Основные виды интерактивных методов обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является углубленное изучение интерактивных методов обучения.
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть интерактивные методы обучения;
2. Изучить практические применение игр и дискуссий на уроке МХК;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Теоретическая часть
Глава I. Интерактивные методы обучения: понятие, классификация,
место в структуре методологии истории…………………………………5
Глава II. Основные виды интерактивных методов обучения
Обучающие игры…………………………………………………….8
Обсуждение сложных дискуссионных проблем………………...17
ПОПС – формулы…………………………………………………..23
Разрешение проблем………………………………………………24
Творческие задания………………………………………………...25
Использование групповой формы обучения на уроках………….32
Использование общественных ресурсов. Урок-экскурсия……...33
Интерактивные методы изучения и закрепления материала……40
Методическая часть
Список используемой литературы……………………………………….46

Файлы: 1 файл

курсовая черновик.doc

— 219.50 Кб (Скачать файл)

В тактике творческого стиля преподавания просматриваются следующие линии поведения учителя: 

• умение сформулировать учебно-познавательные проблемы; 

• стимулировать к поиску новых знаний и нестандартных способов решения заданий и проблем; 

• поддерживать ученика на пути к самостоятельным выводам и обобщениям; 

• создавать атмосферу творчества посредством моделирования ситуации успеха; 

• стремиться к выполнению принципов гуманности и саморазвития.  

Анализ некоторых учебных программ по МХК общеобразовательной школы показал, что развитие креативных способностей не является основной целью предложенных программ и, следовательно, в них не отведено достаточного времени на обеспечение должного уровня развития творческого мышления, творческого воображения и применения методов творчества в процессе выполнения предложенных заданий. Содержащиеся в учебных курсах творческие задания в основном направлены на развитие интуиции учащихся, нахождение нескольких вариантов ответов. Творческая деятельность школьников ориентирована на использование преимущественно методов перебора вариантов, аналогию, некоторых приемов фантазирования. Но программы в целом не предусматривают развитие креативных способностей учащихся через целенаправленное выполнение творческих заданий. Также в учебные курсы не включены задания, содержащие противоречия, и не предполагается обучение выполнения такого типа творческих заданий.

Педагогические формы и методы включают в себя совместную групповую работу, моделирование, ролевые игры, дискуссии, индивидуальные и групповые проекты. Эти методы обучения не только повышают интерес учеников к истории и обществознанию, но и обеспечивают более глубокое усвоение содержания учебного материала и выработку гражданских навыков. Все методики, используемые на уроках истории и обществознания, позволяют включить учащихся в целенаправленный творческий процесс мыслительной деятельности.

Контрольные измерительные материалы включают в себя классические тестовые задания с выбором правильного варианта ответа из четырех предложенных, с открытым кратким ответом, а также задания с развернутым ответом, предполагающие различные виды деятельности: анализ источника, систематизация материала, представление общей характеристики, сравнение событий, явлений, анализ версий. Поэтому, при выполнении тестов ученикам необходимы навыки творческого мышления. Используя в работе определенную систему, у детей вырабатывается позитивное отношение к тестам. Начиная с простых заданий, которые используются на уроках, у учеников создается ситуация успешности, доброжелательный эмоциональный фон. Так как в нашей школе созданы классы коррекции, то у некоторых ребят несложный тест практически единственная возможность получить хорошую оценку, что является важнейшим психологическим аспектом. 

Для того чтобы работать с тестами, учителю необходимо знать, какие знания и умения по МХК могут контролироваться такими заданиями. 

1. Хронологические знания и умения. 

а) Называть даты важнейших событий. 

б) Соотносить год с веком, устанавливать последовательность событий. 

2. Знание фактов.  

а) Называть место, обстоятельства, участников, результаты.  

б) Знать достижения культуры и науки. 

3. Умение анализировать.  

а) Сопоставлять единичные культурные факты и общие явления  

б) называть характерные, существенные черты културологических событий и явлений 

в) классифицировать культурные явления по указанному признаку  

г) сравнивать культурные события и явления. 

4. Знания понятий и терминов. 

5. Умение устанавливать причинно-следственные связи. 

6. Знание и умение работать с источниками. 

а) Определять автора, время, время создания 

б) находить необходимую информацию 

в) сравнивать несколько источников  

В процессе обучения детям предлагается выполнить различные тесты. 

1. Базисные тесты. Этот вид тестирования проводится после завершения изучения каждого раздела. Их главная задача состоит в том, чтобы закрепить у ребят знание основных ключевых понятий и терминов, культурных фактов, дат, имен. 

