Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 18:22, реферат
Целью исследования является определение основных форм организации педагогического процесса.
Для реализации цели требуется осуществить следующие задачи:
Определить сущность организации педагогического процесса
Выявить составные компоненты и методы организации педагогического процесса
Выявить основные формы организации педагогического процесса
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Понятие и цели организации педагогического процесса………………...4
2 Составные компоненты и эффекты организации педагогического процесса…………………………………………………………………………...8
3 Методы и средства организации педагогического процесса…………...13
4 Основные формы организации педагогического процесса…………….16
Заключение……………………………………………………………………...18
Список использованной литературы………………………………………..19
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА
И ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
Кафедра « Экономики, социологии труда и управления персоналом,»
Реферат
По дисциплине : «Педагогика»
На тему: «Основные формы педагогического процесса»
(подпись)
Барнаул 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Понятие и цели организации педагогического процесса………………...4
2 Составные
компоненты и эффекты
3 Методы и средства
организации педагогического
4 Основные формы организации педагогического процесса…………….16
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………..19
Введение
Педагогическим процессом
называют целостный процесс
Одновременно в настоящий момент возникли и более благоприятные возможности для целостного рассмотрения педагогического процесса на основе использования методологии и методики системно-структурного анализа. Он требует выделять основные компоненты той системы, в которой протекает процесс, рассматривать основные закономерные взаимосвязи между ними, выявлять источники развития и определять условия эффективного управления этим процессом.
Актуальность данной темы в том, что от правильно организованного педагогического процесса зависит процесс формирования личности, который определяет как корректирующий, обогащающий, усиливающий нравственно-эстетическое и творческое влияние труда, окружающих условий, способствует разрешению возникающих противоречий в процессе развития творческой личности, снимает дисгармонирующие факторы, создает определенный художественный фон.
Объектом исследования являются методы организации педагогического процесса.
Предметом исследования является сущность педагогического процесса, формы организации.
Целью исследования является определение основных форм организации педагогического процесса.
Для реализации цели требуется осуществить следующие задачи:
1 Понятие
и цели организации
Педагогический процесс - это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.
Любой процесс есть последовательная смена одного состояния другим. В педагогическом процессе эта смена есть результат педагогического взаимодействия. Именно по этому педагогическое взаимодействие как взаимная активность, сотрудничество педагогов и учащихся в процессе их общения, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях, составляет сущностную характеристику педагогического процесса.
Прежде чем обсуждать
специфические особенности
По мнению И.П. Подласого педагогическим процессом называется «развивающее взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых» [4, 161].
Согласно В.А. Сластенину, педагогический процесс - «это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач» [5, 213].
Б.П. Бархаев видит педагогический процесс как «специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания с целью решения задач образования, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии» [1, 107].
Анализируя данные определения, а также сопутствующую литературу, можно выделить следующие характеристики педагогического процесса:
1) основными субъектами
взаимодействия в
2) целью педагогического
процесса являются
3) цель достигается через применение специальных средств в ходе педагогического процесса;
4) цель педагогического
процесса, также как и ее достижение
обусловлены исторической, общественной
и культурной ценностью
5) цель педагогического процесса распределена в виде задач;
6) сущность педагогического процесса прослеживается через специальные организованные формы педагогического процесса.
По мнению И.П. Подласого педагогический процесс выстроен на целевом, содержательном, деятельностном и результативном компонентах [4, 163].
Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели - всестороннего и гармонического развития личности - до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов. Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу, а деятельностный - взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат. Результативный компонент процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.
Постановка целей в образовании - достаточно специфичный и сложный процесс. Ведь педагог встречается с живыми детьми, и цели, так хорошо отображенные на бумаге, могут расходиться с реальным положением дел в воспитательной группе, классе, аудитории. Между тем педагог обязан знать общие цели педагогического процесса и следовать им. В понимании целей большое значение имеют принципы деятельности. Они позволяют расширить формулировки целей и адаптировать эти цели каждому педагогу под самого себя. В этом плане интересна работа Б.П. Бархаева, в которой он пытается в наиболее полном виде отобразить основные принципы в построении целостного педагогического процесса. Приведем эти принципы [1, 117]:
Применительно к выбору целевых ориентиров образования действуют принципы:
1) гуманистической направленности педагогического процесса;
2) связи с жизнью и производственной практикой;
3) соединения обучения и воспитания с трудом на общую пользу.
Разработка средств представления содержания обучения и воспитания направляется принципами:
1) научности;
2) доступности и посильности обучения и воспитания школьников;
3) соединение наглядности и абстрактности в учебном процессе;
4) эстетизации всей детской жизни, прежде всего обучения и воспитания.
При выборе форм организации педагогического взаимодействия целесообразно руководствоваться принципами:
1) обучения и воспитания детей в коллективе;
2) преемственности, последовательности, систематичности;
3) согласованности требований школы, семьи и общественности.
Деятельность педагога регулируется принципами:
1) сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников;
2) опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности;
3) уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.
Участие самих учеников в процессе образования направляется принципами сознательности и активности школьников в целостном педагогическом процессе.
Выбор методов педагогического воздействия в процессе преподавания и воспитательной работы направляется принципами:
1) сочетания прямых и параллельных педагогических действий;
2) учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Эффективность результатов педагогического взаимодействия обеспечивается следованием принципам:
1) ориентированности на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения;
2) прочности и действенности результатов образования, воспитания и развития.
2 Составные
компоненты и эффекты
Как уже отмечалось выше среди целей педагогического процесса как целостного явления выделяют процессы воспитания, развития, формирования. Попробуем разобраться в специфике этих понятий.
По мнению Н.Н. Никитиной эти процессы можно определить следующим образом:
Формирование – это:
1) процесс развития и становления личности под влиянием внешних и внутренних факторов - воспитания, обучения, социальной и природной среды, собственной активности личности;
2) способ и результат
внутренней организации
Обучение - это совместная деятельность обучающего и обучающегося, направленная на образование личности посредством организации процесса усвоения ею системы знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру» [3, 65].
При этом учитель:
1) преподает, то есть
целенаправленно передает
2) руководит процессом освоения знаний, навыков и умений;
3) создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышления).
В свою очередь ученик:
1) учится, то есть овладевает передаваемой информацией и выполняет учебные задания с помощью учителя, совместно с одноклассниками или самостоятельно;
2) пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить;
3) проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием.
Преподавание - это деятельность учителя по:
1) передаче информации;
2) организации учебно-познавательной деятельности учащихся;
3) оказанию помощи при затруднении в процессе учения;
4) стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся;
5) оценке учебных достижений учащихся.
Развитие - это процесс количественных и качественных изменений наследуемых и приобретаемых свойств человека.
Воспитание - это целенаправленный процесс взаимосвязанной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование у школьников ценностных отношений к окружающему миру и самому себе [3, 67].
В современной науке
под «воспитанием» как
1) передает опыт, накопленный человечеством;
2) вводит в мир культуры;
3) стимулирует к самовоспитанию;
4) помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложившегося положения.