Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 13:36, доклад
Разрабатываянаправленияреформ, модернизацийипрочиепрограммысобственногосовершенствования, образовательнаясистеманеможетнеучитыватьтого, вкакомкультурно-историческомконтекстевсеэтопроисходити–самоеважное–чтоожидаетнасинашихучениковвближайшембудущем.
Основные направления школьных реформ в современном мире.
Разрабатывая направления реформ, модернизаций и прочие программы собственного совершенствования, образовательная система не может не учитывать того, в каком культурно-историческом контексте все это происходит и – самое важное – что ожидает нас и наших учеников в ближайшем будущем. Достаточно объективного взгляда на тенденции развития современного общества, чтобы убедиться в том, что современное образование не может строиться с опорой на дорогие нашему сердцу веками отработанные ориентиры.
Данная статья была опубликована в № 02/2007 журнала "Начальная школа" издательского дома "Первое сентября".
Безусловно, система общего образования является основой для получения гражданами страны доступного, качественного образования всех уровней. Ее дальнейшая модернизация должна обеспечивать эффективность образовательной отрасли в целом, создавать и расширять возможности для удовлетворения образовательных потребностей граждан России.
В федеральной программе развития образования на 2000-2005 гг. в разделе «Общее образование» ставилась задача введения Государственного образовательного стандарта общего образования, а также полного комплекта федеральных и национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего (полного) общего образования. В настоящий момент эта задача решена.
Однако с решением данной задачи, с учетом меняющихся требований к системе общего образования возникает ряд других проблем, требующих решения в ближайшие пять лет. Общемировой тенденцией изменений в области общего образования является переход на стандарты, построенные на компетентностной основе. Это означает, что учащиеся должны не только осваивать необходимый объем знаний, умений и навыков, но и овладевать способностями по использованию полученной в образовательном процессе информации. Поэтому вместе с переходом школ на разработанные государственные образовательные стандарты предстоит начать разработку стандартов II поколения.
В связи с этим возникает ряд более частных проблем:
- Отсутствуют в достаточной степени проработанная методология и новые психолого-педагогические основания для разработки проектов Государственных образовательных стандартов II поколения. Как следствие, пока не созданы адекватные новым стандартам примерные учебные планы и программы, их учебно-методическое обеспечение.
- Система повышения квалификации работников общего образования в ряде регионов достаточно быстро реагирует на потребности образовательных учреждений, на решение задач модернизации образования. Однако для успешного решения задачи введения стандартов нового поколения она достаточно консервативна, настроена лишь на воспроизводство утративших свою значимость образовательных технологий. Слабая преемственность между дошкольным и школьным уровнями образования также в значительной степени ослабляет потенциал сети образовательных учреждений при переходе на новые стандарты.
- Устаревшее материально-техническое обеспечение не позволяет в должной мере решать задачи введения как существующих государственных образовательных стандартов, так и стандартов нового поколения. В особенности это касается таких учебных предметов как история, обществоведение, экономика и право.
В связи с тем, что реализуется идея реструктуризации и развития сети общеобразовательных учреждений, возникает ряд проблем, которые предстоит решить в 2006-2010 гг. В первую очередь это касается реорганизации методических служб, развития новых видов взаимодействия между учреждениями образования, расширения альтернативных форм получения образования. Особое внимание предстоит обратить на решение:
- проблемы взаимодействия учреждений общего образования с учреждениями дополнительного образования; с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования; с учреждениями социальной сферы (культура, здравоохранение и пр.); с предприятиями и другими хозяйствующими субъектами.
- проблемы разработки, апробации и внедрения новых интегрированных моделей общеобразовательных учреждений, чем уже занимается Институт общего образования МОиН РФ.
