Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 21:40, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является выявление содержания и особенностей организации воспитательного процесса в условиях школы-интерната.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы организации воспитательного процесса;
изучить методы исследования воспитательного процесса.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитательного процесса в условиях школы-интерната 5
1.1. Сущность воспитательного процесса 5
1.2. Формы и методы организации воспитательного процесса в образовательном учреждении 14
Вывод 20
Глава 2. Методы исследования воспитательного процесса в образовательном учреждении (диагностика воспитательного процесса) 21
Вывод 31
Заключение 32
Список использованной литературы 33
Приложение 1 2
Непременным условием построения воспитательной системы являются воспитывающие уроки, а также использование воспитательных возможностей уроков, на которых акцентируется внимание на нравственных проблемах, вопросах.
Уроки, как правило, являются интегрированными, огромное внимание уделяется коррекционным, воспитательным задачам.
В учебный план введен предмет «этика», где воспитываются ценностные отношения к человеку, труду, обществу и т.д.
Идея ориентации педагогического процесса на основополагающие направления: нравственное, трудовое воспитание и здоровый образ жизни находит свое преломление в каждом уроке, который, как и в любой школе, является одним из основных звеньев воспитательной системы.
2. Внеурочная деятельность (девиз «Стань человеком»). Программы. Направления воспитательной работы. Планирование процесса воспитания.
Система воспитания школы-интерната строится на принципах, заложенных в Уставе образовательного учреждения, на основе гуманно-личностно ориентированного подхода в соответствии с разработанной Моделью выпускника школы-интерната VIII вида.
Воспитательная работа осуществляется по комплексно-целевой программе «Становление» в соответствии с годовым планом воспитательной работы.
Педагогами школы-интерната разработаны программы и календарно-тематическое планирование по 8 направлениям воспитательной работы для детей с легкой умственной отсталостью и на основе курса «Навыки общения» - для детей с умеренной умственной отсталостью по трем возрастным ступеням (I ступень -1-4 кл., II ступень – 5-7 кл., III ступень – 8-10 кл.)
Направления воспитательной работы (для детей с легкой умственной отсталостью):
личностное развитие:
нравственно-этическое воспитание;
половое, семейное воспитание (программа "Семья");
нравственно-патриотическое воспитание:
программа "Россиянин";
программа "Народные традиции";
гражданско-правовое воспитание;
нравственно-трудовое воспитание:
творческий труд;
самообслуживание;
проф. ориентация;
экономическое воспитание;
работа с книгой;
нравственно-физическое воспитание:
охрана здоровья, инструктажи;
пропаганда ЗОЖ (программа "Здоровье");
физкультура и спорт;
нравственно-эстетическое воспитание:
искусство и культура;
праздники;
нравственно-экологическое воспитание:
экскурсии, благоустройство школы;
программа "Природа - наш дом".
Вся запланированная на учебный год работа выполняется по следующим разделам:
Воспитательная работа по группам ведется системно, согласно утвержденному годовому плану работы. Каждый месяц объявлен месячником определенной тематики, разработаны Положения и план общешкольных мероприятий, коллективных творческих дел (КТД) на месяц:
сентябрь – ПДД, ТБ;
октябрь - благоустройство школьной территории;
ноябрь – профилактика преступлений, правонарушений, безнадзорности;
декабрь – профилактика употребления психоактивных веществ;
январь – противопожарная безопасность;
февраль – нравственно-патриотическое воспитание;
март – профориентационная работа;
апрель - благоустройство школьной территории;
май - нравственно-патриотическое воспитание, ПДД, ТБ.
Важной частью системы воспитательной работы является формирование и укрепление школьных традиций.
Традиционные праздники, мероприятия:
1) «Вперед к знаниям», посвященный началу учебного года;
2) «День учителя»;
3) «Новый год», «Рождество», Святки»;
4) «День всех влюбленных»;
5) «День защитника Отечества»;
6) День Театра. «В гостях у сказки»;
7) «Нам книга думать и жить помогает»;
8) «Праздник труда»;
9) Праздник, посвященный Дню Победы;
10) «Дни славянской письменности»;
11) «Последний звонок»;
12) Выпускной бал;
13) Недели Здоровья, Экологии, Вежливости и т.д.
Третий компонент системы, который позволяет нам говорить о комплексном подходе в обучению и воспитанию в нашей школе, это здоровьесбережение (девиз «Учиться радостно, без ущерба для здоровья» В.А.Сухомлинский).
Важным фактором гуманного подхода в обучении, воспитании ребенка с недостатками развития является здоровьесбережение. В практике педагогов школы-интерната используется множество методов, приемов, способов в учебной деятельности, воспитании, которые направлены на недопустимость перегрузок на уроках и воспитательских занятиях, которые способствуют формированию положительных эмоций, мотивации к обучению, помогают облегчить изучение учебного материала, позволяют учиться с интересом и достигать оптимальных результатов без ущерба для здоровья.
Задачи здоровьесбережения в школе-интернате реализуются в рамках программы «Здоровье».
