Основные подходы к построению личностно – ориентированной системы работы с педагогическими кадрами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 16:42, реферат

Описание работы

Личностно – ориентированная система работы с педагогическими кадрами возможна лишь при условии систематического наблюдения за развитием личности педагогов, за их учебной и воспитательной деятельностью, планового изучения не только уроков и воспитательных мероприятий, но и уровня знаний и навыков учащихся, результатов их общественно полезных дел, состояния дисциплины, общей культуры и воспитанности школьников. Личностно-ориентированная система работы с педагогическими кадрами должна стать сервисной частью деятельности руководителя и строиться на трех китах – уважении, доверии, успехе.

Файлы: 1 файл

из опыта работы.doc

— 289.50 Кб (Скачать файл)

Тема: «Основные подходы к построению личностно – ориентированной системы работы с педагогическими кадрами». Из опыта работы.

 

Степанова Тамара Сергеевна

Педагогический стаж 37 лет

Стаж административной работы – 32 года.

Заместителем директора по научно-методической работе в КГУ «ОСШГ №1им.Н.Островского»

г. Шемонаиха, ВКО – 28 лет.

Отличник просвещения республики Казахстан.

 

«Сильным и опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд»

В.А. Сухомлинский.

Личностно – ориентированная система работы с педагогическими кадрами возможна лишь при условии систематического наблюдения за развитием личности педагогов, за их учебной и воспитательной деятельностью, планового изучения не только уроков и воспитательных мероприятий, но и уровня знаний и навыков учащихся, результатов их общественно полезных дел, состояния дисциплины, общей культуры и воспитанности школьников. Личностно-ориентированная система работы с педагогическими кадрами должна стать сервисной частью деятельности руководителя и строиться на трех китах – уважении, доверии, успехе.

Диагностика – основа качественного управления образовательным учреждением.

Диагностика коллектива – важное условие, которое обеспечивает руководство образовательного учреждения информацией, необходимой для организации личностно ориентированного контроля и вариативного методического сервиса в школе.

Внутришкольный контроль обеспечит качественную работу школы, если будет ежегодно проводиться комплексная диагностика педагогического коллектива с целью выявления проблем в работе педагогов, их образовательных потребностей.

Личностно-ориентированная система работы с педагогическими кадрами осуществляется через организацию внутришкольного контроля.

Правила эффективного контроля:

  1. Контроль должен отражать и поддерживать общие цели школы, в чем будет проявляться его стратегическая направленность.
  2. Контроль необходимо обеспечивать с позиции действующих нормативов.
  3. Контроль должен быть действенным, то есть способным существенно влиять на повышение эффективности труда педагога.
  4. Не держите своих выводов при себе! Ведите совершенно нормальный, открытый, заинтересованный разговор.
  5. Не начинайте анализа без самоанализа учителя. Научите учителей анализировать свой урок, это будет способствовать повышению их профессионального уровня.

Приложение №1

  1. Руководитель должен обладать способностью не только вскрывать недостатки УВП, но и находить положительные достижения в работе учителей и учащихся, выявлять  и устанавливать причинно-следственные связи и их проявления.
  2. Действенность контроля, оказание своевременной помощи тем, кто в ней нуждается, распространение передового опыта, лучших образцов с целью совершенствования всего учебно-воспитательного процесса.
  3. Продуманная система морального стимулирования, создание благоприятного психологического микроклимата в коллективе, развитие благоприятных межличностных отношений в коллективе, так необходимых при организации самовзаимоконтроля.
  4. Наличие органической взаимосвязи контроля с глубоким и всесторонним анализом проверяемых объектов, педагогических явлений, деятельности учителей и учащихся, конечной целью которого является принятие педагогических и управленческих решений, а также прогнозирование дальнейшего развития изучаемого процесса.
  5. Придание контролю общественного характера привлечение к проверкам лучших учителей, руководителей МО, творческих групп.

Тематический контроль – это изучение системы работы учителя по определенному вопросу. Памятка посещения и анализа урока разрабатывается и утверждается на методическом совете, проводится инструктаж. Сбор и анализ результатов подводится на заседаниях МО, затем на педагогическом совете. Приложение №2.

