Организация воспитательной работы в условиях школы - интерната

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 21:40, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является выявление содержания и особенностей организации воспитательного процесса в условиях школы-интерната.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы организации воспитательного процесса;
изучить методы исследования воспитательного процесса.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитательного процесса в условиях школы-интерната 5
1.1. Сущность воспитательного процесса 5
1.2. Формы и методы организации воспитательного процесса в образовательном учреждении 14
Вывод 20
Глава 2. Методы исследования воспитательного процесса в образовательном учреждении (диагностика воспитательного процесса) 21
Вывод 31
Заключение 32
Список использованной литературы 33
Приложение 1 2

Файлы: 1 файл

Педагогика- кр.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

Непременным условием построения воспитательной системы являются воспитывающие уроки, а также использование воспитательных возможностей уроков, на которых акцентируется внимание на нравственных проблемах, вопросах.

Уроки, как правило, являются интегрированными, огромное внимание уделяется коррекционным, воспитательным задачам.

В учебный план введен предмет «этика», где воспитываются  ценностные отношения к человеку, труду, обществу и т.д.

Идея ориентации педагогического процесса на основополагающие направления: нравственное, трудовое воспитание и  здоровый образ жизни находит свое преломление в каждом уроке, который, как и в любой школе, является одним из основных звеньев воспитательной системы.

2. Внеурочная деятельность (девиз «Стань человеком»). Программы. Направления воспитательной работы. Планирование процесса воспитания.

Система воспитания школы-интерната  строится на принципах, заложенных в Уставе образовательного учреждения, на основе гуманно-личностно ориентированного подхода в соответствии с разработанной Моделью выпускника школы-интерната VIII вида.

Воспитательная работа осуществляется по комплексно-целевой  программе «Становление» в соответствии с годовым планом воспитательной работы.

Педагогами школы-интерната разработаны программы и календарно-тематическое планирование по 8 направлениям воспитательной работы для детей с легкой умственной отсталостью и на основе курса «Навыки общения» - для детей с умеренной умственной отсталостью по трем возрастным ступеням (I ступень -1-4 кл., II ступень – 5-7 кл., III ступень – 8-10 кл.)

Направления воспитательной работы (для детей с легкой умственной отсталостью):

личностное развитие:

нравственно-этическое  воспитание;

половое, семейное воспитание (программа "Семья");

нравственно-патриотическое воспитание:

программа "Россиянин";

программа "Народные традиции";

гражданско-правовое воспитание;

нравственно-трудовое воспитание:

творческий труд;

самообслуживание;

проф. ориентация;

экономическое воспитание;

работа с книгой;

нравственно-физическое воспитание:

охрана здоровья, инструктажи;

пропаганда ЗОЖ (программа "Здоровье");

физкультура и спорт;

нравственно-эстетическое воспитание:

искусство и культура;

праздники;

нравственно-экологическое  воспитание:

экскурсии, благоустройство школы;

программа "Природа - наш  дом".

 

Вся запланированная  на учебный год работа выполняется  по следующим разделам:

  • традиционные праздники;
  • тематические праздники;
  • спортивный досуг;
  • фольклорные праздники;
  • шефские выступления;
  • районные и областные мероприятия.

Воспитательная работа по группам ведется системно, согласно утвержденному годовому плану работы. Каждый месяц объявлен месячником определенной тематики, разработаны Положения и план общешкольных мероприятий, коллективных творческих дел (КТД) на месяц:

сентябрь – ПДД, ТБ;

октябрь - благоустройство  школьной территории;

ноябрь – профилактика преступлений, правонарушений, безнадзорности;

декабрь – профилактика употребления психоактивных веществ;

январь – противопожарная безопасность;

февраль – нравственно-патриотическое воспитание;

март – профориентационная работа;

апрель - благоустройство школьной территории;

май - нравственно-патриотическое воспитание, ПДД, ТБ.

Важной частью системы  воспитательной работы является формирование и укрепление школьных традиций.

Традиционные праздники, мероприятия:

1) «Вперед к знаниям», посвященный началу учебного года;

2) «День учителя»;

3) «Новый год», «Рождество», Святки»;

4) «День всех влюбленных»;

5) «День защитника Отечества»;

6) День Театра. «В гостях  у сказки»;

7) «Нам книга думать  и жить помогает»;

8) «Праздник труда»;

9) Праздник, посвященный  Дню Победы;

10) «Дни славянской  письменности»;

11) «Последний звонок»;

12) Выпускной бал;

13) Недели Здоровья, Экологии, Вежливости и т.д.

 

Третий компонент системы, который позволяет нам говорить о комплексном подходе в обучению и воспитанию в нашей школе, это здоровьесбережение (девиз «Учиться радостно, без ущерба для здоровья» В.А.Сухомлинский).

