Основные виды интерактивных методов обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является углубленное изучение интерактивных методов обучения.
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть интерактивные методы обучения;
2. Изучить практические применение игр и дискуссий на уроке МХК;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Теоретическая часть
Глава I. Интерактивные методы обучения: понятие, классификация,
место в структуре методологии истории…………………………………5
Глава II. Основные виды интерактивных методов обучения
Обучающие игры…………………………………………………….8
Обсуждение сложных дискуссионных проблем………………...17
ПОПС – формулы…………………………………………………..23
Разрешение проблем………………………………………………24
Творческие задания………………………………………………...25
Использование групповой формы обучения на уроках………….32
Использование общественных ресурсов. Урок-экскурсия……...33
Интерактивные методы изучения и закрепления материала……40
Методическая часть
Список используемой литературы……………………………………….46

Файлы: 1 файл

курсовая черновик.doc

— 219.50 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение…………………………………………………………………….3

Теоретическая часть

Глава I. Интерактивные методы обучения: понятие, классификация,

место в структуре методологии истории…………………………………5

Глава II. Основные виды интерактивных методов обучения

  1. Обучающие игры…………………………………………………….8 
  2. Обсуждение сложных дискуссионных проблем………………...17
  3. ПОПС – формулы…………………………………………………..23 
  4. Разрешение проблем………………………………………………24
  5. Творческие задания………………………………………………...25
  6. Использование групповой формы обучения на уроках………….32
  7. Использование общественных ресурсов. Урок-экскурсия……...33
  8. Интерактивные методы изучения и закрепления материала……40

Методическая часть

Список используемой литературы……………………………………….46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Поиск новых форм и приемов изучения МХК в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое. В условиях гуманизации образования обучение должно быть направлено на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире.

Новые интерактивные методы дают возможность понять взаимосвязь между событиями, анализировать, иметь свое мнение, уметь аргументировать и толерантно вести диспут. Новый подход в обучении не должен основываться на парадигме усвоения новых знаний, умений и навыков, а на парадигме развития, которая обеспечивает становление человека как субъекта жизни.

Актуальность данной темы обусловлена, педагогической значимостью интерактивных методов обучения, так же необходимостью всесторонне изучить и применить на уроке МХК.

Целью данной работы является углубленное изучение интерактивных методов обучения.

Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:

1.         Рассмотреть интерактивные методы обучения;

2.         Изучить практические применение игр и дискуссий на уроке МХК;

Я считаю, что прогресс в сфере образования происходит только за счет нововведений, инновационного поиска. В наше время, когда объем информации увеличивается дидактическая функция учителя основывается не на преподавании знаний, а на формировании навыков находить их. Процесс обучения это не автоматическое преподавание программного материала ученикам, а подготовка ученика к жизни, вырабатывать способность познания мира, к творческой работе и взаимосвязи с другими людьми. Таким образом, в качестве гипотезы исследования выступает: «Применение интерактивных методов обучения на уроках МХК в основной школе способствует  более высокому уровню усвоения материала и развитию проблемно-поискового мышления»

Предмет курсовой работы: использование интерактивных методов на уроках МХК.

Объект курсовой работы: методика преподавания МХК.

Методологической основой данной работы является использование описательного метода, а так же сравнительного, который позволяет повести анализ изучения «старого» урока МХК и «нового» с помощью инновационных технологий. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.

Интерактивные методы обучения: понятие, классификация, место в структуре методологии МХК.

В педагогике существуют многочисленные классификации методов обучения. Нас интересует, та в основе, которой – роль обучающегося в процессе обучения; традиционно в ней выделяют три метода:

1) Пассивные: где учащиеся выступают в роли «объекта» обучения, которые должны усвоить и воспроизвести материал, который передается им учителем- источником знаний. Основные методы это лекция, чтение, опрос.

2) Активные: где обучающиеся являются «субъектом» обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы это творческие задания, вопросы от учащегося к учителю, и от учителя к ученику.

3) Интерактивные: От англ. (inter – «между»; act – «действие») таким образом дословный перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие учится взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностоориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся.

Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта.

            В России использование активных и интерактивных методов широко практиковалось в 20-х гг. XX в. (проектный, лабораторно-бригадный метод, производственные, трудовые экскурсии, практики). Дальнейшая разработка этих методов присутствует в трудах Сухомлинского (60-егг.), а также «педагогики – сотрудничества» (70-80-егг) - Шаталова, Амонашвили, Лысенковой и других.

Особо интересен для нас и опыт американских ученых, поскольку в последние десятилетия XX в. там проводились многочисленные эксперименты и научные исследования в области интерактивных методов, разработаны детальные руководства для учителей. Все эти методы и наработки способствуют активному использованию интерактивных методов в массовой школе.

Исследования проведенные в 80-х гг. Национальным тренинговым центром (США, штат Мэриленд), показали, что интерактивные методы позволяют резко увеличить % усвоения материала. Исследования доказали, что наименьший процент усвоения имеют пассивные методики (лекция 05%, чтение - 10%), а наибольший интерактивные (дискуссионные группы - 50%, практика через действие - 75%, обучение других, или немедленное применение - 90%). Здесь уместно привести китайскую пословицу: «Скажи мне, я забываю. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда».

