Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 16:42, реферат
Личностно – ориентированная система работы с педагогическими кадрами возможна лишь при условии систематического наблюдения за развитием личности педагогов, за их учебной и воспитательной деятельностью, планового изучения не только уроков и воспитательных мероприятий, но и уровня знаний и навыков учащихся, результатов их общественно полезных дел, состояния дисциплины, общей культуры и воспитанности школьников. Личностно-ориентированная система работы с педагогическими кадрами должна стать сервисной частью деятельности руководителя и строиться на трех китах – уважении, доверии, успехе.
Выводы учителя, посетившего урок:
______________________________
______________________________
Проверяющий _________________
Лист наблюдения и оценки урока
Цель: проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся
Дата ______________ класс ___________ всего уч-ся ___________ на уроке __________
ФИО учителя ______________________________
Предмет ______________________________
Тема ______________________________
№ |
Программа наблюдения |
оценка | |||
4б |
3б |
2б |
1б | ||
1 |
Формулировка цели контроля для учащихся (результаты обучения, которых необходимо было достичь в результате изучения темы) |
||||
2 |
Сообщение объема контролируемого материала |
||||
3 |
Инструктирование учащихся по правилам выполнения проверочной работы |
||||
4 |
Сообщение нормы оценивания работ |
||||
5 |
Предупреждение возможных ошибок в ходе выполнения контрольных заданий |
||||
6 |
Полнота, комплексность, разносторонность контроля (качество отбора материала) |
||||
7 |
Воспитывающая сторона проверки и оценки знаний учащихся |
||||
8 |
Развитие у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля |
||||
9 |
Способы активизации учащихся при проверки и оценки знаний: |
||||
10 |
Наличие дифференцированных задач для учащихся различного уровня подготовки, с учетом их индивидуальных особенностей |
||||
11 |
Содержание и характер вопросов и заданий: - воспроизводящие, - проблемные, - направленные на установление причинно-следственных связей, - творческие |
||||
12 |
Оценка качества знаний, умений, навыков (объективность, аргументация) |
||||
13 |
Степень самостоятельности учащихся в применении полученных знаний |
||||
14 |
Результативность урока (достигнута ли поставленная цель) |
||||
15 |
Методика подведения итогов урока |
||||
16 |
Процент учащихся опрошенных и получивших оценку- качество успешности (% на «4» и «5»)- |
||||
4 балла – отлично, 3 балла – хорошо, 2 балла – удовлетворительно, 1 балл – неудовлетворительно |
Выводы учителя, посетившего
урок: ______________________________
______________________________
Проверяющий _________________
Лист наблюдения и оценки урока
Цель: проанализировать работу по предупреждению неуспеваемости, реализацию индивидуального подхода к учащимся на уроке
Дата ______________ класс ___________ всего уч-ся ___________ на уроке __________
ФИО учителя ______________________________
Предмет ______________________________
Тема ______________________________
№ |
Программа наблюдения |
оценка | |||
4б |
3б |
2б |
1б | ||
1 |
Формулировка цели для учащихся (реальность, достижимость, полнота) |
||||
2 |
Учет особенностей учащихся данного класса при планировании материала урока |
||||
3 |
Учет индивидуальных особенностей при организации проверки домашнего задания |
||||
4 |
Контроль усвоения материала учениками, пропустившими предыдущие уроки |
||||
5 |
Актуализация наиболее сложных для усвоения вопросов |
||||
6 |
Психологический климат урока, стимулирование ответов учащихся |
||||
7 |
Применение средств поддерживания интереса к усвоению знаний |
||||
8 |
Проверка в ходе урока степени понимания учащимися основных элементов излагаемого материала |
||||
9 |
Разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал |
||||
10 |
Обобщение итогов усвоения основных понятий (законов, правил) по окончании изучения темы, раздела |
||||
11 |
Стимулирования вопросов со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала |
||||
12 |
Дифференцированная помощь учащимся на уроке (виды): |
||||
13 |
Четкость инструктажа учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверка степени понимания данных инструкций |
||||
14 |
Оценка качества знаний, умений, навыков (объективность, аргументация) |
||||
15 |
