Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 13:36, доклад
Разрабатываянаправленияреформ, модернизацийипрочиепрограммысобственногосовершенствования, образовательнаясистеманеможетнеучитыватьтого, вкакомкультурно-историческомконтекстевсеэтопроисходити–самоеважное–чтоожидаетнасинашихучениковвближайшембудущем.
· отказ от единой тарифной сетки и переход на отраслевую систему оплаты труда работников образования;
· создание отраслевой пенсионной системы работников образования и совершенствование системы пенсионного обеспечения различных категорий педагогических работников;
· предоставление отсрочки от призыва на действительную военную службу молодым специалистам - педагогам на время их работы в учреждениях общего и начального профессионального образования, детских домах и интернатах;
· разработка и принятие федеральной межведомственной программы «Педагогические кадры России»; интенсивная переподготовка педагогических и управленческих кадров за счёт средств бюджетов по направлениям модернизации образования;
· разработка и экспериментальная апробация моделей всестороннего реформирования мы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров;
· перестройка организации педагогической науки, преодоление её оторванности от запросов современного общества и передовой образовательной практики, повышение ее роли в поддержке, проектировании, экспертизе образовательных инноваций, в обеспечении непрерывности процессов обновления образования.
· приведение нормативно-правовой базы сферы образования в соответствие с задачами её модернизации.
Отличительной чертой реформирования общеобразовательной школы за период 1995-2004гг. является его «лозунговый» характер (без предложения конкретных механизмов реализации намеченного). Как известно ключевым механизмом запуска реформы является основание содержания образования и совершенствование механизмов контроля за его качеством через принятие государственных стандартов общего образования; обновление содержания общего образования, его разгрузка, ориентация на потребности личности и современной жизни страны; экспериментальная отработка нового содержания общего образования; введение профильного обучения в старшей ступени общеобразовательной школы; формирование и приведение в действие прозрачной и эффективной независимой от органов управления образованием государственно-общественной системы аттестации и контроля качества образования; экспериментальная отработка форм единого государственного экзамена и других форм контроля качества образования.
Итоги реформы: современное состояние и перспективы
4.1. Общее образование сегодня
Общее образование сегодня характеризуется тем, в России, как и в зарубежных странах за последние десятилетие произошли существенные изменения в сфере общего среднего образования, затронувшие философию образования, его глобальные цели и задачи, организационные структуры, содержание образования, подходы к разработке образовательных стандартов и учебных программ, формы и методы обеспечения качества общего образования, контроль за деятельностью образовательных учреждений, финансирование и многие другие аспекты.
Новые параметры функционирования системы общего среднего образования задаются в результате быстрых социально-экономических изменений в обществе, одновременно ставя новые задачи. Нововведений и преобразований в таких условиях просто не избежать. Однако анализ опыта показывает, что практическая реализация реформ встречает два препятствия – недостаток ресурсов и отсутствие механизмов, способных запустить реформы в действие. Дополнительные финансовые возможности и адекватные механизмы реализации образовательных реформ появляются только в результате масштабных социально-экономических преобразований, без которых серьезные изменения в области образования обречены оставаться благими намерениями.
Вместе с тем четко просматриваются общие тенденции в реализации реформ, присущие не только России. Главными из них являются: децентрализация и демократизация управления; расширение автономии учебных заведений с одновременным усилением их подотчетности перед обществом; движение в сторону рыночных моделей организации, управления и финансирования образования с учетом требований XXI века.
Сегодня в рамках общих тенденций развития системы общего образования заслуживают внимания такие аспекты как:
1. Четкое разграничение в законодательном порядке функций и ответственности между различными уровнями управления образованием: общегосударственным, региональным, муниципальным и институциональным. С повышением роли общего среднего образования в обеспечении устойчивого развития и конкурентоспособности государств на мировых рынках усиливается роль общегосударственных органов управления в выработке стратегии и политики развития образования, координации усилий и ресурсов, необходимых для нормального функционирования образовательных систем. Все другие управленческие функции делегируются низшим эшелонам власти в соответствии с предписанными им законами, обязанностями и правами в данной сфере.
2. Обучение детей в начальных школах подавляющего числа зарубежных стран начинается с 5-6-летнего возраста. В ряде стран увеличена продолжительность обязательного образования и полного среднего образования. В 169 странах мира (около 80%) продолжительность полного среднего образования составляет 12 лет и более, в 46 странах – 13 лет (например, в Чехии, Румынии). В некоторых странах для получения полного среднего образования отводится меньший срок (например, в Туркмении – 9 лет, Монголии – 10 лет). На определенных этапах школьного образования вводятся новые образовательные стандарты для уровней начального, основного и профильного образования.
3. Заметное смещение акцентов в деятельности управленческих структур всех уровней образования с административно-организационны
4. Превращение системы финансирования образования в мощный экономический рычаг управления: принятие концепции многоканального финансирования (государственный бюджет, бюджеты региональных и муниципальных органов, доходы от оказываемых услуг школами и их коммерческой деятельности, плата за обучение; отдельных граждан; установление налоговых льгот на часть доходов, реализуемых образовательными учреждениями в целях поддержки образования, по примеру развитой системы адресного финансирования учащихся школ в таких странах, как Нидерланды, Франция, Италия, Венгрия, Япония, США, Канада. В России произошел переход к системе итоговой аттестации по окончании полной средней школы, контролируемой государственными органами образования или независимыми центрами, институтами, организациями. Как аналог единого государственного экзамена, по ряду дисциплин (национальный и иностранный языки, математика, естественные науки и др.) результаты итоговой аттестации в школе признаются в качестве вступительных испытаний в вузы, как в Великобритании, Китае, США, Канаде, Швеции, Японии, Болгарии, Венгрии, Египте, Казахстане, Армении, Франции, Германии и многих других стран.