Приведенные данные дают богатую пищу для размышлений о роли методов преподавания, обращает внимание на важность интерактивных методов. Тенденция отражает высокий потенциал интерактивных методов, позволяющих вести обсуждение в группах, практиковать и отрабатывать умения и навыки на уроке и в реальной жизни. И это не случайно, поскольку интерактивные методы задействуют не только сознание ученика, но и его чувства, а также волю (действие, практику), то есть включают в процесс обучения, «целостного человека».

Но все вышесказанное, конечно, не означает, что нужно использовать только интерактивные методы. Для обучения важны все виды методов и все уровни познания.

Далее целесообразно представить перечень наиболее распространенных активных и интерактивных методов. Очень сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются сложным переплетением нескольких приемов. Мы предлагаем очень условное объединение методов в группы, прежде всего по целям их использования. Использование тех или иных методов зависит от разных причин: цели занятия, опытности участников и преподавателя, их вкуса. Нужно также оговорить и условность названия многих методов. Часто одно и тоже название используется для обозначения различного содержания, и наоборот одни и те же методы встречаются под разными именами.

Итак, классификация интерактивных методов может выглядеть следующим образом:

1. Творческие, креативные задания.

2. Работа в малых группах.

3. Обучающие игры.

4. Использование общественных ресурсов (специалисты на уроках МХК, экскурсии, выставки).

5. Изучение и закрепление нового информационного материала.

- Интерактивная лекция.

- Ученик в роли учителя.

- Работа с наглядным пособием.

- Каждый учит каждого.

5. . Обсуждение сложных и дискуссионных проблем.

5.1 ПОПС – формула. 
          5.2. Проектный метод. 
          5.3 Шкала мнений. 
           5.4. Дискуссия, дебаты и симпозиум.

6. Разрешение проблем.

6.1.Мозговой штурм. 
          6.2. Дерево решений.

Глава II. Основные виды интерактивных методов обучения.

1.1. Обучающие игры.

В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно решить через технологию игровых форм обучения.

Игровая деятельность детей, возникая в дошкольном возрасте, проходит в своем развитии путь от элементарной подражательности к сложной ролевой игре. Она в начале отражает предметную деятельность людей, а затем - человеческие взаимоотношения, нормы и правила общественного поведения. Уже в школьном возрасте дети отдают предпочтение коллективным играм, которые приучают их к коллективным формам жизни и деятельности. Игровые ситуации обогащают эмоционально восприимчивость детей, обостряют их интерес, воображение и мышление, упражняют в подчинении желаний и настроений социальным требованиям.

Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.

Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими.

Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.

В игровой деятельности происходит существенная перестройка поведения ребенка - оно становится произвольным. Под произвольным поведением необходимо понимать поведение, осуществляющееся в соответствии с образом и контролируемое путем сопоставления с этим образом как этапом.

Эффективность движения, так и его организация существенно зависят от того какое структурное место занимает движение в осуществлении той роли, которую выполняет ребенок. Игра представляет собой первую доступную для школьника форму деятельности, которая предполагает сознательное воспитание и усовершенствование новых действий.

Ребенок в игре, выполняет как бы две функции; с одной стороны он выполняет свою роль, а с другой - контролирует свое поведение. Произвольное поведение характеризуется не только наличием образца, но и наличием контроля за выполнением этого образца.

Игровая технология строиться, как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса, объединенное общим содержанием, сюжетом персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию. Такое обучение помогает активизировать познавательный процесс, усваивать ряд учебных элементов.

В сюжетно- ролевых играх моделируется ситуация отдаленного прошлого, и участники играют роли исторических деятелей и представителей социальных групп, причастных к тем или иным важным событиям.

Во время игры моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, «оживают» и «действуют» люди - участники исторической драмы. Важно создать во время такого занятия специфическое эмоциональное отношение к исторической действительности. Ученики как бы наполняют «безлюдную» историю персонажами, которые они сами и изображают, в играх различного типа.

Через понимание мыслей, чувств и поступков своих героев школьники моделируют историческую реальность. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше «почувствовать» изучаемую эпоху.

Метод разыгрывания ролей наиболее эффективен при решении таких отдельных, достаточно сложных управленческих и экономических задач, оптимальное решение которых не может быть достигнуто формулированными методами. Решение подобных задач является результатом компромисса между некоторыми участниками, интересы которых не идентичны.

Такая трудная задача требует от ученика мобилизации всех умений, побуждает осваивать и углублять новые знания, расширяет его кругозор и, самое главное, заставляет овладевать целым комплексом важных умений, в первую очередь, коммуникативных. Развиваются способности школьника к восприятию, сопереживанию.

Игры классифицируют по различным признакам: по целям, по числу участников, по характеру отражения действительности. Выделены, в частности, имитационные, символические и исследовательские игры.

Семенов В.Г. выделяет несколько видов игр: 

-интерактивные игры с опосредованным воздействием на ученика-  ребусы, кроссворды;  

-интерактивные игры с непосредственным воздействием на ученика-  сюжетно-ролевые игры;

-неинтерактивные игры -индивидуальные игровые задания.

Информация о работе Основные виды интерактивных методов обучения