Контроль за деятельностью учащихся в течение урока |
||||
4 балла – отлично, 3 балла – хорошо, 2 балла – удовлетворительно, 1 балл – неудовлетворительно |
Выводы учителя, посетившего
урок: ______________________________
______________________________
Проверяющий _________________
Лист наблюдения и оценки урока
Цель: определение характера взаимоотношений преподавателя и учащихся
Дата ______________ класс ___________ всего уч-ся ___________ на уроке __________
ФИО учителя ______________________________
Предмет ______________________________
Тема ______________________________
№ |
Программа наблюдения |
оценка | |||
4б |
3б |
2б |
1б | ||
1 |
Роль учителя в создании психологического микроклимата урока |
||||
2 |
Создание условий для взаимодействия учащихся друг с другом для развития взаимного уважения, ответственности и доверия |
||||
3 |
Эмоциональная и интеллектуальная атмосфера на уроке |
||||
4 |
Умение владеть классом |
||||
5 |
Реакция учителя на ошибки учащихся |
||||
6 |
Соблюдение норм педагогической этики |
||||
7 |
Дифференциация процесса обучения, осуществление индивидуального подхода |
||||
8 |
Темп работы учителя и его влияние на деятельность учащихся |
||||
9 |
Характер и тон дисциплинарных замечаний |
||||
10 |
Знание учителем каждого ученика и использование этих знаний для формирования познавательных интересов |
||||
11 |
Умение устанавливать обратные связи в ходе урока |
||||
12 |
Дисциплина и организованность учащихся на уроке |
||||
13 |
Применение методических приемов для поддержания устойчивого внимания учащихся (чередование видов деятельности, яркие примеры) |
||||
14 |
Стимулирование успехов учащихся (поощрение) |
||||
15 |
Методика подачи домашнего задания |
||||
16 |
Результативность урока (достигнута ли поставленная цель) |
||||
4 балла – отлично, 3 балла – хорошо, 2 балла – удовлетворительно, 1 балл – неудовлетворительно |
Выводы учителя, посетившего
урок: ______________________________
Проверяющий _________________
Приложение №3
Схема анализа контрольной работы
Дата _______________ класс _______ учащихся в классе _____ на уроке ____
Ф.И.О. учителя ______________________________
Цель посещения |
Тема контрольной работы |
|
Пед. целесообразность проведения: а) предусмотрена ли она графиком к/р б) цель ее |
|
Содержание к/р: а)соответствие содержания к/р требованиям учебной программы |
|
б) правильность постановки вопросов |
|
в) определение объема работы на 45 минут |
|
г) степень сложности заданий |
а)наличие на столах учащихся тетрадей или листков для к/р б) наличие необходимых для работы справочных материалов в) устранение подсказывающих материалов |
|
Получение задания сразу после звонка на урок доведение до учащихся содержания к/р (варианты, индивидуальные карточки, записи на доске, разбор сложного материала и т.д.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учитель _____________________________
Приложение №4
Параметры наблюдения | |||||||||
уровень |
Создание познавательной атмосферы |
Применяемые методы обучения |
Организация деятельности учащихся |
Учебное взаимодействие учителя и учеников |
Речь педагога и её - значение на уроке |
Воспитывающая сторона занятия |
Контроль и коррекция деятельности |
Результативное ть занятия |
балл |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Пасивный 1 балл |
-Не прослеживается содержательная логика -Темп урока невысок |
- На уроке преобладают объясни- тельные и репродуктивные методы обучения, основанные на восприятии и воспроизведении информации |
-Деятельность учеников носит монотонный характер (чтение, пересказ, чтение под диктовку и т.д.) |
-Отсутствует диалог с педагогом: ученики дают односложные ответы или отказываются отвечать |
-Монологи учителя не отличаются образностью, богатством интонации, примеров |
Учитель не ставит перед учащимися воспитывающих целей, не выделяет в конспекте занятия |
Контролирующая функция не выполняется в системе |
Изучаемый материал не усвоен большей частью учащихся |
0,3 |
-Учитель «привязан» к конспекту, избегает импровизации на уроке |
-Урок проходит в режиме обычной трансляции, не требующей усилий со стороны учителя и учащихся |
-Учащиеся пассивны, избегают инициативных действий в познавательной деятельности |
-Учитель не настроен на учебное сотрудничество, взаимодействие с учащимися основано на дисциплинарных ролях |
-Вопросы, задаваемые педагогом, носят репродуктивный характер |
