Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 19:16, реферат
С психологической точки зрения, ощущения — это переживания, связанные с простыми стимулами. На биологическом уровне процессы ощущения рассматриваются в составе органов чувств, проводящих нервных путей и начальных этапов приобретения стимульной информации. К ощущениям относятся: зрение, слух, обоняние, вкус, кожные ощущения, включающие чувство давления, температуры, боли и ощущения тела.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
1.Общее понятие об ощущении……………………………………………..4
2.Виды ощущений…………………………………………………………….7
3.Основные свойства ощущений……………………………………………9
4.Феномены ощущений……………………………………………………...12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………17
Все, что мы видим, имеет цвет, поэтому зрительные ощущения – это ощущения цвета. Все цвета делятся на две большие группы: цвета ахроматические и цвета хроматические. К ахроматическим относятся белый, черный и серый. К хроматическим относятся все остальные цвета.
Светочувствительный орган глаза — сетчатка, которая содержит два типа клеток — палочки и колбочки. Палочки ответственны за восприятие света и функционируют днем, а колбочки — цвета и работают в сумерки.
Если у человека нарушена деятельность палочек, то возникает заболевание называемое «куриная слепота», при котором человек теряет способность что-либо различать в сумеречном свете. Если нарушается деятельность колбочек, это ведет к нарушению цветовосприятия и дальтонизму [10,с. 27 ].
Солнечный свет, как и свет любого искусственного источника, состоит из волн различной длины. В то же время любой предмет, или физическое тело будет восприниматься в строго определенном цвете. Цвет конкретного предмета зависит от того, какие волны и в какой пропорции отражаются этим предметом. Если предмет равномерно отражает все волны, т.е. он характеризуется отсутствием избирательности отражения, то его цвет будет ахроматическим.
Зрительное ощущение
обладает некоторой инерцией и исчезает
не сразу после того, как перестает действовать
вызвавший его раздражитель. След от раздражителя
остается в виде последовательного образа.
Различают положительные и отрицательные
последовательные образы. Положительный
последовательный образ по светлоте и
цветности соответствует первоначальному
раздражению. На инерции зрения, на сохранении
зрительного впечатления в течение некоторого
времени в виде положительного последовательного
образа основан принцип кинематографа.
Последовательный образ изменяется во
времени, при этом положительный образ
заменяется отрицательным. При цветных
источниках света происходит переход
последовательного образа в дополнительный
цвет [11, с. 126].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Разные световые волны вызывают ощущения различных цветов. Из смеси трех пучков света с существенно разной длиной волны можно получить свет, соответствующий источнику почти любого цвета. Это и многое другое способствовало развитию трихроматической теории, согласно которой восприятие цвета основано на активности рецепторов (колбочек) трех типов, каждый из которых максимально чувствителен к волнам определенного участка видимого спектра.
Существует четыре основных цветовых ощущения: красное, желтое, зеленое и синее. Их смесь и дает нам ощущение цветов, за исключением того, что мы не видим красновато-зеленые и желтовато-синие оттенки. Эти последние факты объясняются в теории оппонентных цветов. В ней постулируется существование оппонентных процессов в парах красный—зеленый и желтый—синий (в каждом из них происходят противоположные реакции на два своих оппонентных цвета). Трихроматическая теория и теория оппонентных цветов были успешно объединены.
Высота звука — наиболее примечательная его характеристика — возрастает с увеличением частоты звуковой волны. Из того, что человек может одновременно слышать высоты двух различных тонов, следует, что есть много рецепторов звука, реагирующих на разные частоты. Согласно временной теории восприятия высоты, слышимая высота определяется временными паттернами нервных реакций слуховой системы, которые, в свою очередь, задаются временными паттернами звуковой волны. Согласно теории локальности, каждая частота в наибольшей степени стимулирует один из участков вдоль базилярной мембраны, и слышимая высота зависит от того, в каком месте движение мембраны максимально. Эти теории вполне совместимы, поскольку временная теория объясняет восприятие низких частот, а теория локальности — восприятие высоких.
Обоняние имеет более важное значение для других биологических видов, чем для человека. Многие биологические виды выделяют специальные запахи (феромоны) для общения, и у человека, видимо, сохранились остатки этой системы. Стимулами для обоняния являются молекулы, испускаемые веществом. Молекулы пролетают по воздуху и активируют обонятельные рецепторы, расположенные в глубине носовой полости. Есть много типов рецепторов запаха (порядка 1000 и более). Обычно человек может различить от 10 000 до 40 000 различных запахов, причем у женщин это в целом получается лучше.
Стимулом боли может быть
любой стимул, достаточно интенсивный,
чтобы вызвать повреждение тканей. Есть
два типа боли, передаваемых по разным
нервным путям: физическая боль, которая
обычно длится кратко, быстро нарастает
и быстро спадает, и тоническая боль, которая
обычно стабильна и длится долго. На болевую
чувствительность в значительной степени
влияют иные факторы, чем собственно вредящий
стимул; к ним относятся преднастройка
и культурные традиции. Воздействие таких
факторов, видимо, осуществляется через
открытие и закрытие нервных ворот, находящихся
в спинном и среднем мозге; боль ощущается,
только когда болевые рецепторы активируются
при открытых нервных воротах.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Маклаков, А. Г. Общая психология: Учебник для вузов / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2010. – 583 с.
2. Рогов, Е. И. Общая психология:
Курс лекций для первой ступени
3. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер Ком, 1999. – 720 с.
4. Тертель, А. Л. Психология. Курс лекций: Учебное пособие / А. Л. Тертель. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 248 с.
5. Дубровина, И. В. Психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан. – М. : Академия, 2003. – 460 с.
6. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии: Учебное пособие для студентов / А. Р. Лурия. – СПб. : Питер, 2004. – 320 с.
7. Немов, Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. / Р. С. Немов . - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
8. Дмитриева, Н. Ю. Общая психология: Конспект лекций / Н. Ю. Дмитриева. – М. : Эксмо, 2007. – 128 с.
9. Введение в психологию: Учебник для студентов университетов / Р. Л. Аткинсон [ и др.]. - М. : Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.
10. Богачкина, Н. А. Психология: Конспект лекций / Н. А. Богачкина. – М. : Эксмо, 2008. – 160 с.
11. Введение в психологию:
Учебник / А. В. Петровский [ и др.]. – М. : Академия,
1996. – 496 с.