Основные подходы к построению личностно – ориентированной системы работы с педагогическими кадрами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 16:42, реферат

Описание работы

Личностно – ориентированная система работы с педагогическими кадрами возможна лишь при условии систематического наблюдения за развитием личности педагогов, за их учебной и воспитательной деятельностью, планового изучения не только уроков и воспитательных мероприятий, но и уровня знаний и навыков учащихся, результатов их общественно полезных дел, состояния дисциплины, общей культуры и воспитанности школьников. Личностно-ориентированная система работы с педагогическими кадрами должна стать сервисной частью деятельности руководителя и строиться на трех китах – уважении, доверии, успехе.

Файлы: 1 файл

из опыта работы.doc

— 289.50 Кб (Скачать файл)

 

Выводы учителя, посетившего урок: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

 

 

 

Проверяющий _________________                                            учитель __________________

Лист наблюдения и оценки урока

 

Цель: проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся

 

Дата ______________ класс ___________ всего уч-ся ___________ на уроке __________

 

ФИО учителя _____________________________________________________

 

Предмет __________________________________________________________

 

Тема __________________________________________________________________

 

Программа наблюдения

оценка

1

Формулировка цели контроля для учащихся (результаты обучения, которых необходимо было достичь в результате изучения темы)

       

2

Сообщение объема контролируемого материала

       

3

Инструктирование учащихся по правилам выполнения проверочной работы

       

4

Сообщение нормы оценивания работ

       

5

Предупреждение возможных ошибок в ходе выполнения контрольных заданий

       

6

Полнота, комплексность, разносторонность контроля (качество отбора материала)

       

7

Воспитывающая сторона проверки и оценки знаний учащихся

       

8

Развитие у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля

       

9

Способы активизации учащихся при проверки и оценки знаний:

       

10

Наличие дифференцированных задач для учащихся различного уровня подготовки, с учетом их индивидуальных особенностей

       

11

Содержание и характер вопросов и заданий:

- воспроизводящие,

- проблемные,

- направленные на установление  причинно-следственных связей,

- творческие

       

12

Оценка качества знаний, умений, навыков (объективность, аргументация)

       

13

Степень самостоятельности учащихся в применении полученных знаний

       

14

Результативность урока (достигнута ли поставленная цель)

       

15

Методика подведения итогов урока

       

16

Процент учащихся опрошенных и получивших оценку- качество успешности (% на «4» и «5»)-

       

4 балла – отлично, 3 балла –  хорошо, 2 балла – удовлетворительно, 1 балл – неудовлетворительно


 

Выводы учителя, посетившего урок: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

 

Проверяющий _________________                                            учитель __________________

Лист наблюдения и оценки урока

 

Цель: проанализировать работу по предупреждению неуспеваемости, реализацию индивидуального подхода к учащимся на уроке

 

Дата ______________ класс ___________ всего уч-ся ___________ на уроке __________

 

ФИО учителя _____________________________________________________

 

Предмет __________________________________________________________

 

Тема __________________________________________________________________

 

Программа наблюдения

оценка

1

Формулировка цели для учащихся (реальность, достижимость, полнота)

       

2

Учет особенностей учащихся данного класса при планировании материала урока

       

3

Учет индивидуальных особенностей при организации проверки домашнего задания

       

4

Контроль усвоения материала учениками, пропустившими предыдущие уроки

       

5

Актуализация наиболее сложных для усвоения вопросов

       

6

Психологический климат урока, стимулирование ответов учащихся

       

7

Применение средств поддерживания интереса к усвоению знаний

       

8

Проверка в ходе урока степени понимания учащимися основных элементов излагаемого материала

       

9

Разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал

       

10

Обобщение итогов усвоения основных понятий (законов, правил) по окончании изучения темы, раздела

       

11

Стимулирования вопросов со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала

       

12

Дифференцированная помощь учащимся на уроке (виды):

       

13

Четкость инструктажа учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверка степени понимания данных инструкций

       

14

Оценка качества знаний, умений, навыков (объективность, аргументация)

       

15

Контроль за деятельностью учащихся в течение урока

       

4 балла – отлично, 3 балла –  хорошо, 2 балла – удовлетворительно, 1 балл – неудовлетворительно


 

Выводы учителя, посетившего урок: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Проверяющий _________________                                            учитель __________________

 

Лист наблюдения и оценки урока

 

Цель: определение характера взаимоотношений преподавателя и учащихся

 

Дата ______________ класс ___________ всего уч-ся ___________ на уроке __________

 

ФИО учителя _____________________________________________________

 

Предмет __________________________________________________________

 

Тема __________________________________________________________________

 

Программа наблюдения

оценка

1

Роль учителя в создании психологического микроклимата урока

       

