Основные направления школьных реформ в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 13:36, доклад

Описание работы

Разрабатываянаправленияреформ, модернизацийипрочиепрограммысобственногосовершенствования, образовательнаясистеманеможетнеучитыватьтого, вкакомкультурно-историческомконтекстевсеэтопроисходити–самоеважное–чтоожидаетнасинашихучениковвближайшембудущем.

Файлы: 1 файл

Основные направления школьных реформ в современном мире.docx

— 74.94 Кб (Скачать файл)

Новый образовательный заказ общества станет реально выполнимым, если сельская школа из режима борьбы за выживание, в котором она повсеместно находится на протяжении ряда последних лет, перейдет в режим активного обновления созидательного продолжения лучших отечественных образовательных традиций. При этом, несмотря на тяжелое экономическое положение сельских школ, расходы образования в сельских школах в расчете на одного учащегося в среднем в 2,5-4 раза выше аналогичных расходов в городских школах. Расходы в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации сильно дифференцированы: дифференциация расходов на одного обучающегося составляла в 2001 году - 14,5 раз (без учета региональных коэффициентов удорожания стоимости бюджетных услуг) и 7,5 раз с учетом региональных коэффициентов.

Таким образом, сельская школа испытывает значительные социально-экономические проблемы. Выпускники этих школ получают меньшие возможности, нежели в городских поселениях, в получении качественных образовательных услуг. Сложившаяся структура образования не отвечает ожиданиям и потребностям сельского населения, поскольку у родителей выражено стремление к получению полного среднего образования для детей, а в селе наибольшая доля образовательных учреждений приходится на начальную и основную школу. Так, если в городе средние (полные) школы составляют 84% от общего количества школ, то в сельских районах - только 47%. Велика доля основных школ - 25% ( в городских поселениях - только 7% от общего количества школ).

Уровень квалификации педагогических работников сельских школ несколько ниже, чем в городских поселениях. Так, высшее профессиональное образование имеют 70,8% учителей, среднее профессиональное - 28% ( в городских учреждениях образования - 83% и 16,7% соответственно). Что касается вариативности образования, то в подавляющем большинстве сельских школ, особенно малокомплектных, отсутствуют условия для освоения учащимися дополнительных образовательных программ, углубленного изучения отдельных предметов, профильного и компенсирующего обучения, что приводит к нарушению равного доступа к качественному образованию сельских детей, а следовательно, к ущемлению прав и интересов сельских жителей. На долю сельских школ приходится: школы с углубленным изучением предметов - 25%; гимназии - 6%; лицеи - 8% от общего количества.

В целом динамика изменений количества сельских школ незначительна. Так, за последние 10 лет их численность сократилась примерно на 2 тыс., что составляет около 5%. Количество проблемных малокомплектных школ за период 2000-2004гг. в ряде областей увеличилось до 5-10%. Наиболее сложное положение в школах с количеством обучаемых менее 15 человек. Сельские школы с наполняемостью 40 и более человек достаточно стабильны и в состоянии медленно развивать материально-техническую базу.

Вопрос реструктуризации сети сельских школ не может решаться только экономистами. Необходимо ориентироваться на повышение качества образования, сохранение социально-культурной роли села, изыскание внутренних резервов для совершенствования учебно-воспитательного процесса школьников. К числу внутренних резервов, по мнению специалистов, можно отнести: интеграция усилий образовательных и культурных учреждений; регионализация содержания образования, отражающая специфику сельского социума во всех его проявлениях (природном, трудовом, экологическом, этнокультурном и т.д.); профилизация обучения в старшем звене школы на основе внутренней дифференциации (посредством обучения профильных групп в рамках одного школьного класса); диалогизация учебно-воспитательного процесса (особенно эффективна в классах с малой наполняемостью), которая приводит к формированию у школьников навыков творческой деятельности, к индивидуализации учебно-воспитательного процесса; технологизация обучения (особые организационно-педагогические факторы, которые позитивно сказываются на ходе учебно-воспитательного процесса), что позволяет эффективно осуществлять дифференциацию обучения школьников; системная довузовская подготовка будущих учителей сельской школы, то должно обеспечить устойчивую мотивацию дальнейшего обучения профессиональной деятельности.