Нравственно-физическое воспитание:
Формы организации деятельности по здоровьесбережению:
Обучающиеся регулярно выезжают на областные спартакиады и районные соревнования.
На каждом уроке и коррекционно-развивающем занятии проводятся физкультурные и коррекционные «минутки». Большая работа проводится по воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни, развитию навыков гигиены, соблюдению режима дня и т.д.
4. Социализация (девиз «Человек – кузнец самого себя, своей судьбы и своего счастья»)
реализуется, во-первых, через создание учителями и воспитателями воспитывающей среды:
формирование благоприятного
климата в групповом или
социальная помощь ребенку и семье;
предупреждение, ограждение от негативных воздействий социума;
помощь в решении возникших у ребенка проблем.
Во-вторых, через интегрированные
уроки и коррекционно-
в-третьих, через школьное самоуправление.
Предмет социально-бытовая ориентировка – самый значимый для социальной адаптации наших детей. Содержание учебного материала этого предмета предусматривает изучение всего, что окружает человека в быту и в социуме, отработку умений и навыков самообслуживания и самообеспечения для удовлетворения своих личных потребностей в быту и труде, а также обучение навыкам общения в различных жизненных ситуациях.
Социально-бытовая ориентировка учащихся имеет своё логическое продолжение не только в связи с русским языком, математикой, географией, трудом, естествознанием и др., но и в системе внеклассной работы.
Только интегрированная
комплексная совместная деятельность
учителя и воспитателя
Учитель обучает правилам, дает знания и умения, а воспитатель на их основе формирует прочные навыки.
Межпредметная, внутрипредметная интеграция и интеграция в социум позволяют нашему выпускнику:
На протяжении многих лет в нашей школе эффективно работает самоуправление, школьная «Дума».
В 2006 г. создана новая Республика детства «Россия»). В основе организации лежит добро, справедливость, уважение друг к другу, равноправное сотрудничество детей и взрослых.
Главная цель – социальная
адаптация воспитанников с
Республика детства ставит перед собой следующие задачи:
- воспитание личности с гражданской активностью, имеющей право на жизнь, труд, отдых, право голоса на выборах в обществе;
- развитие активности, самостоятельности;
- дальнейшее развитие системы школьного самоуправления в тесном контакте детей и взрослых;
- создание детского дружного коллектива;
- воспитание доброжелательных отношений друг с другом, трудолюбия, прилежания, чувства патриотизма.
В школе регулярно проводятся Ребячьи советы, дни самоуправления, рейды-проверки (чистота в классах и группах, посещаемость уроков), конкурсы «Самый классный класс», «Лучшая группа», «Все выше, и выше, и выше».
В школе-интернате стало традиционно проведение экономической игры «Школа жизни», с функционированием школьного магазина «1000 мелочей». На каждого обучающегося заведена книжка, в которой ведется учет заработанной им платы за учебу, труд, дежурство, достижения и т.д.
Приобщение к труду
(девиз «Только в труде
творческий труд;
самообслуживание;
проф. ориентация.
В школе-интернате по пяти направлениям ведется трудовое обучение: столярное, строительное, парикмахерское дело, цветоводство, обслуживающий труд. Благодаря организации стабильного профессионального трудового обучения, у наших воспитанников формируются умения и навыки в выполнении ремонтных работ в мастерских, классах, общественных помещениях, в выполнении стрижек, в уборке школьных помещений, в работе по столовой, по уходу за пожилыми людьми, по уходу за цветами, а также навыки самообслуживания.
Результатом такого комплексного подхода к обучению и воспитанию детей с проблемами умственного развития является оптимально развитая личность, не идеал (всестороннее и гармонично развитая личность), а конкретный ребенок, его позитивные изменения по сравнению с самим собой.
Процесс воспитания — процесс многофакторный, в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием сложность данного процесса. Установлено, что соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективным условиям, в которых личность живет и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания. Чем больше по своему направлению и содержанию совпадают влияния организованной воспитательной деятельности и объективных условий, тем успешнее осуществляется формирование личности. Особенность воспитательного процесса проявляется и в том, что деятельность воспитателя, управляющего этим процессом, обусловлена не только объективными закономерностями. Это в значительной мере искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, его индивидуальности, характера, его отношения к воспитанникам.
В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру. Чтобы деятельность привела к формированию запроектированного образа личности, ее нужно организовать и разумно направить. В этом самая большая сложность практического воспитания.
В воспитательной системе в Саткинской школе-интернате такие важнейшие компоненты как обучение и воспитание, но и здоровьесбережение, социализация и приобщение к труду взаимосвязаны, взаимозависимы, подчинены приоритетной идее воспитания детей. То есть в профессиональной деятельности педагогов главное – воспитание, процесс воспитания поставлен на первое место.
Результатом такого комплексного подхода к обучению и воспитанию детей с проблемами умственного развития является оптимально развитая личность, не идеал (всестороннее и гармонично развитая личность), а конкретный ребенок, его позитивные изменения по сравнению с самим собой.
Информация о работе Организация воспитательной работы в условиях школы - интерната