2

Создание условий для взаимодействия учащихся друг с другом для развития взаимного уважения, ответственности и доверия

       

3

Эмоциональная и интеллектуальная атмосфера на уроке

       

4

Умение владеть классом

       

5

Реакция учителя на ошибки учащихся

       

6

Соблюдение норм педагогической этики

       

7

Дифференциация процесса обучения, осуществление индивидуального подхода

       

8

Темп работы учителя и его влияние на деятельность учащихся

       

9

Характер и тон дисциплинарных замечаний

       

10

Знание учителем каждого ученика и использование этих знаний для формирования познавательных интересов

       

11

Умение устанавливать обратные связи в ходе урока

       

12

Дисциплина и организованность учащихся на уроке

       

13

Применение методических приемов для поддержания устойчивого внимания учащихся (чередование видов деятельности, яркие примеры)

       

14

Стимулирование успехов учащихся (поощрение)

       

15

Методика подачи домашнего задания

       

16

Результативность урока (достигнута ли поставленная цель)

       

4 балла – отлично, 3 балла –  хорошо, 2 балла – удовлетворительно, 1 балл – неудовлетворительно


 

Выводы учителя, посетившего урок: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Проверяющий _________________                                            учитель __________________

 

 

 

Приложение №3

Схема анализа контрольной работы

Дата _______________ класс _______ учащихся в классе _____ на уроке ____

Ф.И.О. учителя ________________________________ предмет _____________

 

Цель посещения

 
 

    1. Цель и содержание контрольной работы

Тема контрольной работы

 

Пед. целесообразность проведения:

а) предусмотрена ли она графиком к/р

б) цель ее

 
 
 

Содержание к/р:

а)соответствие содержания к/р требованиям учебной программы

 
 
 

б) правильность постановки вопросов

 
 

в) определение объема работы на 45 минут

 

г) степень сложности заданий

 

    1. Организация работы учащихся
  1. Подготовка кабинета к к/р:

а)наличие на столах учащихся тетрадей или листков для к/р

б) наличие необходимых для работы справочных материалов

в) устранение подсказывающих материалов

 
 
 
 
  1. Организация учащихся:

Получение задания сразу после звонка на урок доведение до учащихся содержания к/р (варианты, индивидуальные карточки, записи на доске, разбор сложного материала и т.д.)

 
 
 
 
  1. Поведения учителя во время урока
 
  1. Сбор контрольных работ (до звонка, сразу же со звонком, после окончания урока).
 
 
  1. Характер д/з к следующему уроку
 

    1. Анализ контрольной работы
  1. Общие результаты работы
 
 
 
 
  1. Анализ к к/р по элементам знаний
 
 
 
 
  1. Анализ к/р по характеру допущенных ошибок
 
 
 
  1. Анализ по сложности заданий
 
 
 
 
  1. Организация работы уч-ся над ошибками и пробелами в знаниях
 
 
 

    1. Вывод________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учитель _____________________________                  Проверяющий _______________________

 

Приложение №4

Параметры наблюдения

уровень

Создание познавательной атмосферы

Применяемые

методы обучения

Организация

деятельности

учащихся

Учебное

взаимодействие

учителя и

учеников

Речь педагога и её -

значение на уроке

Воспитывающая

сторона занятия

Контроль и

коррекция

деятельности

Результативное

ть занятия

балл

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Пасивный 1 балл

-Не

прослеживается

содержательная

логика

-Темп урока

невысок

- На уроке преобладают

объясни-

тельные и репродуктивные методы обучения,

основанные на восприятии и воспроизведении

информации

-Деятельность

учеников носит

монотонный

характер (чтение, пересказ,

чтение под

диктовку и т.д.)

-Отсутствует диалог

с педагогом:

ученики дают

односложные

ответы или

отказываются

отвечать

-Монологи учителя  не

отличаются

образностью,

богатством

интонации, примеров

Учитель не ставит

перед учащимися

воспитывающих

целей, не выделяет

в конспекте занятия

Контролирующая

функция не

выполняется в

системе

Изучаемый

материал не

усвоен большей

частью учащихся

0,3

-Учитель

«привязан» к

конспекту,

избегает

импровизации на

уроке

-Урок проходит  в

режиме обычной

трансляции, не

требующей усилий со

стороны учителя и

учащихся

-Учащиеся

пассивны,

избегают

инициативных

действий в

познавательной

деятельности

-Учитель не

настроен на учебное

сотрудничество,

взаимодействие с

учащимися

основано на

дисциплинарных

ролях

-Вопросы, задаваемые

педагогом, носят

репродуктивный

характер

-Не принимает  во

внимание эстетику

помещения, не

заостряет внимание

на культуре

взаимоотношений

-У педагога  не

сформированы

четкие критерии

оценки ЗУН

-Ответы

учащихся не

комментируются

-Школьники не .