Главная цель эксперимента по реструктуризации сети школ в сельской местности - общенациональное реформирование сельской школы. Достижение такой масштабной цели требует обобщения опыта, создания формализованных методических рекомендаций по анализу ситуации и применению тех или иных моделей реструктуризации, претендующих на универсальность.

В целом можно констатировать, что регионы склонны развивать, а не сокращать имеющуюся сеть общеобразовательных учреждений в сельской местности, однако имеющаяся сеть нуждается в серьезной оптимизации. Ход эксперимента выявил ряд принципиальных проблем:

- территориально-административные межбюджетных отношений;

- границы решение недостаточное нормативно-правовое и юридическое оформление;

- неподготовленность части педагогических кадров и работников других социальных сфер к деятельности в новых условиях;

- недостаточность адресного материально-технического оснащения;

- недостаточное научно-методическое обеспечение эксперимента;

- недостаточное обеспечение организационно-коммуникативной среды, что приводит к недоверию к программе родительской и более широкой общественности.

В ходе исследования выявлены значительные серьезные недостатки, прежде всего, в освещении нормативно-правового обеспечения функционирования сельской школы, что, как известно, мешает эффективно управлять процессом ее развития, характеризует основные пути преодоления трудностей. Существующая нормативно-правовая база и реальная практика находится в противоречии, в связи с чем выделен ряд проблем, требующих оперативного рассмотрения:

- отсутствует важнейший, предусмотренный Федеральным законом «Об образовании», инструмент фиксации качества образования, что усугубляется слабой конкретизацией функций муниципальных органов;

- в стратегических документах: Федеральной программе развития образования в России на 2000-2005 гг., Концепции модернизации российского образования до 2010 года и других, вопросы организации образования на селе рассмотрены крайне слабо;

- до настоящего времени не отработана единая эффективная модель контроля за качеством образования на федеральном, региональном, муниципальном, школьном уровнях;

- отсутствует обобщение и экспертиза реальной практики уровня образования в сельских общеобразовательных школах.

В целом становится понятно, что сложившаяся ситуация вызывает объективную тревогу всей нации и возникла не случайно, а формировалась последние десятилетия (что подтверждено многими историографическими исследованиями). Поэтому и решение проблем сельской школы должно быть многоуровневым, то есть решаться как на федеральном, так и на муниципальном уровнях, а в качестве инструментария должно выступать социальное партнерство (общенациональное, отраслевое, образовательное).

· Усиление социальной направленности системы общего образования, что предполагает: введение государственных минимальных социальных стандартов в образовании; принятие государственных мер по борьбе с беспризорностью и безнадзорностью, асоциальным поведением детей, социальным сиротством; налаживанием системы адресной поддержки учащихся из малообеспеченных семей, из числа инвалидов, сирот и оставшихся без попечения родителей; развитие системы государственного образовательного кредитования, субсидирования для расширения возможностей получения детьми из малодоходных семей общего образования; расширение доступности дошкольного образования.

· Научное обеспечение и сопровождение модернизации предполагает усиление влияния педагогической науки на ход и содержание реформирования общего образования. Любые крупномасштабные действия (в том числе реформаторские) на всех властных уровнях должны иметь научное сопровождение, опирающееся на методологические, историографические результаты изысканий (по своей сути проектировочные действия). Реальное рассмотрение и анализ всех действий в сфере образования, которые носили реформаторский и модернизирующий характер показывает отсутствие этого компонента, а реформа должна иметь: адекватности, предсказуемости, естественности, социальности.

· Важным аспектом реформирования должна стать интегративность образования, в результате которой будет принятие всего лучшего в национальных системах образования. Мировая педагогика только приступает к решению этой проблемы и учет ее составляющих, базирующихся на уроках истории, науки и культуры народов придаст реформированию более законченный и комплексный подход.