Тематический контроль имеет тематически-обобщающую, классно-обобщающую, предметно-обобщающую и персональную формы.

Составлению системного представления о работе учителя способствует посещение у учителя всех уроков по одной теме. В начале учебного года с педагогом проводится беседа, определяется класс и тема, планируется административная контрольная работа. Считаю, что главная цель при посещении уроков. «Оказание методической помощи учителю». Тематически-обобщающий контроль предназначен для углубленного изучения одного или нескольких аспектов педагогического процесса в разных классах и по разным предметам. Например может изучать вопрос формирования общеучебных умений и навыков учащихся, развития познавательных интересов школьников.

Особое внимание необходимо уделить изучению уровня знаний, умений и навыков учащихся, влияние этих компонентов на развитие учащихся как конечный результат всей учебно-воспитательной деятельности школы. Необходимо проводить и анализировать контрольные и срезовые работы по текстам администрации. Приложение №3

В работе с педагогическими кадрами эффективно использовать таблицу развития познавательной активности учащихся. Совместно с учителем определяются по таблице параметры его урока, даются рекомендации. Переводя на числовые значения, составляется мониторинг. Приложение №4

Реализация мониторингового подхода позволяет регистрировать изменения, происходящие в профессиональном становлении учителя. На районном методическом объединении завучей была составлена и предложена учителям района карта профессионального роста учителей. Заполняя ее, учитель рефлексирует, подводит итоги своей педагогической деятельности. Приложение №5

Выстраивая личностно-ориентированную систему работы с педагогическими кадрами необходимо помнить, что наряду с внешним эффектом, эмоциональной стороной деятельности учителя или учащихся, главное-оптимальность и результативность деятельности.

Учителя необходимо воспринимать не как субъект совместной деятельности. Обнаружив недостатки в работе учителя, нельзя устранять от оказания необходимой помощи в их ликвидации.

              Вся моя профессиональная деятельность это работа в межкурсовой период. Я очень

             благодарна:

    • лекторам Республиканского ИПК ПРО (курсы инспекторов) г. Алма-аты,
    • Д.Я. Казак г. Минск.
    • Д.В.Татьянченко г.Челябинск
    • М.В. Урину, В.Ф.Шаталову, В.Н. Зайцеву г. Донецк.
    • В.Г.Быковой г. Смоленск.
    • Ж.У. Кобдиковой г. Алма- аты.
    • В.В. Аглодиной, С.Э. Нуркеновой г. Усть – Каменогорск.

Приложение №1

Памятка для самоанализа урока учителем

При самоанализе урока целесообразно ответить на следующие вопросы:

  1. Какова характеристика реальных учебных возможностей учащегося по параметрам педагогического консилиума? Какие особенности учащегося были учтены при планировании данного урока?
  2. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими темами, разделами, курсами, на что в них опирается? Как этот урок «работает» на последующие уроки, темы, разделы? В чём специфика  этого урока?
  3. Какие задачи решались на уроке: а) общеобразовательные, б) воспитательные,

в) задачи развития.  Была ли обеспечена их конспектность, взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены в задачах особенности класса, отдельных групп школьников?

      4.   Почему  выбранная структура урока была  рациональна для решения этих  задач? 

            Рационально ли выделено место  на уроке для опроса, изучения  нового материала, 

            закрепления домашнего задания и т.д.? Рационально ли было распределено время, 

            отведенное на все эти этапы  урока? Логично ли связи между  этапами урока?

  1. На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делается главный акцент на уроке и почему? Выбрано ли было главное, существенное?
  2. Какое сочетание обучения избрано для раскрытия нового материала? Дать обоснование выбора методов обучения.
  3. Какое сочетание обучения избрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли был дифференцированный подход к учащимся? Как он осуществлялся (и почему именно так?)

Как был организован контроль усвоения знаний, умений, навыков? В каких формах и какими методами осуществлялся и почему?