Обострение старых и возникновение новых проблем российской системы образования происходило на фоне постоянно возобновляемых попыток реформирования этой системы. Некоторые из них (децентрализация управления и вариативность образования) были реализованы и привели к существенному ухудшению ситуации. Другие (в частности, переход к финансированию общего образования по нормативу затрат на одного учащегося) не были реализованы из-за недостаточности бюджетного финансирования в целом и дифференциации в его объемах по регионам страны, значительно усилившейся в последние годы, в том числе в результате «успешной» реализации принципа децентрализации управления.
Очередной этап реформирования сферы общего образования предложен на основе «Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года» и разработанной на ее основе «Концепцией реформирования российского образования до 2010 года». Последняя была одобрена Правительством РФ в октябре 2001 года. Одним из основных принципов которой является увеличение «соучастия» населения в финансировании образовательных учреждений. Показатели, приводимые авторами указанных документов, позволяют рассчитать прогнозируемое на 2010 год - при реализации данного подхода - соотношение бюджетных и внебюджетных расходов на образование. Согласно этим расчетам, расходы государственного бюджета составят порядка 60% от всех расходов на образование, средства населения - около 30% (при расходах работодателей - порядка 10%). Подобное соотношение бюджетных и внебюджетных расходов на образование (60-40) существенно отличается от принятого в экономически развитых странах со значительно более высоким уровнем доходов населения (и, что не менее важно, значительно меньшей дифференциацией в доходах), а также большим удельным весом в структуре частных расходов работодателей и меценатов.
В Концепции также отмечается, что «образование должно войти в состав основных приоритетов российского общества и государства», а государство «восстановит свою ответственность и активную роль» в сфере образования. В документе, в частности, отмечается необходимость формулирования общенациональной образовательной политики, которая позволит достичь современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Она должна отражать общенациональные интересы в сфере образования и учитывать общие тенденции мирового развития.
При этом ведущая роль отводится решению проблем сложившихся в системе общего образования. «Школа – в широком смысле этого слова – должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности».
Таким образом, в современных условиях российское образование (и общее в том числе) становится важнейшим фактором национальной безопасности и благосостояния России, благополучия каждого ее гражданина. Модернизация российского образования способствует консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодолевает этнонациональную напряженность, помогает гасить социальные конфликты, отстаивая приоритеты прав личности, равноправия национальных культур, конфессий, выступая против социального неравенства.
Основными направлениями и этапами реформирования на современном этапе являются:
· Структурная перестройка системы общего образования, которая предполагает значительную внутреннюю реконструкцию системы общего образования, отдельных ее звеньев и элементов с целью приведения этой системы в соответствие с запросами времени, придания ей гибкого, адаптивного характера, способности адекватного реагирования на современные и перспективные потребности развития страны, при постоянном научном сопровождении на всех этапах от разработки – до внедрения.
Структурная перестройка системы общего образования — существенный внутренний ресурс и одновременно фактор ее развития, ее перехода в новое качество. Ведущий принцип структурной перестройки системы общего образования — переход от отраслевого к региональному ее построению.
Ведущее направление — обеспечение соответствия спроса и предложений на «рынке» образовательных «товаров» и услуг.
Структурная перестройка системы общего образования направлена на решение следующих основных задач: создание многоукладной системы общего образования, развитие многообразия, вариативности образовательных программ и общеобразовательных учреждений; целенаправленная ориентация системы общего образования на спрос — не только со стороны государства, но и со стороны личности, различных социальных и профессиональных групп, рыночной экономики, регионов, муниципалитетов и т.д., создание широкого, цивилизованного рынка образовательных услуг; преодоление деформаций в соотношении отдельных уровней системы общего образования; оптимизация сети общеобразовательных учреждений на основе жизненных потребностей, создание и развитие на базе этих потребностей новых видов образования и типов общеобразовательных учреждений, отвечающих актуальным и перспективным потребностям развития страны.