2. Текущие тесты. Это тесты, которые мы используем для контроля знаний и умений учащихся при изучении какой-либо отдельно взятой темы, параграфа. Такой вид работы особенно хорошо использовать для проверки текущих знаний на уроке для всего класса в целом, а возможно и для отдельно взятых учеников. 

3. Итоговый тест. Такой вид работы проводится, как правило, по итогам четверти или полугодия. Особенность такого теста состоит в том, что результаты работы показывают не только уровень усвоенных учениками знаний, но и дают учителю общее представление о том, какие темы или вопросы оказались для ребят более сложными и вызвали затруднение. У преподавателя имеется возможность подкорректировать поурочное планирование, доработать какие-то вопросы, возможно, уделить им больше внимания. Но главная задача состоит в том, чтобы выяснить уровень усвоения учащимися учебного материала за достаточно длительный срок и по нескольким темам сразу. 

Все более и более популярным в образовании становится метод проектов. Это вызвано тем, что проект – это открытая и динамичная форма организации учебной деятельности ребят и педагогической деятельности учителя, которая предполагает выбор темы и творческое решение. Этого не может в полной мере обеспечить традиционный урок. Проект устроен иначе. В нем основное содержание деятельности определяется учащимися самостоятельно и на основе выбора, что позволяет не только мотивированно усваивать отобранную информацию, но и накапливать опыт конструирования своей деятельности. Система проектов дает ученику большую степень свободы, возможность проявить мотивированный интерес к тому, что он выбрал в качестве предмета изучения, выработать и отстаивать собственную позицию и систему взглядов, развивая критическое мышление. 

Эта деятельность требует больших совместных умственных усилий учеников и учителей. Важно, чтобы и те и другие получали как можно больше удовлетворения в процессе работы. На уроках ребятам предлагается решить ряд оригинальных задач по МХК, с учетом их возрастных особенностей. Вопросы эти, как правило, трудные и редко допускают однозначный ответ. Их обсуждение на уроках очень полезно: так дети и подростки достигают с помощью учителя наивысших доступных им вершин исторической мысли и познают на личном опыте вкус к научной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.6. Использование групповой формы обучения на уроках. 

Работа в малой группе способствует эффективному усвоению новой и актуализации уже имеющейся информации, отработке учебных умений. Групповая работа обеспечивает высокую мотивацию детей к изучению прошлого, установлению связей между прошлым и настоящим, развивает деятельностно-коммуникативные навыки, улучшает психологический климат в классе.

Можно выделить несколько общих принципов, при соблюдении которых групповая практическая работа на уроке будет по-настоящему эффективной.

«Внедрение групповых форм работы на уроке должно быть системным, т.е. групповые формы должны применяться не от случая к случаю, а периодически, причём именно тогда, когда они могут дать максимальный эффект. Оптимальный вариант – полноценные, интенсивные занятия в малых группах равномерно в течение учебного года, по 1-2 занятия в каждом крупном тематическом блоке».

          Групповая практическая работа особенно эффективна на уроке, посвящённом закреплению и углублению новых знаний или отработке умений и навыков, на повторительно-обобщающем уроке, а также на уроке изучения нового материала, если этот материал хорошо известен ученикам помимо школьного урока МХК.

Группы должны формироваться с учётом психологических особенностей данного класса.

Оценка деятельности ученика на уроке должна складываться из оценки его личной деятельности и деятельности группы в целом. Недопустимо выставлять одинаковую отметку всем членам группы независимо от их личного участия в работе.

 

 

 

1.7. Использование общественных ресурсов. Урок-экскурсия.

Одним из интерактивных методов обучения является обучение МХК посредством экскурсий,  выставок, спектаклей и представлений. В первую очередь, мы дадим характеристику уроку в форме экскурсии, поскольку посещение выставок, с целью изучения, например культуры родного края, также может рассматриваться как экскурсия в музей. Посещение же спектаклей или представлений, которые носят исторический или культурный характер и помогают учащимся вжиться, осмыслить и глубоко понять ту или иную эпоху может рассматриваться как один из видов экскурсии. Урок-экскурсия является одним из типов урока, проводимого в соответствии со школьной программой и включающего обязательное содержание школьного курса МХК. Особенностью урока-экскурсии является то, что процесс обучения реализуется не в условиях классного помещения, а во время непосредственного восприятия учениками ее предметов и явлений. 

