Основные формы педагогического процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 18:22, реферат

Описание работы

Целью исследования является определение основных форм организации педагогического процесса.
Для реализации цели требуется осуществить следующие задачи:
Определить сущность организации педагогического процесса
Выявить составные компоненты и методы организации педагогического процесса
Выявить основные формы организации педагогического процесса

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Понятие и цели организации педагогического процесса………………...4
2 Составные компоненты и эффекты организации педагогического процесса…………………………………………………………………………...8
3 Методы и средства организации педагогического процесса…………...13
4 Основные формы организации педагогического процесса…………….16
Заключение……………………………………………………………………...18
Список использованной литературы………………………………………..19

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

В свою очередь воспитанник:

1) овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры;

2) работает над собой;

3) обучается способам общения и манерам поведения.

В результате воспитанник изменяет свое понимание мира и отношение  к людям и самому себе.

Конкретизируя для себя эти определения  можно понять следующее. Педагогический процесс как сложное системное  явления включает в себя все многообразие факторов, окружающих процесс взаимодействия ученика и учителя. Так процесс  воспитания связан с нравственными и ценностными установками, обучение - с категориями знаний, умений и навыков. Формирование и развитие же здесь есть два ключевых и базовых способа включения этих факторов в систему взаимодействия ученика и учителя. Таким образом, это взаимодействие «наполняется» содержанием и смыслом.

Цель всегда связана с результатами деятельности. Каков образ результатов  педагогического процесса? Исходя из формулировок целей, можно описать  результаты словами «воспитанность», «обученность».

В качестве критериев оценки воспитанности человека принимают:

1) «добро» как поведение на благо другого человека (группы, коллектива, общества в целом);

2) «истину» как руководство при оценке действий и поступков;

3) «красоту» во всех формах ее проявления и созидания.

Обучаемость - это «приобретенная учащимся (под влиянием обучения и воспитания) внутренняя готовность к различным психологическим перестройкам и преобразованиям в соответствии с новыми программами и целями дальнейшего обучения. Важнейшим показателем обучаемости является то количество дозированной помощи, которая необходима учащемуся для достижения заданного результата. Обученность – это запас усвоенных понятий и способов деятельности. То есть система знаний, умений и навыков, соответствующая норме (заданному в образовательном стандарте ожидаемому результату)» [3, 97].

Это отнюдь не единственные формулировки. Важно понимать не суть самих слов, а природу их возникновения. Результаты педагогического процесса связаны с целым спектром ожиданий эффективности этого самого процесса. От кого исходят эти ожидания? В общем виде можно говорить о культурных ожиданиях, связанных со сложившемся в культуре образом воспитанного, развитого и обученного человека. В более конкретном виде можно обсуждать общественные ожидания. Они не настолько общие как культурные ожидания и завязаны на конкретном понимании, заказе субъектов общественной жизни (гражданского общества, церкви, бизнеса и пр.). Эти понимания в настоящий момент формулируются в образе воспитанного, нравственного, эстетически выдержанного, физически развитого, здорового, профессионального и трудолюбивого человека.

Немаловажным в современном  мире видятся ожидания, формулируемые  государством. Они конкретизируются в виде образовательных стандартов: «Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала» [5, 226].

Принято разделять федеральный, национально-региональный и школьный образовательные стандарты.

Федеральный компонент  определяет те нормативы, соблюдение которых  обеспечивает единство педагогического  пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры.

Национально-региональный компонент содержит нормативы в  области родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки и др. Они относятся  к компетенции регионов и учреждений образования.

Наконец, стандартом устанавливается объем школьного компонента содержания образования, отражающего специфику и направленность отдельного образовательного учреждения.

Федеральный и национально-региональный компоненты стандарта образования  включают:

1) описание содержания образования на каждой из его ступеней, которое государство предоставляет обучаемому в объеме необходимой общеобразовательной подготовки;

2) требования к минимально необходимой такой подготовке учащихся в рамках указанного объема содержания;

3) максимально допустимый объем учебной нагрузки школьников по годам обучения.

Сущность стандарта  общего среднего образования раскрывается через его функции, которые многообразны и тесно связаны между собой. Среди них следует выделить функции  социального регулирования, гуманизации образования, управления, повышения качества образования.

Функция социального  регулирования вызвана переходом  от унитарной школы к многообразию образовательных систем. Ее реализация предполагает такой механизм, который  предотвратил бы разрушение единства образования.

Функция гуманизации  образования связана с утверждением с помощью стандартов его личностно-развивающей  сущности.

Функция управления связана  с возможностью реорганизации существующей системы контроля и оценивания качества результатов обучения.

Государственные образовательные  стандарты позволяют осуществлять функцию повышения качества образования. Они призваны фиксировать минимально необходимый объем содержания образования  и задавать нижнюю допустимую границу  уровня образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Методы  и средства организации педагогического  процесса

Метод в образовании - это «упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели» [5, 89]].

Словесные методы:

- использование словесных  методов в целостном педагогическом процессе осуществляется прежде всего с помощью устного и печатного слова. Это объясняется тем, что слово является не только источником получения знаний, но и средством организации и управления учебно-познавательной деятельностью. Эта группа методов включает следующие способы педагогического взаимодействия: рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, диспуты, работа с книгой, метод примера.