· Модернизация управления образованием. В настоящее время система управления общим образованием, отражая в себе общие особенности переходного периода, находится в промежуточной стадии своего движения от прежнего способа деятельности к качественно новому. В ней сложно переплетаются новые, перспективные тенденции и рудименты старого: низкая целенаправленность и запаздывающий, реактивный характер управления, жесткость построения управленческих структур, элементы прежней практики командно-распорядительного управления и др. В управленческой системе еще слабо представлена общественная составляющая, не сформированы механизмы управления развитием образования, инновационными образовательными процессами. К тому же управление во многом продолжает работать вслепую, не имея полноценного информационно-статистического обеспечения, в частности — в области экономики образования.
Между тем управление преобразованиями в системе общего образования предопределяет будущее самой образовательной системы. От того, как устроено и как срабатывает управление, в решающей мере зависят качество и эффективность системы образования, характер и направление ее развития. Именно поэтому задача модернизации управления образованием, его опережающего развития является одной из генеральных задач на новом, очередном этапе реформирования системы образования Российской Федерации.
Таким образом, необходимо создать гибкую, целенаправленную, эффективную систему государственно-общественного управления общим образованием, обеспечивающую интенсивное развитие и высокое качество образования, его многообразие и направленность на удовлетворение потребностей личности, многонационального российского государства.
В современных условиях основными направлениями реформирования системы управления общим образованием являются: четкое определение компетенций, полномочий и ответственности органов управления образованием всех уровней и обеспечение их взаимодействия; переход от распорядительного к регулирующему управлению системой образования; развитие государственно-общественных форм управления образованием.
· Обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования и создание условий для повышения качества общего образования. Общеобразовательная школа является базовым звеном реформирования (модернизации) образования. Достижение качества образования предполагает его ориентацию не только на усвоение школьниками определенного объема знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей. Современная школа должна формировать ключевые компетентности (систему знаний, умений и навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащегося).
· Обновление содержание общего образования и совершенствование механизмов контроля за его качеством. Данное направление предполагает решение следующих задач: доработка содержания и введение государственных стандартов общего образования; обновление содержания общего образования, его разгрузка, ориентация на потребности личности, общества и государства, экспериментальная отработка нового содержания общего образования; продолжение введения профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы; формирование и проведение в действие прозрачной и эффективной, независимой от органов управления образованием государственно-общественной системы аттестации и контроля качества образования; введение и отработка ЕГЭ и других форм контроля качества образования.
· Обеспечение системы общего образования высококвалифицированными кадрами, их поддержка государством и обществом. Реализация данного направления предполагает: во-первых, повышение статуса учителя; во-вторых государственную поддержку и стимулирование труда педагогических и управленческих работников общего образования; в-третьих, повышение профессионализма педагогических кадров.
· Проблемы общего образования на селе. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2001г. №871 «О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности» в 2002-2003 гг. в регионах России, отличающихся социально-экономическими, географическими и демографическими условиями, проводится эксперимент по реструктуризации сети сельских школ.
Как известно, сельская школа сегодня является достаточно существенным сектором российского образования (67% от общего числа), из 68 тысяч российских школ - 46 тысяч сельские. В комплексе мер по реформированию и модернизации российского образования большое значение уделяется решению проблем сельской школы, которая была, есть и будет важной составляющей (определяющим фактором) образовательной системы и призвана всемерно содействовать сохранению и развитию национальных традиций, духовно-нравственных ценностей, росту уникальности потенциала отечественной культуры.
В России сельская школа занимает особое место, прежде всего, благодаря той роли, которая традиционно ей отводится в социальной жизни села, в воспитании человека-труженика, умеющего умело распоряжаться главным народным достоянием - землей. В настоящее время сельская школа является основным, а порой и единственным, интеллектуально-культурным центом села, и поэтому в прямой зависимости от ее деятельности находится решение многих вопросов. В Федеральной программе развития образования предусмотрено, что стратегия образования на селе должна быть нацелена на создание условий для обеспечения доступности и высокого качества образования, подчинена решению актуальных задач экономического, социального и духовного возрождения сельского социума; отмечено отставание сельской школы от городской в решении приоритетных задач обучения и воспитания подрастающего поколения.
Информация о работе Основные направления школьных реформ в современном мире