Организация воспитательной работы в условиях школы - интерната

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 21:40, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является выявление содержания и особенностей организации воспитательного процесса в условиях школы-интерната.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы организации воспитательного процесса;
изучить методы исследования воспитательного процесса.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитательного процесса в условиях школы-интерната 5
1.1. Сущность воспитательного процесса 5
1.2. Формы и методы организации воспитательного процесса в образовательном учреждении 14
Вывод 20
Глава 2. Методы исследования воспитательного процесса в образовательном учреждении (диагностика воспитательного процесса) 21
Вывод 31
Заключение 32
Список использованной литературы 33
Приложение 1 2

Файлы: 1 файл

Педагогика- кр.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

Метод приучения тесно связан с  методом упражнения. В основе приучения лежит овладение ребенком преимущественно процессуальной стороной деятельности, а упражнение делает ее личностно значимой. Выполняемая школьником деятельность выступает здесь в единстве ее цели и операциональной структуры как упражнение в правильном поступке.

 Педагогическое требование. В требовании как исходном методе организации деятельности наиболее отчетливо обнаруживается действие такой закономерности педагогического процесса, как диалектика внешнего и внутреннего. Педагогическое требование должно не только опережать развитие личности, но и переходить в требования воспитанника к самому себе. Требования помогают наводить порядок и дисциплину в школе, вносят дух организованности в деятельность и поведение учащихся.

3. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности:

Соревнование. Соревнование в педагогическом процессе строится учителем с учетом того несомненного социально-психологического факта, что детям, подросткам и юношам в высшей степени свойственно стремление к здоровому соперничеству, приоритету, первенству, самоутверждению. Вовлечение учащихся в борьбу за достижение наилучших результатов в учебе, труде и общественной деятельности поднимает отстающих на уровень передовых, стимулирует развитие творческой активности, инициативы, новаторских починов, ответственности и коллективизма.

К методам стимулирования деятельности относятся сюжетно-ролевые игры, которые, учитывая возраст, широко применяются в начальных классах. Они примыкают к ситуациям переживания успеха, поскольку тоже направлены на создание ситуаций, но игровых, вызывающих, как и предыдущие, яркие эмоциональные переживания.

Поощрение — способ выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива. Его стимулирующая роль определяется тем, что в нем содержится общественное признание того образа действия, который избран и проводится учеником в жизнь. Переживая чувство удовлетворения, школьник испытывает подъем бодрости и энергии, уверенность в собственных силах и дальнейшем движении вперед.

Отношение к наказаниям в педагогике весьма противоречиво и неоднозначно. Наказание — это такое воздействие на личность школьника, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает учащихся неуклонно следовать им. Наказание корректирует поведение ребенка, дает ему ясно понять, где и в чем он ошибся, вызывает чувство неудовлетворенности, дискомфорта, стыда (А.С. Макаренко).

Применение метода наказаний в любой форме в целях стимулирования и мотивации учения может быть оправдано лишь в исключительных ситуациях.

4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании. Управление процессом воспитания невозможно без обратной связи, которая несет характеристику его результативности. Выполнить эту функцию помогают методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

К основным методам контроля относятся: педагогическое наблюдение за учениками; беседы, направленные на выявление воспитанности; опросы (анкетные, устные и пр.); анализ результатов общественно полезной деятельности, деятельности органов ученического самоуправления; создание ситуаций для изучения поведения воспитуемых.

О результативности воспитания свидетельствуют такие показатели: сформированность у учащихся основ мировоззрения, умение оценивать события, происходящие в нашей стране и за рубежом; усвоение ими норм морали, знание и соблюдение законов, в том числе Правил для учащихся; общественная активность, коллективизм, участие в ученическом самоуправлении; инициативе и самодеятельность воспитанников; эстетическое и физическое развитие.

В реальных условиях педагогического  процесса методы выступают в сложном и противоречивом единстве [9, с.330].

Вывод

Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. Различают воспитание в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.

Там, где есть воспитание, т.е. учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей, используются все возможные положительные влияния общественной и природной среды и, с другой стороны, ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды, достигаются единство и согласованность всех социальных институтов, ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию.

 

 

Глава 2. Методы исследования воспитательного процесса в образовательном учреждении (диагностика воспитательного процесса)

Рассмотрим содержание и особенности организации воспитательного  процесса в школе-интернате на примере  Саткинской школы №20 МОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Всего в районе 3 школы- интерната, кроме указанной школы, функционируют Межевская общеобразовательная школа для детей с туберкулезными заболеваниями и Бакальская школа (МОУ «Детский дом-школа» №1).

Программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования. При составлении программы  воспитательной работы по видам деятельности использовались:  

• Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений (допущено Министерством образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2003). Авторы программ: К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, И.Г. Багрова, И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская, М.И. Никитина, Л.В. Никулина, М.Ю. Рау, В.В. Тимохин, Н.И. Шелгунова.

•  Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособия для воспитателей и учителей (допущено Министерством образования Российской Федерации. – М.: АРКТИ, 2007). Авторы: Худенко Е.Д., Гаврилычева Г.Ф., Селиванова Е.Ю., Титова В.В.