  1. Как использовался на уроках учебный кабинет, какие средства обучения? Почему?
  2. За счёт чего на уроке поддерживалась хорошая психологическая обстановка, общение? Как было реализовано воспитательное влияние личности учителя.
  3. За счёт чего обеспечивалась высокая работоспособность школьников в течении урока?
  4. Как и за счёт чего обеспечивалась на уроке и в домашней работе школьников рациональное использование времени, предупреждение перегрузки школьников?
  5. Запасные методические «ходы» на случай непредвиденной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

Лист наблюдения и оценки урока

 

Цель: проверить эффективность использования на уроке технических средств обучения, средств коммуникации

 

Дата _____________ класс __________ всего уч-ся ___________ на уроке __________

 

ФИО учителя _______________________________________________

 

Предмет ___________________________________________________

 

Тема _________________________________________________________________

 

Программа наблюдения

оценка

1

Формулировка цели для учащихся (реальность, достижимость, полнота)

       

2

Рациональность сочетания форм, методов учебной работы с учетом специфики способов применения ТСО и средств коммуникации

       

3

Уровень технической подготовки к использованию ТСО на уроке (установка, регулирование, проверка качества)

       

4

Подготовка учащихся к восприятию демонстраций с использованием ТСО

       

5

Создание проблемной ситуации, решаемой с помощью ТСО

       

6

Управление восприятием учащимися информации, подаваемой с помощью технических средств обучения (попутные пояснения, вопросы, выделение главного)

       

7

Степень самостоятельности и рациональности приобретения знаний учащимися с использованием ТСО

       

8

Анализ совместно с учащимися учебного материала, воспринятого с помощью ТСО

       

9

Проверка в ходе урока степени понимания учащимися основных элементов излагаемого материала

       

10

Обобщение итогов усвоения основных понятий (законов, правил) по окончании изучения темы

       

11

Дифференцированная помощь учащимся на уроке

       

12

Четкость инструктажа учащихся о порядке выполнения видов работ на уроке, проверка степени понимания данных инструкций

       

13

Оценка качества знаний, умений, навыков (объективность, аргументация)

       

14

Контроль за деятельностью учащихся в течении урока

       

4 балла – отлично, 3 балла –  хорошо, 2 балла – удовлетворительно, 1 балл – неудовлетворительно


 

Выводы учителя, посетившего урок: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Проверяющий _________________                                            учитель _________________

Лист наблюдения и оценки урока

 

Цель: соблюдение требований к содержанию урока

 

Дата ______________ класс ___________ всего уч-ся ___________ на уроке __________

 

ФИО учителя _____________________________________________________

 

Предмет __________________________________________________________

 

Тема __________________________________________________________________

 

Программа наблюдения

оценка

1

Соответствие содержания урока требованиям государственных программ

       

2

Полнота, достоверность и доступность изложения

       

3

Научный уровень излагаемого материала

       

4

Степень нравственного влияния, воспитательная направленность урока

       

5

Реализация развивающих возможностей урока в плане формирования активной учебной деятельности

       

6

Осуществление внутрипредметной  связи, подготовка учащихся к восприятию нового на основе изученного ранее

       

7

Установление межпредметных связей

       

8

Рациональность нагрузки учащихся (чередование видов деятельности)

       

9

Контроль усвоения полученных знаний учащимися в течении урока

       

10

Реализация принципа политехнизма (раскрытие значения знаний для практики)

       

11

Эффективность приемов повышения познавательного интереса к занятию, специальности

       

12

Дисциплина и организованность учащихся на занятии

       

13

Рациональность распределения времени урока

       

14

Соотношение на уроке практического и теоретического материала

       

15

Методика подведения итогов занятий

       

16

Оценка качества знаний, умений, навыков (объективность, аргументация)

       

17

Результативность урока (достигнута ли поставленная цель)

       

4 балла – отлично, 3 балла –  хорошо, 2 балла – удовлетворительно, 1 балл – неудовлетворительно

Информация о работе Основные подходы к построению личностно – ориентированной системы работы с педагогическими кадрами