Основные виды интерактивных методов обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является углубленное изучение интерактивных методов обучения.
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть интерактивные методы обучения;
2. Изучить практические применение игр и дискуссий на уроке МХК;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Теоретическая часть
Глава I. Интерактивные методы обучения: понятие, классификация,
место в структуре методологии истории…………………………………5
Глава II. Основные виды интерактивных методов обучения
Обучающие игры…………………………………………………….8
Обсуждение сложных дискуссионных проблем………………...17
ПОПС – формулы…………………………………………………..23
Разрешение проблем………………………………………………24
Творческие задания………………………………………………...25
Использование групповой формы обучения на уроках………….32
Использование общественных ресурсов. Урок-экскурсия……...33
Интерактивные методы изучения и закрепления материала……40
Методическая часть
Список используемой литературы……………………………………….46

Файлы: 1 файл

курсовая черновик.doc

— 219.50 Кб (Скачать файл)

Одним из наиболее эффективных средств психологической разрядки является юмор.

Активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых в диалоговых формах лекционных занятий к которым можно приблизиться, используя "мозговой штурм". 

«Мозговой штурм»- основная задача метода сбор как можно большего числа идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов. Начинается штурм с разминки быстрого поиска ответов на вопросы тренировочного характера. Затем еще раз уточняется поставленная задача, напоминаются правила обсуждениями и старт. Каждый может высказать свои идеи, дополнять и уточнять. К группам прикрепляется эксперт, задача которого -фиксировать на бумаге выдвигаемые идеи. Для «штурма» предлагаются вопросы, требующие нетрадиционного решения. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контридей. Генерация идей происходит в группах по определенным правилам. На этапе генерации идей любая критика запрещена. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Затем полученные в группах идеи систематизируются, объединяются по общим принципам и подходам. Далее рассматриваются всевозможные препятствия к реализации отобранных идей. Оцениваются сделанные критические замечания. Окончательно отбираются только те идеи, которые не были отвергнуты критическими замечаниями и контридеями.

Знания, усвоенные "активно", прочнее запоминаются и легче актуализируются. Решение проблемных задач выступает своеобразным тренингом в развитии интеллекта. Знания, усвоенные "активно", более глубоки, систематизированы и обладают свойством переноса в другие ситуации эффект развития, творческого мышления. Наконец, подобного рода усвоение повышает интерес к усваиваемому содержанию и улучшает профессиональную подготовленность эффект психологической подготовки к профессиональной деятельности.

Программированная лекция-консультация. Эта форма занятий отличается от обычной групповой консультации тем, что преподаватель сам составляет и предлагает вопросы обучаемым. На подготовленные вопросы преподаватель сначала просит ответить обучаемых, а затем проводит анализ и обсуждение неправильных ответов.

Групповая консультация проводится, как правило, после лекции или цикла занятий, посвященных данной теме. Таким образом, отвечая на поставленные вопросы, ученики актуализируют полученные знания, привлекая свой опыт, и показывают тем самым понимание проблемы и умение правильно применять то или иное положение в конкретной ситуации.

Преимущество лекции-консультации перед другими формами проведения лекционного занятия в том, что она позволяет в большей степени приблизить содержание занятия к практическим интересам обучаемых, в какой-то степени индивидуализировать процесс обучения с учетом уровня понимания и восприятия материала каждым обучаемым.

Лекция с применением техники обратной связи. При проведении такой лекции используются специально оборудованные классы для программированного обучения, где имеется возможность с помощью технических средств получать сведения от всей группы обучаемых на поставленный вопрос. Вопросы задаются в начале и конце изложения каждого логического раздела лекции. Первый - для того, чтобы узнать, насколько обучаемые осведомлены об излагаемой проблеме. Второй -для контроля качества усвоения материала. В дальнейшем, в зависимости от количества правильных ответов, преподаватель корректирует намеченный порядок изложения материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

  1. Баранова С.П. Педагогика.- М.: Просвещение, 1976.
  2. Белявский М.Т. Работа в музеях с историческими памятниками при изучении истории СССР (с древнейших времён до 1917 г.) М., 1978.
  3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогические технологии.- М.: Педагогика, 1989.
  4. Богин В.Г. Новые технологии: возможности и результаты.- М.: Педагогика, 2002.
  5. Васильева Р.К. Экскурсия-урок // Преподавание истории в школе. М. 1973, №4.
  6. Коротаева Е.В. . “Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников” Москва – 2003 г.
  7. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М.,1994.
  8. Классный руководитель. 2005 г. №3
  9. Клокова Г.В. Методика факультативных занятий по истории: пособие для учителя. М., 1985.
  10. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории.- М.: Владос-Пресс, 2001.
  11. Короткова М.В. Проведение игр и дискуссий на уроке истории.- М.: Владос- Пресс, 2001.
  12. Кукушина В.С. Педагогические технологии.- Ростов на Дону.: Март, 2002.
  13. Кулюткин Ю.К. Эвристические методы в структуре решений.- М.: Педагогика, 1970.
  14. М.В.Короткова. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. Москва, 2003г.
  15. Методика обучения истории в средней школе. Пособие для учителей. В 2-х ч. Ч. 1. Отв. Ред. Ф. П. Коровкин. М., «Просвещение», 1978.
  16. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002.
  17. Подласый И.П. Педагогика.- М.: Владос, 1999.
  18. Пономарицкий В.Ф. Организация учебных экскурсий // Преподавание истории в школе. М. 1973, №4.
  19. Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории. М. 1974.
  20. Селевко Г.К.. Современные образовательные технологии. Москва, 1998г.
  21. Смирнова А.С. Педагогика, педагогические теории, системы, технологии.- М.: Академия, 1999.
  22. Соколовский Ю.Е. Об оранизации познавательной деятельности учащихся на экскурсии. // Преподавание истории в школе. М. 1966, №3.
  23. Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы. Учитель-2000, №1
  24. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.- К.: Радянська школа, 1972.
  25. Харламов И.Ф. Педагогика.- М.: Высшая школа, 1990.
  26. Хуторский А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения.- СПб.: Питер,2004.
  27. Чередов И.М. О формах учебной работы в средней школе. М., 1988.

 

 

 


Информация о работе Основные виды интерактивных методов обучения