Важным фактором гуманного  подхода в обучении, воспитании ребенка  с недостатками развития является здоровьесбережение. В практике педагогов школы-интерната используется множество методов, приемов, способов в учебной деятельности, воспитании, которые направлены на недопустимость перегрузок на уроках и воспитательских занятиях, которые способствуют формированию положительных эмоций, мотивации к обучению, помогают облегчить изучение учебного материала, позволяют учиться с интересом и достигать оптимальных результатов без ущерба для здоровья.

Задачи здоровьесбережения в школе-интернате реализуются в рамках программы «Здоровье».

Нравственно-физическое воспитание:

  • охрана здоровья, инструктажи;
  • пропаганда ЗОЖ (программа "Здоровье");
  • физкультура и спорт.

Формы организации деятельности по здоровьесбережению:

  • уроки физкультуры;
  • дни Здоровья;
  • недели Здоровья;
  • занятия в тренажерном зале, в кабинетах игротерапии, игрокорреции, психологической разгрузки;
  • занятия в спортивных секциях (шашки, настольный теннис, плавание)

Обучающиеся регулярно  выезжают на областные спартакиады  и районные соревнования.

На каждом уроке и коррекционно-развивающем занятии проводятся физкультурные и коррекционные «минутки». Большая работа проводится по воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни, развитию навыков гигиены, соблюдению режима дня и т.д.

4. Социализация (девиз  «Человек – кузнец самого себя, своей судьбы и своего счастья»)

реализуется, во-первых, через создание учителями и воспитателями  воспитывающей среды:

формирование благоприятного климата в групповом или классном коллективе, сплочение детей;

социальная помощь ребенку и семье;

предупреждение, ограждение от негативных воздействий социума;

помощь в решении  возникших у ребенка проблем.

Во-вторых, через интегрированные  уроки и коррекционно-развивающие занятия;

в-третьих, через школьное самоуправление.

Предмет социально-бытовая ориентировка – самый значимый для социальной адаптации наших детей. Содержание учебного материала этого предмета предусматривает изучение всего, что окружает человека в быту и в социуме, отработку умений и навыков  самообслуживания и самообеспечения для удовлетворения своих личных потребностей в быту и труде, а также обучение навыкам общения в различных жизненных ситуациях.

Социально-бытовая ориентировка учащихся имеет своё логическое продолжение  не только в связи с русским  языком, математикой, географией, трудом, естествознанием и др., но и в системе внеклассной работы.

Только интегрированная  комплексная совместная деятельность учителя и воспитателя позволяет  достичь желаемых результатов.

Учитель обучает правилам, дает знания и умения, а воспитатель на их основе формирует прочные навыки.

Межпредметная, внутрипредметная интеграция и интеграция в социум  позволяют нашему выпускнику:

      • приспособиться к жизни в обществе, к быту и труду;
      • овладеть навыками самообслуживания;
      • научиться переносить умения и навыки в новые ситуации;
  • научиться обладать эмоциональной адекватностью и адекватностью принятым нормам и правилам поведения в обществе.

На протяжении многих лет в нашей школе эффективно работает самоуправление, школьная «Дума». 

В 2006 г. создана новая  Республика детства «Россия»). В основе организации лежит добро, справедливость, уважение друг к другу, равноправное сотрудничество детей и взрослых.

Главная цель – социальная адаптация воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и подготовка их к самостоятельной жизни.

Республика детства  ставит перед собой следующие  задачи:

- воспитание личности  с гражданской активностью, имеющей право на жизнь, труд, отдых, право голоса на выборах в обществе;

- развитие активности, самостоятельности;

- дальнейшее развитие системы школьного самоуправления в тесном контакте детей и взрослых;

- создание детского  дружного коллектива;

- воспитание доброжелательных  отношений друг с другом, трудолюбия, прилежания, чувства патриотизма.

В школе регулярно  проводятся Ребячьи советы, дни самоуправления, рейды-проверки (чистота в классах и группах, посещаемость уроков), конкурсы «Самый классный класс», «Лучшая группа», «Все выше, и выше, и выше».

В школе-интернате стало  традиционно проведение экономической  игры «Школа жизни», с функционированием школьного магазина «1000 мелочей». На каждого обучающегося заведена книжка, в которой ведется учет заработанной им платы за учебу, труд, дежурство, достижения и т.д.

Приобщение к труду (девиз «Только в труде реализует  себя и развивает личность, и только благодаря труду она приобретает право пользоваться благами цивилизации) реализуется через программу по нравственно-трудовому воспитанию:

творческий труд;

самообслуживание;

проф. ориентация.