Соответствие международным программам (ЮНЕСКО – «Образование для всех»)

Модернизация общего образования в нашей стране по духу, целям и задачам тесно сопряжена с программой ЮНЕСКО «Образование для всех»

В 90-х годах право человека на образование было связано с проведением и реализацией решений Всемирной конференции по образованию (Джомтьен, 1990г.), на которой была принята Декларация и Основные направления деятельности. В рамках решений этой конференции ЮНЕСКО стала рассматривать свою программу ликвидации неграмотности под девизом «Образование для всех» и как необходимое условие для социально-экономического и культурного развития стран и регионов мира.

Сегодня Программа ЮНЕСКО «Образование для всех» поддерживает четыре главных направления:

«1. Создание такого образования, содержание и методы которого будут отвечать вашим социальным и культурным реалиям, вашему языковому наследию и вашему потенциалу эндогенного развития… Такое образование, однако, должно быть современным. В этой связи необходимо усилить уже с уровня начальной школы преподавание естественных наук…

2. Развитие базовых образовательных услуг, доступных для всех, включая и бедные слои, и неграмотных взрослых, и неохваченных школой детей… на основе стратегии, использующей не только формальное школьное обучение, но и альтернативные инициативы неформального сектора…

3. Предоставление всеобщего доступа к современным информационным технологиям с целью расширить охват базовым образованием, в первую очередь маргинальных и беднейших групп населения, а также для улучшения качества обучения в школе.

4. Замена дорогостоящих, устаревших и культурно чуждых образовательных структур более дешевыми, более гибкими и разнообразными образовательными программами, которые при равном качестве будут экономически доступны для всех.»

ЮНЕСКО призвало все государства подготовить национальные программы действий. Было заявлено, что эта подготовка должна вестись публично и демократично, с опорой на самые активные силы нации – гражданское общество в целом во главе с учителями и преподавателями, … неправительственные организации и частный сектор. Эти программы должны уделять особое внимание улучшению качества базового образования и борьбе с любыми формами дискриминации, в частности, по признаку пола. ЮНЕСКО в соответствии со своей стратегией - «мыслить глобально -действовать локально» -разрабатывала политико-правовую базу и осуществляла деятельность в области образования на основе децентрализации в пяти регионах мира (Африка, Латинская Америка, Азиатско-Тихоокеанский регион, Арабские страны, Европа и Северная Америка). В каждом из указанных регионов осуществляются образовательные программы с целевым финансированием и подведением итогов на соответствующих форумах, заседаниях региональных бюро и в Штаб-квартире ЮНЕСКО.

В данном контексте становится очевидным, что такие задачи российского реформирования образования, его модернизации как:

-обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;

- достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;

- формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;

- повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

- развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения, в полной мере отвечают тенденциям, принятым в мире.

3. Механизмы реализации реформы

Основным механизмом реализации реформы и модернизации системы общего образования является совокупность понимания и осознания большинством представителей системы общего образования целесообразности реформирования (модернизации) со стороны государственных органов управления; родителей и общественности; учеными РАН отраслевых Академий; профессионалами различных отраслей социально-экономического комплекса страны; политическими партиями и объединениями, СМИ и самой учащейся молодежи.

Важным механизмом реализации реформаторских идей являются организационно-управленческие мероприятия, включающие доработку и уточнение научно-обоснованной концептуальной базы с обсуждением представителями исполнительной и законодательной власти, маркетинговыми мероприятиями.

Реформаторами в рассматриваемый период предлагались следующие основные механизмы (направления) запуска реформы:

· усиление социальной направленности системы образования;

· ориентированность на федеральный и местный уровни рынка труда;

· повышение социального статуса работников образования;

· введение системы оплаты труда работников общеобразовательных учреждений на уровне субъектов федерации;

· установление минимальной ставки оплаты педагогических работников на уровне не ниже прожиточного минимума;

· введение надбавок, стимулирующих высокие результаты педагогической работы, а также надбавок молодым специалистам и надбавок за продолжительность непрерывной работы в образовательных учреждениях;

Информация о работе Основные направления школьных реформ в современном мире