Л.В. Никулина, М.Ю. Рау, В.В. Тимохин, Н.И. Шелгунова.
  10. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособия для  воспитателей и учителей (допущено Министерством образования Российской Федерации. – М.: АРКТИ, 2007). Авторы: Худенко Е.Д., Гаврилычева Г.Ф., Селиванова Е.Ю., Титова В.В.
  11. Багрова, И.Г., Богданова, Т.Г., Большакова, Е.А., Сурдопедагогика. / И.Г. Багрова и др.; под ред. Е.Г.Речицкой. – М: ВЛАДОС, 2004. - 655с.
  12. Коровин, К.Г., Зикеев, А.Г., Тигранова, Л.И., Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида. / К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, И.Г. и др. – М.: Просвещение, 2003.
  13. Смирнова, З.Н., Гусева Г.М., Чтение: учебник для 3 класса специальных (корркционных) образовательных учреждений. / З.Н. Смирнова, Г.М. Гусева. – М: Просвещение, 2006. - 230с.
  14. Худенко, Е.Д., Гаврилычева, Г.Ф., Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособия для  воспитателей и учителей. / Е.Д. Худенко, Г. Ф. Гаврилычева и др. – М.: АРКТИ, 2007.
  15. Организация и планирование воспитательной работы в специальной(коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. Худенко Е.Д., Гаврилычева Г.Ф., Селиванова Е.Ю., Титова В.В. АРКТИ, 2007. - 310с.
  16. http://www.ucheba.ru/referats/26889.html
  17. http://www.edu-zone.net/show/176467.html
  18. http://www.pedlib.ru/Books/1/0444/1_0444-72.shtml
  19. http://www.twirpx.com/files/humanitarian/pedagogics/refs/

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Организация воспитательной процесса в условиях школы – интерната