В школе-интернате по пяти направлениям ведется трудовое обучение: столярное, строительное, парикмахерское дело, цветоводство, обслуживающий труд. Благодаря организации стабильного профессионального трудового обучения, у наших воспитанников формируются умения и навыки в выполнении ремонтных работ в мастерских, классах, общественных помещениях, в выполнении стрижек, в уборке школьных помещений, в работе по столовой, по уходу за пожилыми людьми, по уходу за цветами, а также навыки самообслуживания.

Вывод

Результатом такого комплексного подхода к обучению и воспитанию детей с проблемами умственного развития является оптимально развитая личность, не идеал (всестороннее и гармонично развитая личность), а конкретный ребенок, его позитивные изменения по сравнению с самим собой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 Процесс воспитания — процесс многофакторный, в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием сложность данного процесса. Установлено, что соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективным условиям, в которых личность живет и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания. Чем больше по своему направлению и содержанию совпадают влияния организованной воспитательной деятельности и объективных условий, тем успешнее осуществляется формирование личности. Особенность воспитательного процесса проявляется и в том, что деятельность воспитателя, управляющего этим процессом, обусловлена не только объективными закономерностями. Это в значительной мере искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, его индивидуальности, характера, его отношения к воспитанникам.

В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру. Чтобы деятельность привела к формированию запроектированного образа личности, ее нужно организовать и разумно направить. В этом самая большая сложность практического воспитания.

В воспитательной системе в Саткинской школе-интернате такие важнейшие компоненты как обучение и воспитание, но и здоровьесбережение, социализация и приобщение к труду взаимосвязаны, взаимозависимы, подчинены приоритетной идее воспитания детей. То есть в профессиональной деятельности педагогов главное – воспитание, процесс воспитания поставлен на первое место.

Результатом такого комплексного подхода к обучению и воспитанию детей с проблемами умственного  развития является оптимально развитая личность, не идеал (всестороннее и  гармонично развитая личность), а конкретный ребенок, его позитивные изменения по сравнению с самим собой.

Список  использованной литературы

  1. Бордовская Н. В., Реан Н. А. Педагогика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 304 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»)
  2. Естествознание. Электронный Большой энциклопедический словарь. Mastersoft. ТОВ «Фортресс Паблишинг», 2004.
  3. Ильина Т. А. Педагогика: курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: просвещение, 1984. – 496 с.
  4. Общая педагогика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающимся по педагогическим специальностям / А. М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2006. – 479 с.
  5. Педагогика. Учебное пособие / Под. ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2006. – 432 с.
  6. Педагогика: Учеб.пособие/ В.Г. Рындак, Н.В. Алехина, И.В. Власюк, и др.; под ред.проф. В.Г. Рындак.- М.: Высш. шк., 2006.-495 с.
  7. Подлысатый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб для студентов высш. Учеб. Заведений: в 2 кн. -  М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.: ил.
  8. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Пособие. – М.: Юристъ, 1997
  9. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие. – М.: «Академия», 2002
  10. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений (допущено Министерством образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2003). Авторы программ: К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, И.Г. Багрова, И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская, М.И. Никитина, Л.В. Никулина, М.Ю. Рау, В.В. Тимохин, Н.И. Шелгунова.
  11. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособия для воспитателей и учителей (допущено Министерством образования Российской Федерации. – М.: АРКТИ, 2007). Авторы: Худенко Е.Д., Гаврилычева Г.Ф., Селиванова Е.Ю., Титова В.В.
  12. Багрова, И.Г., Богданова, Т.Г., Большакова, Е.А., Сурдопедагогика. / И.Г. Багрова и др.; под ред. Е.Г.Речицкой. – М: ВЛАДОС, 2004, 655с.
  13. Коровин, К.Г., Зикеев, А.Г., Тигранова, Л.И., Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида. / К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, И.Г. и др. – М.: Просвещение, 2003.
  14. Смирнова, З.Н., Гусева Г.М., Чтение: учебник для 3 класса специальных (корркционных) образовательных учреждений. / З.Н. Смирнова, Г.М. Гусева. – М: Просвещение, 2006, 230с.
  15. Худенко, Е.Д., Гаврилычева, Г.Ф., Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособия для воспитателей и учителей. / Е.Д. Худенко, Г. Ф. Гаврилычева и др. – М.: АРКТИ, 2007.
  16. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. Худенко Е.Д., Гаврилычева Г.Ф., Селиванова Е.Ю., Титова В.В. АРКТИ, 2007 г., 310 с.
  17. http://www.ucheba.ru/referats/26889.html
  18. http://www.edu-zone.net/show/176467.html
  19. http://www.pedlib.ru/Books/1/0444/1_0444-72.shtml
  20. http://www.twirpx.com/files/humanitarian/pedagogics/refs/

Информация о работе Организация воспитательной работы в условиях школы - интерната