-Не принимает во внимание эстетику помещения, не заостряет внимание на культуре взаимоотношений |
-У педагога не сформированы четкие критерии оценки ЗУН -Ответы учащихся не комментируются |
-Школьники не . приобрели или не закрепили имеющиеся ЗУН |
0,6 | |
-Атмосфера не настраивает на активную учебную работу
|
-Атмосфера не настраивает на активную учебную работу |
-Речевая деятельность не выполняет основной коммуникативной функции |
-Контроль носит формальный, а не содержательный характер |
-Занятие оказывает слабое воспитательное влияние на учащихся |
1 | ||||
Ситуативный 2 балла |
-Отдельные фрагменты урока выделяются своей нацеленностью, эффективностью |
Педагог опирается на объяснительные, репродуктивные, инструктивно - практические методы |
- Активность учащихся проявляется эпизодически (на отдельных этапах урока) |
-Учащиеся слабо мотивированы на учебном взаимодействии с учителем |
-Педагог «зациклен» на привычном тексте |
-Учитель определяет воспитательные цели и решает их только на отдельных этапах |
-Учитель контролирует контрольные функции на отдельных этапах урока |
-Материал усвоен фрагментарно или только отдельной группой (продвинутых) учащихся |
1,3 |
Темп занятия не однороден: то напряжённый, то наоборот, излишне расслабляющий |
-Учитель предпочитает традиционные методы введения новых технологий обучения |
-Учащиеся ориентируются в привычной учебной ситуации, но с недоверием относятся ко |
-Совместная деятельность происходит только под патронажем педагога |
-Монологи часто нелогичны, носят стихийный характер |
-Нет системы педагогических требований к порядку на рабочих местах, культуре общения и т.д. |
-Коррекция учебного процесса осуществляется за счет времени, а не поиска нового решения проблемы |
-На занятии закреплялись в основном уже имеющиеся ЗУН |
1,6 | |
-Учебная атмосфера нестабильна, часто зависит от настроения учителя, от эпизодов, возникающих на уроке
|
-Ученики Предпочитают формы деятельности, не требующие особых,
интеллектуальных, волевых усилий |
-Слабо развиты умения совместно- поисковой деятельности -В диалог с учителем вступают только сильные учащиеся |
-Иногда речевая деятельность педагога подавляет инициативу учащихся |
Воспитывающий потенциал реализован не в полной мере |
2 | ||||
Активный 3 балла |
Урок идет в оптимальном темпе, части логически взаимосвязаны друг с другом |
-Учитель владеет объяснительными, репродуктивными, инструктивно- практическими, объяснительно- побуждающими, частично-поисковыми методами обучения, которые применяются адекватно содержанию |
-Активность учащихся адекватна запросам учебного процесса |
-Чувствуется отработанность системы учебных действий между учителем и учащимися |
-Учитель свободно владеет материалом урока, облекает его в научную и доступную для освоения форму, |
-учитель умело выстраивает тему урока, в воспитывающем ключе |
-Контроль и коррекция осуществляется на всех этапах урока |
Основной материал усвоен учащимися в объёме, достаточном для первичного освоения |
2,3 |
-Разнообразие видов учебной работы обеспечивает стабильность учебно-познавательной атмосферы |
-Ученики готовых проблемным ситуациям, поскольку' уверены в направляющей помощи со стороны учителя |
-Ученики охотно вступают в диалог' -Практически исключено дисциплинарное воздействие на детей |
-Речь выразительна, богата -Формулировки вопросов побуждают. к учебному диалогу |
-Учащимися и педагогом выработаны определенные нормы взаимоотношений, настраивающие на продуктивную работу |
-Ответам учащихся дается краткая характеристика, обосновывается та или иная оценка -Коррекция учебного- процесса проводится в зависимости от ситуации |
Ученики осваивали применение имеющихся ЗУН в новых ситуациях |
2,6 | ||
-Отработанные формы учебной работы позволяют экономить время для введения нестандартных учебных ситуаций |
-Разнообразные виды заданий обеспечивают занятость всех школьников с учетом способностей |
-Учащимися признается и принимается активное, инициирующая позиция педагога |
-Речь выступает как одно из организующих начал продуктивного урока |
Усваиваются знания и поведенческие навыки, необходимые учащимся для успешной социализации в обществе |
-Педагог готов к разнообразию в подаче и закреплению материала урока |
-Закреплен позитивный воспитывающий эффект занятия как в содержании так и в форме организации урока |
3 |