5. Как известно педагогическая практика намного мудрее не только педагогической науки, но и многих реформаторских идей, не прошедших систему экспериментальной проверки, что связано с разработкой и внедрением современной модели социального нововведения через систему механизмов, определяющих эффективность той или иной реформы (для управленческих – 3 года; для начальной, основной и старшей школы соответственно – 4 – 5 – 2 года). При этом прогноз должен базироваться не только на результатах эксперимента, но и на поднятии престижа труда Педагога, его роли и значимости, демографических процессах, дополнительной потребности в кадрах специалистов развивающегося социально-экономического комплекса, промышленных и коммуникативно-образовательных технологий, изменяющихся интересах личности молодого человека XXI столетия.
4.2. Итоги реформ
Итоги реформ связаны с тем, что XX век был для всего человечества, в том числе и для России столетием глобальных социальных потрясений, а XXI – начинается с системы постоянных реформ, Концепции12-летней общеобразовательной школы (2000 г.); Национальной доктриной образования (2000 г.); Модернизацией российского образования на период до 2010 г. (2001 г.); разработкой стандартов общего среднего образования (2001-2004 гг.); реструктуризацией сети сельских общеобразовательных школ (2002 г.); экспериментальным введением Единого государственного экзамена (2002 г.); разработкой структуры и содержания Профильной старшей школы, сопряженных с войнами и международным терроризмом, что сказывается не только на взрослых, но и на школьниках.
Минобразованием России с участием ряда заинтересованных федеральных министерств и ведомств был разработан Комплекс межведомственных мероприятий по реализации в 2002-2005 годах Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Документ был одобрен Правительством Российской Федерации и направлен для исполнения федеральным органам исполнительной власти.
Реализация Плана действий Минобразования России на 2001-2004 годы была направлена на решение следующих основных задач модернизации общего среднего образования:
1. Восстановление роли дошкольного образования как важнейшего общедоступного уровня системы образования, деятельность которого направлена на формирование у детей основополагающих свойств личности, духовного и физического здоровья, подготовку к получению общего и профессионального образования.
2. Завершение работ по обновлению содержания общего образования, совершенствованию его структуры, разгрузки образовательных программ от избыточной информации, оформлению содержания профильно-ориентированных программ обучения, созданию условий для обеспечения здоровья обучающихся. Завершение разработки и законодательного утверждения государственного стандарта общего образования. Восстановление функций воспитания как важнейшего компонента педагогического процесса, деятельности системы образования.
3. Разработка нового поколения государственных стандартов среднего общего образования с учетом преемственности программ разного уровня образования, современных и перспективных потребностей в общем среднем образовании личности, общества, государства.
4. Углубление эксперимента по переходу к единому государственному экзамену на основе последовательного совершенствования механизма процедур проведения, правового их обеспечения, расширения числа участников эксперимента, систематического анализа его результатов. Формирование независимой от государственных органов управления образованием системы аттестации и оценки качества деятельности образовательных учреждений, качества получаемого обучающимися образования.
5. Совершенствование системы экономических отношений в образовании, включая отношения собственности; механизм многоуровневого и многоканального финансирования: постепенный переход к нормативному бюджетному финансированию, дифференцированному по уровням образования и видам образовательных учреждений; создание системы персонифицированного финансирования на основе государственных именных финансовых обязательств; развитие государственного образовательного кредитования, субсидирования обучающихся с учетом их социального положения; создание условий для привлечения дополнительных финансовых средств в учреждения образования, в том числе за счет расширения платных образовательных услуг.
6. Развитие комплекса мер по последовательному повышению социального статуса и улучшению материального положения работников образования; осуществление перехода на систему оплаты труда педагогических работников, более полно учитывающую специфику образовательной отрасли, стимулирующую закрепляемость кадров; создание отраслевой пенсионной системы; перевод ответственности за оплату труда учителей и обеспечение общеобразовательных школ учебниками на уровень субъектов Российской Федерации при сохранении прав собственности и ответственности за финансовое обеспечение содержания школ на муниципальном уровне.
7. Принятие неотложных мер по укреплению и развитию материально-технической базы общеобразовательных школ, создание необходимых предпосылок для повсеместного внедрения в учебный процесс современных, в том числе информационных, образовательных технологий. Продолжение работы по всестороннему правовому обеспечению деятельности системы образования как приоритетной сферы жизни общества.
На основе изложенной в докладе информации можно констатировать, что главные задачи, стоявшие перед системой образования в 2004/2005 учебном году решаются благодаря поддержке Президента Российской Федерации, всех органов законодательной и исполнительной власти Минобразования и науки России и органам управления удалось осуществить ряд мер по восстановлению ответственности государства в сфере образования. Произошло кардинальное изменение отношения всех государственных структур к проблемам образования. Намеченный Государственным Советом РФ и нормативно закрепленный Концепцией модернизации российского образования курс на обновление образовательной отрасли реализуется.
Положительно оценивая результаты начального этапа выполнения указанной Концепции, следует подчеркнуть, что предстоит работа по развитию системы общего образования, которая требует мобилизации сил государства и общества.
Ответственность и актуальность задач, решение которых должно стать приоритетом в деятельности Минобразования и науки, органов управления образованием, образовательных учреждений, всего образовательного сообщества в текущем году, определяется тем, что 2004 год являлся первым годом второго этапа (2004-2006 гг.) реализации Концепции модернизации российского образования. По итогам данного этапа общество будет судить о перспективности избранного курса на модернизацию образовательной системы при сохранении лучших традиций и стандартов классической российской школы образования.
Информация о работе Основные направления школьных реформ в современном мире