Рассказ - это «последовательное  изложение преимущественно фактического материала, осуществляемого в описательной или повествовательной форме» [1, 101].

Большое значение имеет  рассказ при организации ценностно-ориентировочной  деятельности учеников. Воздействуя  на чувства детей, рассказ помогает им понять и усвоить смысл заключенных  в нем нравственных оценок и норм поведения.

Беседа как метод - это» тщательно продуманная система  вопросов, постепенно подводящих учащихся к получению новых знаний» [1, 103].

При всем разнообразии своего тематического содержания беседы имеют  своим основным назначением привлечение самих учащихся к оценке тех или иных событий, поступков, явлений общественной жизни.

К словесным методам  относятся также учебные дискуссии. Ситуации познавательного спора  при их умелой организации привлекают внимание школьников к противоречивости окружающего их мира, к проблеме познаваемости мира и истинности результатов этого познания. Поэтому для организации дискуссии необходимо прежде всего выдвинуть перед учениками реальное противоречие. Это позволит ученикам активизировать свою творческую активность и поставит их перед нравственной проблемой выбора.

К словесным методам  педагогического воздействия относится  и метод работы с книгой.

Конечная цель метода - приобщение школьника к самостоятельной  работе с учебной, научной и художественной литературой.

Практические методы в целостном педагогическом процессе являются важнейшим источником обогащения школьников опытом общественных отношений  и общественного поведения. Центральное  место в данной группе методов  занимают упражнения, т.е. планомерно организованная деятельность по многократному повторению каких-либо действий в интересах их закрепления в личном опыте ученика.

Относительно самостоятельную  группу практических методов составляют лабораторные работы - метод своеобразного  сочетания практических действий с организованными наблюдениями учащихся. Лабораторный метод дает возможность приобретать умения и навыки обращения с оборудованием, обеспечивает превосходные условия для формирования умений измерять и вычислять, обрабатывать результаты.

Познавательные игры - это «специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Главное назначение данного метода - стимулировать познавательный процесс» [1, 114].

Наглядные методы:

-  демонстрация заключается  в чувственном ознакомлении учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде. Данный метод служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, но широко используется и для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним устройством или местоположением в ряду однородных предметов.

Иллюстрация предполагает показ и восприятие предметов, процессов  и явлений в их символьном изображении  с помощью схем, плакатов, карт и  пр.

Видеометод:

- обучающая и воспитывающая  функции данного метода обуславливаются высокой эффективностью наглядных образов. Использование видеометода обеспечивает возможность дать учащимся более полную и достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах, освободить учителя от части технической работы, связанной с контролем и коррекцией знаний, наладить эффективную обратную связь.

Средства педагогического  процесса подразделяются на визуальные (зрительные), к которым относятся  оригинальные предметы или их разнообразные  эквиваленты, диаграммы, карты и  т.п.; аудиальные (слуховые), включающие радио, магнитофоны, музыкальные инструменты и т.п., и аудиовизуальные (зрительно-слуховые) - звуковое кино, телевидение, частично автоматизирующие процесс обучения программированные учебники, дидактические машины, компьютеры и т.д. Также принято разделять средства обучения на средства для учителя и для учащихся. Первые представляют собой предметы, используемые учителем для более эффективной реализации целей образования. Вторые - это индивидуальные средства учащихся, школьные учебники, тетради, письменные принадлежности и т.п. В число дидактических средств включаются и такие, с которыми связана как деятельность учителя, так и учащихся: спортивное оборудование, пришкольные ботанические участки, компьютеры и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Основные  формы организации педагогического процесса

Обучение и воспитание всегда осуществляется в рамках той  или иной формы организации.

Всевозможные способы  организации взаимодействия педагогов  и обучаемых нашли свое закрепление  в трех основных системах организационного оформления педагогического процесса. К ним относятся: 1) индивидуальное обучение и воспитание; 2) классно-урочная система, 3) лекционно-семинарская система.

Традиционной считается  классно-урочная форма организации  педагогического процесса.

Урок - это такая форма организации педагогического процесса, при которой «педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали знаниями, умениями и навыками, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников» [4, 314].

Особенности школьного  урока:

1) урок предусматривает реализацию функций обучения в комплексе (образовательной, развивающей и воспитывающей);

2) дидактическая структура урока имеет строгую систему построения:

3) определенное организационное начало и постановка задач урока;

4) актуализация необходимых знаний и умений, включая проверку домашнего задания;

5) объяснение нового материала;

6) закрепление или повторение изученного на уроке;

7) контроль и оценка учебных достижений учащихся в течение урока;

8) подведение итогов урока;

9) задание на дом;

10) содержание урока соответствует образовательному государственному стандарту, учебной программе соответствующей школьной дисциплины в рамках школьного учебного плана;

11) каждый урок является звеном в системе уроков;

12) урок соответствует основным принципам обучения; в нем учитель применяет определенную систему методов и средств обучения для достижения поставленных целей урока;

13) основой построения урока является умелое использование методов, средств обучения, а также сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы с учащимися и учет их индивидуально-психологических особенностей.

Выделяю следующие типы уроков:

1) урок ознакомление учащихся с новым материалом или сообщения (изучения) новых знаний;

2) урок закрепления знаний;

3) уроки выработки и закрепления умений и навыков;

Информация о работе Основные формы педагогического процесса