Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 19:16, реферат
С психологической точки зрения, ощущения — это переживания, связанные с простыми стимулами. На биологическом уровне процессы ощущения рассматриваются в составе органов чувств, проводящих нервных путей и начальных этапов приобретения стимульной информации. К ощущениям относятся: зрение, слух, обоняние, вкус, кожные ощущения, включающие чувство давления, температуры, боли и ощущения тела.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
1.Общее понятие об ощущении……………………………………………..4
2.Виды ощущений…………………………………………………………….7
3.Основные свойства ощущений……………………………………………9
4.Феномены ощущений……………………………………………………...12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………17
Министерство образования и науки российской федерации
Федеральное агентство по образованию
Марийский
государственный технический
Кафедра
истории и психологии
Реферат
по дисциплине: «Психология и педагогика»
на тему: “Ощущения(понятия,
виды, свойства) ”
ст.
гр. ЛСД-41
Йошкар-Ола
2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.Общее понятие
об ощущении……………………………………………..
2.Виды ощущений………………………………………
3.Основные свойства ощущений……………………………………………9
4.Феномены ощущений……………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ…………………………17
ВВЕДЕНИЕ
С психологической точки зрения, ощущения — это переживания, связанные с простыми стимулами. На биологическом уровне процессы ощущения рассматриваются в составе органов чувств, проводящих нервных путей и начальных этапов приобретения стимульной информации. К ощущениям относятся: зрение, слух, обоняние, вкус, кожные ощущения, включающие чувство давления, температуры, боли и ощущения тела.
Все ощущения имеют одно общее свойство — чувствительность к обнаружению изменения.
Поток ощущений человеку крайне необходим, о чем говорил еще в ХIХ в. И. М. Сеченов, в противном случае наступает своеобразный голод чувств, называемый сенсорной депривацией.
Ощущения присущи не только человеку, это принадлежность всего живого на Земле, причем ощущения животных порой более тонкие, чем у человека.
Изучение познавательных психических процессов, простейшим из которых является ощущение, а также причины, способствующие возникновению ощущения, напрямую связаны с такими науками как биология, химия, физика, психология и пр. Таким образом, изучение ощущения не только не потеряло свою актуальность, но и приобрело еще большее значение в современном мире.
Ощущения позволяют человеку
воспринимать сигналы и отражать свойства
и признаки вещей внешнего мира и состояний
организма. Они связывают человека с внешним
миром и являются как основным источником
познания, так и основным условием его
психического развития.
1.Общее понятие об ощущении
Ощущение возникает по причине воздействия на органы чувств различными раздражителями. В результате чего возникает процесс – раздражение. Раздражение также вызывает еще один немаловажный процесс – возбуждение, которое по центростремительным нервам переходит в кору головного мозга, где и возникают ощущения. Следовательно, ощущение является чувственным отображением объективной реальности, существующей независимо от сознания.
Смысл ощущения заключается в отражении отдельных свойств предмета. Любой раздражитель имеет свои характеристики, в зависимости от которых он может восприниматься определенными органами чувств. Например, мы можем слышать звук полета пчелы или ощутить ее укус. Здесь звук и укус являются раздражителями, которые воздействуют на наши органы чувств. Интересно то, что процесс ощущения отражает в сознании только звук и укус, никак не связывая эти ощущения между собой. Это и есть процесс отражения отдельных свойств предмета.
Основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур, названных И.П. Павловым анализаторами. Анализатор состоит из трех частей: 1) периферического отдела – рецептора, который трансформирует внешнюю энергию в нервный процесс; 2) проводящих нервных путей; 3) центрального отдела анализатора, где происходит переработка нервных импульсов. Корковая часть анализатора включает в себя область, представляющую собой проекцию органа чувств в коре головного мозга, т.к. определенным рецепторам соответствуют определенные участки коры. Для возникновения ощущений, необходимо, чтобы были задействованы все составные части анализатора. Возникновение ощущений является невозможным, если разрушить хотя бы одну из частей анализатора. Соответственно при повреждении глаз, зрительные ощущения прекращаются.
Анализатор – это активный орган, рефлекторно перестраивающийся под воздействием раздражителей, поэтому ощущение не является пассивным процессом, оно всегда включает в себя двигательные компоненты. Так, американский психолог Д. Нефф, наблюдая с помощью микроскопа за участком кожи, убедился, что при раздражении ее иглой момент возникновения ощущения сопровождается рефлекторными двигательными реакциями этого участка кожи. В дальнейшем многочисленными исследованиями было установлено, что ощущения тесно связаны с движением, которое иногда проявляется в виде вегетативной реакции (сужение сосудов, кожно-гальванический рефлекс), иногда – в виде мышечных реакций (поворот глаз, напряжение мышц шеи, двигательные реакции руки и т.д.). Таким образом, ощущения вовсе не являются пассивными процессами – они носят активный, или рефлекторный, характер [1, с. 165].
Ощущения являются источником наших знаний о мире, о чувствах и эмоций. Эмоциональный тон ощущения, т.е. чувство, непосредственно связанное с ощущением – это простейшая форма эмоционального переживания. Например, хорошо известно, что некоторые цвета, звуки и запахи могут, не зависимо от их значения, от воспоминания и мыслей, которые связаны с ними, вызвать у нас благоприятное или неблагоприятное чувство. Звук красивого голоса, вкус любимого фрукта, запах хризантемы – имеют положительный эмоциональный тон. Скрип ножа по стеклу, запах сероводорода, вкус нелюбимого продукта – неприятны, имеют отрицательный эмоциональный фон. Такие простейшие эмоциональные переживания играют небольшую роль в жизни взрослого человека. Но значение происхождения и развития эмоций очень велико.