Основными признаками урока-экскурсии является то, что он: 

а) содержит основные материалы, обязательные для изучения по программе и учебнику на основе формирования общих представлений; 

б) проводится, как правило, в целях изучения нового материала, связанного с общим курсом МХК; 

в) охватывает сравнительно узкую тему или период; 

г) ограничен во времени, приблизительно 1-1,5 академического часа; 

д) организуется в то время, когда в школе изучается именно эта тема школьного курса.; 

е) знание содержания этого урока обязательно для учащегося и оценивается в журнале, как и другие уроки; 

ж) проводится, как правило, учителем. 

        Классифицируют уроки-экскурсии по нескольким признакам: по объему содержания учебного предмета (однотемный, многотемный) и по его месту в структуре изучения раздела (вступительный, текущий, итоговый).

Эффективность урока-экскурсии, прежде всего, зависит от его подготовки учителем. Эта работа выполняется в такой последовательности:  

1. Указание темы урока-экскурсии по программе МХК. 

2. Указание его вида. 

3. Составление логической схемы содержания урока-экскурсии по учебнику МХК. 

4. Конкретизация содержания соответственно с теми объектами, которые находятся на месте экскурсии (учитель заранее изучает маршрут и место проведения урока-экскурсии). 

5. Указание учебной, развивающей и воспитательной целей данного урока. 

6. Разработка методики проведения урока-экскурсии.

7. Подготовка школьников к уроку.

8. Подбор необходимого оборудования.

Цель урока-экскурсии может заключаться, во-первых, в сообщении новых знаний по МХК, в закреплении и конкретизации имеющихся знаний у учащихся, во-вторых, воспитание ценностного отношения к МХК своей страны, своего города, своего народа, в-третьих, уроки-экскурсии призваны способствовать развитию у школьников умений, связанных с восприятием и анализом источников, умением локализовать события в пространстве. Особенностью урока-экскурсии является то, что помимо исторического и культурного компонента знаний в содержание знаний об экскурсионных объектах включается краеведческий компонент.

Урок-экскурсия должен иметь точно определенную тему, связанную с характером и содержанием фактографического материала, включенного в него содержание. Тема экскурсии выбирается с учетом плана учебной и внеклассной работы по МХК, она может быть также связана с работой, которая проводится на занятиях в факультативах и кружках. Урок-экскурсия, проводится в соответствии с календарно-тематическим планированием.         

Одним из распространенных видов урока - экскурсии является пешеходная экскурсия, которая может также предусматривать посещение музея или музейно-архитектурного комплекса. В ходе такой экскурсии экскурсовод побуждает учеников внимательно всматриваться в объекты и с помощью вопросов, в которых содержатся определенные познавательные задания, предлагает им извлечь ответы в ходе непосредственного наблюдения.

С помощью слова экскурсовод руководит наблюдением, которое осуществляется учащимися, а знания об облике объекта, его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях ученики извлекают из самого наглядного объекта в процессе наблюдения. 

В процессе наблюдения экскурсовод  сообщает сведения, которые они не в состоянии извлечь. Это имеет место в тех случаях, когда школьники по своим знаниям и опыту, уровню развития не могут самостоятельно выделить и осмыслить связи, отношения, признаки в явлениях и событиях.

При проведении экскурсии психологически важен сам по себе факт посещения и наблюдения подлинного места исторического события, жизни и деятельности людей. По этому поводу Пономарицкий писал, что «весьма полезно при изучении истории живо представлять детям ту местность, где событие совершается, природу этой местности и, если возможно, то время года, в котором это событие происходило». Памятные места вызывают глубокий познавательный и эмоциональный интерес у учащихся, надолго  ими запоминаются. Во время наблюдения памятного места школьники не могут воспринять исторические события, происходившие в прошлом. О них ученики узнают из рассказа экскурсовода.

Объектами показа при проведении урока экскурсии могут быть памятные места. Однако, в повествование можно включать и сюжеты, связанные, например, с историей памятников более раннего или более позднего периода. Объектами показа при проведении урока-экскурсии могут быть документальные источники.

.  В процессе работы наиболее важные объекты показа наносятся на карту, чаще всего, это крупномасштабная карта района. По каждому из отобранных объектов составляется карточка с кратким описанием его истории, облика, важнейших исторических событий, связанных с ним. Необходимо составить так же паспорт, в котором должны быть указаны: 

а) наименование и описание объекта показа;

б) точное его местонахождение; 

в) протяженность пути от школы, транспортные пути и стоимость проезда;

г) особенности объекта, его состояние;

д) можно ли прибегнуть к помощи экскурсовода музея или экскурсионного бюро при его показе; 

Информация о работе Основные виды интерактивных методов обучения