приобрели или не

закрепили

имеющиеся ЗУН

0,6

-Атмосфера не

настраивает на

активную

учебную работу

 

-Атмосфера не

настраивает на

активную

учебную

работу

-Речевая деятельность

не выполняет

основной

коммуникативной

функции

-Контроль носит

формальный, а не

содержательный

характер

-Занятие

оказывает слабое

воспитательное

влияние на

учащихся

1

Ситуативный 2 балла

-Отдельные

фрагменты урока

выделяются своей

нацеленностью,

эффективностью

Педагог опирается на

объяснительные,

репродуктивные,

инструктивно -

практические методы

- Активность

учащихся

проявляется

эпизодически

(на отдельных

этапах урока)

-Учащиеся слабо

мотивированы на

учебном

взаимодействии с

учителем

-Педагог «зациклен»

на привычном тексте

-Учитель

определяет

воспитательные

цели и решает их

только на

отдельных этапах

-Учитель

контролирует

контрольные

функции на

отдельных этапах

урока

-Материал усвоен

фрагментарно или

только отдельной

группой

(продвинутых)

учащихся

1,3

Темп занятия не

однороден: то

напряжённый, то

наоборот,

излишне

расслабляющий

-Учитель предпочитает

традиционные методы введения новых

технологий обучения

-Учащиеся

ориентируются

в привычной

учебной

ситуации, но с

недоверием

относятся ко

-Совместная

деятельность

происходит только

под патронажем

педагога

-Монологи часто

нелогичны, носят

стихийный характер

-Нет системы

педагогических

требований к

порядку на рабочих

местах, культуре

общения и т.д.

-Коррекция

учебного

процесса

осуществляется за счет времени, а не

поиска нового

решения

проблемы

-На занятии

закреплялись в основном уже

имеющиеся ЗУН

1,6

-Учебная

атмосфера

нестабильна,

часто зависит от

настроения

учителя, от

эпизодов,

возникающих на

уроке

 

-Ученики

Предпочитают формы

деятельности, не требующие

особых,

 

интеллектуальных, волевых

усилий

-Слабо развиты

умения совместно-

поисковой

деятельности

-В диалог с

учителем вступают

только сильные

учащиеся

-Иногда речевая

деятельность педагога

подавляет инициативу

учащихся

 

Воспитывающий потенциал

реализован не в полной мере

2

Активный 3 балла

Урок идет в

оптимальном

темпе, части

логически

взаимосвязаны

друг с другом

-Учитель владеет

объяснительными,

репродуктивными,

инструктивно-

практическими,

объяснительно-

побуждающими,

частично-поисковыми

методами обучения,

которые применяются

адекватно содержанию

-Активность

учащихся

адекватна

запросам

учебного

процесса

-Чувствуется

отработанность

системы учебных

действий между

учителем и

учащимися

-Учитель свободно

владеет материалом

урока, облекает его в

научную и доступную

для освоения форму,

-учитель умело

выстраивает тему

урока, в

воспитывающем

ключе

-Контроль и

коррекция

осуществляется

на всех этапах

урока

Основной

материал усвоен

учащимися в

объёме,

достаточном для

первичного

освоения

2,3

-Разнообразие

видов учебной

работы

обеспечивает

стабильность

учебно-познавательной

атмосферы

-Ученики

готовых

проблемным

ситуациям,

поскольку'

уверены в

направляющей

помощи со

стороны

учителя

-Ученики охотно

вступают в диалог'

-Практически

исключено

дисциплинарное

воздействие на

детей

-Речь выразительна,

богата

-Формулировки

вопросов побуждают.

к учебному диалогу

-Учащимися и

педагогом

выработаны

определенные

нормы

взаимоотношений,

настраивающие на

продуктивную

работу

-Ответам

учащихся дается

краткая

характеристика,

обосновывается

та или иная

оценка

-Коррекция

учебного-

процесса

проводится в

зависимости от

ситуации

Ученики

осваивали

применение

имеющихся ЗУН в

новых ситуациях

2,6

-Отработанные

формы учебной

работы позволяют

экономить время

для введения

нестандартных

учебных ситуаций

-Разнообразные

виды заданий

обеспечивают

занятость всех

школьников с

учетом

способностей

-Учащимися

признается и

принимается

активное,

инициирующая

позиция педагога

-Речь выступает  как

одно из

организующих начал

продуктивного урока

Усваиваются

знания и

поведенческие

навыки,

необходимые

учащимся для

успешной

социализации в

обществе

-Педагог готов  к

разнообразию в

подаче и

закреплению

материала урока

-Закреплен

позитивный

воспитывающий

эффект занятия

как в содержании

так и в форме

организации урока

3

Информация о работе Основные подходы к построению личностно – ориентированной системы работы с педагогическими кадрами