В воспитательной системе школы такие важнейшие компоненты как обучение и воспитание, но и здоровьесбережение, социализация и приобщение к труду взаимосвязаны, взаимозависимы, подчинены приоритетной идее воспитания детей. То есть в профессиональной деятельности педагогов главное – воспитание, процесс воспитания поставлен на первое место. И это не значит, что процессу обучения не уделяется должного внимания. Просто воспитание мы считаем приоритетным, так как доброта, сочувствие, сопереживание, милосердие, любовь к ближнему гораздо важнее академических знаний или умений приспособиться к современной жизни (еще Ф.М.Достоевский говорил, что ум – это только одна стодвадцатая часть человека). Приоритетной целью в нашей школе признается создание благоприятных условий для развития ценностных отношений ребенка к окружающему их миру, к другим людям, к самому себе (Приложение 1).

Самые разные виды совместной деятельности детей и взрослых в  школе-интернате приобретают воспитывающий характер. Инициируя или поддерживая тот или иной вид деятельности, взрослые стараются извлечь из него воспитательный потенциал. Например, придумывая и организуя вместе со школьниками игру, педагог задает параметры игрового пространства (сюжет, действующие лица, характер их взаимоотношений, контекст игрового действия, время, место и т.д.), чтобы насытить его смыслами, имеющими воспитательную ценность. Проводя урок, педагог стремится сделать его таким, чтобы он ставил перед ребенком моральные проблемы, давал ему пищу для нравственных размышлений. Спортивные состязания, трудовые акции, досугово-развлекательные дела организуются у нас так, чтобы они способствовали развитию самостоятельности, ответственности, гуманности, дружелюбию воспитанников, формированию их здорового образа жизни.

Педагоги в школе - в первую очередь воспитатели! У  большинства из них сформирована позиция воспитателя.

Итак, воспитательная система  школы-интерната - гуманистическая.

Мы соблюдаем целый  комплекс требований:

  • принятие неповторимого своеобразия ребенка, внимание к его индивидуальным особенностям;
  • проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом;
  • доброта, милосердие, участие - каждому обучающемуся, умение смотреть на проблему глазами конкретного ребенка, с его позиции;
  • учет индивидуально-психологических и личностных особенностей ребенка (тип нервной системы, темперамент, особенности восприятия и памяти, мышления, способности и интересы, потребности, мотивы, статус в коллективе, самооценка, и т.п.);
  • ориентация воспитательного процесса на потребности ребенка и его семьи.

Гуманистическая воспитательная система школы-интерната была составлена 2 года назад и прошла этап становления и находится на этапе развития: сформировался педагогический коллектив, объединенный общей идеей, определились основные направления, способствующие реализации идеи, создался благоприятный психологический климат в общешкольном коллективе.

Основная идея – поставить  личность воспитанника школы-интерната в центр всей воспитательной системы.

Приоритетная цель - создание благоприятных условий

- для личностного развития ребенка, при которых он станет тем, кем способен стать,

- воспитания каждого  ребенка как оптимально развитой  личности,

- для развития ценностных  отношений ребенка к окружающему  миру, к другим людям, к самому себе.

Задачи воспитательного процесса:

  • обеспечение прав на получение доступного образования для всех категорий детей с ограниченными возможностями интеллектуального и физического развития;
  • создание Школы Добра, Радости, Развития и Милосердия, где детям комфортно и у каждого ребенка есть возможность учиться с интересом;
  • ориентация педагогического процесса на гуманно-личностный подход, использование здоровьесберегающих, гуманно-личностно-ориентированных технологий;
  • организация коррекционно-развивающей среды в педагогическом процессе школы;
  • ориентация воспитания на основополагающие направления: нравственное, трудовое воспитание и здоровый образ жизни;
  • приобщение обучающихся к общечеловеческим культурным ценностям.

Воспитательная работа строится исходя из того, что воспитание есть управление процессом развития оптимально развитой личности.

Гуманистический характер воспитания и образования предполагает реализацию воспитательных задач на

- каждом учебном и  внеклассном занятии; 

- создание воспитывающей  среды во внеурочное время; 

- построение системы работы, нацеленной на духовное развитие личности каждого ребенка.

Системный подход к воспитанию проявляется в объединении усилий всех субъектов воспитания (ребенок, учитель, воспитатель, педагог дополнительного образования, родитель и т.д.) реализуется через связь взаимозависимых компонентов:

- урочной деятельности;

- внеурочной деятельности;

- здоровьесбережения;

- социализации;

- приобщения к труду.

Воспитательная система  строится с опорой на следующие виды коллективной деятельности: обучение; спорт; труд; досуг; игра; творчество; общение и т. д.

Системообразующей деятельностью  нашей воспитательной системы является коррекционно-развивающая деятельность, которой уделяется наибольшее внимание, создаются благоприятные условия для её осуществления, развития воспитательного потенциала, через нее решается большинство  и воспитательных задач.

Система воспитания в  школе-интернате ориентирована на приоритетные, основополагающие  направления: нравственное, трудовое воспитание, здоровый образ жизни. Через все направления воспитательной работы

- личностное развитие;

- нравственно-патриотическое  воспитание;

- гражданско-правовое  воспитание;

- нравственно-трудовое  воспитание;

- работа с книгой;

- нравственно-физическое  воспитание;

- нравственно-экологическое воспитание;

- нравственно-эстетическое  воспитание

Нравственность –  основа воспитательной работы в школе-интернате.

Школа должна помочь ребенку  на каждом возрастном этапе решить основные задачи:

- социальная адаптация  и интеграция в общество;

- формирование личностных качеств;

- овладение навыками общей культуры;

- овладение организационно-трудовыми  знаниями, умениями и навыками

Взаимосвязанные и взаимозависимые  компоненты  воспитательной системы

1. Урочная деятельность (девиз «Знания только тогда  сила, когда в них прорастает человек» Е.Н.Ильин).

Информация о работе Организация воспитательной работы в условиях школы - интерната