Ощущения позволяют человеку воспринимать сигналы и отражать свойства и признаки вещей внешнего мира и состояний организма. Они связывают человека с внешним миром и являются как основным источником познания, так и основным условием его психического развития. Однако, несмотря на очевидность этих положений, в истории философии они неоднократно подвергались сомнению. Философы-идеалисты нередко высказывали мысль о том, что подлинным источником нашей сознательной жизни являются не ощущения, а внутреннее состояние сознания, способность разумного мышления, заложенные от природы и не зависимые от притока информации, поступающей из внешнего мира. Эти воззрения легли в основу философии рационализма. Суть ее заключалась в том, что психические процессы не являются продуктом сложного исторического развития, и ее приверженцы ошибочно толковали сознание и разум не как результат сложной исторической эволюции, а как первичное, далее не объяснимое свойство человеческого духа[2, с. 205].
Сторонники идеалистической концепции, философы-идеалисты, нередко делали попытки отвергнуть положение о том, что ощущения человека связывают его с внешним миром. Они пытались доказать обратное, что ощущения непреодолимой стеной отделяют человека от внешнего мира. Положение было представлено представителями субъективного идеализма – Д. Беркли, Д. Юм, Э. Мах.
Один из представителей дуалистического направления в психологии, И. Мюллер, сформулировал теорию «специфической энергии органов чувств», согласно которой каждый из органов чувств не отражает воздействия внешнего мира, а лишь получает от внешнего мира толчки, возбуждающие их собственные процессы. Из этой теории был сделан вывод, что органы чувств не отражают внешних воздействий, человек воспринимает не объективные воздействия внешнего мира, а свои собственные субъективные состояния, которые отражают деятельность его органов чувств.
Близкой была точка зрения Г. Гельмгольца. Он не отвергал, что в результате воздействия предметов на органы чувств возникают ощущения. Он считал, что возникающие вследствие этого воздействия психические образы не имеют ничего общего с реальными объектами. Он называл ощущения «символами», или «знаками», отказываясь признать их изображениями этих явлений.
Легко видеть, что оба этих подхода приводят к следующему утверждению: человек не может воспринимать объективный мир, и единственной реальностью являются субъективные процессы, отражающие деятельность его органов чувств, которые и создают субъективно воспринимаемые «элементы мира» [1, с. 165].
Похожие выводы лежат в основе солипсизма, что человек может познать самого себя.
Представители
материалистического
Ощущения человека
– это продукт исторического развития.
Ощущения человека и животных значительно
отличаются друг от друга. У животных развитие
ощущений ограничено их биологическими
потребностями. У человека, напротив, эта
способность не ограничена. Труд создал
у человека несравненно широкий круг потребностей.
Деятельность, направленная на удовлетворение
потребностей человека, способствует
постоянному развитию способностей, в
том числе и способности ощущать.
2. Виды ощущений.
Издавна принято различать пять основных видов (модальностей) ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Эта классификация ощущений по основным модальностям является правильной, хотя и не исчерпывающей. А. Р. Лурия считает, что классификация ощущений может быть проведена по крайней мере по двум основным принципам – систематическому и генетическому (иначе говоря, по принципу модальности, с одной стороны, и по принципу сложности или уровня их построения - с другой) [2, с. 205].
Систематическая классификация ощущений. Классификация была предложена английским физиологом Ч. Шеррингтоном. Он разделил группы ощущений на три основных типа: интероцептивные, проприоцептивные, экстероцептивные ощущения.
Интероцептивные
ощущения возникают благодаря
Проприоцептивные ощущения. Составляют афферентную основу движений человека, передают сигналы о положении тела в пространстве. Проприоцептивные ощущения включают ощущение равновесия, двигательное ощущение.
Периферические рецепторы проприоцептивной чувствительности находятся в мышцах и суставах. Они называются тельцами Паччини.
Контактные ощущения вызываются непосредственным воздействием объекта на органы чувств (вкус, осязание).
Дистантные ощущения отражают качества объектов, которые находятся на определенном расстоянии от органов чувств (слух, зрение).
Поскольку ощущение возникает в результате воздействия определенного физического раздражителя на соответствующий рецептор, то первичная классификация ощущений, рассмотренная нами, исходит, естественно, из типа рецептора, который дает ощущение данного качества, или «модальности». Однако существуют ощущения, которые могут быть связаны с какой-либо определенной модальностью. Такие ощущения называют интермодальными. К ним относится, например, вибрационная чувствительность, которая связывает тактильно-моторную сферу со слуховой [1, с. 165].
Вибрационное чувство — это чувствительность к колебаниям воздуха, вызываемым движущимся телом. Физиологический механизм вибрационной чувствительности еще не выяснен. По мнению одних исследователей, она обусловлена костями, но не кожей (М. фон Фрей и др.); другие считают вибрационную чувствительность тактильно-кожной, признавая за костями лишь резонаторно-физическую функцию (В. М. Бехтерев, Л. С. Минор и др.). Вибрационное чувство является промежуточной, переходной формой между тактильной и слуховой чувствительностью. Одни исследователи (Д. Катц и др.) включают ее в тактильную чувствительность, отличая, однако, вибрационное чувство от чувства давления; другие сближают ее со слуховой. В частности, школа Л. Е. Комендантова считает, что тактильно-вибрационная чувствительность есть одна из форм восприятия звука. При нормальном слухе она особенно не выступает, но при поражении слухового органа эта ее функция ясно проявляется. Основное положение «слуховой» теории заключается в том, что тактильное восприятие звуковой вибрации понимается как диффузная звуковая чувствительность. Представители этой теории придерживаются той точки зрения, что тактильно-вибрационная чувствительность — этап развития слуха [3,с. 192].